Развитие творческой активности детей.
методическая разработка

Погорелова Инга Николаевна

Развитие творческой личности в контексте развития реальных способностей растущего человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческой активности детей.

Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию, эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Поэтому очень важно воспитывать духовно богатую личность, уделяя особое внимание развитию творческой активности дошкольников.

Проблему развития творческой личности мы рассматриваем в контексте развития реальных способностей растущего человека, которые формируются и воплощаются в различных видах познавательной и созидательной деятельности. Результат этой деятельности не всегда обладает очевидной общественной ценностью, но участие в ее процессе имеет первостепенное важное значение для детей. В ходе данного процесса проявляется самостоятельность, инициатива, раскрывается творческий потенциал личности.

Современное образование направлено на всецелое развитие личности ребенка. Основа всестороннего развития – творческая активность, поэтому формирование творческой активности учащихся является одной из актуальных проблем подрастающего поколения. Значение формирования творческой активности мы видим, прежде всего, в том, что в процессе творческой деятельности в ребёнке воспитывается любовь к серьезному, вдумчивому труду, настойчивость в достижении поставленной цели.

Без проявления творческой активности не могут успешно развиваться познавательные способности ребёнка. Творческая активность ребёнка занимает центральное место в формировании волевой, целенаправленной, всесторонне развитой личности.

Для эффективного развития творческой активности детей важно определить существенные стороны понятия "творческая активность", раскрыть пути развития рассматриваемого качества личности в процессе обучения.

История исследований проблемы творческой активности показывает нам ее неразрывную связь с проблемой активности личности вообще.

Активность – не просто деятельность, не ее вид и состояние. Ученые рассматривают активность как характеристику личности, ее самодеятельность, стимулами которой выступают содержание и характер самой деятельности. Именно самодеятельность имеет творческий потенциал, поскольку продиктована не одной лишь внешней необходимостью, а инициативой изнутри.

Активность – многоаспектное понятие. Не случайно, поэтому проблемы, связанные с его исследованием, рассматривается философией, педагогикой, психологией.

Большое внимание изучению проблемы уделено в философской литературе. Уже в исследованиях Платона и Аристотеля есть попытки найти механизмы активности личности, приводящие к творчеству.

Активность, по мнению Н. А. Бердяева, как философская категория отражает "способность объектов неживой и живой природы и субъектов социальной жизни к стихийному, интенсивно направленному и сознательному взаимодействию" со средой, изменению и преобразованию ее и себя, а также "интенсивность этого процесса, его меру". Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей. Творчество – явление сложное, комплексное, обусловленное многими социально-педагогическими и психофизическими предпосылками.

Исследователи детского творчества отмечают, что высокие достижения связаны с такими факторами, как уровень воображения в игровой деятельности (Дж. Моран, Дж. Сойерс, а также с различными социальными способностями: общением, принятием роли (Дж. Коннели, А. Дойл, 1984, использованием языка и стремлением к лидерству (В. Фу, Х. Кеннеди, 1982, возможностью самовыражения, интересами и уровнем образования родителей (Т. Ковач, 1982). По мнению П. Смита (1983, для развития детского творчества необходимо предоставить детям материалы для занятий и возможность работать с ними, поощрять творческие интересы ребенка; следует также добиваться его внутренней раскованности и свободы.

П. Торренсом были выявлены компоненты творческого мышления – факторы креативности.

К ним относятся:

- интеллектуальная творческая инициатива – направленность на выход за рамки данных задач и требований;

- широта категоризации – отдаленность ассоциаций, неожиданность использования предметов, придание им нового функционального значения, обобщение явлений, не имеющих очевидных связей;

- беглость мышления – богатство и разнообразие ассоциаций, количество образовавшихся связей;

- оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, остроумность решения.

Креативность ученый определяет через характеристики творческого процесса. Творческий путь решения проблемы состоит в том, что человек пытается избежать общепринятых и очевидных решений, исследует проблему, выдвигая множество гипотез, проверяя свои догадки, пока не найдет решение.

А. Н. Леонтьев, рассматривая компоненты творчества, выделил в структурной схеме мотивационный и операционный аспекты творчества.

В. П. Зинченко и В. М. Мунипов предлагают дополнить эту схему эмоциональным и мировоззренческим компонентами. Учитывая это, структуру творчества можно представить как совокупность мировоззренческого, мотивационного, содержательно-операционного и эмоционально-волевого компонентов.

