Методическая разработка "Психологическая готовность к школьному обучению детей дошкольного возраста".
методическая разработка (подготовительная группа)

В качестве основной задачи рассматривается психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Педагоги должны способствовать созданию условий для максимального развития каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая готовность к школьному обучению детей дошкольного возраста.

Оглавление

1. Понятие психологической готовности в трудах психологов и педагогов.

2. Методы и методики изучения и формирования психологической готовности ребенка к школе.

3. Рекомендации по развитию психологической готовности к школе.

1. Понятие психологической готовности в трудах психологов и педагогов.

Проблема готовности к школьному обучению остается актуальной для исследователей уже много лет. Психологи, педагоги, физиологи определяют различные критерии готовности к школе, ведут дискуссии о том, в каком возрасте целесообразнее начинать обучение, стоит или не стоит готовить дошкольника к переходу к учебной деятельности.

В отечественной психологии детально проработана проблема психологической готовности к школьному обучению (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова, Д.Б. Эльконин и другие авторы).

Исследователь Л.И. Божович рассматривает готовность к обучению как состоящую из нескольких связанных между собой психических функций, развитие которых критично для возможности участия в организованном обучении в школе. Исследователь выделяет несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них – определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Самым важным в психологической готовности ребенка к школе Л.И. Божович считала мотивационный план.

Были выделены две группы мотивов учения: 1) широкие социальные «мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место»; 2) мотивы, связанные «непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей».

Исследователь Д.Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу и некоторые другие. Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, особенности самоконтроля.

Исследователь Н.И. Гуткина, рассматривая проблему психологической готовности к школьному обучению, определяет ее как необходимый и достаточный уровень актуального развития ребенка, при котором школьная учебная программа попадает в «зону ближайшего развития» ребенка. О психологической готовности к школе судят по уровню развития следующих психических сфер: аффективно-потребностной, произвольной, интеллектуальной и речевой.

Исследователь Е.Е. Кравцова, опираясь на учение Л.С. Выготского о «кризисе семи лет», считает, что психологическая готовность детей к обучению в школе – это следствие прохождения ребенком кризиса семи лет, когда появляющееся в этот момент новообразование задает для ребенка социальную ситуацию развития. Этим центральным новообразованием является воображение. Таким образом, Е.Е. Кравцова делает вывод о том, что, развивая воображение, мы формируем психологическую готовность к школьному обучению.

Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

2. Методы и методики изучения и формирования психологической готовности ребенка к школе

Цель диагностики психологической готовности к школе – не отбор детей по тем или иным критериям, а выявление особенностей психического развития будущих первоклассников для осуществления необходимой развивающей работы с детьми в целях профилактики школьной неуспеваемости.

Процедура определения психологической готовности к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых приходится работать. Наиболее благоприятные условия – это обследование детей в детском саду, поскольку при этом ребенок находится в привычной обстановке, а само обследование похоже для него на индивидуальное занятие. Обследование может проводиться в один прием или, если малыш работает очень медленно и быстро устает, за два раза. Необходимо помнить, что при обследовании детям должно быть не меньше 5 лет 6 месяцев – возраст, раньше которого нельзя проводить программу обследования. При этом диагностика психологической готовности к школе осуществляется с целью создания групп развития, позволяющих подготовить ребят к школьному обучению.

Во время собеседования с ребенком необходимо установить дружелюбный, непринужденный контакт. Все задания должны восприниматься детьми как игры. Атмосфера игры помогает ребятам расслабиться, уменьшает стрессовую ситуацию. Если ребенок тревожный, боится отвечать, то со стороны экспериментатора необходима эмоциональная поддержка, вплоть до того, что можно обнять, пощадить малыша и ласковым голосом выразить уверенность, что он очень хорошо справится со всеми играми. По ходу выполнения заданий надо постоянно давать ему знать, что он все делает правильно и хорошо (независимо от действительного результата). Без такой обратной связи тревожный испытуемый может просто молчать.

Необходимо отметить, что в научной психолого-педагогической литературе выработано множеством методов и методик изучения психологической готовности детей к школьному обучению. Вот некоторые из них.

