Конспект занятия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
материал

Тема: «Дружный хоровод».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкальная.

Задачи:

- расширять представления детей о национальной культуре народов России;

- совершенствовать знания детей о национальной культуре народов России;

- пополнять словарный запас детей;

- развивать внимание, мышление, творческие способности;

- воспитывать чувство коллективизма, умение взаимодействовать в игре, танце.

Предварительная работа: чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций из методического пособия «Национальные костюмы народов России»; рисование; проведение занятия по аппликации на тему «Национальный костюм»; организация игр в лото, домино по теме «Национальные костюмы народов России».

Оборудование: картинки из методического пособия «Национальные костюмы народов России»; мольберты; отдельные атрибуты национальных костюмов народов России; аудиозапись мелодий «Здравствуй, Родина моя!» (муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева), народной башкирской песни «Тала-тала», русский народной песни: «На горе-то калина» (обр. А. Новикова).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл babushka_avtosokhranenny.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №87»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

        

Воспитатель: Иванкина Н. П.

(высшая квалификационная категория)

Рязань 2019

Тема: «Дружный хоровод».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкальная.

Задачи: 

- расширять представления детей о национальной культуре народов России;

- совершенствовать знания детей о национальной культуре народов России;

- пополнять словарный запас детей;

- развивать внимание, мышление, творческие способности;

- воспитывать чувство коллективизма, умение взаимодействовать в игре, танце.

Предварительная работа: чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций из методического пособия «Национальные костюмы народов России»; рисование; проведение занятия по аппликации на тему «Национальный костюм»; организация игр в лото, домино по теме «Национальные костюмы народов России».

Оборудование: картинки из методического пособия «Национальные костюмы народов России»; мольберты; отдельные атрибуты национальных костюмов народов России; аудиозапись мелодий «Здравствуй, Родина моя!» (муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева), народной башкирской песни «Тала-тала», русский народной песни: «На горе-то калина» (обр. А. Новикова).

Последовательность проведения занятия

Под аудиозапись песни «Здравствуй, Родина моя!» (муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева) входят дети в национальных костюмах народов России. Воспитатель (в русском народном костюме) предлагает им сесть на стульчики.

Воспитатель: Здравствуйте, друзья дорогие, с разных сторон званые, для нас желанные! Ждем вас всех, встречаем! Узнать о национальных костюмах народов России предлагаем.

На территории нашей родины проживает много разных народов. Каждый из них имеет свою культуру, традиции и, конечно же, национальные костюмы. Сегодня наши наряды представляют отдельную народность России. Но все мы – одна семья. На этом занятии мы познакомимся с культурой народов, населяющих нашу большую страну.

Народы – как одна семья,

Хотя язык их разный.

Все – дочери и сыновья

Своей страны прекрасной.

Перед детьми на мольбертах выставлено 5 картинок из 10 из пособия «Национальные костюмы народов России».

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинки и скажите, что объединяет все эти национальные костюмы? (Ответы детей.) Правильно, народы, которые носят эти костюмы, проживают в России. Давайте назовем их.

(Ответы детей: русские, татары, башкиры, буряты, калмыки и др.)

А теперь проверим, кто из вас самый внимательный. Я буду перечислять основные элементы костюма, и тот, кто узнает по описанию свой наряд, должен будет выйти и исполнить какой-нибудь народный номер (спеть песню, станцевать, прочесть стихотворение или организовать национальную игру).

Ребята, внимательно слушаем! Женщины, в отличие от мужчин, очень любили украшать свою одежду разнообразными атрибутами. Кафтаны они расшивали узорами, монетами и пуговицами. На поясе развешивали небольшие предметы (маленький нож, зеркальце и др.), которые при случае могли пригодиться. Монетами и подвесками украшались также волосы.

Мужчины и женщины носили на голове круглые или конусообразные шапки с красной кисточкой наверху. Излюбленным цветом в одежде был синий, который символизировал небо.

(Ответы детей: бурятский костюм, национальность – буряты. В центр выходят дети в бурятских костюмах и читают стихотворение.)

МОЯ БУРЯТИЯ (Н. Сидорова)

Я из Бурятии!

