«Влияние русского песенного фольклора на развитие игровой деятельности»
презентация
План:
- Введение.
- Народная игра, что это?
- Задачи народной игры.
- Виды песенно-игрового фольклора.
- Вывод
Поиск путей развития детского музыкального творчества всегда был в центре внимания педагогов и исследователей. Многие из них указывали на русский музыкальный фольклор, как одно из ведущих средств, творческого развития ребенка.
Фольклор является основой нравственного, эстетического и патриотического воспитания ребенка. Фольклорный материал хорошо воспринимается детьми, его образы доступны, фольклорные интонации вызывают у детей яркий эмоциональный отклик.
Песенный фольклор неразрывно связан с игровой деятельностью детей. Он приобщает ребенка к миру музыки, помогает овладеть родным для него языком. Использование песенного фольклора с младшего возраста позволяет развивать певческий голос и слух ребенка.
Использование песенного фольклора нашло свое отражение в детской игровой деятельности. Пение детских фольклорных песенок в сочетании с движениями под музыку песни развивают музыкально – творческие способности ребенка.
Характерная для русских песен релаксация рук, их движение во время исполнения песенок, позволяет убрать лишнюю скованность у детей, происходит раскрепощение ребенка, что позволяет ему свободно чувствовать себя в игре, выполнять соответствующие движения заданного образа.
Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит, и интересно.
В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм.
Именно музыкальный фольклор, богатый яркими образами и интонационной выразительностью с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.
В народных произведениях, обращенных к детям, проявляется четкое понимание возраста детей. Отсюда их доступность для творческих проявлений.
Каждому возрасту ребенка соответствует возрастной подбор народных игр, которые сопровождаются песенным материалом (песенным фольклором).
Многие игры знакомы детям:
- «Гончары»
- «Медведь»,
- «Барашеньки – крутороженьки»,
- «Баба Яга»,
- «Молчанка»,
- «У дедушки Трифона», «Ремешок», «Заря-Заряница», «Бай-качи-качи»,
- «Сиди, Яша».
Объединение песни малого фольклорного жанра и игровой деятельности особенно ценно для обучения детей. Каждая игра, сопровождающаяся песней, дает детям определенный творческий игровой настрой, понимание приуроченности данного материала к тому или иному действию.
Что же такое народная игра?
Народная игра – это отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Это части народной педагогики, которая, опираясь на активности ребенка, всеми доступными средствами, обеспечивает всестороннее развитии приобщение к культуре своего народа. Народная игра всегда использовалась с целью воспитания и развития подрастающего поколения.
Задачи:
- От простого к сложному.
- Активизировать самостоятельную музыкально – игровую деятельность.
- Обучение должно быть не навязчивым.
В основу системы использования фольклорных песен-игр для формирования творчества берется определенная последовательность педагогических заданий, построенная на их усложнении: от частичной активизации отдельных творческих проявлений при исполнении готовой игры с пением (I – ая стадия) к непосредственной индивидуальной игровой интерпретации целой народной песни (II - III стадии), и затем к планомерной коллективной композиции полной игры на основе народных песен (IV - V стадии).
Использование народных игр с пением вполне доступно как на общих занятиях, так и в самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей.
Обучение фольклору должно носить живой непосредственный характер.
Виды песенно – игрового фольклора.
1. Песни – драматизации.
2. Подвижные игры с пением.
3. Песня – танец.
4. Хороводы.
Игровые песни очень разнообразны: в одних акцент на драматизацию (« А мы просо сеяли, сеяли», «Каравай», «Как на тоненький ледок», «На зеленом лугу», «Во саду ли в огороде»), в других – на физическую активность («Дождик», «Как под наши ворота»), в третьих – на танцевальное начало («Заинька, попляши», «В сыром бору тропина», «Ходила младешенька по борочку»), поэтому в некоторых случаях такой потенциал называют фольклорными музыкальными играми или фольклорные игры под пение, либо называют игровыми песнями хорового плясового характера. В любом случае эти произведения характеризуют наличие небольшого театрализованного представления, где часто соединяются словесно-поэтическое, танцевальное начало, а также содержание, размер, ритмическая основа, строение фольклорного текста, несложность напева песни, позволяющие соединить исполнение песни с движением и театрализацией.
Хороводы.
Хороводные игры отличаются необычностью движений: они пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Движения как бы драматизируют содержание игры. Все это будит воображение детей, развивает музыкальные способности и художественный вкус.
Ребенок, выполняющий главную роль в центре хоровода, становится образцом для подражания. Это не только повышает его ответственность при выполнении движений, но и доставляет особое удовольствие, возвышает в собственных глазах. Остальные дети, подражая своему сверстнику, а не воспитателю, приобретают новый опыт игрового сотрудничества, когда достигается не только согласованность в движениях, но и единство в создании образа. Эта игра предоставляет ребенку полную свободу в выражении эмоций, дает выход веселью, непосредственности и даже шалости. Очень важно помочь тем детям, которые стесняются выступать перед всеми или не могут придумать движение. В этих случаях я подсказываю ребенку какое-либо подходящее движение (но только шепотом, на ушко), а можно помочь и непосредственно: войти в круг, поплясать или попрыгать вместе с ним.
Движения, которые выполняют дети должны быть разнообразными, можно, например, погрозить шутливо пальцем, сделать рожки, помахать рукой, попрыгать, поплясать, покружиться, поклониться, похлопать в ладоши и т.д. При этом, движения могут сопровождаться звуками или возгласами. Есть лишь одно ограничение в хороводной игре: все движения должны быть эстетичными. Нельзя допускать кривляния детей. Каждое движение должно повторяться несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.
Чтобы повысить интерес детей к придумыванию движений можно ввести элемент соревнования «кто интересней придумает…». Варианты оцениваются и отбираются педагогом, пробуются в исполнении. Этому предшествует подробный анализ песни, ставиться задача не просто отразить характер песни, но и подробно последовательно подобрать ряд движений соответствующие её различным частям.
Итак.
Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать, только нужно им немного помочь.
Детям поможет педагог, а педагогу, безусловно, песенно-игровой фольклор и поставленные задачи перед ним, решение которых приведет к ожидаемому результату.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - С.-Петербург, 1998.
2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1988.
3. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход И.В. Штанько. - М.: ТЦ, 2007.
4. Старикова К.Л. У истоков народной мудрости. - Екатеринбург, Отделение пед. Общества, 1994.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_muz._na_mart_2016.pptx | 95.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фольклор является основой нравственного, эстетического и патриотического воспитания ребенка. Песенный фольклор неразрывно связан с игровой деятельностью детей. Использование песенного фольклора нашло свое отражение в детской игровой деятельности. Пение детских фольклорных песенок в сочетании с движениями под музыку песни развивают музыкально – творческие способности ребенка.
Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит, и интересно. Каждому возрасту ребенка соответствует возрастной подбор народных игр, которые сопровождаются песенным материалом (песенным фольклором). «Гончары»; «Медведь»; « Барашеньки – крутороженьки »; «Баба Яга»; «Молчанка»; «У дедушки Трифона», «Ремешок», «Заря-Заряница», « Бай-качи-качи »; «Сиди, Яша».
Что же такое народная игра? Народная игра – это отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Это части народной педагогики, которая, опираясь на активности ребенка, всеми доступными средствами, обеспечивает всестороннее развитии приобщение к культуре своего народа.
Песенно – игровой фольклор – это игры с пением, где текст подсказывает действие. Содержание текстов песен часто предполагает импровизацию, что дает возможность использовать их в развитии детского музыкального творчества.
Задачи педагога: От простого к сложному; Активизировать самостоятельную музыкально – игровую деятельность; Обучение должно быть не навязчивым.
Виды песенно – игрового фольклора 1) Песни – драматизации; 2) Подвижные игры с пением; 3) Песня – танец; 4) Хороводы.
Итак. Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать, только нужно им немного помочь. Детям поможет педагог, а педагогу, безусловно, песенно-игровой фольклор и поставленные задачи перед ним, решение которых приведет к ожидаемому результату.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ВЛИЯНИЕ РУССКОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА НА РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
laquo;ВЛИЯНИЕ РУССКОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА НАРАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...
Консультация для педагогов "Влияние русского песенного фольклора на развитие игровой деятельности"
Фольклор является основой нравственного, эстетического и патриотического воспитания ребенка. Фольклорный материал хорошо воспринимается детьми, его образы доступны, фольклорные интонации вызывают у де...
Консультация для педагогов "Влияние русского песенного фольклора на развитие игровой деятельности".
консультация для педагогов...
Влияние русского песенного фольклора на развитие игровой деятельности дошкольников.
Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Об использовании песенно-игрового фольклора в развитии детей дошкольного возраста....
«Влияние русского песенного фольклора на развитие игровой деятельности».
Консультация для родителей...
Консультация для педагогов на тему «Влияние русского песенного фольклора на развитие игровой деятельности».
Использование песенного фольклора в детской игровой деятельности....
Консультация для воспитателей: «Влияние русского песенного фольклора на развитие игровой деятельности».
Фольклор является основой нравственного, эстетического и патриотического воспитания ребенка. Фольклорный материал хорошо воспринимается детьми, его образы дос...