Паспорт центра экспериментирования
материал

центр эксперементирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_tsentra_eksperimentirovaniya_madou_no75.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад № 75 комбинированного вида»

Центр  экспериментирования

  «Страна чудес»

                        Подготовительная  группа «Всезнайка»

 

Воспитатели:

Cаботарова  Анна Аркадьевна                                                                  

                          Циркова  Алла  Александровна

                                       

Содержание паспорта

- Предназначение центра экспериментирования:  

1. Формирование  познавательной  активности   детей, направленной  на получение новых сведений, новых знаний;

2. Познание ребенком  объекта в ходе практической деятельности с ним;

3. Обогащение всех психических процессов (памяти, мышления, внимания) ребенка, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, развитие речи ребенка при формулировании обнаруженных закономерностей и выводов;

- Цель организации центра: создание условий для осуществления детского экспериментирования; развитие познавательного интереса и исследовательской активности у детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

- Задачи:

- Обучающие:

1. Учить детей выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить, предлагать возможные решения, проверять эти возможные решения практическим путем;

2. Учить детей проверять возможные решения экспериментальным путем;

3.Учить детей делать выводы, в соответствии с результатами эксперимента или опыта, обобщать и анализировать их;

4. Учить детей выделять существенные признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения;

- Развивающие:

1. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение );

2. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности : в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности;

3. Развивать  поисково – познавательную активность  детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

Воспитательные:

1. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту;

2. Воспитывать  следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Место  расположения  центра экспериментирования  в группе:

- экологический  центр

Адресная  направленность:

Возраст детей:  5-6 лет;

Количество детей, одновременно работающих в центре: 5-6 детей;

Перечень оборудования и материалов:

1 зона – мини - лаборатория «Cтрана чудес»

В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают  тайны  живой и неживой природы:

-Специальная посуда (разнообразные  ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки);

-Природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох,

кора дерева, сухоцветы, ветки деревьев  и т.п.);

-Утилизированный материал (проволока, фантики, пенопласт, пробки, нитки и др.);

-Приборы – помощники (микроскоп, лупы, компас, зеркала, различные виды весов и др.);

-Медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, колбочки);

-Мир материалов (виды бумаги, виды ткани, пластмассовые предметы,  деревянные предметы, металлические предметы);

-Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т.д.).

 В нашей лаборатории есть материалы, которые распределены по блокам:

-«Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал, чай, масло, контейнеры для льда, т.е. материалы для изучения свойств воды);

-«Невидимка – воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т.д., т. е. материалы для изучения свойств воздуха);

-«Свет и цвет" (различные фонарики, зеркала, цветные стеклышки (вырезанные из пластиковых бутылок) ,т.е. материалы для изучения свойств света, цвета);

-"Звук" (киндер-сюрпризы с различными наполнителями (горох, гречка, пшено, манка и др.), колокольчики, дудочки, трещотки, наушники, т.е. материалы для изучения свойств звука);

-"Запах" (мешочки с лавандой, с ромашкой, с сосной, освежители, ароматические масла, свечи, пробники духов, тестеры, т. е. материалы для изучения свойств и различения  запахов);

-«Магнетизм» (разные магниты,  скрепки, металлические предметы), т.е. материалы для изучения свойств магнита.

В мини – лаборатории  находятся:

* коллекции:

                -Коллекции семян.

                -Гербарий.

                -Коллекция тканей.

                -Коллекция ниток.

                -Коллекция ракушек.

                -Коллекция камней. 

*модели:

 -календарь природы (времена года), дни недели;

 -календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе;

 - алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для развития способностей для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта. Все алгоритмы распределены по блокам.

*макеты (выставляются соответственно темам недели) :

-царство льда и снега;

-кто живет в жарких странах;

-животные наших лесов;

-пресмыкающиеся;

-насекомые.

2 зона - уголок природы

В группе есть уголок природы, чтобы успешно решать задачи по живой природе, познакомить детей с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений.

  На комнатные растения  оформлен паспорт уголка природы. Опыт показывает, что такой паспорт удобен для работы в уголке природы,

 т.к. дети, ориентируясь на условные обозначения, учатся правильно ухаживать за растениями.

Есть тематические альбомы:

-луговые цветы,

-садовые цветы,

-комнатные растения,

-насекомые,

-кузнечики.

В уголке природы есть фартуки для дежурных, лейки, опрыскиватель, кисточки, тряпочки, лопатка и рыхлитель.  Живая природа это тоже объект исследования.

