Конспект НОД «Знакомство старших дошкольников с достопримечательностями Санкт-Петербурга»
методическая разработка

Белавина Лина Ильинична

«Знакомство старших  дошкольников

 с достопримечательностями  Санкт-Петербурга»

 

 

Интеграция образовательных областей:
« Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Расширить знания и представления детей о родном городе. Закрепить в памяти у ребят основные достопримечательности города Санкт-Петербурга.
Задачи:
• Формировать начальные знания о Санкт – Петербурге, его истории, основных достопримечательностях (Петропавловская крепость, Дворец Петра в Летнем саду, Медный всадник и Адмиралтейство);
• Расширять словарь за счёт имён существительных (город, крепость, ангел, собор, шпиль,  экскурсовод, экскурсия, петербуржец); 
• Развивать логическое мышление и зрительное восприятие;
• Развивать интонационную выразительность, четкость дикции;
• Развивать связную речь;
• Воспитывать любовь к родному городу, гордость (я – петербуржец).
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_belavina_l.i.docx388.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Знакомство старших  дошкольников

 с достопримечательностями  Санкт-Петербурга»

Музыкальный руководитель Белавина Л.И.

Интеграция образовательных областей:
« Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Расширить знания и представления детей о родном городе. Закрепить в памяти у ребят основные достопримечательности города Санкт-Петербурга.
Задачи:
• Формировать начальные знания о Санкт – Петербурге, его истории, основных достопримечательностях (Петропавловская крепость, Дворец Петра в Летнем саду, Медный всадник и Адмиралтейство);
• Расширять словарь за счёт имён существительных (город, крепость, ангел, собор, шпиль,  экскурсовод, экскурсия, петербуржец); 
• Развивать логическое мышление и зрительное восприятие;
• Развивать интонационную выразительность, четкость дикции;
• Развивать связную речь;
• Воспитывать любовь к родному городу, гордость (я – петербуржец).
Материалы и оборудование:
- Фото презентация (портрет Петра I, карта Санкт-Петербурга, Петропавловский собор, Летний сад, здание Адмиралтейства, памятник «Медный всадник»).
- Видовые фотографии (из настенного иллюстрированного календаря);
- Открытки с достопримечательностями Санкт – Петербурга (Петропавловская крепость, Дворец Петра в Летнем саду, Адмиралтейство, Медный всадник).


Музыкальный материал:

1. Песня «Прекрасен город мой» К – 2010 СТР 28.

2.Слушание песни «О ГОРОДЕ»  А.Гончук  исп.Н.Кирилловой.

3. Песня «Крейсер Аврора»

4. Песня «Санкт –Петербург»

ХОД  ЗАНЯТИЯ:

-    Автобусная экскурсия (слайд 1)C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\1 автобус.jpg

Педагог: - На экскурсию мы поедем
                  Город свой узнать хотим.
                  Вдоль по Невскому поедем,
                  Вправо, влево поглядим.


Песня «Прекрасен город мой» (поют дети (слайд 2))C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\2 песня.jpg


Педагог: (Экскурсовод.) - Наш город - Санкт – Петербург один из самых больших и    

                                             красивых городов мира. Очень много лет тому назад (315 лет      

                                             тому назад) среди болот и лесов царь Пётр I  (слайд 3)

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\3 петя.jpg заложил новый город. Назвал он его святым именем, в честь апостола Петра –   Санкт-Петербургом.

Он состоит из нескольких частей, островов, которые соединяются мостами. Сейчас мы проезжаем по самому большому острову. Как он называется?

-(Ответы детей).

Педагог - Верно, Заячий (слайд 4) C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\4 остров.jpg

И самое первое строение, которое было заложено на этом

                 острове – Петропавловский собор. Его шпиль был ориентиром для всех в

                 строящемся городе. Ребята, что такое шпиль? (Это остроконечное завершение    

                 здания) На шпиле Петропавловского собора установлен флюгер в виде ангела с

                 крестом.

(слайд 5) C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\шпиль 5.2.jpg


- На Заячьем острове крепость стоит,
   И ангел над крепостью этой парит.
   (Педагог  с детьми рассматривает ангела, парящего в небе, на шпиле Петропавловского    собора. Ангел-символ Санкт-Петербурга.)

Педагог: - Каждый день с Петропавловской крепости ровно в полдень мы слышим пушечный выстрел. Для нас это сигнал ухода с прогулки.
 Чтение стихотворения -
                    Каждый день в крепости пушка палит.
                  «В городе полдень!», - она говорит.
                    Пушка палит. Всем понятно без слов:
                    Полдень. Пробило двенадцать часов!
(Е.С. Ефимвский.)


ИГРА – «По болоту Петр пошел «

По болоту Петр пошел,

Остров Заячий нашел.

Он собрал рабочий люд.

И построил крепость тут.

