Логопедический проект «От буквы к слову».
проект (подготовительная группа)

Гусева Елена Владимировна

Создание модели организации коррекционно-развивающей работы с детьми по профилактике дисграфии и дислексии в условиях коррекционной группы для детей с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 79»

Логопедический проект

«От буквы к слову»

Подготовила учитель-логопед Гусева Е.В.

Рязань 2018-2019 гг.

Тип проекта: логопедический,  практико-ориентированный.  

Вид проекта:  творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный

декабрь 2018г. – май 2019г..

Участники проекта: дети подготовительной группы «Солнышко», их родители, воспитатели, логопед.

Образовательная область: речевое развитие, логопедия.

Актуальность темы: Готовность ребёнка к обучению грамоте в школе складывается из многих составляющих, среди которых большое значение имеют такие речевые характеристики как развитое фонематическое восприятие ребёнка, владение звукобуквенным и слоговым анализом слов, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой.

В последние годы увеличилось количество детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Нарушения письма и чтения являются наиболее распространённой причиной школьной неуспеваемости . Проблема нарушения письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из целей обучения превращается для учащихся в средство дальнейшего получения знаний. Поэтому целенаправленную работу по профилактике нарушений чтения и письма следует проводить в старшем дошкольном возрасте. Эта цель является одним из актуальных направлений коррекционной работы в системе специального дошкольного образования.

I

Диагностика: Проводя обследование навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза, навыков чтения и письма, я выявила у детей различные затруднения. Это заставило задуматься о совершенствовании форм обучения.

Цель проекта: Выполнение ФГОС по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с ОВЗ при поступлении в школу.

Подготовить детей с речевыми нарушениями к обучению грамоте в школе.

Задачи проекта:

Для детей:

  1. Обогатить детей знаниями и умениями для проведения работы

По развитию звукобуквенного, слогового анализа и синтеза слов.

     

         Продолжать учить:

     1а. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов.

     1б. Делить слова на слоги.

     1в. Дифференцировать звуки по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости.

     1г. Познакомить с ударением.

  1. Закрепить знание букв русского алфавита.

     2а. Закрепить зрительный образ букв.

     2б. Способствовать преодолению ошибок в написании букв.

  1. Пробудить в детях желание самим активно участвовать в коррекционном процессе.
  2. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания. 
  3. Обучить отбору средств и материалов для осуществления своих творческих замыслов.

        

        Для родителей:

  1. Объединить усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции нарушений речи.        
  2. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.

   Для педагогов:

  1. Заинтересовать педагогов в творчестве и инновациях.
  2. Создание положительного психологического климата между логопедом, воспитателями и родителями.
  3. Координация процесса совместной творческой деятельности детей и родителей.

Предполагаемый результат:

              Для детей:

  1. Дети будут подготовлены к обучению грамоте в школе и не будут испытывать серьёзные затруднения в первом периоде обучения.
  2. Положительная динамика в формировании звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.
  3. Знание букв алфавита и умение правильно их печатать.
  4. Приобретение навыков чтения и печатания слов и предложений.
  5. Использование проекта будет способствовать  усилению интереса к логопедическим занятиям, успешному развитию творческих способностей детей, детско-родительских отношений.

   Для родителей:

  1. Активное участие родителей в коррекционно-образовательном процессе.
  2. Помощь детям в поиске источников информации, способов достижения поставленной задачи, совместное творчество, за счёт этого повышение взаимопонимания и сплочённости семьи.

Для педагогов:

  1. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в процессе оказания помощи детям с речевыми нарушениями.
  2. Удовлетворение воспитателей собственной деятельностью.

Общий результат:

 Создание модели организации коррекционно-развивающей работы с детьми по профилактике дисграфии и дислексии в условиях коррекционной группы для детей с ТНР.

Продукт проектной деятельности: 

  1. Сформированность навыков чтения и письма.
  2. Создание детьми совместного с родителями панно «Моя любимая буква».
  3. Рассказы детей на тему: «Моя любимая буква», «Как мы делали букву».
  4. Вылепленны детьми на занятии в ДОУ буквы.
  5. Аппликация или рисунки на тему «Надела буква праздничный наряд».
  6. Совместное с родителями занятие по логопедии.
  7. Игры с буквами, слогами и словами, слова и предложения для чтения.
  8. Презентация проекта «От буквы к слову для педагогов ДОУ».

Этапы реализации проекта

Первый этап - подготовительный

(декабрь)

№ п/п

Что надо сделать

Ответственные

1

Подбор художественной литературы, иллюстративного материала по теме.

     Логопед, воспитатели

2

Диагностика знаний  и умений детей по знанию букв, звукобуквенному и слоговому анализу, умению читать слова, печатать их.

Логопед

3

Проведение беседы с целью осознания детьми проблемы как лучше подготовиться к школе и совместный поиск ее решения.

Логопед

4

Подготовка к родительскому собранию.

Логопед,

воспитатели

                                    Второй этап - основной

                                            (январь - апрель)

+

№ п/п

Что надо сделать

Ответственные

1

Проведение общих, подгрупповых и индивидуальных занятий по звукобуквенному анализу и синтезу, обучению грамоте. Работа с многоразовыми рабочими тетрадями: «Учимся читать».

