Доклад "Лего-констуирование как направление поддержки детской инициативы в старшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС ДО"
статья (старшая группа)

Артемьева С.А.

Педагогические технологии, способствующие самореализации ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Артемьева Светлана Александровна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад №21»

Слайд1

Лего-констуирование как направление поддержки детской инициативы в старшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС ДО

Федеральный Государственный образовательный Стандарт дошкольного образования определяет основные требования к организации образовательной деятельности в современном детском саду.

        Для успешного развития инициативы, самостоятельности в дошкольном возрасте педагогам необходимо иметь о них профессиональное представление, а также методах, приемах, формах организации, способствующих их формированию.

Что же такое инициатива и инициативность дошкольника?

        Инициатива, согласно словарю иностранных слов, переводится как «первый шаг, начало». Переход от желаний к действиям, к реализации задуманного.

Слайд2

Инициатива - отдельное проявление инициативности;

А инициативность – это черта личности, выражающаяся в постоянном стремлении проявлять инициативу.

Слайд3

На практике инициативность проявляется в повседневном поведении ребенка в следующих внешних признаках:

- инициативный ребенок стремится к организации групповых игр;

- умеет самостоятельно включиться в разговор, как с детьми, так и с взрослыми;

- может самостоятельно найти интересное для себя занятие, а также предложить интересное дело другим детям.

        

        Инициативность  дошкольников должна поддерживается в различных видах культурных практик.

        

Рассмотрим способы поддержки детской инициативы на примере  лего-конструирования..

        

                

Наша практика показывает, что инициативность формируется поэтапно:

Они представлены на слайде4

  1. этап- ставится задача накопления практического опыта в лего - конструировании.

На данном этапе  с детьми используем  вид конструирования как конструирование по образцу, — где дан чёткий образец постройки. Здесь дети учатся анализировать образец из каких деталей состоит, последовательность соединения.

2 этап ставится задача усвоить правила конструирования(постройка строится снизу вверх, каждая деталь имеет свое место, логичность соединения частей постройки).

3 этап ставится задача учиться видеть скрытые связи в постройке (видна передняя часть детали, дети должны догадаться какие могут быть варианты продолжения постройки.) На данном этапе используется конструирование по модели – в качестве образца предлагают модель, в которой очертания отдельных её элементов скрыто от ребёнка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них конструктора. Таким образом, ребёнку предлагают определённую задачу, но не дают способа её решения.

4 этап задача создать условия для реализации собственных идей.(Ребенок должен придумать какой будет постройка, для какой цели она будет предназначена, какие детали нужны и последовательность выполнения. Этому способствует  конструирование по замыслу.так как  предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении.

Для обучения детей ЛЕГО-конструированию используем разнообразные методы и приемы.     Обратите внимание на слайд 5

Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный

Обследование лего-деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета, сюрпризный момент, дидактические игры на развитие внимания, мышления, памяти.

Частично-поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога

        

Для формирования инициативности на всех изложенных выше этапах  мы  создаем следующие условия:

- Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога.  Его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность).

- Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности.

-Поощрение высказывания оригинальных идей.

-Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

-Обеспечение возможностей для упражнения и практики.

- Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

- Планомерное обогащение жизненного опыта детей.

- Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.

- Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.

Таким образом, грамотная организация совместной практической деятельности взрослых и детей, применение определенных методов, приемов в процессе организации лего-конструирования с учетом этапа развития формирования умений, навыков, необходимых для овладения этой деятельностью, а также правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда, способствует накоплению определённого конструктивного опыта  проявления и формирования активности и инициативы.

Несколько слов комментариев к слайдам фото.

В нашей старшей группе мы очень активно занимаемся лего-конструированием.

Основные позиции нашей деятельности:

  1. Тематика конструирования берется согласно с календарно - тематическим планированием :животные, дома, мебель для дома, траспорт, военная техника.
  2. Учет уровня конструктивных умений и навыков необходимых для легоконструирования.
  3. Для каждого этапа продумываются методы и приемы руководства приведенные в докладе.
  4. Все методы и формы организации являются необходимым педагогическим условием для появления желания заниматься лего-конструированием, а следовательно для появления инициативы.
  5. Обязательно должна быть создана предметно- прстранственная среда, которая будет укреплять проявление инициативы в легоконструировании в повседневной жизни.

Спасибо за внимание!

 Список литературы:

  1. Маркова В. А., Житнякова Н. Ю. LEGO в детском саду (парциальная программа интеллектуального и творческого развития дошкольников на основе образовательных решений LEGO EDUCATION). ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2015.
  2. Лего в детском саду. [Электронный ресурс] – режим доступа: http: //festival. 1september. ru /
  3. Комарова, Л.Г. Строим из Лего / М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
  4. Комарова, Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

2Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Содержание:  1. Введение……………………………………………………………………...

Доклад «Особенности организации работы по физическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО».

Как часто мы повторяем: «Движение – это жизнь». Но движение – это еще и огромная радость, которая появляется от удовлетворения естественной потребности в движениях....

«Музыкальное и эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в соответствии в ФГОС ДО», доклад

Муниципальный уровень, семинар издательства «Творческий  Центр СФЕРА» «Системно-деятельностный подход как основа реализации основной образовательной программы в соответствии с Ф...

Доклад на тему: «Создание условий для поддержки детской инициативы в старшем дошкольном возрасте»

Детская инициатива проявляется в свободной форме деятельности детей по выбору и интересам. Открывая перед собой возможность играть,, рисовать, конструировать, сочинять и многое другое, в соответствии ...