3  зона – наш методический центр

Это центр нашей мини - лаборатории. Здесь находятся перспективные планы запланированных опытов, методические рекомендации по проведению опытов, картотека опытов, экспериментов и дидактических игр по блокам, всевозможные алгоритмы познавательной деятельности(алгоритмы воспроизведения информации о последовательности трудовых процессов в уголке природы и в цветнике, алгоритмы воспроизведения познавательной деятельности).

В центре есть правила работы с материалами, разработанные совместно с детьми, условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Тут же находятся символы, разные схемы, а также информация для родителей (консультации, рекомендации) дневники наблюдений и опытов по экспериментальной деятельности, которые  ведут и заполняют дети.

4 зона – центр «Хочу всё знать»

Стать настоящим учёным непросто, надо много, много знать.

Познавательной литературой интересоваться и посещать центр «Хочу всё знать». В него входят книги, энциклопедии "Все обо всем", атласы,

альбомы - картинки:

-времена года,

-деревья,

-растительный мир, грибы,

-природные явления,

-насекомые,

-птицы,

-животные жарких стран,

-домашние животные и птицы,

-дикие животные,

-животные Севера.

Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, атласов, альбомов с разными природными сообществами  для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой,  добывать нужную информацию.

5  зона – мини - музей «Чудесная кладовая»

Один из элементов нашей опытно – экспериментальной среды – мини- музей, в котором расположен уголок самостоятельной деятельности, где находятся работы воспитателей, детей и родителей.

В зависимости от изучаемой лексической темы или в связи с возникновением устойчивого интереса к какой – либо области познания периодически оформляется мини выставка. Это ещё одна возможность для формирования целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивного отношения к миру на основе эмоционально – чувственного опыта.

6  зона -  наша игротека

В игротеке находятся экологические игры, лото, пазлы. Создана картотека игр:

-"Кто где живет?"

-"О животных"

-" О растениях"

-"Хочу все знать!"

-"Ассоциации"

-"Зоологическое лото"

-Домино "на море, на суше"

-"Большие и маленькие"

-"Кто чем питается"

-"Как растет живое"

-"Кто как появился"

-"Что из чего сделано"

-"Времена года"

-"Развиваем наблюдательность"

В играх дети закрепляют те знания, которые получают опытным путём.

7 зона - «Огород на окне»

На окне весной обустраивается огород. Посадки: овес, лук, салат, фасоль, петуния, бархатцы, перец сладкий, помидор. Огород позволяет организовать длительные наблюдения за процессом роста растений, условиями роста растений.

 

Перечень видов деятельности  и соответствующих им форм работы с детьми:

Формы работы по экспериментальной деятельности.

- занятия;

- беседы познавательно - эвристического характера;

 - знаково - изобразительные средства;

 - лабораторные работы;

 - киносеансы;

- прослушивание аудиозаписей;

 - дидактические и развивающие игры, упражнения;

- сюжетно - ролевые игры;

- эксперименты и опыты;

 - рассматривание картин;

 - наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;

 -  целевые прогулки;

 - работа в уголках природы;

 - предметные недели;

 - праздники, развлечения, вечера досуга;

 - Дни открытых дверей.

Расписание  работы  центра экспериментирования:

- Четверг 10.00- 10.30

Дополнительная  информация:

 

Таким образом, грамотное сочетание материалов и оборудования в центре экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряя детскую любознательность и направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей.

   В процессе экспериментирования ребенок учится исследовать наблюдать, самостоятельно делать выводы и логически мыслить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт центра экспериментирования

Представлен перечень материалов для самостоятельной и организованной деятельности детей по экспериментированию....

Паспорт Центра экспериментирования и экологии «Зеленая планета»

Цель:Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры. Решение этой цели возможно через задачи:- обучающие (овладения знаниями о взаимосвязи природ...

Паспорт Центр экспериментирования "Наши открытия"

Паспорт центра эксперементирования "Наши открытия"...

Паспорт центра экспериментирования в I младшей группе

Цель создания центра экспериментирования в группе — создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации. В центре...

Паспорт центра экспериментирования "Мудрая Сова"

Паспорт Центра эксперементирования...

Паспорт центра экспериментирования во 2 младшей группе

Паспорт центра экспериментирования "Лаборатория непосед" во 2 младшей группе...

Паспорт центра экспериментирования в первой младшей группе

Цель создания центра экспериментирования в группе — создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации. В центре ...