Хоровод дети идут по кругу в одну сторону. «Петр» с барабаном в середине круга – в другую.

Крепость новая стоит.

Пушками врагу грозит:

Дети показывают «лесенку» руками.

Бам-бам, бам-бам,

Не осталось зайцев там.

«Петр» бьет в барабан.

Все приседают.

Зайцы пушек испугались,

За кусточки разбежались…

Ой!

Дети, изображая зайцев, прыгают вприсядку, удаляясь от середины. С последним словом «зайцы» замирают без движения. «Петр» идет на охоту. Кто пошевелится – тот «убит».

 - Мы возвращаемся в экскурсионный автобус и продолжим наше путешествие по городу. Вот здание Адмиралтейства. В Адмиралтействе при царе Петре I строились первые военные корабли для Российского флота. Поэтому шпиль Адмиралтейства украшен золотым корабликом. (Показывает детям фотографию здания Адмиралтейства).

Здесь шпиль Адмиралтейства
Узнали мы с тобой –
В небесном океане
Кораблик золотой.
Есть гордость Петербурга –
Кораблик золотой.
Он высоко на шпиле
Над самою Невой.

Как называется наша река? Правильно, Нева.

(слайд 6) C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\6 нева.jpg

 Педагог -  А сейчас давайте поиграем,  ведь   мы выщли с вами на набережную Невы и  игра называется    «Волны по кругу»    (физкультурная пауза):

 Правила игры:

1.В помещении устанавливаются стулья по кругу, в количестве равному количеству игроков.

2.Водящий встает в центр круга.

3.Водящий должен сесть на свободный стул, а остальные игроки должны мешать ему, двигаясь влево и вправо, закрывая собой это место.

4.Ведущий может отдавать команды "Направо", "Налево", "Хаос".

5.При команде "Налево" - каждый игрок перемещается на соседний стул влево.

6.При команде "Направо" - каждый игрок перемещается на соседний стул вправо.

7.При команде "Хаос" - все игроки меняют свое расположение случайным образом.

8.Если водящий занял стул, то игрок, не успевший ему помешать, становится новым водящим.

9.При команде "Хаос" водящим становится тот игрок, кто сел на стул, который до команды был свободным.


Педагог - Река Нева дала имя самому первому проспекту нашего города. Как называется этот проспект? (Ответы детей) - Начинается Невский проспект у здания Адмиралтейства.

Педагог: - Наша экскурсия продолжается, и мы от здания Адмиралтейства отправляемся к Медному всаднику.

(слайд 7) C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\7 всадниик.jpg


Дети - Медным всадником зовут
           Этот памятник, и тут
           Петр Первый на коне-
           Так задумал Фальконе!
(Педагог детям объясняет, что Фальконе — скульптор. Вместе с детьми рассматривает памятник. Петру I - Медный всадник.)

Педагог - А вот перед нами Зимний дворец,  огромный зеленый фигурный ларец.

(слайд 8) C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\8 дворец.jpg

                                                                   

                          (показывается иллюстрация Зимнего Дворца).

Педагог - Что  такое    дворец?     (Дворцами    называют   огромные   красивые   дома –  

                 отвечают  дети).  А  почему  он   Зимний?  (потому  что  там  жили  цари  только

                зимой).  Я  предлагаю  и  здесь  сделать  остановку  (дети снова подходят к

                карте).

Что  сейчас  в  этом  дворце,  вот  послушайте  загадку:

-   Из  разных  стран  художники  картины привезли ,

                                   Чтоб  их полотна  дивные увидеть  все  смогли.

 Раньше был он для царей,  а теперь он стал музей .

 Это наш, Это ваш  Петербургский… (ЭРМИТАЖ)                                                                                            

Педагог - Ребята,  давайте  представим,  что  мы  вышли  вот  на  эту площадь (показывается иллюстрация  Дворцовой   площади)  и  про неё  я хочу вам  прочитать загадку:

Площадь  эта главная, площадь эта славная.

Побывать на ней все рады: здесь проводятся парады.

 - Хоть она и старая, но выглядит как новая, площадь наша главная… (ДВОРЦОВАЯ)

Какие  ещё   достопримечательности  мы  можем  увидеть   на   главной   площади нашего города? (показывается иллюстрация Александровской колонны – дети называют).

- Что  вы  знаете  об этой  колонне?  (воздвигнута  в  память  об Отечественной войне 1812г., наверху  фигура ангела с крестом)

 - Давайте пройдем по набережной     и посмотрим на самый знаменитый корабль  нашего города.  (показывается  иллюстрация    Крейсера «Аврора»  –  дети  отвечают).

(слайд 9) C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\крейсер 9 1.jpg

Чем знаменит этот крейсер  и  что там находится теперь?    (Дети отвечают,  что  с Авроры  был  дан  залп  –  сигнал  к  революции,  а  сейчас  там  музей;   один  из детей  показывает  на  карте). В сентябре 2014 года Крейсер «Аврора» отправился на ремонт.

Слушание песни «Крейсер «Аврора»

Наш  город ещё  называют   «городом   Львов».  

(слайд 10) C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\10 львы.jpg

Как много царственных зверей наш город украшают, львы петербургские мосты бессонно охраняют.

Каменный лев.

Лев из камня любит спать.

Будем годы мы считать:

Год – спит, два – спит,

Двадцать лет подряд храпит.

«Лев» стоит в центре круга. Дети, взявшись за руки, идут по кругу, приговаривая дразнилку.

Как пройдет сто пятьдесят,

Так начнет ловить ребят.

Дети на цыпочках приближаются к спящему «льву».

Раз, два, берегись,

В лапы льву не попадись!

Дети четко проговаривают слова. После слов»не попадись!» «лев» начинает ловить убегающих детей. Кого «лев» заденет, тот «окаменеет» т.е. не двигается.

На реке Фонтанке живет самый маленький памятник Санкт – Петербурга – Чижик – Пыжик.

(слайд 11). C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\11 чижик.jpg

Наверняка не все знают, что название Чижик-Пыжик в Санкт-Петербурге появилось еще в 19 столетии. Дело в том, что в 1835 году на набережной Фонтанки принцем Ольденбургским было основано Императорское училище правоведения. Его студентам предписывалось носить форменные пыжиковые шапки и зеленые мундиры с желтыми обшлагами и петлицами, поэтому с чьей-то легкой руки за ними закрепилось прозвище Чижики-Пыжики. Кроме того, есть легенда, что студенты очень гордились своим привилегированным статусом будущих юристов и при ходьбе пыжились. Покажите, как пыжились пыжики.

Песня «Чижик Пыжик»

- Наша экскурсия закончилась и вам пора возвращаться домой.Ребята, я каждого из вас довезу до дома, но для этого пусть каждый назовёт свою улицу, на которой живет. (Каждый ребёнок называет улицу. Занимает своё место в автобусе.)
Наш автобус отправляется. Едем домой.
 - Ребята, пока мы едем домой, давайте вместе вспомним, где мы были и что видели, а поможет нам это сделать пальчиковая гимнастика «Прогулка по Санкт – Петербургу»
Люблю по городу гулять
Люблю смотреть, люблю считать
Невский — раз
Адмиралтейство — два
Три -красавица Нева
Четыре  - Аврора

Пять – Эрмитаж

До чего же красив город наш.

Чайки белые кружаться над

Над речной волной

Нынче город отмечает

День рожденья свой.

А когда наступит вечер.

Мы салют смотреть пойдем

Пусть взмывают вверх ракеты

В небе праздничном твоем.

Игра «САЛЮТ».  (Под музыку дети гуляют с лентами )

- Салют, зажгись  , скорей соберись !

Дети должны собраться у ведущего с лентой того цвета, что у него в руках.)

                 

А сейчас прослушаем гимн нашему городу, который написал петербуржец Олег Кваша и ещё раз полюбуемся видами нашего замечательного города, можно подпевать (просмотр слайд-шоу  видов  города  в  сопровождении  песни Олега Кваши «Санкт-Петербург»).

Видеоряд с достопримечательностями Санкт-петербурга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Знакомство детей с измерением при помощи условной мерки"

Конспект занятия по математике в старшей группе....

Конспект занятия "Знакомство с попугаем"

Занятие для детей младшей группы...

Конспект занятия "Знакомство с новым комнатным растением"

Конспект занятия. Познакомить детей с новым растением, дать сведения о нем. Упражнять детей в узнавании комнатных растений по внешним признакам. Закреплять знания о частях растений, учить связно расск...

конспект занятия " Знакомство с Италией"

конспект занятия для подготовительной группы . Является частью работы по изучению культур двух стран Италии и России, приуроченный к году Италии в России....

Конспект занятия "Знакомство с часами". (подготовительная группа)

Конспект занятия "Знакомство с часами" (подготовительная группа). Предварительно дети были ознакомлены с разными видами часов и обсуждали их назначение. Также, они уже знакомы с Маленьким принцем из п...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Конспект занятия «Знакомство со свойствами песка» (СРЕДНЯЯ ГРУППА)

Конспект  данного занятия предназначен для детей 4-5 лет для ознакомления со свойствами песка. Занятие может проводиться как в группе, так и на участке детского сада....

Конспект НОД «Знакомство с музыкой С.С. Прокофьева»Конспект НОД «Знакомство с музыкой С.С. Прокофьева»

Задачи:1. Узнавать знакомые произведения;2. Учить детей чувствовать настроение музыки, различая ее изобразительность;3. Оркестровать музыку, выбирая тембры музыкальных инструментов, соответствующих ха...