Мировоззренческий компонент, по мнению ученых, определяет позицию личности в процессе деятельности и в оценке ее результатов. К основным мировоззренческим свойствам личности, способствующим творческой деятельности относят:

1) осознание личностью своих мировоззренческих свойств;

2) способность отстаивать свои творческие позиции.

Следующий – мотивационный компонент, включает систему мотивов, которые выражают осознанное побуждение человека к деятельности, в том числе, и к творческой, совокупность тех психических моментов, которыми определяются его поведение в целом, то, что побуждает его деятельность, ради чего она совершается.

В нашей работе творческая активность рассматривается как качество, одновременно присущее и самой личности, и ее деятельности. Творческая активность предполагает теоретическое осмысление знаний, самостоятельный поиск решения проблем.

Развитие творческой активности личности требует от педагога создания такой атмосферы, когда возникает любознательность и интерес, потребность отстаивать свои творческие позиции, чувство увлеченности, стремление к творческим достижениям, создается ситуация успеха в творческой деятельности.

Таким образом, творческая активность детей в процессе обучения связана со всеми сторонами формирующейся личности ребёнка: потребностями, интересами, склонностями, способностями, волевыми проявлениями, эмоциональным отношением к деятельности. Интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты в творческой деятельности неразделимы, ибо ни одна эмоция, ни одно волевое решение и действие не возникает вне деятельности человека.

Процесс развития творческой активности предполагает количественные и качественные изменения, происходящие в структуре личности и в системе ее взаимодействия с окружающей действительностью, которые могут быть соотнесены с некоторыми точками на шкалах развития основных параметров творческой активности.

Для выявления уровней развития творческой активности детей стало необходимым разработать показатели сформированности творческой активности.

Исследователи выделяют следующие уровни творческой активности: уровень проблемности (М. И. Махмутова); формирование опыта творческойучебной деятельности (И. Я. Лернер); интеллектуальной активности с включенными уровнями творческой активности (Д. Б. Богоявленская).

Так, З. В. Баянкина выдвигает классификацию творческой активности по степени освоенности творчества, выделяя уровни: адаптивный, поисковый, исследовательский, креативный. Ю. В. Науменко строит классификацию по постоянству проявления операционного компонента творчества, определяя тем самым разные уровни творчества. Е. Н. Тупичкина, Л. Н. Петрова выделяет классификацию творческой активности по развитию интереса к творчеству, выделяя уровни: нулевой, низкий, средний, высокий.

Д. Б. Богоявленская считает, что самостоятельность – это качество, включенное в активность. П. Я. Гальперин говорит, что в изменении самостоятельности проявляются, с одной стороны, динамика актуального уровня развития, с другой стороны – процесс формирования творческой активности, являющейся качеством деятельности.

Творческая активность старшего дошкольника подразумевает то, что ребенок стремится осмыслить теоретические знания, которые он получил. Также он ищет сам решение трудностей и проявляет интерес к познавательной активности.

Для того, чтобы активизировать творческие процессы в деятельности дошкольника и формирование творческой активности детей осуществлялось эффективнее, согласно работам Н.Н. Поддьяковой, нужно изучить различные методы и приемы ведения творческой деятельности.

В старшем дошкольном возрасте дети особенно хорошо воспринимают воздействие на их творческий потенциал, ведь именно сейчас их интеллект максимально полно готов к тому, чтобы начать формироваться в этом направлении. Дети в этом возрасте уже могут самостоятельно придумывать свои рисунки, создавать новые конструкции, фантазировать.

Предметы их деятельности оригинальные, имеют разные вариации. Мышление ребенка становится подвижным и гибким.

Старшие дошкольники способны проявлять активность в плане деятельности. Они очень любопытны, задают множество вопросов педагогам и родителям. Они уже могут комментировать происходящий процесс и высказывают свою точку зрения по отношению к его результату.

У них уже наблюдается устойчивая мотивация к деятельности, они обладают хорошим воображением, если чего-то хотят, то проявляют большую настойчивость. Для того, чтобы ребенок проявлял инициативу в творческой деятельности, он должен быть для этого достаточно любознательным и изобретательным, он должен уметь силой воли регулировать свое собственное поведение, уметь преодолевать препятствия на пути к решению поставленной задачи.

Творческая деятельность у старших дошкольников имеет свою структуру. Можно выделить несколько элементов этой структуры: мотивационная составляющая, содержании деятельности, операции, которые совершает ребенок, его эмоционально-волевой настрой.

