Семинар-практикум «Эффективное взаимодействие педагога с детьми как условие психологической безопасности в ДОУ»
методическая разработка

В данной работе рассмотрены аспекты психологической безопасности дошкольников пр взаимодействии с педагогами, описаны возможные техники разрешения различных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semina-praktikum.odt25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Эффективное взаимодействие педагога с детьми как условие психологической безопасности в ДОУ».

Дата проведения:11.04.2019 г.

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с воспитанниками и преодолению трудностей в коммуникации с детьми.

Задачи:

  1.  актуализировать существующие проблемы во взаимодействии педагогов с детьми;
  2.  содействовать повышению у педагогов профессиональной компетентности;
  3.  развивать и закреплять практические навыки построения педагогами эффективного общения с детьми.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал, ручки, памятки.

Ход семинара- практикума:

Информационная часть

В современном мире проблема психологической безопасности стоит очень остро. Рассмотрение данной проблемы в контексте российского образования необходимо начать с определения понятия «психологическая безопасность», которое обозначает положительное  самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных  социально-психологических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического ущерба личности, ущемления ее прав.

Рассматривая данную проблему в масштабе ДОУ, необходимо помнить, что этап дошкольного возраста -  это основа обеспечения целостного развития личности ребенка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.  Дошкольный возраст- самый уязвимый возраст во многих вопросах, поэтому и важно создание психологической безопасности и комфорта.

Давайте немного поговорим о том, что же все-таки как может влиять педагог в ДОУ и от чего это зависит (в общем).

- стиль взаимоотношений

- личностные характеристики педагога

- педагогическое мастерство (опыт)

- межличностные взаимоотношения в группе сверстников

Предусмотреть возникновение опасности довольно сложно. В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации угроз психологической безопасности и возможных источников их в дошкольном учреждении. Выделяют 2 типа.

К ВНЕШНИМ ИСТОЧНИКАМ угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:

1. Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности: это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений.

2. Индивидуально-личностные особенности персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми.

3. Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка дошкольное учреждение. Кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реакции педагогов.

4. Враждебность окружающей среды ребенка, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.

6. Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.

8. Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.

9. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.

А также режим проветривания, питания и тп. (все, что удовлетворяет базовые потребности ребенка).

ВНУТРЕННИМИ ИСТОЧНИКАМИ угроз психологической безопасности ребенка могут быть:

1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.

2. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.

3. Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.

4. Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т.  п.

В рамках этой темы более подробно остановимся на «плохом» поведении детей, которое часто сбивает педагога с толку и выводит из равновесия, тем самым создавая возможную угрозу психологической безопасности.

Всем известно, как проявляется плохое поведение, давайте разберем возможные причины.

Психолог (обращается к участникам семинара): «Давайте с Вами ответим на вопрос «Почему дети себя плохо ведут?». Достаточно несколько ответов.

Рассмотрим примеры ответов детей на такой же вопрос( информация взята из источников интернета).

● Дети себя плохо ведут, потому что они балуются, потому что они невоспитанные.

● Потому что дети думают, что без родителей они могут плохо вести.

●Потому что они не приучены к тому, что надо хорошо делать, а не плохо.

● Чтобы от них отстали.

●Потому что они что-нибудь хотят, а им не разрешают.

●Потому что им что-то может не нравится или они рассержены, может они не выспались.

● Потому что их ругают.

Сами же дети из нашего ДОУ, считают так: интервью детей с ответами на вопрос: "Почему дети себя плохо ведут?"( включается запись с ответами детей ДОУ).

Давайте более подробно поговорим о мотивах плохого поведения.

Американский педагог и психолог Рудольф Дрейкурс выделяет два основных постулата, на которых базируется конструктивный подход к «перевоспитанию»отклоняющегося поведения.

1. «Дети выбирают поведение».

2. Существуют всего 4 мотива, по которым дети «плохо» себя ведут:

 ● привлечение внимания,

● власть,

● месть,

● избегание (страх) неудачи.

