«Игра-бродилка как одно из средств поддержки игровой инициативы воспитанников старшего дошкольного возраста».
материал (старшая группа)

Тихонова Наталья Александровна

В материале описана практика по изготовлению игры-бродилки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_ayt.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Игра-бродилка как одно из средств поддержки игровой инициативы воспитанников старшего дошкольного возраста».

Актуальность

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.Во ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе –игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства.

Дошкольный возраст – очень важное время для развития инициативности. Если ребенок к семи годам является безынициативным, то без целенаправленной корректировки он останется безынициативным на всю жизнь.Развитию инициативы детей очень способствуют различные игры. Именно игры  будят мышление и дух ребенка, активизируют его ресурсы и потенциалы. Кроме того, очень важным является тот момент, когда ребенок сам придумывает и инициирует игру –  с взрослым и другими детьми. Педагогические наблюдения показали, если в группе созданы условия и педагог грамотно использует способы поддержки детской инициативности, то дети действительно сами могут придумывать игры, изготовить к ним атрибуты, преобразовывать имеющиеся фабричные игры под свой замысел.  Принимая участие в сетевом муниципальном проекте «Лаборатория игры» и ежегодно заполняя Паспорт игры группы, анализируя его (проводя срезы), включая ежедневные педагогические наблюдения за детьми группы, мы выявили, что 30% детей нашей группы опережают своих сверстников в развитии игровых умений по концепции Е.Е. Кравцовой. Поэтому, у 70% детей, на данном возрастом этапе сформирован ведущий вид игры – сюжетно-ролевая, а у остальных уже произошел переход к играм с правилами, в которые они охотно играют, проявляя особый интерес к играм - бродилкам.

Мы решили не тормозить процесс развития игровых умений детей и следовать от зоны их ближайшего развития.

Поэтому целью нашей работы стала:

«Поддержка детской инициативы воспитанников старшего дошкольного возраста посредством изготовления с детьми напольной ходилки-бродилки».

Задачи:

  1. Создать необходимые условия для развития инициативы, самостоятельности.
  2. Поддержать интерес детей в изготовлении напольной игры  ходилки-бродилки.
  3. Развивать логическое мышление, внимание, воображение, коммуникативные и социальные навыки; творческое мышление и мелкую моторику.
  4. Воспитывать дружелюбие, умение действовать в команде;

следовать определенным правилам, получению опыта победы или проигрыша.

Так, например, по инициативевоспитанников нашей группы была изготовлена напольная ходилка-бродилка «Заюшкина избушка».

Изготовление игры проходило в несколько этапов:

Первый этап – идея игры

         Самый важный этап, от реализации которого зависит качество игры, — это идея игры! В день свободной игры, играя в настольную игру-бродилку ребята поняли, что им мало места за столом и у них спонтанно родилась идея сделать игру, чтобы можно было играть на полу (т.к. там больше места). Ребята посовещались и решили, что им для игры нужны фигурки животных, игровое поле, еще нужно придумать правила. Фигурки животных стали делать, воспользовавшись уже имеющимися знаниями, из бумаги – в технике оригами.Вместе придумали название для игры «Заюшкина избушка», так как животные которых они захотели сделать были героями этой сказки.

Второй этап – оформление игры

На данном этапе ребята продумали дизайн игры.Так как игра планировалась быть напольной, перед детьми встала задача, как сделать большое игровое поле? Они стали думать, предлагать разные идеи (кто-то предложил из ватмана, кто-то из обоев, все не подходило, так как один вариант маленький, другой постоянно скручивался). Однажды вечером, играя в игру «Твистер» ребята подумали, а почему бы не использовать это игровое поле и предложили преобразовать напольное полотно «Твистера» для своей игры. Придумали сделать цифры и стрелки, наклеить их на кружочки, обозначить старт и финиш, изготовить большой кубик для игры. Для того, чтобы изготовленные фигурки животных не падали и стояли на игровом поле, ребята придумали для них подставки из неоформленного материала.

Третий этап –  придумывание правил игры

Когда игра была готова, ребята стали обговаривать правила игры.

Правила игры:

  • каждый игрок выбирает себе фигурку животного;
  • с помощью считалки определяют, кто будет ходить первым;
  • игроки по очереди кидают кубик;
  • двигаются вперед по стрелкам;
  • побеждает тот, кто первым приходит к финишу.

Нужно отметить, что дети играли в такую игру с большим удовольствием и интересом, так как они придумали ее сами.

В процессе деятельности детей по изготовлению ходилки-бродилки я использовала некоторые способы и приёмы для поддержки детской инициативы:

  • Обогащала социальный опыт детей через все виды деятельности (проводила беседы, читала художественную литературу,  вместе с детьми смотрели детские мультфильмы).  
  • Предоставляла детям самостоятельность во всем, что не предоставляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственный замысел.
  • Отмечала и приветствовала даже минимальные успехи детей.
  • Стимулировала желание самостоятельно выбирать материалы для творчества, находящегося в открытом доступе.
  • Поощряла все творческие начинания детей.  
  • Тактично сотрудничала с детьми  (играла рядом, являлась полноправным участником игры, создавала ситуацию успеха для каждого ребенка «Это просто, я тебе помогу»).

Планируемые результаты:

  1. Созданные условия в группе будут побуждать детей к проявлению самостоятельности и инициативы
  2.  Участвуя в изготовлении таких игр, дети начнут проявлять   инициативу:
  • принимать собственные решения;
  • самостоятельно выбирать для себя род занятий;
  • планировать свою деятельность.
  1.  Дети научатся логически и творчески мыслить, разовьется воображение и мелкая моторика.
  2.  У детей разовьются социально-коммуникативные навыки:
  • дети научатся действовать в команде;
  • соблюдать определенные правила;
  • радоваться победе и адекватно переживать проигрыш;
  • выбирать партнеров для игр.

Таким образом, необходимо отметить, что поддержка игровой инициативы в старшем дошкольном возрасте очень важна, так как дети, которые проявляют инициативу в игре, в дальнейшем достигнут наивысшие социально-нормативные характеристики. Они будут наиболее коммуникабельны, творчески развиты, будут иметь свою точку зрения, являться лидерами в кругу сверстников и успешно обучаться в школе.

(видеофрагмент игры)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интерактивные математические игры как средство развития познавательной инициативы детей старшего дошкольного возраста»

Информационно-коммуникативные технологии активно входят в нашу жизнь и систему образования, в том числе дошкольного. Уже сегодня они используются в работе с детьми и родителями, в методической работе ...

Доклад на тему: «Создание условий для поддержки детской инициативы в старшем дошкольном возрасте»

Детская инициатива проявляется в свободной форме деятельности детей по выбору и интересам. Открывая перед собой возможность играть,, рисовать, конструировать, сочинять и многое другое, в соответствии ...

Мастер- класс для педагогов по теме: Полифункциональный материал, как одно из средств формирования игровых компетентностей детей старшего дошкольного возраста.

Данный материал направлен на создание РППС   для формирования игровых компетентностей детей, развития детской самостоятельности и инициативы....

«Интерактивные математические игры как средство развития познавательной инициативы детей старшего дошкольного возраста»

Использование информационных компьютерных технологий в образовательном процессе ДОУ уже давно являются одним из приоритетных направлений работы с дошкольниками. Именно интерактивные математические игр...