"Поддержка детской инициативы у детей дошкольного возраста в процессе организации игры с мячом"
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Материал для выступления из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_omo_myachi.docx | 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Василек» д. Подгорцы.
Поддержка детской инициативы у детей дошкольного возраста в процессе организации игры с мячом
Подготовила: воспитатель
старшей разновозрастной группы
Матросова Вера Владимировна
Подгорцы 2018
Слайд №1
Проблема формированияу детей самостоятельности, инициативности остается в современной педагогике одной из самых актуальных.
Слайд №2
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования(ФГОС ДО) ориентирует педагогов на решение задач социализации и индивидуализации развития дошкольников, а одним из условий его успешной реализации является создание следующих психолого-педагогических условий:
– построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы ивозможности каждого ребенка;
– поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
– возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
Анализ нормативной документации, современных образовательных программ и педагогических технологий привел к пониманию того, что необходимо менять педагогическую стратегию и пересматривать организацию воспитательно-образовательного процесса.
Педагог направляет выбор детей тем, что создает необходимые предметно-пространственные развивающие условия и обсуждает с детьми их планы на предстоящую деятельность.
Слайд№3
С этой целью был организован проект «Такие разные мячи», в ходе проекта дети познакомились с историей мяча, узнали о разнообразии мячей, и многообразии игр с ними. Разучивали подвижные и спортивные игры с мячом.
Слайд №4
Мальчики и девочки в нашем детском саду имеют возможность самостоятельно использовать мячи в игровой деятельности в помещении детского сада и во время прогулок на игровых площадках групп и на мини-стадионе «Олимпиец», где имеется оборудование для игры в футбол, волейбол и баскетбол.
Слайд №5,6
Дети отрабатывают технику ведения мяча с продвижением вперед, в беге, броски мяча в корзину, через волейбольную сетку, передачу мяча друг другу разными способами: двумя руками от груди, из-за головы и ловлю мяча произвольным способом.
Слайд №7
Для того чтобы ребята развивали инициативу в играх с мячом и могли самостоятельно их использовать, они должны иметь свободный доступ к ним. С этой целью в ходе проекта был создан мини-музей «Такие разные мячи», который расположен в музыкально-спортивном зале, он представляет собой выставку, где сконцентрированы разнообразные мячи, которые ребенок может выбирать для игры сам.
Слайд №8
Посещение физкультурного зала начинается с детской думы, настраивающей детей на положительное эмоциональное общение, краткое обсуждение и совместное устное планирование предстоящей деятельности.
Таким образом, дети самостоятельно в процессе дискуссии решают, какой мяч они выберут, и какие игры или движения будут выполнять с ним: закреплять полученные ранее навыки, учиться новым движениям и осваивать их, попросят педагога научить их новой игре или предложат свою.
Основная задача взрослого в этой ситуации — показать детям, что их выбор ценен, что деятельность, выбранная ими самостоятельно также важна, как и та, которую предлагает выполнить взрослый. В ходе организованной деятельности активно используются карточки-схемы выполнения различных движений с мячом, что позволяет сократить время объяснения и предоставить детям возможность самостоятельных двигательных проб.
Слайд № 9
Роль взрослого во время любой самостоятельно выбранной ребенком деятельности включает в себя не только создание развивающей предметно- пространственной среды, но и наблюдение за детьми, общение с ними, оказание помощи в выборе деятельности и ее осуществлении, обеспечение поддержки, если ребенок просит об этом. Необходимо помнить, что свободный выбор ребенка и его деятельность под руководством взрослого должны быть тщательно сбалансированы. Определить цель, выбрать мяч и игру дети могут самостоятельно. Вместе с тем воспитатель всегда рядом и готов оказать помощь, выслушать вопросы, включиться в обсуждение игр и способов ихвыполнения.
Например, у детей часто возникают затруднения в отбивании мяча одной рукой от пола. В этом случае педагог должен объяснить и показать методику отбивания мяча.
Задача педагога поддержать детей, помочь им осмыслить свои действия, научиться рефлексировать и оценивать свою деятельность, свое поведение.
Слайд№10
Также хочется отметить, что при организации игровой деятельности обязательным условием является доброжелательное отношение педагога, отказ от оценочного отношения и критических замечаний в сторону ребенка. Не заставлять и не приучать ребенка, а помогать детям быть смелей и активней, хвалить ребенка за проявленную инициативу, необычный способ владения мячом.
Таким образом, можно сделать вывод, что данная форма организации игровой деятельности в играх с мячом является приемлемой для развития самостоятельности и поддержки инициативы детей.
Слайд№11
Спасибо за внимание.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155)
2. Воспитываем дошкольников самостоятельными // Сборник статей —
Российский гос. Пед. Университет им. А. И. Герцена. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2000. — С. 30–35.
3. Дыбина О. В.. Образовательная среда и организация самостоятельной
деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации. — М.:Центр педагогического образования, 2008. — 68 с.
4. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 - № 6.
5. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: принципы построения, советы, рекомендации - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие свободного общения детей дошкольного возраста в процессе организации различных видов детской деятельности
Опытно-экспериментальная работа по теме "Развитие свободного общения у детей дошкольного возраста....
Поддержка речевой инициативы у детей дошкольного возраста
Отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения приводят к тому, что речь ребенка становится тусклой, вялой, тихой, невыразительной....
РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДДЕРЖКЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно разными способами находи...
Семинар для воспитателей детского сада «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста в процессе организации приема пищи»
Оказание методической помощи воспитателям и помощникам воспитателям по организации приема пищи и формированию у дошкольников культурно-гигиенических навыков....
Статья на тему «Способы и направления поддержки детской инициативы в старшем дошкольном возрасте»
Поддержка детской инициативы...
Доклад на тему: «Создание условий для поддержки детской инициативы в старшем дошкольном возрасте»
Детская инициатива проявляется в свободной форме деятельности детей по выбору и интересам. Открывая перед собой возможность играть,, рисовать, конструировать, сочинять и многое другое, в соответствии ...
Доклад "Лего-констуирование как направление поддержки детской инициативы в старшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС ДО"
Педагогические технологии, способствующие самореализации ребенка...