Методическая разработка «Путешествие по экологической тропе»
методическая разработка

Бардина Мария

 Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность.

    Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Путешествие по экологической тропе»

 Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность.

    Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:

 – Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

 – Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребёнка.

 – Познакомить с разными объектами живой природы и показать её взаимосвязь с окружающим миром.

 – Сделать общение ребёнка с природой безопасным для ребёнка и самой природы.

 – Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботиться о природе

 – Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования.

Предполагаемые результаты:

 озеленение территории растениями;

 оснащение детской игровой площадки новыми объектами, пригодными для игры;

 создание нескольких зон: «деревенский дворик», лесная поляна, «во саду ли, в огороде», «тихий уголок», мини-стадион, цветник.

Конечный результат: комплексная эколого-развивающая среда, каждый компонент которой отвечает принципу функционального комфорта и основным этапам развития детской деятельности.

Возможные варианты работы на тропе:

 проведение занятий, сезонных экскурсий

 мини-субботники

 исследования на тропе:

 фенологические наблюдения за растениями в природе (по сезонам)

 развешивание кормушек

 наблюдения за перелётными и зимующими птицами (по сезонам)

 оформление гербария

 фотографирование

 рисунки, плакаты, поделки

 сбор природного поделочного материала (шишки, жёлуди, листья...)

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе:

 экологические беседы;

 наблюдения в природе;

 уроки доброты;

 целевые прогулки;

 познавательные вечера;

 решение экологических ситуативных задач;

 чтение художественной литературы;

 детские проекты;

 обсуждение и проигрывание ситуаций;

 труд в природе;

 «Красная книга природы»;

 «Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке, беседы о правилах сбора растений);

 выставки и экспозиции;

 экологические сказки;

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе:

 взросло-детские проекты;

 изготовление поделок, рисунков;

 субботники по облагораживанию территории детского сада;

 участие в конкурсах;

 фотовыставки;

 изготовление экологической газеты;

«Путешествие по экологической тропе»

Конспект занятия для средней группы ДОУ

Цель: формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Задачи:

 воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия;

 развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за её сохранение;

 формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе;

 развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них;

 воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;

 вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;

 формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

 развитие первоначальных географических представлений, знакомство с

простейшими способами ориентирования на местности.

Путешествие по экологической тропе.

В-ль: Дети, сегодня мы с вами окунёмся в мир природы

Давайте подумаем, что такое природа?

Ответы детей: (Всё, что окружает нас – земля, вода, воздух, реки, растения, животные, птицы, насекомые).

В-ль: Для чего нужны воздух и вода?

Ответы детей(Без них человек не может жить).

В-ль: Правильно без воздуха и воды ни человек, ни птицы, ни животные не смогут жить.

Воспитатель: --Посмотрите, кто это нас встречает? Это лесовичок, он охраняет природу, деревья, животных. Посмотрите у него из кармана что то торчит. Ну ка посмотрим! Это записка!

Написано: Дорогие детки, здравствуйте! Я приготовил вам увлекательное путешествие по волшебной тропинке природы. К ней прилагается карта, по которой вы можете отправиться в путешествие)))

Воспитатель: Ну что ребята вы готовы отправиться в путешествие?

Дети: Да

Берут карту и идут

Вос-ль: Ребята, а кто нибудь знает какое, сейчас время года? (  )  Как вы догадались, что сейчас весна? А кто знает какая природа осенью и зимой.

Воспитатель обобщает ответы детей: «Весной становится теплее, чаще светит солнце, щебечут птицы, на деревьях распускаются листочки, появляется зеленая травка».

1Точка

Воспитатель: Дети, а вы помните, как называется это дерево? (Указывает на березу.) 

Ответы детей,,,,,,,,,

Воспитатель: Это береза. У березы гладкий белый ствол с черными черточками.

Посмотрите и скажите, а внизу, около земли, ствол березы какой? (Ответы детей.) Ствол более темный и кора шершавая, потрогайте его. Тонкие веточки опускаются красиво к земле. А что у березы на веточках? Маленькие клейкие зеленые листочки и длинные сережки.

