Конспект НОД по чтению художественной литературы "Сказки разных народов"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Иванова Светлана Олеговна

Конспект разработан для детей подготовительной к школе группы. Знакомство детей с народными сказками разных народов на примере татарской сказки "Три сестры" и нанайской - "Айога". О нравственности, о поступках, познакомить с бытом, традициями и обычаями народов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность по чтению художественной литературы

в подготовительной группе

Конспект составлен

старшим воспитателем Ивановой С.О.

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1»,

г. Черняховска, Калининградской обл.

Сказки разных народов.

Татарская сказка «Три сестры» и нанайская сказка «Айога»

Программное содержание: познакомить с народными сказками разных стран, их особенностями, с бытом и традициями разных народов; формировать умение понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами; содействовать осознанию значимости материнской заботы о детях, её любви, подвести к мысли о необходимости проявления заботы и любви по отношению к маме.

Материал: презентация о нанайском и татарском народе, зеркала для детей, изображение дерева.

Ход занятия:

1. Дидактическая игра «Я начну, а вы продолжите…», создающая мотивацию к занятию.

Правило игры: Я буду начинать, а тот, на кого укажу, продолжит…

В некотором царстве……

Давным-давно……

В одном маленьком городке….

Много-много лет назад...

Жили были...

Как вы думаете, что это за слова такие волшебные, что может так начинаться? (сказки)

А кто же пишет сказки? (народ, авторы)

Совершенно верно – сказки пишут авторы и сочиняет народ. А какие русские народные сказки вы знаете? (перечисляют) А вы знаете, что не только русский народ сочинял сказки. В нашем огромном мире живут разные народы. Я познакомлю вас с двумя из них и их сказками.

2. Презентация.

Нанайцы – коренной малочисленный народ Дальнего Востока. Эти люди ниже среднего роста, с широкими плоскими смуглыми лицами, с приплюснутым носом, у них сильно выдающиеся скулы. Глаза узкие, волосы чёрные, прямые и жёсткие; борода и усы редкие. Женщины заплетали волосы на голове в две косы, мужчины в одну. Верхней плечевой одеждой служил халат, в виде кимоно. Головным убором летом служила берестяная шляпа. Основное их занятие было - ловля рыбы и ей одной почти и питались. Они отличные охотники. Из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб и меха зверей они шили свою одежду. Нанайцы занимались сбором диких ягод, яблок, из которых варили густой кисло-сладкий сок, хорошо сохранявшийся всю зиму. Для езды пользовались исключительно собачьими упряжками.  

3. «Свет мой, зеркальце – скажи…»

Ребята, а вы любите на себя смотреть в зеркало? (Ответы детей). — Ребята, рассмотрите себя в зеркало, а потом расскажите о себе. Какие вы? (Дети рассматривают и рассказывают)

— А как вы думаете, если часто смотреть в зеркало — это хорошо или плохо? А почему хорошо? (Причесываешься, умываешься, приводишь себя в порядок, завязываешь бант и т. д.)

— А почему плохо? (Можно много времени проводить у зеркала, не успевать делать нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке, любоваться собой и т д.)

— Ребята, зеркало — это очень полезный предмет, но надо обращаться ним осторожно. Если постоянно собой любоваться, то произойдет беда.

Предлагаю вам послушать нанайскую сказку «Айога» про девочку, которая очень нравилось любоваться собой, хотя у нее и зеркала-то не было. (чтение)

4. Беседа по содержанию.

Как вы представляете себе девочку Айогу? (хитрая, дерзкая, ленивая, злая, грубая, не внимательная к людям, невоспитанная, горделивая). 

А соседская девочка, какой была? (Доброй, отзывчивой, трудолюбивой, бескорыстной, послушной, внимательной, щедрой, вежливой, ласковой). 

Правильно ли поступила Айога?  (Стала отговариваться, нашла много причин, чтобы не ходить.)

Какая у Айоги мать? (Терпеливая, справедливая, трудолюбивая, мудрая …)

— Кто помог матери? (Соседская девочка.)

— Правильно ли поступила мать, что не накормила собственную дочь, а лепешку отдала соседской девочке? Почему? (Ответы детей).

— Мать поступила, по справедливости. В народе есть мудрая пословица: «Как аукнется, так и откликнется».

5. Физминутка «Мамины помощники»

Дружно маме помогаем,

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

6. Презентация.

Я предлагаю вам познакомиться с еще одним народом – татарским.

Татары – народ, живущий между Востоком и Азией.

Главой семьи является отец, его просьбы и указания должны выполняться беспрекословно, мать на особом почетном месте. Татарских детей с ранних лет учат уважать старших, не причинять боли младшим и всегда помогать обездоленным. Татары очень гостеприимны, даже если человек враг семьи, но он пришел в дом как гость, ему ни в чем не откажут, накормят, напоят и предложат ночлег. 

Послушайте народную татарскую сказку «Три сестры» (чтение)

7. Беседа по содержанию.

Назовите главных героев сказки?
Кто из них вам нравится? Почему?
Кто не понравился? Чем?
Что вы узнали о женщине?

Какими выросли ее дочери?

Почему сестры отказывались идти к матери?

Что в итоге произошло?

Сравним две сказки.

Что вы увидели в них похожего?

Представьте, что вы встретились с героями сказок - с сестрами, Айогой. Какие бы вы им задали вопросы? Что бы им сказали?

У всех народов есть свои традиции, обычаи. Но у каждого народа есть особое отношение к своим родителям.

Перед вами дерево – «Дерево жизни». Его корни – это наши бабушки, дедушки (родители наших родителей). Ствол и ветки — это наши родители, а листочки…это мы – дети.

Это семья. Это все члены семьи. И не важно, какого народа. Мы должны заботиться о каждом, тем самым мы проявляем свою любовь к ним.

Давайте повторим как мы должны заботиться друг о друге, о своих близких?

8. Итог занятия.

Почему важно делать добро?

Какие добрые поступки вы можете совершить сами, не надеясь на волшебство? (быть добрыми, честными, внимательным к окружающим)

Я желаю вам быть всегда добрыми и отзывчивыми, внимательными и честными!

Ведь волшебство бывает только в сказках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной НОД "Традиции чаепития у разных народов".

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ТАКИЕ РАЗНЫЕ НАРОДЫ МИРА"Старший дошкольный возраст

Знакомство детей с различными расами людей, с их народнвми костюмами и традициями....

Конспект мастер-класса для родителей «Хлеб разных народов»

Цель: формирование эмоционально-положительного взаимоотношения родителей разных культур через совместное творческое дело...