Славное место!

Горы и степи, рядом Восток,

Быстрые реки, тайга говорливая,

Жизни моей беспокойной исток.

Чудные песни Саян* несравненных,

Воды Аршана** вкусны,

Грозные ветры Байкала могучего

Ждут приближенья весны.

(*Саяны – горы. **Аршан – целебный источник.)

Воспитатель: Молодцы, буряты! Слушаем дальше. В составе этого мужского костюма, как и у других народов центральных регионов России, были рубаха и штаны. Сверху надевали приталенную безрукавку или просторный халат. Одежда у мужчин всегда была многослойной: часто они надевали по нескольку одежд, чтобы показать богатство и разнообразие своего гардероба. Повседневной одеждой считался камзол (или казакин) – короткий кафтан с глухим воротом. Нередко поверх накидывался еще и халат, а зимой – шубу или тулуп. Все мужчины носили стеганые шапочки-тюбетейки. Зимой предпочитали шапки их меха овчины, а также из шкуры волка или рыси.

(Ответы детей: башкирский костюм, народность – башкиры. Дети в башкирских костюмах исполняют танец под народную башкирскую песню «Тала-тала».)

Воспитатель: Ребята, послушайте описание следующего костюма.

Все мужчины носили пояс. Богачи делали его из дорогого цветного шелка, на концы пришивали красивую бахрому. Чем роскошней выглядел пояс, тем богаче считался его владелец.

Головные уборы были разные: на каждый день и на праздник. Самый любимый головной убор – тюбетейка (невысокая плоская шапочка, украшенная тесьмой и вышивкой). Обувь шили из кожи: сапоги, ичиги (мягкие и легкие сапоги), башмаки.

(Ответы детей: татарский костюм, национальность – татары. Проводится подвижная игра «Тимербай».)

Взявшись за руки, дети образуют круг. Выбирают ведущего – Тимербая. Он становится в центр круга. Дети идут по кругу и читают стихотворение:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстро искупались,

Нашалились, наплескались.

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так! 

Когда дети произнесут последние слова («Сделали вот так!»), ведущий должен присесть или поднять руки вверх, или поскакать на одной ноге, т. е. сделать какое-то заметное движение. Участники игры пробуют повторить то же самое. Потом ребенок, стоящий в круге, выбирает следующего ведущего.

Воспитатель: Дальше слушаем и отгадываем. Женщины этого народа носили яркие сарафаны, как у меня. Их надевали на белоснежные вышитые рубахи. Сарафан был любимой женской одеждой: его легко надевать, в нем удобно работать. Крестьянские мастерицы украшали свои праздничные сарафаны вышивкой и золотым шитьем, прошивом и тесьмой. Сарафан обязательно подвязывали. Пояса играли роль оберега, их часто дарили на праздники. Потерять пояс считалось плохой приметой.

На голове девушки носили венки и повязки, оставляя волосы открытыми. Женщины постарше полностью убирали волосы под небольшую шапочку, а сверху повязывали платок. Кокошник надевали замужние женщины и незамужние девушки. Это был праздничный головной убор, который богато украшался орнаментом, бисером, жемчугом. Его хранили в семье и передавали по наследству.

(Ответы детей: русский костюм, национальность – русские.)

Воспитатель: Ребята, каждая из национальностей, населяющих нашу Родину, разговаривает на своем языке, но русский язык для каждого из них очень важен. У всех народов есть множество пословиц и поговорок о родном языке. А какие пословицы и поговорки о языке и хороших словах знаете вы?

(Ответы детей: «Хорошие речи приятно слушать», «Ласковое слово и камень растопит», «Доброму слову – добрый ответ», «Доброму слову и добрая слава», «Красна сказка складом, а песня – ладом».) Воспитатель благодарит детей за правильные ответы, за выступления.

Воспитатель: Ребята, вспомните и скажите, с какими народностями России мы с вами познакомились? (Ответы детей: с русскими, бурятами, татарами, башкирами.)