Существуют следующие предпосылки, которые улучшают формирование творческой активности детей, подталкивают каждого ребенка к активной творческой деятельности: помимо перечисленных в предыдущем абзаце, это осознание необходимости подготавливаться к творчеству, имеющийся интерес к предстоящей работе, желание принимать активное участие в творческой деятельности, сформированность воображения и фантазии, способность решать возникающие препятствия, способность заканчивать начатую работу, радость от получения новых знаний и опыта.

Согласно работам Н.А. Ветлугиной, существуют следующие показатели, которые позволяют определить уровень развитости творческой активности у старших дошкольников и начать формирование творческой активности детей.

Мы рассмотрим три отдельных группы этих показателей:

  1. Первая группа. Это показатели, которые характеризуют отношение дошкольников к творческой деятельности: насколько ребенок увлечен занятием, способен ли он «войти» в своем воображении в несуществующие пока обстоятельства, насколько искренен он после этого в своих переживаниях. Это определяет степень развитости художественных способностей.
  2. Вторая группа. Это показатели, которые характеризуют качество используемых методов творческой активности, которые используют дети: насколько быстра их реакция, проявляют ли они находчивость в решении незнакомых трудностей, могут ли они использовать разные варианты решений, могут ли объединять известные им элементы, образовывая какие-то новые сочетания, насколько оригинальны их действия.
  3. Третья группа. Эти показатели характеризуют качество результатов творческой активности: насколько хорошо дети отбирают персонажей и предметы и как хорошо их отражают в рисунке. Как им это удается сделать в других видах творческой активности. Насколько хорошо они самостоятельно находят подходящие художественные средства.

Все эти показатели наглядно демонстрируют, насколько хорошо осуществляется формирование творческой активности детей, насколько сформирована способность к творческой активности у старших дошкольников.

Старший дошкольный возраст характерен тем, что дети приобретают способность к творческой деятельности именно на этом этапе своего развития. Особенность этого вида деятельности заключается в том, что дети действуют от мысли к ситуации, а не наоборот, как в других видах деятельности. Этот тип деятельности достаточно специфичен и по другим причинам.

Хотя ребенок все время открывает для себя что-то новое, именно в старший дошкольный период начинают развиваться отдельные компоненты способностей к творчеству.

Согласно Н.Н. Поддьякову в возрасте дошкольников творчество – это способ развития разных видов деятельности детей, также сюда включается приобретение опыта и личностный рост ребенка.

Л.С. Выготский считает, что главная особенность творчества у детей проявляется в том, что ценность этого творчества выражается не в продукте его деятельности, а в самом процессе, который оказывает положительное влияние на ребенка.

Множество исследований подтверждают, что старшие дошкольники приобретают ряд качеств, которые характеризуют их как творцов. Дети начинают быть активными в том, чтобы использовать уже имеющиеся у них навыки для работы с новым содержанием. Они находят новые оригинальные методы решения разных задач, стараются производить множество преобразований.

В таких видах активности, как рисование или пение, а также танцы и игры-драматизации формирование творческой активности детей происходит наиболее интенсивно, дети формируют свою творческую активность в том, что от обычного подражания переходят к самостоятельному продуцированию продуктов творческой активности.

Считается, что с точки зрения педагогов фундаментов творчества является воображение. Именно в воображении ребенок создает несуществующие предметы и ситуации, которые затем пытается воплотить в жизни.

Воображение может быть трех уровней развитости. Оно может быть либо активным, либо пассивным. Также оно может быть творческим или воссоздающим.

Творческое воображение имеет более сложную форму и проявляется в том, что человек может определить возможные (но еще не существующие) результаты действий, а также может создать новые предметы или ситуации. При этом человек продуцирует такие представления, которые могут быть более или менее реалистичными.

Оригинальность воображения проявляется в том, что представления человека могут быть новыми и не похожими на то, что уже всем известно. Реалистичность воображения проявляется в том, что оно очень похоже на существующую действительность.

Согласно О.М. Дьяченко, воображение имеет свои специфические особенности по сравнению с иными психическими процессами. Ведь человек таким образом может выразить особенности чего-либо посредством чего-то другого. Также он может изменить форму представления реальности.

Воображение позволяет задействовать интеллект, чтобы создать метафорические формы современной реальности. Причем в продуктах творчества заметно, что именно представляет для их творца наибольшее значение.

Благодаря воображению созданные образы становятся словно живыми в представлении человека. Воображение – это одно из самых главных качеств, которые свойственны старшим дошкольникам, ведь именно они побуждают их к творческой активности.

Наиболее важным у старших дошкольников является раскрытие творческой активности. Со временем требования к активности увеличиваются, сроки обучения также растут. Дети усваивают все больший объем новых знаний. Однако нужно понимать, что их ресурсы ограничены и нет смысла беспредельно взращивать нагрузку.

К сожалению, сегодня процесс обучения в детском саду формирование творческой активности детей и строится на репродуктивных видах деятельности по изучению уже имеющихся знаний. Исследовательская работа остается вспомогательным средством, применяемым нечасто в педагогическом процессе.

В результате ребенок теряет способность проявлять поисковую активность. Ведь он просто подражает или повторяет то, что ему говорят. В результате любознательность падает, способность мыслить развивается медленно. Ребенок не склонен творить что-то новое.

Итак, для успешного формирования творческой активности у старших дошкольников необходимо передать детям навыки отыскивать новую информацию, развивать их желание самостоятельно изучать окружающий мир.

Анализируя, всё вышеизложенное мы попытались выделить особенности формирования творческой активности у детей старшего дошкольного возраста:

  • творческая активность у старших дошкольников проявляется в том, что ценность этого творчества выражается не в продукте его деятельности, а в самом процессе, который оказывает положительное влияние на ребенка;
  • сформированность воображения и фантазии, способность решать возникающие препятствия, способность заканчивать начатую работу, радость от получения новых знаний и опыта.

           

            Одна из задач музыкального воспитания - развитие воображения и творческой активности дошкольников через музыкальную деятельность.

Деятельность музыкального воображения самым тесным образом связана с музыкально-слуховыми представлениями. Эти представления развиваются на основе восприятия музыки, поставляющие слуху живые впечатления непосредственно звучащей музыки.

Музыкальное воображение имеет важное значение для развития личности ребенка. Ребенок становится свободным от стереотипов, он способен находить разные способы решения одной задачи (например, при «рисовании» картинки при помощи звуков использовать различные музыкальные инструменты или их сочетание для обозначения какого-то момента или действия). Он учится по-разному реагировать не только на разную по характеру музыку, но и на музыку одного характера, находя при каждом новом прослушивании новые детали и нюансы, становиться эмоционально более развитым, отзывчивым. 

Принцип проведения музыкального занятия как занятия, пробуждающего и стимулирующего творческий потенциал ребенка, основан, прежде всего, на оптимизации воображения, эмоционально-образной сферы дошкольника.

Поэтому для достижения оптимального результата можно использовать следующие методы и приемы.

• метод художественной игры, предполагающий создание на занятии творческой атмосферы, побуждающей фантазию ребенка;

• создания художественного контекста, осуществляющего взаимосвязь музыкис другими видами искусства, природой;

• композиций, заключающихся в объединении разных форм музыкальной деятельности при изучении одного произведения – слушании, игре на детских инструментах, создании танцевальных композиций, пантомимических картин;

• прием сравнения, когда сравниваются схожие произведения различных видов искусства или одного жанра;

• «Цвет – настроение», позволяющий детям в игровой форме запоминать новые слова и музыкальные термины;

• создания танцевальных композиций, побуждающий фантазию детей и позволяющий наиболее полно прочувствовать музыкальный образ произведения;

• «Рисуем музыку», предполагающий передачу детьми своих впечатлений от музыки с помощью изображения цветных пятен или сюжетного рисунка (задание выполняется дома или в группе);

• «Музыкальные фантазии», направленные на развитие воображениядетей и заключающиеся в составлении рассказа, навеянного музыкальным произведением.

Для активизации учебного процесса создаются наглядные пособия: дидактические игры, картотека композиторов и их музыкальных произведений, фонотека, а также подбирается иллюстративный материал.

Предлагаю вспомнить виды музыкальной деятельности.

Музыкально-ритмические движения.

Данный вид музыкальной деятельности занимает важное место в развитии творческих способностей детей. Это объясняется «двигательной природой»детского воображения (Л. С. Выготский) и доступностью движения под музыкудля детей на всех возрастных этапах, в том числе и на самых ранних. Кроме того, именно в музыкально-ритмических движениях у детей возникают наиболее яркие эмоциональные реакции – радость, удовольствие, которые являются важнейшим условием формирования творчества вообще и музыкального творчества в особенности.

Музыкально-игровое творчество дает возможность детям творчески проявлять себя в песенных, танцевальных, инструментальных импровизациях. 

Передача образов отдельных персонажей: хитрая лиса, резвая белочка, быстрый зайка, неуклюжий медвежонок…

Изменение образа в соответствии со сменой характера музыки (люди работают, отдыхают, веселятся).

Участие в играх с развернутым театральным действом: этюды, инсценировки, спектакли.

Танцевальное творчество - это умение детей комбинировать из знакомых элементов танца новые композиции.

Пляски по показу педагога, пляски с зафиксированными движениями, переплясы.

Импровизация отдельных движений с воображаемыми предметами.

Придумывание танцевальных композиций в заданном жанре.

Слушание музыки - активный творческий процесс. Так как слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа, прочувствовать, осмыслить.

Для успешного развития исполнительских и творческих способностей, необходимо обогащать музыкальные впечатления, через восприятие музыки.

Для решения задач восприятия музыки используются следующие методы: наглядный, словесный, практический. Практический метод заключается в сочетании восприятия музыки с практическими действиями: пластическая импровизация, оркестровка, графическое изображение мелодии, прием «цвет-настроение».

Например: прием «цвет-настроение». После прослушивания произведения, детям предлагается выбрать карточку, подходящую по цвету к настроению музыкального произведения. Можно предложить детям нарисовать то, что они услышали в музыке. (С. Прокофьев «Дождь и радуга», П. И. Чайковский «Баба-Яга» и др.)

Песенное творчество - это умение детей импровизировать простейшие мелодии.

Для проявления песенного творчества важным является накопление слухового опыта и развитие музыкально-слуховых представлений. Разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества:

• импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов. Игровые задания на произнесение имен с различной эмоциональной окраской и интонацией (нежно, ласково, сердито, весело и пр., и с различной силой звука);

• импровизация музыкальных вопросов и ответов;

• сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре.

Для детей младшего дошкольного возраста можно предлагать задания, направленные на подражание звучания сигналов больших и маленьких детских игрушек, пения птиц, движения транспорта, в разном темпе и ритме; создавать игровые ситуации, в ходе которых педагог предлагает ребенку покачать куклу, напевая ей колыбельную на слова «баю-бай», или показать, как кукла танцует, находя соответствующие интонации.

Музыкально- дидактическая игра выступает одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребенка.

Например, дидактическая игра «Времена года в цвете и звуке». Четыре времени года – это прямоугольники разного цвета. Ребенку предлагают исполнить песню, соответствующую времени года, которую он выберет. При этом можно себе аккомпанировать на любом музыкальном инструменте. Можно исполнять на слог, а остальные дети определяют, о каком времени года пелось.

Игра на музыкальных инструментах - один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.

Знакомство с музыкальными инструментами - различие тембрового звучания.

Обучение приемам звукоизвлечения– воспроизведение несложного ритмического рисунка.

Игра в ансамбле – импровизация вопросно – ответной интонации, окончания мелодии.

Совместное музицирование – игра в оркестре, в ансамбле, пение в хоре, музыкальные постановки – прекрасно решают многие психологические проблемы общения: застенчивый ребенок может, участвуя в таком музыкальном действе, почувствовать себя в центре жизни; а творческий ребенок – проявит свою фантазию на деле. В творческом коллективе дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение.

Творчество детей понимается как умение и желание сделать что-то по-своему, индивидуально, возможно даже оригинально. “Сыграй, спой, станцуй, как ты хочешь” - эти магические слова распахивают перед ребенком невидимые ворота в мир фантазии, находчивости, изобретательности, где он не скован почти никакими ограничениями.

Развивать творческие способности детей - значит развивать их воображение.

“Восприятие искусства требует творчества, потому что недостаточно просто искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться и в структуре самого произведения, необходимо еще творчески преодолеть свое собственное чувство”. (Выготский Л. С.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система планирования работы по развитию творческой активности детей в театрализованной деятельности.

В данном материале представлена моя разработка планирования театрализованной деятельности детей для средней группы....

Творческий проект с детьми 3-7 лет по театрализованной деятельности «Развитие творческой активности детей через театрализованную деятельность: Мы актеры».

Проект по театрализованной деятельности для работы с детьми 3-7 лет позволяет расширить и углубить знания детей о театральном искусстве. Разработанные циклы театрализованных игр и методические рекомен...

Консультация для воспитателей Совместная деятельность детей и родителей как средство развития творческой активности детей

У каждого из нас есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве ребенок ищет возможности реализовать свой творческий п...