Доклад на тему: «Творческая мастерская» (из опыта работы)
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Семкина Елена Викторовна

Знакомство воспитателей с развитием творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_tvorcheskaya_masterskaya_iz_opyta_raboty.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Творческая мастерская» (из опыта работы)

     «Творческая мастерская» - это одна из новых форм непосредственно- образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей.  Творческие мастерские могут использоваться в различных направлениях деятельности детей: театральная мастерская, мастерская по развитию коммуникативных способностей детей, художественная мастерская, мастерская добрых дел, краеведческая мастерская, познавательная мастерская.

     Я хочу вам рассказать о художественной мастерской, которую я использую в своей работе. Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

     Целью моей работы является- развитие творческих способностей у детей

дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник в

изобразительной деятельности.

Для получения наилучшего результата работу с детьми лучше начинать

поэтапно с трёх летнего возраста

В начале своей работы необходимо провести диагностическое обследование

детей младшей группы. Диагностическое обследование показывает:

— дети с трудом удерживают карандаш;

— затрудняются в нанесении линий, пятен, мазков;

— у детей отсутствует умение располагать рисунок по всему листу.

Составленный мною перспективный план работы, который включает:

— серию занятий по нетрадиционному рисованию;

— элементарные пальчиковые игры;

— гимнастику, упражнения, которые дают детским пальчикам полноценный отдых, развивают подвижность, формируют навык письма, я реализовала в первый этап обучения: «Клякса» — вторая младшая группа (3-4 года).

рисование пальчиками;

оттиск печатками из картофеля;

рисование ладошками.

В начале малыши осваивали наиболее простую технику рисования

«Пальчиковую живопись» и благодаря этому научились:

— способу примакивания кончиков пальцев рук к поверхности листа бумаги,

ритмично нанося пятна, мазки («Падают листья», «Новогодняя ёлочка»,

«Виноград» и другие);

— научились рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных

направлениях, перекрещивать их («Украсим коврик», «Солнышко греет

Землю», «Цветные ниточки», «Клетчатый платочек»).

Со второй половины учебного года дети осваивали более сложную

нетрадиционную технику: «Печать от руки» (ладошкой), рисование

деревянной палочкой («Два весёлых гуся», «Ёжик — ни головы, ни ножек»,

«Весёлые воробьи»).

В конце учебного года дети познакомились с нетрадиционной техникой

рисования «Оттиск печатками из картофеля» и научились:

-способу получения отпечатка, держа печатку тремя пальцами;

- изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные

композиции («Укрась салфетку», «Платочки для мамы», «Новогодняя

открытка»).

Дети научились правильно держать карандаш, не испытывали затруднения в

нанесении линий, пятен, мазков. Появилось умение располагать рисунок по

всему листу.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными

техниками:

тычок жесткой полусухой кистью.

печать поролоном

печать пробками;

восковые мелки + акварель;

свеча + акварель;

отпечатки листьев;

рисунки из ладошки;

рисование ватными палочками;

с помощью ватных дисков;

кляксография с трубочкой.

А в старшем дошкольном возрасте дети уже могут освоить еще более

трудные методы и техники:

рисование песком;

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

кляксография с трубочкой;

монотипия пейзажная;

печать по трафарету;

монотипия предметная;

кляксография обычная;

пластилинография.

Я хочу вам рассказать о содержании работы:

При рисовании пальчиками ребенок сначала опускает в гуашь пальчик и

наносит точки, пятнышки на бумагу. На пальчик набирается краска. После

работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе

бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо

животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая

своим примером принцип изображения.

В старшей группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так, из ладошки может получиться жираф, птица, кошка, петушок, слоненок.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально.

При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в

использовании материал применяется для изображения животных. Для этого

ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит

оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и

печатка. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку

способов исполнения рисунка.

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет,

составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде, чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты – печатки.

В начале педагог должен помочь ребенку изготовить печатки. Для этого

берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой

ручкой рисунок печатки – определенного животного, затем аккуратно

вырезают форму по контуру.

Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск.

Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или

поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка послужит

палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют

что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта

техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает

фактурность пушистой поверхности объекта.

Кляксография.

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и

разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть

образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя

клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны,

т.к. развивают мышление и воображение. Для этого потребуется бумага,

тушь или жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу

нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу.

Таким образом можно получить оригинальное изображение животного,

фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.

После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к

следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может

получиться целый сюжет.

Набрызг является достаточно сложной техникой является. Вместо кисти

можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке

наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки –

быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу.

При этом можно менять направление движения руки (по вертикали,

горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину

крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки.

Используют одновременно несколько красок, что помогает создать

многоцветный рисунок.

Одним из современных способов нетрадиционных рисования является

рисование мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода,

лист бумаги и трубочка для коктейля. В гуашь добавляется шампунь,

немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не

образуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали.