Воспитатель: Наша страна – большая и дружная. В ней проживает много разных национальностей. Посмотрите на картинки: это калмыки, цыгане, мордва, чеченцы и другие народы. Творчество и особенности национальных костюмов этих народов мы будем рассматривать с вами в следующий раз.

РОССИЯ, РОССИЯ, РОССИЯ (В. Гудимов)

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, –

Что может быть сердцу милей?

А если бы нас вдруг спросили:

«И чем дорога вам страна?»

– Да тем, что для всех нас Россия,

Как мама родная, – одна!

В заключение беседы дети в русских костюмах приглашают всех исполнить русский народный хоровод «На горе-то калина» (обр. А. Новикова).

МБДОУ «Детский сад №87»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

        

Воспитатель: Иванкина Н. П.

(высшая квалификационная категория)

Рязань 2019

Тема: «Поможем добрым делом Машеньке из русской народной сказки “Маша и медведь”».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, художественная, музыкальная.

Задачи:

- совершенствовать знания детей о русском народном творчестве;

- формировать представление о русском народном костюме;

- развивать память, внимание, воображение, речь;

- улучшать навыки рисования красками по трафаретам;

- воспитывать уважение к культуре своего народа.

Предварительная работа: чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций методического пособия «Национальные костюмы народов России»; рисование; выполнение аппликации на тему «Русский национальный костюм»; организация игр в лото; домино по теме «Национальные костюмы народов России».

Оборудование: картинки с русскими национальными костюмами; персонаж Машенька из русской народной сказки «Маша и медведь»; аудиозаписи (русские народные песни «А я по лугу», «Со вьюном я хожу» в обр. А. Агафонниковой); трафареты женских и мужских русских народных костюмов; средства для рисования (бумага, краски, кисти, подставки для кисточек и др.).

Последовательность проведения занятия

В гости к детям приходит девочка Машенька в русском народном костюме из сказки «Маша и медведь».

Машенька: Ребята, здравствуйте! Вы узнали меня? Я – Машенька из сказки «Маша и медведь». Вы меня, конечно, помните. Сказка эта интересная и поучительная, но почему же в ней мне надо обязательно теряться и попадать к медведю? Он, между прочим, довольный строгий – никак не хотел меня отпускать к бабушке и дедушке. Ребята, а давайте попробуем по-другому рассказать эту сказку, пусть в ней не будет медведя!

Воспитатель: Ребята, как можно изменить события, чтобы Машенька не потерялась в лесу и не попала к медведю?

Дети придумывают варианты продолжения истории. Например, в лесу Маша встречает Лунтика и его друзей, которые помогают ей дойти до домика дедушки и бабушки. Или Машеньку находит лесная фея, которая при помощи волшебной палочки указывает ей дорогу домой и т. п.

Машенька: Ребята, вы молодцы! Вы изменили события в сказке и помогли мне не заблудиться в лесу. Спасибо вам!

Воспитатель: Русским народом создано много чудесных сказок, которые мы до сих с удовольствием читаем. Назовите ваши любимые сказки.

(Ответы детей: «Василиса прекрасная», «Заюшкина избушка», «Морозко», «Колобок», «Теремок» и др.)

Воспитатель: Какие молодцы! В старину наши предки не только сказывали, но и умели красиво петь, танцевать. Давайте все вместе встанем в хоровод! И Машеньку с собой возьмем!

Воспитатель включает фонограмму. Дети водят хоровод под русскую народную песню «А я по лугу» (обр. А. Агафонниковой).

Машенька: Ребята, посмотрите на мой костюм! Именно таким он был во времена наших предков. Секреты изготовления одежды передавались из поколения в поколение. Я очень рада, что сегодня вы можете познакомиться с красивым и удобным русским народным костюмом.

Воспитатель: Правильно, Машенька. Национальный костюм – это настоящая история народа. Любому человеку важно знать вековые традиции своей страны. Вот и мы с вами сегодня познакомимся с особенностями русского народного костюма.

От костюмов других народностей он отличается яркими расцветками, богатством отделки, разнообразием тканей. Одежду шили из хлопка и льна, шерсти и сукна. А какими разными были головные уборы: красочные ленты, вышитые повязки, обручи, расшитые бисером кокошники, разноцветные платки.

