Статья "Формирование этнокультуры у детей дошкольного возраста на основе традиций и обычаев русского народа"
материал

Знакомство с культурой народов ближайшего окружения - это самый верный путь воспитания добрых чувств. Этнокультура помогает сформировать у детей положительное отношение к самому факту существования народа, языка, культуры, понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит открытие.........

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  «ДЕТСКИЙ САД №2 «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» г. МАКАРОВА».

 Методическая разработка

 Создание  единого пространства по повышению качества организации и реализации этнокультурного образования детей дошкольного возраста.

Тема: Формирование этнокультуры у детей дошкольного возраста  на основе традиций и обычаев русского народа.

Подготовила:  

Шестернина Ирина Анатольевна,

воспитатель  

МБДОУ «Детский сад №2

«Аленький цветочек»  г. Макарова».

694140  Сахалинская область,

г. Макаров, ул. 50 лет ВЛКСМ – 8.

Тел. 8 (42443) 52477

г. Макаров, 2017 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ЭТНОКУЛЬТУРЫ, ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ  ………..4

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В ДОУ………………………………….7

ВЫВОД…………………………………………………………………………..11

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..12

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….13

 

ВВЕДЕНИЕ

 Актуальность исследования. В последние годы в нашу жизнь возвращаются многие традиции и обычаи русского народа. «Вынуть» из прошлого сокровища культурного наследия и представить их на обозрение во всей красе, самобытности и уникальности сейчас по силам многим музеям, клубам исторической реконструкции и т.д. [3].

Из вековых глубин тех времен, когда наши предки жили в полном согласии и единении с окружающей их природой, пришли в современный мир старинные символы, традиции, ритуалы и обряды. Интересно, почему здороваться через порог не принято? На самом деле нужно бить посуду «на счастье»? А если пройти «задом наперед» по дороге, которую перебежала черная кошка, и правда неприятности можно избежать? Почему у тряпичной куклы нет лица? Зачем Бабе Яге нужны были малые дети? Таких вопросов тысячи. И ответы на них скрыты вековой пылью истории. А ветра современности нередко поднимают их на поверхность нашего бытия [3].

Давайте же внимательно вглядимся в окружающий нас мир, и тогда, возможно, некоторые тайны древности приоткроют свою ветхую завесу [3].

Задумываясь о вечных ценностях, о будущем потомков, мы неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ - народной философии, мудрости традиционного мировоззрения.

Традиции народа - это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир.  Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вымирание. Эта хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального русского характера [1].

В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание.

Знакомство с культурой народов ближайшего окружения – это самый верный путь воспитания добрых чувств. Этнокультура помогает сформировать у детей эмоционально положительное отношение к самому факту существования   народа, языка, культуры, понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий [4].  

Цель: Формировать у детей дошкольного возраста этнокультуру на основе традиций и обычаев русского народа.  

Задачи:

  1. Познакомить с историей, обычаями, традициями русского народа;
  2. Создание в ДОУ условий для приобретения опыта  через знакомство с культурой, традициями  русского народа;
  3. Воспитывать у детей любовь и гордость к родному краю, приобщить детей к таланту и мастерству предков и бережному отношению ко всему тому, что они создали и оставили нам.

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ЭТНОКУЛЬТУРЫ, ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ.

В условиях многонационального государства социальная стабильность во многом зависит от того, является ли педагогика, в том числе дошкольная, педагогикой этнокультурности. В этой связи в последнее время в системе отечественного дошкольного образования обозначились общемировые тенденции, к каковым следует отнести отказ от единых для всех регионов государственных программ. Введение в госстандарты региональных компонентов, воспитания детей в духе правового общества, уважающего права и свободы личности, формирование целостного миропонимания, развитие культуры межэтнических отношений [2].

Социальный комфорт в обществе будет в случае, если будет удовлетворяться потребность в своем родном языке и культуре. Этнокультура – от слов «этнос», что значит «народ», и культура (лат.) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества [4].

В настоящие время большое внимание стало уделяться воспитанию детей в народных традициях, распространению идей этнопедагогики. Приобщению детей к сокровищам народных культур с целью возрождения, сохранения и развития исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей – достойных представителей своего этноса, носителей своей национальной культуры. Именно поэтому одной из важных задач образовательных учреждений становится восстановление их этнокультурной функции. В дошкольных учреждениях предусматривается освоение национально – регионального компонента как составной части содержания образования, направленного на ознакомление всех детей с основами этнической культуры коренного населения [2]. Педагогам необходимо знать, как организовать развитие, образование и воспитание всех детей на основе  народных традиций, обычаев, социальных норм, отношений и умение пользоваться этими знаниями при организации системы образования подрастающего поколения.

Традиция, обычай   -  важнейшие элементы культуры каждого народа, эти слова всем знакомы, вызывают в памяти определенные ассоциации и обычно бывают связаны с воспоминаниями о той, «ушедшей Руси». Неоценимая ценность традиций, обычаев в том, что они свято хранят и воспроизводят духовный облик того или иного народа, его уникальные особенности, культурный опыт многих поколений людей, привносят в нашу жизнь все самое лучшее из духовного наследия народа. Благодаря традициям, обычаям   народы наиболее всего и отличается один от другого [1].

Традиция, обычай  – понятия тождественные в общих своих чертах, но имеющие свои характерные особенности и признаки [1].

 Традиция - это то, что передается от старого поколения к юному. К ним можно отнести обычаи, обряды, песни, сказки, праздники и т. д. Русские народные традиции – один из компонентов культурного наследия того или иного народа. Они дают детям знания и жизненный опыт. В качестве одних из главных средств воспитания используется все составляющие народного фольклора, а именно песни, сказки и скороговорки и т. д. [1].

Обычай предписывает человеку более детальные поведение и поступки в определенных ситуациях. Он не только символическое, но всякое вообще повторяющееся и установленное традицией действие. Например: рукопожатия при встрече близких друзей или родственников, утренняя и вечерняя молитва и т.д. [1].

Нам необходимо знать исторические корни своего народа, уметь знакомить с ними детей, учить их понимать  и принимать традиции, особенности поведения  народа, привлекать родителей которые должны стать звеном в цепочке решения задач данной проблемы [2].

  Если знакомство с национальными традициями будет носить комплексный характер, пронизывающий все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях, то мы воспитаем в детях  любовь к своей родине, к своей нации, толерантное отношение к  людям живущих рядом.

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В ДОУ.

Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага. Но есть еще и историческая память поколений.

Этнокультура – это не просто представление об истории и культуре народа, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия [4].

Знакомство с историей, культурой, природой и бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.

Первостепенным в нашей работе по формированию у дошкольников этнокультуры на основе традиций и обычаев русского народа стало создание   предметно – развевающей  среды, с помощью которой ребенок как бы входит в мир национального фольклора, языка, уклада жизни. Собранные альбомы с фотографиями и иллюстрациями о предметах обихода, образцы народного искусства и творчества мы поместили в Центр краеведения «Наша малая Родина», которому отводиться особое место в формировании этнокультуры у дошкольников. Именно здесь впервые дети видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, жилище, предметы быта и труда. Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях  русского народа и их культурного прошлого, расширяют представления о жизни предков в прошлом.  

В группе созданы условия для проявления детской фантазии и инициативы. Свои впечатления дети могут отражать в рисунках, в совместных с воспитателями работах (изготовление макетов, моделей, поделок из глины, соленого теста и пластилина, природного и бросового материала).

Игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности и, именно играя, дети могут лучше усвоить материал, закрепить его.  Дети с удовольствием играют в русские народные игры. Это как «Горелки», «Ручеек», «Платочек», «Ходит Ваня», «Золотые ворота»,  « Гори- гори  ясно» и т.д.  Народные подвижные игры отражают образ жизни народа, а также их традиции и личностные качества. В них сохранился колорит обычаев, необычность самовыражения народа, своеобразие языка, а также формы и особенности разговорной речи.

Формирование этнокультуры у дошкольников идет и через музыкальную образовательную деятельность, на которых дети слушают народную музыку и знакомятся с народными музыкальными инструментами. Используя метод «погружения в мир бытования песни», мы знакомим дошкольников с традициями, обычаями и верованиями того или иного на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре.   В детском саду стало традицией включать в сценарии праздников и развлечений народные песни.   

Важной веткой в жизни воспитанников детского сада стали коллективные выступления в праздничных мероприятиях. Праздничная атмосфера насыщает эмоциональный мир ребенка, способствует формированию интереса к традициям и явлениями общественной жизни.  

Наш детский сад каждый год отмечает не только традиционные праздники («Осень», «Новый год», «23 февраля» и т.д.), но и такие как «День города», «Именины», «Государственные праздники». Праздник можно устраивать хоть каждый день! Например, мы со своими воспитанниками отмечаем нетрадиционные праздники. Это  такие  как   -  «Крещение», «Посиделки», «Встреча Рождества», «Колядки», «Масленица», «Весну встречаем» и т.д.

Организация детских фольклорных и обрядовых праздников и развлечений, посвященным национальным традициям -  побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополнять словарный запас. Развлечения и праздники с этнокультурной  тематикой дают детям колоссальный  эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.

