"Поддержка детской инициативы у детей дошкольного возраста в процессе организации игры с мячом"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

МАТРОСОВА ВЕРА ВЛАДИМИРОВНА

Материал для выступления из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_omo_myachi.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Василек» д. Подгорцы.

Поддержка детской инициативы у детей дошкольного возраста в процессе организации игры с мячом

Подготовила: воспитатель

старшей разновозрастной группы

Матросова Вера Владимировна

Подгорцы 2018

Слайд №1

Проблема формированияу детей самостоятельности, инициативности остается в современной педагогике одной из самых актуальных.

Слайд №2

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования(ФГОС ДО) ориентирует педагогов на решение задач социализации и индивидуализации развития дошкольников, а одним из условий его успешной реализации является создание следующих психолого-педагогических условий:

– построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы ивозможности каждого ребенка;

– поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

– возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

Анализ нормативной документации, современных образовательных программ и педагогических технологий привел к пониманию того, что необходимо менять педагогическую стратегию и пересматривать организацию воспитательно-образовательного процесса.

Педагог направляет выбор детей тем, что создает необходимые предметно-пространственные развивающие условия и обсуждает с детьми их планы на предстоящую деятельность.

Слайд№3

С этой целью был организован проект «Такие разные мячи», в ходе проекта  дети познакомились с историей мяча, узнали о разнообразии мячей, и  многообразии игр с ними. Разучивали  подвижные и спортивные игры с мячом.

Слайд №4

 Мальчики и девочки  в нашем детском саду имеют возможность самостоятельно использовать мячи в игровой деятельности  в помещении детского сада  и во время прогулок  на игровых площадках групп  и на  мини-стадионе «Олимпиец», где имеется оборудование для игры в футбол, волейбол и баскетбол.

Слайд №5,6

Дети отрабатывают технику ведения мяча с продвижением вперед, в беге, броски мяча в корзину, через волейбольную сетку, передачу мяча друг другу разными способами: двумя руками от груди, из-за головы и ловлю мяча произвольным способом.

Слайд №7

Для того чтобы ребята развивали  инициативу в играх с мячом и могли самостоятельно их использовать, они должны иметь свободный доступ к ним. С этой целью в ходе  проекта был создан  мини-музей «Такие разные мячи», который расположен в музыкально-спортивном зале, он представляет собой выставку, где сконцентрированы разнообразные мячи, которые  ребенок может выбирать для игры сам.

Слайд №8

Посещение физкультурного зала начинается с детской думы, настраивающей детей на положительное эмоциональное общение, краткое обсуждение и совместное устное планирование предстоящей деятельности.

Таким образом, дети самостоятельно в процессе дискуссии решают, какой мяч они выберут, и какие игры или   движения будут выполнять с ним: закреплять полученные ранее навыки, учиться новым движениям и осваивать их, попросят педагога научить  их новой игре или предложат свою.

Основная задача взрослого в этой ситуации — показать детям, что их выбор ценен, что деятельность, выбранная ими самостоятельно также важна, как и та, которую предлагает выполнить взрослый. В ходе организованной деятельности активно используются карточки-схемы выполнения различных движений с мячом, что позволяет сократить время объяснения и предоставить детям возможность самостоятельных двигательных проб.

Слайд № 9

Роль взрослого во время любой самостоятельно выбранной ребенком деятельности включает в себя не только создание развивающей предметно- пространственной среды, но и наблюдение за детьми, общение с ними, оказание помощи в выборе деятельности и ее осуществлении, обеспечение  поддержки, если ребенок просит об этом. Необходимо помнить, что свободный выбор ребенка и его деятельность под руководством взрослого должны быть тщательно сбалансированы. Определить цель, выбрать мяч и  игру дети могут самостоятельно. Вместе с тем воспитатель всегда рядом и готов оказать помощь, выслушать вопросы, включиться в обсуждение игр и способов ихвыполнения.

Например, у детей часто возникают затруднения в отбивании мяча одной рукой от пола. В этом случае педагог должен объяснить и показать методику отбивания мяча.

Задача педагога поддержать детей, помочь им осмыслить свои действия, научиться рефлексировать и оценивать свою деятельность, свое поведение.

Слайд№10

Также хочется отметить, что при организации игровой деятельности обязательным условием является доброжелательное отношение педагога, отказ от оценочного отношения и критических замечаний в сторону ребенка. Не заставлять и не приучать ребенка, а помогать детям быть смелей и активней, хвалить ребенка за проявленную инициативу, необычный способ  владения мячом.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная форма организации игровой деятельности в играх с мячом является приемлемой для развития самостоятельности и поддержки инициативы детей.

Слайд№11

Спасибо за внимание.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155)

2. Воспитываем дошкольников самостоятельными // Сборник статей —

Российский гос. Пед. Университет им. А. И. Герцена. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2000. — С. 30–35.

3. Дыбина О. В.. Образовательная среда и организация самостоятельной

деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации. — М.:Центр педагогического образования, 2008. — 68 с.

4. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 - № 6.

5. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: принципы построения, советы, рекомендации - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие свободного общения детей дошкольного возраста в процессе организации различных видов детской деятельности

Опытно-экспериментальная работа по теме "Развитие свободного общения у детей дошкольного возраста....

Поддержка речевой инициативы у детей дошкольного возраста

Отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения приводят к тому, что речь ребенка становится тусклой, вялой, тихой, невыразительной....

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДДЕРЖКЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно разными способами находи...

Семинар для воспитателей детского сада «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста в процессе организации приема пищи»

Оказание методической помощи воспитателям и  помощникам воспитателям по организации приема пищи и формированию у дошкольников культурно-гигиенических навыков....

Доклад на тему: «Создание условий для поддержки детской инициативы в старшем дошкольном возрасте»

Детская инициатива проявляется в свободной форме деятельности детей по выбору и интересам. Открывая перед собой возможность играть,, рисовать, конструировать, сочинять и многое другое, в соответствии ...