В-ль: Девушки носят сережки, и у березки тоже есть длинные красивые сережки.

Воспитатель приглашает детей подойти поближе к дереву и рассмотреть березовые сережки.

Воспитатель: Осенью эти сережки рассыпаются на маленькие семена. Дети, давайте представим, что мы маленькие семена березы. Дует ветер, семена летают в воздухе. (Дети кружатся.) Ветер стих, семена тихо падают на землю. (Дети приседают.) Ребята, как вы думаете, береза любит солнце? Да, березы очень любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца.

В-ль: Береза украшает наши города. Это красивое дерево. Про березку написано много стихотворений, песен и загадок. Давайте прочитаем стихотворения о березе

Как у нашей у березки,

Очень славные сережки,

Как стройна, и как мила,

Это вновь весна пришла

В новом платьице

Белом в полоску

Побегу по тропинке

К берёзке.

Ей в листочки шепну,

Как на ушко:

- С добрым утром,

Берёзка-подружка!

А теперь послушайте внимательно загадки и попробуйте отгадать.

Стоят столбы белёны, на них шапки зелёны. (берёза)

Летом цветёт, зимой греет. Настанет весна – потечёт слеза. (берёза)

В белом сарафане стала на поляне. Летели синицы, сели на косицы. (берёза)

Зелена, а не луг, кудрява, а не голова. (берёза)

Воспитатель: Еще береза приносит много пользы человеку, животным и другим растениям. А вы знаете, как люди могут использовать березу?

Воспитатель обобщает ответы детей: «Люди заготавливают березовые дрова, чтобы топить печи; делают из коры – бересты – красивые изделия ( хлебницы, шкатулки, из древесины делают мебель и посуду».

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что еще вкусное и полезное нам дарит это дерево весной? Правильно, это березовый сок. Даже птицы и животные любят березовый сок. Птицы устраивают гнезда на березах, а внизу под березой можно найти грибы. Они так и называются – подберезовики. Много пользы приносит нам береза. В детском саду деревья украшают участки. Деревьев в саду немного, поэтому их нужно беречь. Что значит беречь деревья?

Воспитатель обобщает ответы детей: «Березкой нужно любоваться, поливать ее, не топтать землю около корня и не ломать веточки. Тогда березка будет долго радовать своей красотой.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем.

Подвижная игра «Во поле берёза стояла».

Выбираются два ребёнка – берёзы, которые стоят лицом друг к другу. Дети – берёзы поднимают обе руки вверх и берутся за руки. Остальные дети, взявшись за руки, образуют хоровод, который не торопясь, в такт с ритмом песни, проходит через «ворота» - руки двух берёзок.

Берёзки и остальные дети поют первый куплет песни «Во поле берёза стояла»:

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли, люли, стояла,

Люли, люли, стоя - ла.

Последний слог в слове «стояла» отделяется секундной паузой. В этот момент руки двух «берёзок» опускаются, чтобы поймать ребёнка из хоровода. Пойманный ребёнок становится «берёзкой». Уже три «берёзки» берутся за руки, поднимают их. Игра продолжается до тех пор, пока «берёзки» не «переловят» всех детей.

Чем больше «берёзок», тем им легче ловить детей.

Воспитатель: Отдохнули, а теперь идем дальше.

2Точка

 Воспитатель: Ребята, а что это такое?

Скажите, пожалуйста, это дерево или куст? (куст)

А почему? (у дерева один большой ствол, а у куста много небольших) 

Как называется этот большой куст? (сирень)

А что вы о нём знаете?

Весной сирень зацветает и радует нас своими сиреневыми, пахучими цветами.

Из цветков сирени делают лекарство.

Возле сирени мы можем гулять сколько угодно - это большой куст, который  приносит человеку бодрость и свежесть.

Воспитатель:Предлагаю взбодриться возле сирени - подышать.

Дыхательная гимнастика (по выбору)

Воспитатель: Экологическая тропа ведет нас дальше, отгадайте что это?

