Проект Хромотерапия для средней группы
проект (средняя группа)

Макарова Наталья Анатольевна

Актуальность:

С каждым годом общество предъявляет все более высокие требования к воспитанию и обучению детей. В сложившихся условиях одной из основных психолого- педагогических задач является поиск новых технологий, способствующих интенсификации процесса воспитания и обучения в сочетании с сохранением психологического здоровья детей.

Цель проекта:

 

Создание условий для сохранения психологического здоровья дошкольников, повышения адаптивных возможностей детей в развитии, поведении, в отношениях с другими, раскрытия потенциальных творческих резервов детей, используя метод хромотерапия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hromoterapiya.docx152.31 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №3 СП "Детский сад№31 "Сказка" г.о Чапаевск

Проект «Хромотерапия»

срок: долгосрочный

Тип: Практико-ориентированный

https://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/86/166/86166198_large_77D26DF450D34AC18D1E2C3D4EFC5595.jpg

воспитатели: Макарова Н.А.

Афиногенова В.В.

2018-2019г.

Введение

Актуальность:

С каждым годом общество предъявляет все более высокие требования к воспитанию и обучению детей. В сложившихся условиях одной из основных психолого- педагогических задач является поиск новых технологий, способствующих интенсификации процесса воспитания и обучения в сочетании с сохранением психологического здоровья детей.

Одним из методов, позволяющих сохранить психологическое здоровье дошкольников, является хромотерапия.

Хромотерапия основана на принципе проникновения фотонов света в наш мозг и воздействие на определенные свето - зависимые гормоны.

Проект отвечает современным требованиям ФГОС ДО.

Гипотеза:

Развивающая деятельность, организованная по методу хромотерапии, будет способствовать коррекции психологического развития дошкольников, развитию эмоционально-личностной сферы и сохранению их психологического здоровьяесли:

- создана концепция сохранения психологического здоровья дошкольников, важнейшим положением которой является необходимость расширения психологического образования, являющееся одним из принципов успешного развития, воспитания и образования дошкольников;

- выявлены факторы, оказывающие влияние (положительные и отрицательные) на сохранение психологического здоровья детей;

- определены содержание, методы и формы психологической помощи, помогающие преодолеть психологические трудности и сохранить здоровье детей.

Вид проекта:

Практико-ориентированный. Проект ориентирован на личностное развитие воспитанников.

Участники проекта: Воспитатели группы компенсирующей направленности, дети, родители, социальные партнеры.

Цель проекта:

Создание условий для сохранения психологического здоровья дошкольников, повышения адаптивных возможностей детей в развитии, поведении, в отношениях с другими, раскрытия потенциальных творческих резервов детей, используя метод хромотерапия.

Особые условия проведения профилактической и коррекционно-развивающей работы по теме:

• Использование здоровьесберегающих и природо - сообразных технологий (релаксация, психогимнастика, пальчиковые и подвижные игры, активное использование цвета, аромата и звука на одном занятии, постоянная смена деятельности, свободное расположение во время проведения занятия, подача материала в состоянии релаксации и др.);

• Использование разнообразных заданий и упражнений для творческого самовыражения и самореализации в целом

Задачи:

1. Обогащать эмоциональный мир ребенка, используя метод погружения в цветцветовосприятие.

2. Формировать первичные представления ребенка о самом себе, способность осознавать себя как личность, принимать себя и понимать собственную ценность как человека.

3. Способствовать осознанию своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности.

4. Развивать интегративные качества: любознательность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, способность решать интеллектуальные и личностные задачи.

5. Расширять поведенческий репертуар дошкольника, возможность управлять эмоционально-волевыми процессами.

6. Развивать коммуникативные способности.

7. Способствовать творческой самореализации дошкольников.

Предмет:

Хромотерапия, как метод по преодолению психологических трудностей и сохранение психологического здоровья детей.

Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос, какими должны быть содержание, методы и формы психологической помощи, помогающие преодолеть психологические трудности и сохранить здоровье детей.

Ожидаемые результаты:

Дети

• Снизится количество тревожных детей и гиперактивность детей 

• Повысится коммуникативная культура детей.

• Положительная динамика психического развития детей и развития произвольной сферы детей.

• Расширятся представления детей о самих себе и окружающем мире.

• Активизируется процесс самопознания и познания окружающего мира.

• Снизится число конфликтов.

Педагоги

• Приобретение педагогами нового опыта работы по сохранению психологического здоровья детей, повышение профессионального мастерства

• Пополнится развивающая среда в группе.

• Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей

Родители

• Обогащение уровня

психологических знаний

родителей.

• Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по сохранению психологического здоровья дошкольников.

• Возможность участвовать в совместных психологических проектах.

  1. Создание творческой группы – родители и дети группы.

В проекте согласились участвовать родители средней группы «Дружная семейка» - 30 человек. Каждый согласился внести свой вклад в проект.

  1. Исследование ситуации.

Изучение программно-методического материала по направлению работы. Как цвет влияет на состояние детей?

Предварительная работа:

Повышение собственной профессиональной компетентности

Знакомство с новыми технологиями:

Личностно-ориентированная, технология сотрудничества,

Программой Н. М. Погосовой «Цветовой игротренинг»

Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом Подбор программно-методического материала по направлению работы

Подбор диагностического материала

Обогащение игровой среды, материала для оформления группы, кабинета Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:

- альбом «Холодные цвета, теплые цвета»;

- методическое пособие «Психологические сказки»;

- набор мелких предметов разного цвета (бусы, пуговицы и т. д.);

- альбом с изображением предметов различного цвета;

- набор колокольчик;

- альбом с загадками.

Создание компьютерных презентаций

Педагогическое просвещение родителей Анкетирование родителей по вопросам сохранения психологического здоровья детей дома

Проведение консультаций

Оформление наглядно материала по направлению работы

ДЕЯТЕЛЬНЫЙ Выявить особенности личностного развития детей, состояния эмоциональной сферы Проведение диагностики по методикам: Восьми цветовой тест Люшера, методика «Лесенка» В. Г. Щур, методика «Паровозик», методика изучения эмоционального самочувствия ребёнка Кучеровой Е. В., тест «Кактус» М. А. Панфиловой, социометрический опрос «Подарок», методика «Волевая готовность» Ш. Н. Чхарташвили.

Реализация поставленных задач Составление перспективного плана проведения НОД, планирование интегративных занятий, согласование совместных игр с социальными партнерами.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный 

2 этап – деятельностный 

3 этап – оценочный 

3. Разработка плана

Виды деятельности

Мероприятия

1

Проведение НОД

Разработка конспектов занятий.

2

Применение в работе с детьми компьютерных технологий

 Презентации

3

Проведение праздников цвета

 Развлечение в группе

4

Индивидуальная работа с детьми.

 Настольные игры

5

Работа с педагогами Консультация для педагогов

Хромотерапия, или лечение цветом

6

Оформление картотеки

дидактических игр с содержанием «Цвет»

7

Работа с родителями

Создание альбома «Цвет и мы»

8

Наглядная агитация для родителей

(папки-передвижки с рекомендациями по сохранению психологического дошкольников в домашних условиях, газета «Альманах цвета»)

Оформление группы в соответствующий цвет

4. Мониторинг на начальном этапе:

Ф.И.О. ребенка

Преоблад.  эмоции

Темп результативн. деятельности

Регуляторные возможности

Соблюдение соц. норм

Познавательн интерес

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОЦЕНОЧНЫЙ Оценка эффективности проведения работы с детьми Диагностика и мониторинг

Проведение итоговой диагностики по определению состояния эмоциональной сферы дошкольников, их личностных особенностей, волевой сферы .  Оценка эффективности работы педагога Подведение итогов работы

Презентация проекта (на педагогическом совете)

Мастер – класс для педагогов- психологов города

Проведение городской стажерской площадки по теме

Определение перспектив работы

Оценка эффективности работы с родителями Анкетирование

Обобщение опыта семейного воспитания

Фотовыставка

Мониторинг на заключительном этапе:

Выводы: Проведенная работа с воспитанниками группы компенсирующей направленности по сохранению психологического здоровья с использованием хромотерапия позволила прийти к следующим результатам:

- общее эмоциональное состояние детей улучшилось: снизилось количество тревожных

детей, снизилось количество страхов;

- у детей сформировались первоначальные представления о себе и окружающем мире;

- повысился уровень развития воображения у детей;

- снизилось проявление вербальной и физической агрессии, дети стали терпимее и дружелюбнее относиться друг к другу.

Название показателей

Анкетирование родителей

Сбор информации о ребёнке

Заключение.

5. Экологическая тематика в жизни детского сада

«Художествнено - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»

6. Предоставление информации и сотрудничество

Родители группы, лесное хозяйство г. о. Чапаевск.

7. Составление экологического кодекса

Рисовать я хочу
осязанье и звук,
запах ветра,
дыханье Вселенной,
оптимизм муравья,
бесконечность бытья

и соль Земли вечной.

Список литература:

1. Восьми цветовой тест Люшера психофизиологическое состояние дошкольника, активность и коммуникативные способности.

2. Методика «Лесенка» В. Г. Щур Исследование самооценки детей старшего дошкольного возраста

3. Методика «Паровозик» Определение степени позитивного и негативного психического состояния ребенка

4. Тест «Кактус» М. А. Панфиловой Исследование эмоционально-личностной сферы ребенка

Социометрический опрос «Подарок» Выявление положения ребёнка в группе сверстников и его взаимоотношений с окружающими

5. Методика «Волевая готовность» Ш. Н. Чхарташвили Способность к проявлению волевых усилий

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ И ЦВЕТООЩУЩЕНИЯ (ЦВЕТОТЕРАПИЯ).

«ПОКРЫВАЛА ФЕИ»

цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. Рассматриваем сквозь них окружающее пространство, обертываемся в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние малыша. Например, увидев возбужденного ребенка, можно предложить ему отправиться вместе в волшебную голубую страну. Представьте: прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации!


  «РАЗНОЦВЕТНЫЙ ДОЖДИК»

пробегая под «теплыми» и «холодными» струями разноцветного дождя, можно предлагать детям изобразить мимикой или рассказать о своих эмоциях, которые у них вызывает тот или иной цвет. Малышу, который грустит предложить побегать под «теплыми» струями; разбушевавшемуся - под «холодными». Можно побегать вдоль от «теплых» до «холодных» струй и обратно, изображая соответствующие эмоции. Таким образом, учить детей управлять своими эмоциями, меняя свое настроение, правильно ощущать цвета.

 «ЗАЖГИ РАДУГУ»

на полу расстилается белое полотно с размеченными тесьмой дугами. Детям предлагается «зажечь радугу», т.е. выложить крышками дуги радуги. В этой игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, они общаются, придумывают название своей страны, истории про ее жителей. Они могут и сами очутится в этой стране и рассказать о своих приключениях. Учитываю психоэмоциональное состояние детей, их коммуникативные качества. «Холодные» цвета радуги можно предложить «зажечь» детям активным, подвижным. Замкнутым, малоподвижным – теплые. Вариантов объединения детей в группы множество, в зависимости от ситуации, от настроения и поведения детей.

  «РАДУЖНАЯ СТРАНА»

 - расселяем «жильцов» (мелкие игрушки, картинки с изображением сказочных героев разных по характеру, выражающих разные эмоции). Дети, рассказывают почему расселили игрушки именно так, придумывают про них истории. Можно включится в игру, создав проблемную ситуацию: к счастливым, радостным жителям Желтой страны проникает злой черный колдун. Можно предложить им реальную ситуацию: попадает не колдун, мальчик-драчун. Дети придумывают невероятные истории.

Т.е. работая с цветом, обязательно уточняю его психологические характеристики.
Аналогично можно путешествовать по
«РАДУГЕ ИЗ ЛЕНТ».

«ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» -

 ребята дуют на вертушку или бегают с ней. По сигналу «стоп» останавливаются. Дети называют цвет, на который показывает стрелочка и описывают свои ощущения. Например: красный: «Ой, как нам жарко, мы попали в Африку, ярко светит солнце» и т.д.

Игра хорошо развивает фантазию и воображение. Как вариант, дети рассказывают о своем настроении, соответствующему цвету, или о событии в жизни, о котором напомнили цветовые ассоциации.

 Активно использую бросовый материал, например, пробки, для выполнения таких творческих заданий, как «Выложи свое настроение», «Портрет сказочного героя», «Портрет осени», «Мое настроение» и т.п.

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦВЕТНУЮ СТРАНУ».

Дети сами выбирают определенный цвет или оттенок цвета. И ему посвящается весь день. Цвет присутствует в оформлении группы, в элементах одежды, игрушках, салфетки заданного цвета, выставка предметов определенного цвета. Заранее договариваюсь с родителями о том, какого цвета одежда предпочтительнее в этот день. Чтобы не перегрузить детей цветом, все предметы насыщенных густых оттенков выставляются на 2-3 часа, а предметы нежного приятного оттенка на целый день.


 «КОВРИК НАСТРОЕНИЙ».

Перед завтраком можно собираться в кружок, приветствовать друг друга, рассказывать о своем настроении, в соответствии с которым каждый ребенок выбирает определенный цвет квадратика и помещает туда свою фотографию. В течении дня он может самостоятельно перевесить свою фотографию на другой квадратик, если у него поменялось настроение. А вечером перед уходом мы беседуем о прошедшем дне и о переменах в настроении, почему они произошли. Это прекрасная возможность для педагога скорректировать индивидуальную работу с детьми, уделив больше внимания ребенку, который чем-то огорчен или расстроен. Ваша задача, создать благоприятные условия для детей, чтобы они уходили домой в хорошем настроении и с радостью шли в детский сад.
    С середины года можно будем рисовать свое настроение. Ежедневно в конце дня (1 неделя в месяц) будут распускаться «цветы настроения». Во второй половине дня проводится беседа, дети анализируют, как прошел их день (настроение, поведение, поступки), а затем выражают все это в цвете. Таким образом, дети приобретают навык самоконтроля и учатся управлять своими эмоциями. Каждому хочется, чтобы его лепесток был самым красивым.


Дидактическая игра «Сделай радугу»

   Детям предлагается «зажечь радугу», т.е. выложить из конструктора дуги  радуги. В этой игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, они общаются .Следует учитывать психоэмоциональное состояние детей, их коммуникативные качества. «Холодные» цвета радуги можно предложить «зажечь» детям активным, подвижным. Замкнутым, малоподвижным – теплые. Вариантов объединения детей в группы множество, в зависимости от ситуации, от настроения и поведения детей.

Дидактическая игра «Волшебные платочки».

    Через цветные платочки из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов рассматриваем  окружающее пространство, обертываемся в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние малыша. Прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации!
  «Желтая солнечная физкультура». Заранее договариться с родителями, о том что в одежде должен присутствовать желтый цвет. Дети выстраиваются в музыкальном зале. Появляется герой-солнышко, которое предлагает сделать зарядку, выполнить задания, поиграть и в конце их ждет сюрприз (как узнается позже) желтые шарики. Вроде бы обычная  физкультура, но с использованием цвета вызывает у детей восторг, настраивает на позитивный лад и они с удовольствием занимаются.

Упражнение «Мою руки» (пальчиковая гимнастика).

Мыло бывает разным-преразным (дети намыливают руки):

Синим (соединяют подушечки указательных, пальцев),

Зеленым (соединяют подушечки средних пальцев),

Оранжевым (соединяют подушечки безымянных, пальцев),

Красным (соединяют подушечки мизинцев).

Но не пойму, отчего, же всегда

Черной-пречерной бывает вода (отображают эмоцию удивления: поднимают вверх брови, округляют глаза, приподнимают плечи, разводят в стороны руки)?

После окончания упражнения расслабляют мышцы тела, свободно свесив руки, слегка согнув колени и наклонив голову вперед.

 

Упражнение на координацию речи с движением «Желтая песенка».

Желтое солнце на землю глядит, (Руки вверх, потянулись, глаза вверх),

Желтый подсолнух за солнцем следит. (Качание руками влево — вправо),

Желтые груши на ветках висят. (Встряхивание руками вниз),

Желтые листья с деревьев летят. (Махи руками в стороны — вверх — вниз),

Желтая бабочка, желтая букашка.

Желтые лютики, желтая ромашка. (Приседания).

Желтое солнышко, желтенький песочек,

Желтый цвет радости, радуйся дружочек. (Прыжки на месте).

Как известно, большая часть индивидуальной работы отводится автоматизации поставленного звука. Использование цвета в период автоматизации может превратить скучную работу в интересную. В зависимости от автоматизируемого звука логопед предлагает ребенку картинки разных предметов, но одного цвета. Нужный звук, таким образом, повторяется многократно, а ребенок получают интерес от процесса работы с цветом. Например, автоматизация звука «ж»: желтый жакет, желтый жилет, желтый пожар, желтый флажок, желтый медвежонок.

« Забавные прищепки».

Задачи:

  • Учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету.
  • Развивать мелкие движения рук, соотносящие действия, координацию действий обеих рук, зрительное восприятие, внимание, память.
  • Воспитывать        эмоциональное        отношение         к результатам своего труда, усидчивость, терпение.

Оборудование

Силуэты персонажей (ежик, солнце, елочка, рыбка, цветочек, петух).

Педагог может предложить играть сразу двум детям. Вначале игры дети должны освоить манипуляцию с прищепкой (открыть - закрыть). Затем педагог показывает цепочку действий, после этого дети самостоятельно выполняют эти действия.

« Ложки - девочки».

Задачи:

  • Учить детей выполнять соотносящие действия, согласовывать движения обеих рук, анализировать план - схему, подбирать по цвету резинки, соблюдать последовательность их нанизывания.
  • Закреплять знания цветов и оттенков.
  • Развивать мелкую ручную моторику, зрительное восприятие, внимание, мышление, память.
  • Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость.

Оборудование.

Набор резинок различных цветов (для волос), одноразовые пластмассовые ложки с лицами кукол; карточки - схемы с вариантами чередования резинок по цвету.

Ход игры

Игровые задания:

  1. Подбери платье для девочки - ложки, в соответствии с образцом.
  1. Подбор цвета по слову, педагог называет цвет, ребенок выбирает соответствующую резинку по цвету и нанизывает на ложку.
  2. Подбери платье для девочки, как цвета у радуги. Последовательное расположение цветов в спектре.

« Жучки на полянке».

Задачи:

  • Закреплять названия основных и дополнительных цветов.
  • Дать представление детям о том, что цвет - признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения.
  • Развивать соотносящие действия, мелкую моторику рук, зрительное восприятие, внимание, мышление.
  • Воспитывать познавательный интерес.

Оборудование.

Цветы из белой бумаги с цветными серединками по цветам спектра; жуки, выполненные из ткани разных цветов (из бумаги); полянка - зеленая ткань. Игровые действия. Подбор предметов однородных с использованием приемов наложения и приложения.

Ход игры.

Игровые задания:

1. « Помоги жучку найти свой домик».

2.« Назови цвет». Педагог показывает жука, и просит ребенка назвать какого цвета у него домик.

3.«Жучки играли в прятки и перепутали свои домики».

«Угости гномов фруктами и овощами»

Задачи:

  1. Учить распространять предложения
  2. Развивать мелкую моторику
  3. Развивать зрительное восприятие, мышление.
  4. Закреплять знания цветового спектра у детей

Оборудование: гномы (жёлтый, красный, зелёный, синий, фиолетовый, оранжевый); набор фруктов и овощей.