Через  непосредственно образовательную  деятельность мы также знакомим детей с традициями и обычаями русского народа.  Это такие занятия, как «Сбор урожая», «Русские тряпичные куклы», «Как лоскут скрутился в куклу Столбушку», «Встречаем Масленицу» и т.д. Очень хорошо запомнилась детям образовательная деятельность по познавательному развитию «Весна, весна приди к нам!».  Здесь дети познакомились со старинными обычаями встречи весны. Они также узнали:

«Что люди считали природу и ее явления Божеством и свято верили в то, что она может выполнить их просьбы. Для этого они придумывали «заклички». Поскольку весной начинают возвращаться из теплых краев перелетные птицы, считалось, именно они на своих крыльях и приносят весну. Желание их поторопить, хозяйки пекли из теста фигурки птичек с крылышками, глазками. Их называли «жаворонками» или «куликами». Птиц выпекали и раздавали всем членам семьи и детям. Дети с криком и звонким смехом выбегали на улицу и печеных жаворонков насаживали на длинные палки, шли с ними на пригорки, что было силы, кричали, созывая этим птиц». Мы вместе с детьми сделали потом  жаворонков из бумаги и соленого теста. Затем  пригласили всех желающих попробовать «жаворонков» и говорили: «Эти жаворонки не простые, а со значением, с деньгами – к богатству, с маком – к веселью, с зерном – для богатого урожая». Бумажных птичек прикрепили к веткам деревьев на прогулке  (Приложение 1).

Одним из важных педагогических условий формирования этнокультуры у дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Использование потенциала семьи мы осуществляем путем:

- привлечения родителей к проведению образовательной деятельности;

- участие родителей в выставках семейного творчества;

- устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций;

- предоставления родителями альбома с фотографиями, предметов быта и искусства, хранящихся в семье для демонстрации на тематических выставках в детском саду;

- участия родителей во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой.

В нашем учреждении каждый родитель получает возможность знать, видеть и участвовать в процессе воспитания детей через совместное проведение мероприятий (праздники, развлечения, собраний и выставок). В рамках разработанного плана были организованы выставки продуктов совместного творчества взрослых и детей («Мой любимый город», «Золотые руки мамы»  и др.). Нами проводятся консультации для родителей, темы которых могут быть самыми разнообразными, например: «Сядем рядком, да поговорим ладком», «Как смастерить народную игрушку со своим малышом», «Минуты общения с ребенком» и т.д.

           Неформальный подход к работе с родителями помогает найти  в них единомышленников, они становятся активными участниками  в работе по приобщению детей к истокам русской культуры.  

ВЫВОД

Таким образом, в результате формирования у детей дошкольного возраста этнокультуры на основе традиций и обычаев,  можно сделать вывод:

Ознакомление дошкольников  с традициями и обычаями – важная и актуальная педагогическая проблема. Через них идет развитие познавательных процессов, воображения, формирование чувства гордости за свою страну. Воспитание гражданина происходит и тогда, когда мы приобщаем малыша к искусству страны, народному творчеству, когда рассказываем о людях, прославивших нашу Родину. Нужно, чтобы у дошкольника постепенно формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью является Человек.

Формируя  этнокультуру у дошкольников, мы делаем акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Баранова О. Г. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия.  – СПб.: Искусство – СПБ, 2001. – 672 с.

2. Ильченко. Л. Педагогика поликультурности и толерантности /Дошкольное воспитание, 2004. - № 8. – С. 20 – 22.

 3.Кретова М. А. Лоскуток: методика изготовления тряпичных кукол с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 64 с.

4. Этнология. /Под ред. Миськовой Е. В., Мехедова Н.Л., Пименова В. В.: Учебное пособие. – М.: Академический Проект; Издательство «Культура», 2005. – 624 с.

Приложение 1.

Конспект образовательной деятельности

по познавательному развитию. В старшей группе.

Тема: «Весна, весна приди к нам».

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Программные задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей со старинными обрядами встречи весны.
  2. Учить, детей лепить для этого праздника печенья – «жаворонки», «кулики».

  Развивающая:

  1. Приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, приметы и русские народные игры.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к народному творчеству, природе, любовь к птицам.
  2. Воспитывать желание помогать птицам.

Словарная работа: заклички, жаворонки, кулики, приметы и т.д.

Предварительная работа: беседы на темы: «Перелетные птицы», «Наши пернатые друзья», «Что было бы, если бы не было птиц». Рассматривание иллюстраций, репродукций картин на весеннюю тему. Чтение русских народных песен, закличек на весеннюю тематику. Дидактические и подвижные игры: «Совушка – сова», «Когда это бывает?», «Покажи без слов», «Перелет птиц» и т.д.

Материал: картинки – «Как дети встречают весну», «Жаворонки», «Хороводы и игры». Клеенки, стеки, соленое тесто, образец. Красивое блюдо с готовыми булочками, платочек, салфетки и игрушка.

Ход.

Дети заходят в группу, здороваются.

Воспитатель: А теперь возьмите друг друга за руки, улыбнитесь друг другу. Ребята, мне кажется, даже солнышко ярче светить стало. А знаете почему? Послушайте такую загадку и отгадайте ее.

Светит рано по утрам

Весь снег растаял тут и там,

Ручей шумит как водопад,

Скворцы к скворечникам летят.

Звенит под крышами капель,

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает?

Дети: Весна.

Воспитатель: После холодной зимы, через несколько дней к нам придет весна. Сегодня мы собрались здесь, чтобы встретить весну по старинным традициям русского народа. А хорошо ли вы знаете приметы и признаки весны? Давайте это проверим. Предлагаю вам отгадать весенние загадки.

  • Что весной голубое, высокое, чистое? (Небо)
  • Что весной легкое, белое, пушистое? (Облака)
  • Что весной бежит, журчит? (Ручей)
  • Что весной капает и звенит? (Капель)
  • Что весной греет, светит, припекает? (Солнышко)

Воспитатель: Да, действительно весной солнце уже не только светит, но и греет. Давным давно, когда нас с вами небыло по народным представлениям вена сама не придет, ее нужно пригасить. Люди зазывали весну, исполняя своеобразные речитативом «заклички». Ребята, а кто знает, что такое заклички?

Дети: Короткое стихотворение. Это созывать, кликать. Люди обращаются к природе с уговорами, упрашивают ее.

Воспитатель: Да люди считали природу и ее явления Божеством и свято верили в то, что она может выполнить их просьбы. Для этого они придумывали заклички. А давай, и мы позовем весну, прочитаем закличку.

Весна красна!

Приди весна с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

Воспитатель: Поскольку весной начинают возвращаться из теплых краев перелетные птицы, считалось, именно они на своих крыльях и приносят весну. Желание их поторопить, хозяйки пекли из теста фигурки птичек с крылышками, глазками. Их называли «жаворонками» или «куликами». Птиц выпекали и раздавали всем членам семьи и детям. Дети с криком и звонким смехом выбегали на улицу и печеных жаворонков насаживали на длинные палки, шли с ними на пригорки, что было силы, кричали, созывая этим птиц.

 - Вот сегодня мы с вами будем учиться лепить таких птиц из теста, которые называются «жаворонками» и «куликами».

- Сейчас мы с вами будем поварами и будем работать с тестом. С тестом надо работать аккуратно, с большой любовью, чтобы получились «жаворонки».

 - Сначала раскатаем колбаску из теста (так как вы делали из пластилина). Затем увяжем узелком, так чтобы один конец был длиннее (хвостик). Сверху сделаем глазик из изюма. Вот и получились у нас птички «жаворонки». Мы отнесем птиц на кухню, и повар их испечет в духовом шкафу. А пока птицы пекутся, мы с вами поиграем.

Проводятся русские народные игры «Гори, гори ясно», «Идет матушка – весна».

Воспитатель: Ой, как вкусно пахнет. Да это наши жаворонки поспели (воспитатель заносит готовых птиц в группу). Я принесла вам жаворонков – символ света, солнца и весны. Воспитатель угощает детей выпечкой и говорит: «Эти жаворонки не простые, а со значением, с деньгами – к богатству, с маком – к веселью, с зерном – для богатого урожая».

- А теперь, милости просим, к столу. У нас и чай готов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народов родного края"

Цель: продолжать формировать представление у детей о малой Родине, в которой живут русские, украинцы, татары с их обычаями и традициям.Задачи: формировать толерантное отношение к людям разных национал...

«Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народностей нашего посёлка»

Сценарий мероприятия «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народностей нашего посёлка»...

Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре хакасского народа

Приобщение детей дошкольного возрастак традициям и культуре хакасского народаПриобщение нового поколения к национальной культуре является эффективным средством формирования у детей патриотических чувс...

«Использование национальных подвижных игр в приобщении детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народов родного края»

Выступление на педагогическом совете на тему :"Использование  национальных подвижных игр  в приобщении детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народов родного края"...

Презентация на тему: Народные сказки как средство формирования представлений детей младшего дошкольного возраста о традициях и культуры Русского народа

Русская народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомство с традициями русского народа, художественно – эстетического воспитания, способ...