3Точка

 Воспитатель: - Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать:

Был я  деревом когда - то

И шумел листвой, ребята.

Потерял свою красу –

Стал я ниже всех в лесу.    (Пень)

Правильно, это пень. На территории нашего детского сада тоже есть пень

- Ребята, как вы думаете, что такое – пень?

. Кто помнит, что такое пень? Правильно, это спиленное дерево. Здесь живут разные насекомые – муравьи, личинки, жучки. Они просыпаются от зимнего сна и начинают свою жизнь.

 Загадки о жителях пня

Я работаю в артели

У корней лохматой ели.

По буграм тащу бревно –

Больше плотника оно.

                  (муравей)

Чемпион по прыжкам

Скачет, скачет по лужкам.

            (кузнечик)

В темном уголке живет,

Шелковую нить плетет.

Он тайком сюда забрался,

Строить новый дом собрался.

               (паук)

Не жужжу когда сижу,

Не жужжу когда хожу.

Если в воздухе кружусь

Тут уж вдоволь нажужжусь.

                     (жук)

Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава.

                (мох)

Весной рождается, летом зеленеет.

Осенью желтеет, зимой прячется.

         (трава)

На узкой дорожке –

Голова да рожки.

Кто так медленно ползет,

На себе свой дом везет?

          (улитка)

Волосата, зелена,

В листьях спряталась она.

У нее немало ножек,

Только бегать вот не может

                         (гусеница)

Там где был сухой пенек,

Вырос  маленький  цветок.

            (стрекоза)

 (Ответы детей).

Воспитатель:А вы знаете как некоторые люди относятся к природе, которая их окружает. А вы знаете какой вред люди наносят природе?

(Вырубает леса, загрязняет воду, воздух, убивает животных и т. д.)

Воспитатель: Ребята, а мы будем внимательно и заботливо относиться ко всему что нас окружает, правда ребята? (ДА) А сейчас ребята, подумайте и скажите как человек должен помогать природе?

(Сажать деревья, не загрязнять воду, воздух, не убивать животных, а заботиться о них, подкармливать в зимнее время).

Как надо вести себя в лесу?

(Не шуметь, не ломать деревья, не разорять гнёзда, не сгонять птиц с гнёзд, не разрушать муравейники, не мусорить).

А вы знаете что такое Красная книга?

(Многие растения и животные, которых стало мало, исчезают, внесены в Красную книгу. Эта книга называется так, потому что красный цвет – сигнал опасности. Растениям и животным внесенным в эту книгу угрожает опасность вымирания и Красная книга берёт их под свою защиту).

Воспитатель: Идем дальше!

4Точка

 Дети  подходят к дереву, на котором висит скворечник и кормушки.

Воспитатель: Дети, вот висят кормушки для птиц, но где же птицы? Почему сегодня мы не видим здесь птиц?

 Ответы:Стало тепло, и птицы теперь сами могут найти себе пищу на земле, в траве.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, чем сейчас питаются птицы? (Ответы детей).

Воспитатель : Посмотрите, а что это за домик на дереве? Как он называется? Правильно, это скворечник. А кто живет в этом домике?

Воспитатель обобщает ответы детей: «В домике живут скворцы. Этот скворечник сделали ребята с воспитателем. Скворцам понравился домик, и они поселились в нем. Как вы думаете, почему скворечник так высоко расположен на дереве?»Ответы:

Воспитатель: Скворечник располагают на дереве, чтобы никто не смог напугать птиц, ни кошка, ни собака. Скворечники и гнезда птиц нужно особенно оберегать, так как там выводятся из яиц маленькие птенчики. Не будем мешать птицам, пусть они спокойно высиживают своих птенчиков

Игра-звукоподражание «Кто как кричит?»

Кар-кар(ворона).

Ча-ча (сорока)

Рюм-рюм (снегирь)

Синь-синь (синица).

Дидактическая игра: «Назови птиц,которые прилетели».(Дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч кому-либо из детей. Поймавший мяч должен назвать птицу, вернувшуюся весной из краёв.

Загадки про скворечник:

На шесте весёлый дом

С круглым маленьким окном.