Монотипия может использоваться для изображения животных. Первый

способ – симметричное сложение листа пополам. На листе можно изобразить

отражение медвежонка в зеркальной глади воды. Для этого берём альбомный

лист и складываем его пополам, верхнюю часть тонируем светло – жёлтым

цветом (небо), а нижнюю – голубым (вода). Просушив лист, наносим

карандашом рисунок медвежонка, а затем покрываем гуашью, затем по

линии сгиба складываем рисунок и проглаживаем, чтобы получился

отпечаток на нижней стороне листа, получаем зеркальное отражение

медвежонка в воде. Второй способ – на пластмассовую доску наносим

краску, затем деревянной палочкой или черенком кисточки процарапываем

изображение предметов– фигурки птиц и животных, накладываем сверху

лист бумаги, слегка прижимаем и снимаем, на листе получается оттиск.

Рисование штрихом позволяет сосредоточиться на форме, строении

животных, их движений. При помощи штриха можно рассказать о характере

животного, передать его колючесть или мягкость, доброту или

агрессивность, выразить личное отношение к животному. Штриховка

замечательно подходит для изображения ежей, дикобразов.

Техника «рисование нитками» (ниткография). Используются простые

нитки, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски,

емкость для использованных ниток. Нужно сделать отрезки из ниток (2-5

шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по

листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования

гуаши другого цвета взять чистую нить. Так же можно нитку обмакнуть в

краске, положить ее на одну половину листа (хаотично), затем второй

половиной накрыть ее, т.е. свернуть лист пополам и осторожно вытащить

оттуда нитку. Затем лист раскрываем и дорисовываем полученное

изображение.

Рисование с секретом в три пары рук.

Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые

и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый

начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и

оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру).

Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище,

оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается

весь листок - и почти всегда получается смешно: от несоответствия

пропорций, цветовых гамм.

Скатывание бумаги.

- Ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из

нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до

большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек

опускается в клей и приклеивается на основу. 

Оттиск смятой бумагой. 

 Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и

наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце,

и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель.

- Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы:

восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения

изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем

закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками

остается не закрашенным. 

Свеча + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча,

плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок

рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или

несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Точечный рисунок.

Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к

необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять

фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги

и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки

красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго

заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А

дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать

ребенка.

Отпечатки листьев. Ребенок покрывает листок дерева красками разных

цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для

получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев

можно дорисовать кистью.

Поролоновые рисунки.  Почему-то мы все склонны думать, что, если

рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда, на помощь

может прийти поролон. Советую сделать из него самые разные

разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их

тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда

уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов

рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь

поролон в отличие от ваты хорошо моется). В начале дети хаотично будут

рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них

простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

Загадочные рисунки. Рисуем ребром картона

Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон

размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается

полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 – 10

см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует

затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть

картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят

и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия

получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в

сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному

развитию детей дошкольного возраста.

Рисование мелками.

Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам

обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор,

керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится

мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. Их

(если нет дождя) можно развивать на следующий день. А затем по сюжетам

составлять рассказы. А на керамических плитках (которые порой в остатках

хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или

углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа волунов) просятся

украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря, что

или кого по форме камень напоминает.

Метод волшебного рисунка.

-Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется

изображение (елочка, домик, а может быть целый сюжет). Затем кистью, а

лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение.

Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой –

рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь.

Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или

кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор

фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше

закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если

при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их

качества.

Разрисовка маленьких камешков.

Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на

асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев,

машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных

собственных творений. В этой связи в идеале используются морские

камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма

камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а

иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под

лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На

камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его

закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным

лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка,

сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать

в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.

Рисование на мокрой бумаге.

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге,

ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд

предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге.

Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить

следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь",

"Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника

сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой –

рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой

воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или

(если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к

произведению неясных образов.

Рисуем с помощью открыток.

В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток.

Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные

образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение

предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку

вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже

пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он

дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми

вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то

дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и

изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.

Учимся делать фон.

Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее.

Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее

фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон

кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и

надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в

воде и краске.

Коллаж.

-Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются

несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным

следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными

приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует,

выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет решил нарисовать

лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко

ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток,

тканями изобразит небо и облака и т.д.. Можно рисовать всем, что есть под

рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой,

бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой

чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же

раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д. Предела

совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.

Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом

зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести

до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию могут

использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные

материалы.

Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника

во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков,

которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные

возможности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчёт из опыта работы на тему: "Играем пальчиками и развиваем речь" (1 младшая группа)

Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также о...

Доклад на тему: «Растим патриотов» (из опыта работы)

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач.Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мира...

Доклад. Выступление на педагогическом совете из опыта работы по теме «Развитие диалогической речи посредством театрализованной деятельности детей»

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует...