«Роль графических навыков в подготовке руки к письму.»
консультация

Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности детей к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Тема: «Роль графических навыков в подготовке руки к  письму.»

Графические навыки — одни из ключевых навыков, которые необходимы ребенку при выполнении заданий практически во всех образовательных областях.

 Графические  навыки -это умение владеть карандашом,  рисовать, штриховать, обводить, соединять по точкам и т. п. Для того чтобы ребёнок овладел этими навыками, мы ставим перед собой цель.

          Цель: 

Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:

- Развитие мелкой моторики руки ребенка.

- Развитие графического воспроизведения.

Формирование у детей интереса к  освоению письма и выполнению графических  упражнений.

Приобретение опыта в выполнении графических движений.

   Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Обучающие: Развитие координированных движений рук. Развитие слухового внимания и графического воспроизведения.

Развивающие: Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно- моторной координации.

Воспитательная: Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.

          Графический навык предполагает:

Умение красиво и легко (а значит без напряжения) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмичными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные).

Легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку), соблюдая необходимый угол наклона;

Устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;

Выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.

         Принципы в работе при формировании у детей 

графических навыков и подготовки руки к письму:

Тщательный, обусловленный возрастными особенностями у детей, отбор упражнений и графических действий;

Интеграция формирования графических навыков с другими направлениями воспитательной работы и видами деятельности- образовательной или игровой;

Создание эмоционально-положительного климата на занятиях;

Индивидуальная работа с каждым ребёнком.

Создание уголка для самостоятельной деятельности.

        Рекомендации по организации графической     деятельности и подготовки руки к письму:

           Подготовка руки к письму.

 НОД: лепка, работа с ножницами, конструирование, рисование.

Самомассаж кистей рук;

Пальчиковая гимнастика и игры;

Игры с мячом.

       Графическая деятельность 

Рисование по точкам;

Рисование по клеточкам и копирование рисунка;

Дорисовывание рисунка;

Рисование линий сложной формы одним движением кисти руки (овал , круг, волнистые линии);

Обучение ребёнка штриховке.

Лабиринт.

▶лаЛлл⭫⭫⭫⭫⭫⭫

       Графические упражнения. Штриховка. 

Выполняются на нелинованной бумаге. Способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными или напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично  это важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо, писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх важно и необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.

Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

Правила штриховки:

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

     Рисование по клеточкам по слуховому и зрительному восприятию.

Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия занятия проводятся в тетради в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.

 Рисование по точкам - замечательное средство подготовки руки к письму.

Точки и пунктирные линии помогают рубенку в ориентировке в момент рисования, помогают удерживать цель выполняемого задания, позволяют менять скорость рисования линий, формируют представления о продолжительности и изменяемости линии.

Когда ребенок научится рисовать по точкам линии, можно перейти к рисованию фигур. А это, в свою очередь, поспособствует созданию прочной основы для овладения письмом.

Перед обведением точечного рисунка карандашом можно предложить ребенку обвести рисунок указательным пальцем ведущей руки, а затем обвести рисунок пальцем не по листу, а в воздухе, над листом с рисунком. И только после такой предварительной подготовки можно уже более уверенно приступить к обведению карандашом.

              Работа с линиями.

Игровые упражнения «Проведи дорожку», «Обведи», «Соедини», создают основу произвольности движений пальцев рук для последующего овладения навыком письма.

С целью постепенного перехода от простейших графических упражнений к более сложным, дети сначала учатся рисовать вертикальные и горизонтальные линии, потом линии с закруглением, а затем рисуют предметы, в которых сочетаются различные элементы.

       Дорисовываие рисунка.

1.Развивает зрительно-моторную координацию движений и зрительно-пространственные представления;
2.развивает крупную (кистевую) и мелкую (пальцевую) моторику, право- и левостороннюю ориентацию, внимание;
3. формирует интерес к выполнению графических упражнений и заданий;

 Лабиринт. 

При прохождении лабиринта графическим способом развиваются точность, аккуратность как показатели зрительно-моторной координации.

Данное упражнение требует сосредоточенности, концентрации внимания, тренирует усидчивость ребенка, а это важные качества, которые необходимы ребенку в школе.

Правила могут быть такими:

Найди самый короткий путь,

Обойди все препятствия,

Собери все предметы, не разу не пройдя дважды по одной дорожке,

Не попадись хищникам;

Двигайся по стрелкам в заданном направлении.

⭤⭤⭤Пальчиковая гимнастика:   

 является важной частью развития мелкой моторики. Она увлекательна, способствует развитию речи, творческой деятельности. Когда дети освоят выполнение фигур – движения усложняются: разыгрывание сценок, пересказ коротких рассказов сопровождающихся построением фигур из кисти и пальцев рук.

▶Пальчиковые

    «Пальчиковые игры»  -они очень эмоциональные и увлекательные, так-как это инсценировка каких либо рифмованных историй или сказок при помощи пальцев и кукол театра би-ба-бо.

▶⭤⭍Вывод:

таким образом, подготовка детей к овладению графикой письма является одним из компонентов деятельности дошкольного учреждения, направленной на обеспечение преемственности со школой. Подготовка руки детей к письму – очень сложный и длительный труд. Успешное решение этой задачи возможно только при системном подходе. Ни в коем случае нельзя перепрыгнуть через несколько ступенек сразу. Только тогда дети почувствуют уверенность в себе и в своих возможностях. Улучшится мелкая моторика и координация движений руки. Сформируется внимание, глазомер ребенка, зрительная память, аккуратность, фантазия и образное мышление.

 Подготовку руки к письму необходимо начинать с младшего дошкольного возраста.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей «Организация графической деятельности и подготовки руки к письму детей старшего дошкольного возраста».

В данной работе предлагаются рекомендации для родителей и воспитателей по организации графической деятельности детей. Целью данной консультации является знакомство с упражнениями и играми дл...

Развитие общей моторики и отработка элементарных графических навыков при подготовке руки к письму (старшая и подготовительная группы).

Развитие общей моторики и  отработка элементарных графических навыков при подготовке руки к письму (старшая и подготовительная группы)....

Консультация для родителей «Организация графической деятельности и подготовки руки к письму дошкольника»

 Практика обучения в первом классе показывает, что наибольшие трудности у первоклассников в период обучения грамоте возникают при выполнении графических упражнений.Причины этого: во-первых...

Важность графических упражнений в подготовке руки к письму.

Важность графических упражнений в подготовке руки к письму....

Развитие графических навыков и подготовка руки к письму у дошкольников

Подготовка руки к письму – это неотъемлемая часть подготовки к обучению в школе. Благодаря своевременной подготовке руки к письму можно избежать множества трудностей при обучении в школе. Подгот...

«Развитие мелкой моторики через графические диктанты при подготовке руки к письму детей 5-6 лет»

 Работа по клеточкам и графические диктанты – это универсальный помощник в развитии внимания, памяти, усидчивости детей дошкольного возраста. Эта деятельность позволяет в игров...