У любой народности, в том числе и у русских, есть костюмы мужские и женские, повседневные и праздничные. Посмотрите, сколько нарядов было у женщин: сарафан, юбка-понева, вышитая сорочка, душегрейка, расшитый передник.

Воспитатель показывает иллюстрации.

Русских красавиц чаще всего мы видим в нарядных красочных сарафанах и белоснежных расшитых сорочках. Дополняла сарафан красивая душегрейка. На голове носили расписной кокошник, на ногах – кожаные сапожки (показывает иллюстрации).

В некоторых районах поверх рубахи надевали юбку-поневу и передник. Важной частью костюма был головной убор. Девушки носили венки и повязки, оставляя волосы открытыми. Женщины постарше всегда полностью убирали волосы под небольшую шапочку, а сверху повязывали платок. Кокошник носили замужние женщины и незамужние девушки. Он считался праздничным головным убором, который богато украшался вышивкой, бисером, жемчугом. Кокошник хранили в семье и передавали по наследству.

На ногах крестьяне в основном носили лапти. В районах, где было развито скотоводство, в обиходе имелась кожаная обувь. Зимой ходили в валенках.

Очень любили красавицы носить украшения: бусы, серьги, ожерелья, подвески.

Воспитатель показывает иллюстрации.

Основой мужского русского костюма являлась рубаха с небольшим разрезом на груди. Если разрез располагался сбоку, рубаха называлась косовороткой. Рубахи были длинными, носили их поверх штанов и затягивали ремнем или кушаком. В красные рубахи, богато украшенные вышивкой, наряжались по праздникам. Штаны (порты) шились не очень широкими и подпоясывались шнурком (гашником). В обиходе имелись и широкие штаны – шаровары. На голове носили картузы (разновидность фуражки). Неженатые парни украшали их цветами.

Воспитатель показывает иллюстрации.

Воспитатель: Ребята, я надеюсь, что вам понравился мой рассказ о русском народном костюме. Хотели бы вы носить такие наряды? К сожалению, в наше время так одеваются только артисты театров или представители музыкальных коллективов, исполняющие русские народные песни и пляски. Хотя современные дизайнеры одежды используют некоторые элементы русского народного костюма в своих коллекциях.

Машенька: Ребята, представьте, что вы модельеры. Нарисуйте, пожалуйста, русские народные костюмы для моих любимых дедушки и бабушки! А я попробую по вашим рисункам сшить им новые красивые наряды. Мне нравится заниматься рукоделием и помогать взрослым.

Дети соглашаются нарисовать для Машеньки русские народные костюмы. Воспитатель раздает трафареты костюмов: женских – девочкам, мужских – мальчикам. Дети рисуют по трафаретам.

Машенька: Ребята, я рада, что попала в ваш детский сад, в вашу замечательную группу! Я узнала много нового о русском народном костюме. Думаю, что и вам было интересно. Обязательно расскажите своим родителям о том, что вы сегодня услышали. Спасибо за ваши работы, я постараюсь сшить такие костюмы для бабушки и дедушки! А за ваши добрые дела я угощу вас пирожками (отдает воспитателю корзинку с пирожками). До свидания, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Играем все вместе". Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Данное занятие направлено на развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольногоо и младшего школьного возраста, формирование навыков позитивного межличностного общения, обучение бережному ...

ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ

ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ИЛИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ХОЧУ ПРИДУМАТЬ КАРТИНУ ИЗ СТЕКЛА»

Данная разработка посвящена развитию интереса детей 6 – 8 к монументальной живописи, а так же разнообразию профессий художников.Разработанные материалы будут полезны творчески активным педагогам. В ни...

Цикл занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с разнообразием сказочных архитектурных образов

Были разработаны 2-е серии занятий, направленных на ознакомление детеи с разнообразием сказочных архитектурных образов, разнообразием их формыи деталей. Занятия включали в себя следующие виды дея...

Коррекционно-развивающее занятие (для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста)

Тема: «Путешествие в лес» Цель: Уточнить и расширить знания о лесе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать экологическую культуру через познание природы родно...