Диагностика психологических предпосылок овладения учебной деятельностью:

– методика «Домик» (Н.И. Гуткина);

– методика «Узор» (Л.И. Цеханская);

– методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин);

– методика «Рисование по точкам», или «Образец и правило» (А.А. Венгер);

– методика «Почтальон» (А.З. Зак);

– методика определения готовности к школьному обучению (М.Н. Костикова).

Диагностика учебной мотивации как критерия психологической готовности к школе:

– методика по определению мотивов учения (М.Р. Гинзбург);

– методика «Мотивационные предпочтения» (Д.В. Солдатов);

– диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению (Н.И. Гуткина).

После диагностики уровня психологической готовности проводится формирующая коррекционная работа. Здесь так же может применяться комплекс методов и методик.

Приведем два примера.

1. Коррекционные сказки М.А. Панфиловой «Лесная школа». Это 30 сказок психопрофилактической и коррекционной направленности, помогающих в преодолении проблем психологической готовности к школьному обучению. Сказкотерапия позволяет сформировать позитивные модели поведения, избежать негативных эмоций, снизить уровень тревожности, повысить учебную мотивацию.

2. Программа развивающих занятий «Лаборатория профессора Ума» (автор М.Р. Григорьева). В программе представлены интересные занятия, снабженные богатым дидактическим материалом. Предметом рассмотрения являются не только цифры, буквы, явления окружающего мира, но и чувства, ощущения, переживаемые ребенком в процессе деятельности и общения с окружающими людьми. На это направлено не только каждое занятие, но и специфические уроки доброты и психологического здоровья. Задача психолога – научить ребенка добывать знания, научить радоваться каждому новому открытию и достижению. Вот почему в конце каждого задания педагог обязательно спрашивает: «Было трудно»? «Чему научились»? «Что не получилось?». И дети постепенно приучаются оценивать себя, свою работу, изучают «линейки успеха», заглядывают в «сосуд знаний» (такие формы рефлексии предусмотрены в занятиях), и, в конце концов, начинают с нетерпением ждать начала своей школьной жизни.

3 .Рекомендации по развитию психологической готовности к школе

В качестве основной задачи рассматривается психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Педагоги должны способствовать созданию условий для максимального развития каждого ребенка.

Для развития психологической готовности детей на занятиях могут применяться всевозможные игры, так как игра – основной вид деятельности дошкольников. Большое значение должно уделяться содержанию игр, через них пробуждается познавательный интерес, ребенок узнает что-либо и учится чему-то новому, развиваются его психические функции. Поэтому используемые игры должны способствовать развитию мышления, памяти, внимания, речи.

В качестве игр в основном могут применяться дидактические, среди которых много познавательных и развивающих различные психические функции. Победителем становится тот игрок, который не ленится учиться наблюдать, запоминать, быстро реагировать, логически мыслить. Таким образом, в недрах игровой мотивации рождается учебная мотивация. Можно представить дело так, что ребенок учится чему-то для того, чтобы выиграть. По мере развития высших психических процессов у ребенка хорошо получаются все новые и новые задания, в результате чего он выигрывает, то есть удовлетворяет свою потребность в выигрыше и похвале. Для некоторых детей момент выигрыша так и остается самым главным в игре, то есть вне ситуации соревнования им уже неинтересно выполнять данное задание. Но для большинства ребят вместе с приходящими к ним умениями появляется интерес и к самой деятельности, являющейся содержанием игры-соревнования. Постепенно выигрыш становится для них знаком не только переживания удачи и похвалы, но и положительного отношения к себе, повышения своей самооценки, принятия себя, уважения к себе, чувства собственного достоинства и других важных составляющих «Я» человека. Фактически, происходит развитие самосознания и мотивационной сферы.

Удовлетворение познавательной потребности, выраженной в интересе к заданию и стремлении хорошо его выполнить, позволяет ребенку переживать новые впечатления, связанные не только с самим процессом результативного выполнения задания, но и с изменением своей самооценки. Итак, первоначально ребенок хорошо выполняет задание ради победы в соревновании, затем ситуация соревнования перестает быть определяющей, и он получает удовольствие от качественного выполнения самого задания. Теперь уже само задание стимулирует его деятельность. Оно становится для него интересным. Постепенно у ребенка повышается самооценка. Появляется интерес попробовать свои возможности в новых видах деятельности.