Логопед

2

Создание игр и картотек игр и упражнений для усвоения звукобуквенных связей, звукового анализа и синтеза, грамоты.

    Логопед

3

Разработка методических рекомендаций для родителей и воспитателей: «Виды работ, используемые с целью закрепления звукобуквенных связей».

     Логопед

4

Проведение игровых упражнений и дидактических игр по закреплению зрительного образа буквы, уточнению звукобуквенных связей, звуковому и слоговому анализу и синтезу.

     Логопед

5

В том числе:

  1. «Узнай букву на ощупь».
  2. «Звук и буква».
  3. «Прятки», «Какие здесь спрятаны буквы».
  4. «Собери слово из слогов».
  5. «Отгадай ребус».
  6. «Отгадай кроссворд».
  7. «Скажи слово правильно». (убрать лишний слог)
  8. «Готов ли ты к школе?»
  9. «Чем отличаются слова?»

 «Логопедическое лото» и другие.

Логопед,

воспитатели

6

Чтение детям книги Елены Перехватовой «Откуда азбука пошла». Беседа о том, как зарождалась письменность.

Воспитатели

7

Чтение детям:

  1. Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р».
  2. В.Драгунский «Заколдованная буква».
  3. Логосказки.

      Воспитатели

8

Заучивание с детьми стихов В.Берестов «Читалочка», Маршак «Ты эти буквы заучи».

  Воспитатели

9

Рисование или аппликация на тему: «Надела буква праздничный наряд».

   Воспитатели

10

Лепка из солёного теста или пластилина на тему: «Буквы моего имени».

   Воспитатели

11

Организация выставок по итогам этих занятий.

    Воспитатели

12

Индивидуальная работа с детьми и выполнение заданий по книге «Грамматика в картинках».

Воспитатели

13

Участие в конкурсе дизайнерского творчества «Моя любимая буква». Совместная работа детей и родителей.

Родители, дети

14

Координация процесса творческой деятельности детей и родителей, помощь в подборе материала в процессе создания панно.

Логопед,

  воспитатели

15

Оформление выставки «Моя любимая буква».

 Воспитатели

16

Консультация для воспитателей «Формирование фонематического анализа у старших дошкольников».

Логопед

17

Консультация для воспитателей «Формирование звукобуквенных связей у дошкольников с нарушением речи».

Логопед

18

Мастер-класс для воспитателей «С буквами играем» - навыки фонематического и слогового анализа, закрепляем.

   Логопед

19

Проведение консультации для воспитателей: «Влияние продуктивной деятельности на развитие мелкой моторики и запоминание зрительного образа букв».

Логопед

20

Консультация для родителей: «Некоторые вопросы обучения детей письму и чтению».

Логопед

21

Родительское собрание «Совместная работа педагогов и родителей по обучению детей грамоте и профилактике дисграфии и дислексии».

Логопед

22

Размещение на стенде «Логопед советует» статей «Буквы из всего», «Игры с буквами», «Заучи правило в стихах», «Выучите с детьми».

Логопед

23

Папка передвижка «Звуковой анализ».

Логопед

24

Практикум для родителей «Игры со звуками и словами».

Логопед

25

Проведение открытого занятия с участием родителей по обучению грамоте.

Логопед

                      Третий этап – заключительный, аналитический

 (май)

№ п/п

Что надо сделать

Ответственные

1

Диагностирование детей по заданной теме. Анализ полученных результатов.

Логопед

2

Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применявшихся методов и приёмов.

Логопед

3

Обсуждение с воспитателями итогов работы по каждому ребёнку.

      Логопед

4

Презентация проекта для педагогов.

Логопед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ, ОТ БУКВЫ К СЛОВУ»

НОД ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ  В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ  С ТНР[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5286750","attributes":{"alt"...

Авторская дидактическая игра «Подбери букву, прочитай слово, подбери схему к слову , составь звуковую схему слова»

Цели : Развитие у детей фонематического слуха (определение первого звука в слове), знакомство с буквами, чтение,  подбор схемы слова, составление звуковой схемы слова, воспитание  усидч...

Конспект логопедического занятия по грамоте в подготовительной группе детей с ОНР на тему: "Звук - Буква. Слог. Слово. В королевстве кривых зеркал"

Конспект логопедического занятия по грамоте в подготовительной группе детей с ОНР на тему: "Звук - Буква. Слог. Слово. В королевстве кривых зеркал"...

Логопедический проект "Формирование слоговой структуры слова у детей среднего возраста с тяжелыми нарушениями речи"

Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова я...

Логопедический проект: «Развитие слоговой структуры слова детей с ОНР через дидактическую игру».

Изучая методическую литературу, анализируя результаты диагностики, наблюдая за играми детей, пришла к выводу, что через игру у детей дошкольного возраста развитие речи происходит быстрее потому,...

Логопедический досуг «Играем со звуками, буквами и словами» для детей с ОНР в подготовительной к школе группе

В данной методической разработке представлен конспект итогового занятия по обучению грамоте детей 6-7 лет с ОНР...

Логопедическая викторина «Звуки, буквы и слова»

Логопедическая викторина«Звуки, буквы и слова»...