Какой лучший способ чтобы ребёнка заметили? Конечно же - баловство. Ведь если ребёнок тихо сидит и рисует или читает книгу, его вряд ли вообще заметят. Таким образом, хорошее поведение не замечается, а «плохое» - закрепляется. Подобные клише дети приносят в детский сад, школу. «Делай плохо - и тебя заметят».

2 Власть. Две главные причины властолюбия:

Перед глазами детей практически отсутствуют примеры достойного конструктивного послушания. Отношения со взрослыми выстраиваются на основе соперничества и борьбы за главенство.

Мода на «сильную» личность, на «крутых», мода на агрессию.

3. Месть.

Месть похожа на власть, но причины «плохого» поведения глубже. Властолюбец просто испытывает вас, а мститель изживает внутреннюю боль, которую ему нанесли, может быть, и не вы.

Мстители делают не просто пакости, они выбирают то, что особенно впечатлит именно этого человека.

4. Избегание неудачи

Это тихие послушные дети, просто они ничего не решают и не стремятся к этому, потому что боятся вновь столкнуться с ощущением полного своего ничтожества.

«Я знаю, у меня, как всегда, всё равно ничего не получится».

Поговорим более подробно о каждом из них.

Мотив – привлечение внимания

Чувства взрослого: раздражение

Реакция взрослого:множество замечаний, угроз.

Происхождение мотива:

Больше внимания уделяется в основном тем, кто ведет себя плохо.

Ребенок не умеет «просить» внимания в приемлемой форме.

Дефицит личностного внимания.

Сильными сторонами поведения являются активность ребенка и факт, что педагог ему нужен.

Мотив власти

Чувства взрослого: гнев, негодование, иногда страх.

Происхождение мотива:

Желание выйти из подчинения взрослого и встать со взрослым на одном уровне. Демонстрация «сильной» личности.

Сильные стороны поведения: смелость, сопротивление влияниям.

Мотив мести

Чувства взрослого: подобное поведение вызывает у педагога обиду.

Происхождение мотива: ребенок, которому не удалось получить внимание вышеперечисленными способами, может решить, что его совсем не любят, и он вообще не нравится. Ребенок чувствует боль, обиду и, как следствие, хочет всем показать, где раки зимуют.

Сильные стороны: способность защитить себя от боли и обид.

Мотив «избегания неудач»

Чувства взрослого: вызывает чувство беспомощности, когда ребенок без особого протеста продолжает ничего не делать.

Происхождение мотива: формируется, когда предъявляются слишком высокие требования, подчеркивается отрицательное в ребенке, его результатах.

Сильные стороны: нет.

Практическая часть.

Практические задания обсуждаются в ходе просмотра презентации, в конце семинара-практикума воспитателям предлагается разделиться на 4 группы.

Каждой группе выдается задание, в котором в юмористическом стиле описан мотив плохого поведения. Задание состоит в следующем: 1) определить мотив; 2) предложить практическое разрешение описанной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействие педагога с детьми в условиях реализации образовательной программы «Югорский трамплин»

Наши педагоги создают условия для развития ответственности детей, помогая им брать на себя определённые роли в группе. Они вовлекают детей в создание обязанностей в группе вместо того, чтобы просто ра...

Семинар-практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»

Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы....

Семинар – практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями»

Построение воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС предполагает изменение практически всей системы деятельности педагога ДОУ, пересмотр его взглядов на структуру коммуникации с р...

Семинар-практикум«Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»

Построение воспитательно-образовательного процес¬са в соответствии с ФГОС предполагает изменение практически всей системы деятельности педагога ДОО, пересмотр его взглядов, а структуру коммуникаци...

Семинар-практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов детского сада с родителями дошкольников»

Для формирования коммуникативной компетентности педагогов во взаимодействии с родителями, знакомства педагогов с теоретическими и практическими психологическими положениями в области коммуникативной к...

Семинар - практикум" Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников".

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоки...