Доклад: Теоретические основы поддержки детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Доклад:  Теоретические основы поддержки детской инициативы  и самостоятельности детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

К3П5

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Светлячок» р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»

Доклад:  Теоретические основы поддержки детской инициативы  и самостоятельности детей дошкольного возраста

Подготовил воспитатель

 первой квалификационной категории:

 Сычева Людмила Александровна

2019г.

В  Древней Греции говорили:

«До пяти лет ребенок – ваш царь

С пяти до десяти  ваш слуга

С десяти до пятнадцати –ваш брат

А после – ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали».

Проблема самостоятельности и инициативы была и остается одной из самых актуальных. Важно формировать личность не пассивно созерцаюшую, а активно преобразующую.

Основными принципами ДОУ является поддержка инициативы детей в разных видах деятельности, при которой сам ребенок становится полноценным участником образовательных отношений.

Развитие инициативы и самостоятельности осуществляется  с помощью:

•создания условий свободного выбора детьми деятельности, участия в совместной деятельности;

•создания условий для принятия решений, выражения своих чувств и мыслей.

• не директивная помощь, подавляющая инициативу и самостоятельность, а партнерские отношения, когда педагоги проявляют (отношение) уважение к каждому ребенку в группе.

Дети должны научиться принятию всех детей в группе. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них любят и уважают, они ведут себя спокойно и комфортно и могут свободно проявлять инициативу.

Задача педагога – создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать  наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у  детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий. Методы, помогающие  в целях  побуждения  самостоятельности и инициативы:

1)Ярче всего инициативность проявляется в игре.

- Спонтанная игра, возникающая и развивающая по его собственной инициативе способствует динамичному развитию личности.

- Дидактическая игра  позволяет приобщить  детей к текущей жизни в доступных  формах интеллектуальной и активной   практической деятельности нравственных и эстетических переживаниях.

2)Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация).

В процессе их формируется умственная  активность, любознательность, самостоятельность и инициатива.

 Ребенок приучается  быть активным в наблюдениях восполнении работы, продумывании содержания, подборе материала, использовании средств художественного выражения.

3)Самоорганизованная деятельность должна быть направлена на поиск, приобретение и реализацию  своих интересов  и способностей.

•образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково – познавательной  деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается  и долго сохраняется  в памяти тот материал, с которым ребенок  что-то  делал сам: вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать  опыт поисковой деятельности, выдвижении новых идей, актуализации прежних знаний при  решении новых задач.

•содержании развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности  и интересы детей конкретной группы (все материалы и оборудование должны соответствовать  индивидуальным  и возрастным особенностям детей).

Воспитатель может подключиться к деятельности  в случае конфликтных ситуаций, требующих  помощи ребенку желающему войти в группу  сверстников.

4)Трудовая деятельность. Элементарная  форма трудовой бытовой деятельности интересна  и важна, потому  что   между взрослым и ребенком устанавливаются  своеобразные взаимоотношения, распределение обязанностей,кординация  действий. Воспитатель  должен  способствовать проявлению инициативы  и самостоятельности в оценки  своего труда, контроля друг за другом,  взаимопомощи.

5)Метод проектов – умение договариваться, откликаться  на идеи, выдвигать другие, принимать чужие требования  сверстников. При решении проблемных ситуаций  ребенок  активизирует внимание,  в поиске ответов вовлекая туда окружающих детей.

6)Развитие инициативы и самостоятельности  в процессе образовательной деятельности. В ежедневной разработке деятельности должны  ставиться определенные цели  на формирование  самосознания  ребенка, уверенности  в своих силах, учить высказывать свое мнение. Педагог должен учитывать темперамент ребенка, его способности, стиль воспитания в семье, который существенно влияет на развитие.

Главные принципы по развитию инициативы и самостоятельности:

1.Требуя от детей самостоятельности, нужно руководствоваться принципом целесообразности. Так, например: Длительность занятия  одним видом деятельности  у детей 15-20 минут и если требовать  от ребенка  после каждого  вида  убирать все на место, то потеряется интерес к игре,  и они будут озабочены  только уборкою. Просьба убрать игрушки после игры будет более понятна ребенку.

2.Объем и содержание заданного обязательно должны  быть сформулированы максимально конкретно:  «Поможем убрать посуду со своего стола, чтобы Анне Петровне было легче убраться», а не «надо убрать за собой».

3.Стараться  не отчитывать ребенка за неумение  или нежелание выполнить определенное действие. Лучше  заинтересовать его, рассказав,  сколько интересного можно  увидеть и сделать  пока ждет помощь взрослого. Каждому возрасту (предусматривает)свойственна  своя ведущая деятельность. Важно учитывать  сферу интересов детей на данный возрастной момент и где он может попытаться проявить себя. Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающий компонент самостоятельности. Не нужно пресекать инициативу детей, а способствовать выполнению задания ребенком. Главный принцип самостоятельности – тренировка конкретных навыков. Самостоятельность воспитывается при выполнении  обязанностей по обслуживанию себя и близких  людей. Неудача в  выполнении  поручения им вследствие какой – либо деятельности не должна становиться поводом отказа  от задуманного. Роль воспитателя  стимуляция действий  доводящим дело до конца. Ценно, то, что ребенок сам догадывается объединить  усилия  с кем – то  из  окружающих воспитателем или (ребенком) соседом. Не все дети занимают активную позицию, не могут  определиться  с видом  деятельности и тогда задача воспитателя оказать помощь поддержать его посильную инициативу.

Подводя итог, хочется выделить основные правила развития самостоятельности  и инициативы у дошкольников:

1.Предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для жизни и здоровья, помогая им реализовать собственные замыслы;

2.Отмечать и приветствовать даже  минимальные успехи детей;

3.Не критиковать результаты деятельности ребенка  и его самого как личность.

4.Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно, пользоваться игрушками и пособиями;

5.Создавать предметно – развивающую среду для проявления самостоятельности  при выборе ребенком деятельности по интересам;

6.Стимулировать  любознательность детей, побуждать их – задавать вопросы взрослым  и поощрять  стремление  находить ответы самостоятельно.

7.Взрослым необходимо научиться  сотрудничать с детьми, не стараться все сразу показывать  и объяснять ,необходимо создать условия, чтобы ребенок мог сам додумывать и получать  от этого  удовольствие.

Китайская  пословица гласит:

«Расскажи - и я забуду

Покажи  - и я запомню

Дай попробовать  - и  я  пойму»

Она полностью отвечает  теме нашего разговора о самостоятельности и инициативе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поддержка детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация для педагогов «Поддержка детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»...

Презентация:Теоретические основы поддержки детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста

Теоретические основы поддержки детской инициативы  и самостоятельности детей дошкольного возраста...

Методическое объединение. Тема: "Развитие детской инициативы, самостоятельности детей дошкольного возраста"

             Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений. Содержит теоретическую информацию о понятии инициативы, характеристиках иници...

Поддержка детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19500226","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]...

Консультация «Образовательная ситуация как средство поддержки и развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста »

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...