Таким образом, описанная методика позволяет развить (сформировать) у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста познавательные мотивы, мотивы достижения, широкие социальные мотивы учения, что все вместе составляет учебную мотивацию. Добиваясь результативности в предложенных заданиях, дети развивают произвольность психических процессов, преодолевают ситуативность поведения и начинают проявлять произвольность в учении. При внимательном рассмотрении дидактических игр, среди которых много познавательных, а также способствующих выработке различных умений и навыков, оказывается, что эти игры аналогичны учебным заданиям.

Основной содержательный материал, который должен применяться для развития психологической готовности к школе, – развивающие игры, среди которых обязательно должны быть следующие: игры, расширяющие кругозор и словарный запас ребенка; логические игры; игры с правилами; игры, развивающие фонематический слух; игры, развивающие внимание и память; игры, развивающие мелкую и крупную моторику ребенка.

Приведем примерный план мероприятий по формированию психологической готовности к школе в таблице.

Примерный план мероприятий по формированию психологической готовности к школе

Участники мероприятий

Форма и содержание мероприятий

Методическая работа

Анализ литературы по проблеме исследования

Работа с детьми

Начальная диагностика детей подготовительной группы

Формировать у детей положительное отношение к обучению в школе, познавательную активность и учебную мотивацию (коррекционные сказки Панфиловой М.А. «Лесная школа»).

Промежуточная диагностика детей подготовительной группы.

Формирование психологической готовности к школе по развитию познавательных процессов и коммуникативных навыков посредством программы развивающих занятий «Лаборатория профессора Ума» (Автор М.Р. Григорьева).

Итоговая диагностика детей подготовительной группы.

Работа с родителями

Выступления на родительских собраниях в подготовительной группе в начале и конце учебного года на темы: «Психологическая готовность ребенка к школе», «Как подготовиться к школьной жизни в условиях семьи».

Дистанционная работа с родителями посредством оформления информационных стендов в группе и около кабинета педагога-психолога. Индивидуальное собеседование.

Работа с воспитателями

Проведение групповых консультаций для воспитателей с темами: «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста», «Психологическая готовность ребенка к школе».

Индивидуальные консультации для воспитателей.

Посещение групп с целью наблюдения организации воспитательно-образовательного процесса и развивающей среды, взаимодействие воспитателя.

Также, кроме всевозможных игр, существенное место должно быть уделено «урокам» литературы, на которых дети знакомятся с прекрасными детскими книгами. На этих же «уроках» ребята учатся правильно и литературно говорить. Программа читаемой детям литературы должна быть разной в зависимости от степени от степени развития детей.

Для формирования мотивационной готовности необходима связь между, детьми подготовительной группы и школьниками, которая поддерживается в течение учебного года. Формы этой работы разнообразны: экскурсии в школу, посещение школьного музея, библиотеки, мастерской, проведение совместных занятий, утренников, музыкально литературных вечеров, организация выставок рисунков и поделок, встречи, беседы с бывшими воспитанниками детского сада.

Таким образом, целенаправленная разнообразная работа педагога-психолога с детьми, родителями, и педагогами подготовительной группы должна привести к положительной динамике показателей психологической готовности детей к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями».

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, граммат...

Что включает «когнитивная готовность к школьному обучению» ребенка дошкольного возраста?

Понятие когнитивной готовности. Раскрытие разных видов готовности ребенка к школе...

Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями

Психологическая готовность к школьному обучению — это сложное образование, в основе которого лежит коммуникативная готовность....

Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями

Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями...

Методическая разработка "Формирование действий с мячом у детей дошкольного возраста при обучении игре пионербол"

       ФГОС определяет, что условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие воспитанников во всех основных образовательных областях, а именно в сферах ...

Рабочая программа психолого - педагогического сопровождения по формированию психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста "Скоро в школу"

Программа направлена на выравнивание стартовых возможностей воспитанников ОСГБУСОССЗН "ОСРЦдН" старшего дошкольного возраста из разных социальных групп и разным уровнем подготовки к школе, п...

Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и формированию психологической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет педагога-психолога

За основу программы следует взять изучение особенностей психологической готовности детей к школе, а также развитие умственных способностей, которые являются основой для успешного овладения школьными з...