Крепкий деревянный дом

С круглым маленьким окном.

Он стоит на длинной ножке,

Чтобы не залезли кошки.

Между веток новый дом,

Нету двери в доме том,

Только круглое окошко,

Не пролезет даже кошка.

Стихотворения про скворечник:

Мы строим скворечник.

У нас есть чертёж,

Чтоб домик наш был

На скворечник похож.

Я проснулся спозаранок:

от затеи спать не смог...

Взял пилу, топор, рубанок,

доски, гвозди, молоток,

и пилил я и строгал,

нашей школе помогал.

Поработал лишь часок,

выпилил я семь досок,

их гвоздями сколотил,

лаз для птичек просверлил,

щели уплотнил замазкой,

доски все покрасил краской

-свежей, нежной, голубой —

стал красив скворечник мой.

Всем ребятам говорю:

— Я скворцам его дарю

5Точка

 Воспитатель: А теперь куда привела нас карта? Послушайте загадку

Загадка о рябине

Весной зеленела, летом загорела,

Осенью красное ожерелье надела. (Рябина)

- Что это за красные бусы? (Показ грозди рябины)

- Какие ягодки у рябины? (Красные, круглые, красивые)

- С чем их можно сравнить? (С ожерельем, пуговицами)

- Какие они на вкус? (Горьковатые).

Рябину можно встретить в лесу, на опушках, и есть она даже в нашем парке. Ведь мы не раз ходили к ней в гости. Она имеет полезные лекарственные свойства, поэтому каждая пора года дарит ей красивый наряд.

- Давайте поближе познакомимся с рябиной  гроздья круглых оранжево - красных ягод привлекают к себе птиц. Особенно любят лакомиться плодами рябины дрозды, снегири, свиристели, тетерева, глухари, сойки. Теневыносливое, морозостойкое растение. Плоды рябины округлой формы, красные, горькие. И только подмороженные они вполне съедобны и даже вкусные.

- В народе говорят «Рябина является украшением нашей природы». Давайте спросим у рябины, почему ее так называют.

Рябина: Потому что я наделена волшебной силой. Ветка с ярко-красными ягодами способна защитить человека от всякого бедствия. А еще мое дерево помогает больным. Из веточек заваривают лечебный чай. Из ягод варят варенье, компоты, делают квас, настойки.

Воспитатель: Да, рябина обладает многими свойствами, в частности предсказывать погоду с помощью примет.

Вот какие мы знаем приметы        

Поздний расцвет рябины — к долгой осени.

Если уродится рябина — рожь будет хороша.

В лесу много рябины — осень будет дождливой, если мало — сухой.

Стихи о рябине

Я знал тебя, моя рябина...

Ты на околице села

Над серой крышею овина

Под небом северным росла.

Тебя трепала непогода,

А ты — всем горестям назло

— Росла и крепла год от года,

Глядясь в озерное стекло.

(В.Рождественский)

В-ль: Вот какое увлекательное путешествие мы сегодня совершили по экологической тропе. Сегодня мы узнали много нового и интересного.

Воспитатель: Ребята, смотрите, на земле лежит записка!

Дети: Наверное от лесовичка!

 Ребята, в память о нашей встрече я оставил вам угощение))) Надеюсь вам понравилось путешествовать! До новых встреч !!!  До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Экскурсия по экологической тропе с дошкольниками"

Данная методическая разработка является опорным конспектом к НОД по экологическому воспитанию дошкольников. Содержит информацию о растениях, игры, наблюдения....

Методическая разработка. Метеостанция на экологической тропе в ДОУ

 На участке детского сада мы выбрали специальный участок, на котором решили  создать площадку «Метеостанция». Детская метеостанция будет выполнена компактно...

Методическая разработка лэпбука "Путешествие по экологической тропе"

Сегодня я хочу рассказать вам о чудо-книжке под названием лэбпук.Сейчас такие книжечки набирают все большую популярность....

Методическая разработка к проекту "Экологическая тропа"

Создание благоприятных условий на территории детского сада по формированию экологической культуры воспитанников....