Ход игры: Гномики пришли в гости. Педагог предлагает детям угостить гномов фруктами (овощами). Как вы думаете, какие фрукты и овощи любят гномы?  Например, Жёлтый гномик любит банана, красный – яблоко. Как вы думаете, почему?

«Письмо от Незнайки»

Задачи:

  1. Развивать слуховое восприятие.
  2. Учить сопоставлять цвета с предметами.

Ход игры: Педагог читает детям письмо от Незнайки, и предлагает найти в нём ошибки.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Давненько мы с вами не виделись. Это лето я провёл в Солнечном городе. Было очень жарко, синее солнце так и палило. В розовом небе не было ни одного облачка. Целыми днями я купался в оранжевой реке, загорал. Стал фиолетовым, прямо как огурец. Но вот лето закончилось,  наступила осень. Листья на деревьях посинели, стали опадать. Совсем скоро наступит зима, выпадет жёлтый снег, все поставят в домах красные ёлки. После Нового года я приеду к вам в гости и привезу угощение – розовые апельсины и сиреневые бананы. До свидания ваш друг Незнайка».

«Слова и краски»

Задачи:

  1. Обогащать словарь детей эпитетами.
  2. Развивать чувство цвета у детей.
  3. Учить видеть связь между цветом и настроением.

Оборудование:  иллюстрации или открытки-репродукции, на которых изображена природа в разное время года.

Ход игры: Педагог показывает детям иллюстрацию и предлагает поиграть в игру-соревнование, кто больше придумает слов:

- Небо какое? (голубое, ячное, безоблачное, высокое и т.д.)

- Когда небо голубое? (летом, утром, когда тепло, нет туч, в ясный день)

- Когда небо голубое, погода хорошая, ясный солнечный день, настроение, у нас какое? (радостное, весёлое, хорошее и т.д.)

Таким образом, включая элементы хромотерапии на логопедических занятиях,  мы можем говорить о том, что процесс коррекции речевых нарушений проходит быстрее,  вызывает у детей интерес, дарит яркие образы, хорошее настроение, формирует эстетические чувства.

Следующая форма работы:

Чтение художественной литературы- Семь цветных сказок.

-Хотите я расскажу вам семь сказок?

- А какие они будут?

-Одна желтая, другая зеленая, потом голубая, потом красная, еще синяя и лиловая, а самая последняя оранжевая, про девочку у которой было много разноцветных передников и мамин лиловый зонт. Чтение таких сказок активизирует логику, уменьшает эмоциональную нестабильность, развивает воображение.

   Сочинение цветных сказок, как в группе , так и дома с родителями. Понятно, что яркие сказки, например, желтая и красная, зеленая и оранжевая получаются веселые, красочные, а вот черная наоборот. Но ведь и черную краску можно преобразить, добавив в нее немного цвета и фантазии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект с детьми средней группы "Тайна моего имени".

Проект с детьми "Тайна моего имени"....

Проект "Удивительная глина" средняя группа

Проект "Удивительная глина" (образовательная область "Познание") средняя группа...

ПРОЕКТ«Будь здоров!» Средняя группа Краткосрочный проект

ПРОЕКТ«Будь здоров!»Средняя  группаКраткосрочный проект...

Тематический проект «Осень разноцветная» Тематический проект «Разноцветная осень» средняя группа

Тематический проект «Осень разноцветная» Тематический проект «Разноцветная осень» средняя группаСиротенко МаринаТематический проект «Осень разноцветная» Тематически...

Краткосрочный проект во второй средней группе.Название проекта – «Космическое путешествие»

Краткосрочный проект во второй средней группеНазвание проекта – «Космическое путешествие»Автор проекта – Григорьева И.С.Тип проекта – познавательныйУчастники проект...

Долгосрочный проект для детей средней группы«Непоседы» Тема проекта: «В стране вежливых слов и добрых поступков». .

Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формиров...