Педагогический совет. Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал

Василенко Наталья Николаевна

Связная речь- это смысловое развёрнутое высказывание. Это ряд логически сочетающихся между собой предложений, содержащих законченную мысль, которые обеспечивают общение и взаимопонимание людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста.

Связная речь — это смысловое развёрнутое высказывание. Это ряд логически сочетающихся между собой предложений, содержащих законченную мысль, которые обеспечивают общение и взаимопонимание людей.

Связная речь отражает уровень развития ребёнка. Она показывает владение ребёнка словарём, грамматическим строем и звуковой культуры речи.

Поэтому основная задача педагога — научить детей правильно, грамотно выражать свои мысли.

В дошкольном возрасте происходит овладение двумя монологическими типами речи:

- пересказ;

- рассказ.

Рассказ-описание — это речевое сообщение, в котором раскрываются в определённой последовательности признаки предмета. Описательный рассказ бывает сравнительный и объяснительный.

Рассказ-повествование — это форма рассказа, которая говорит о действиях, поступках и событиях.

Рассказ-рассуждение — это логическое раскрытие темы.

Сюжетный рассказ бывает:

• по восприятию

• по памяти

• по воображению

Рассказ состоит из начала, середины и конца.

В раннем возрасте, на третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. В 2-4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.

Во второй младшей группе, начинается целенаправленное обучение связной речи, детей учат:

- пересказывать хорошо знакомые сказки и рассказы;

- рассказывать по наглядному материалу;

- составлять короткие описания;

- рассказывать на темы из личного опыта.

В младшем возрасте проводится подготовительная работа. Ребёнок не самостоятельно составляет рассказы, не самостоятельно пересказывает, а лишь повторяет за педагогом фразы. Самостоятельно пересказать ещё достаточно сложно. Образцом является речь взрослого. Педагог тщательно продумывает вопросы, на которые отвечает сам, а дети за ним повторяют. Тем самым педагог подготавливает ребёнка к составлению рассказов в будущем.

Обучение пересказу детей трёхлетнего возраста включает в себя:

1)воспроизведение педагогом хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе действий;

2)запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей и их действий с помощью наглядности (настольный или кукольный театр).Это могут быть сказки Колобок, Теремок, Репка, рассказы-миниатюры Л.Толстого;

3)повторение ребёнком за педагогом каждого предложения из текста или нескольких слов из предложения.

Обучение рассказыванию.

Детям ещё трудно самостоятельно рассказывать, они вместе с педагогом рассматривают картинки, отвечают на вопросы: Кто нарисован? Что нарисовано? Какие герои? Что делают они?

На этом этапе большим помощником педагогу будут потешки, стихи, песенки. Хорошо вводить дополнительного «коммуниканта» (какую-нибудь игрушку), которому дети будут отвечать на вопросы.( «Давайте расскажем кукле Маше, что нарисовано на этой картинке»).

При составлении описательного рассказа важно тщательно подобрать предмет, который дети будут описывать (чаще всего это игрушки или хорошо знакомые детям предметы), тщательно продумать вопросы, с помощью которых, отвечая на них, получается последовательный рассказ о предмете. Сам рассказ составляет педагог. Таким образом, мы подготавливаем ребёнка к составлению описательного рассказа с использованием плана.

В средней группе работа по развитию связной речи усложняется. В 4 года у детей возрастает мыслительная деятельность. Дети:

- пересказывают сказки, услышанные впервые;

- рассказывают по картинке и игрушке сначала по вопросам, а потом самостоятельно строят описание и повествование;

- учатся работать над структурой этих рассказов, знакомятся с разными зачинами, средствами связи;

- приучаются к последовательности рассказывания;

- составляют рассказ по серии сюжетных картинок: один ребёнок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а педагог помогает связать переходы от одной картинки к другой («И вот тогда», «В это время» и т.п.);

- составляют небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал.

Обучение рассказу-описанию детей 4 летнего возраста включает:

  1. Рассматривание игрушки;
  2. Вопросы педагога, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств игрушки, действий с нею;                                                                
  3. Образец рассказа педагога;
  4. Рассказ сильного ребёнка по опорным вопросам педагога;
  5. Рассказы 4-5 детей по опорным вопросам педагога;
  6. Оценка детских рассказов педагогом.

В среднем возрасте уже возможно обучать рассказыванию по картинке. Этапы:

1.Подготовка к эмоциональному восприятию картинки (стихи, загадки, поговорки, рассматривание иллюстраций)

2.Рассматривание картинки в целом

3.Вопросы педагога к картинке

4.Образец рассказа по картинке педагога

5.Рассказы детей

В старшем возрасте работа по связной речи усложняется.

В старшей группе дети связно, последовательно пересказывают литературные произведения без помощи педагога, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей.

В рассказывании по серии сюжетных картинок, по игрушкам ребёнок учится составлять повествовательные рассказы: указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, а в рассказах по одной картине — придумывать предшествующие и последующие события.

Большое внимание уделяется формированию элементарных представлений о структуре описания и повествования. Предъявляются более серьёзные требования к целостности, связности высказываний.

Обучение пересказу детей 5-6 лет

1.Вводная беседа;

2.Выразительное чтение текста педагогом без установки на запоминание;

3.Беседа по содержанию и форме текста;

4.Составление плана пересказа;

5.Повторное чтение текста педагогом с установкой на запоминание.

Обучение рассказу детей 5-6 лет

1.Подготовка к эмоциональному восприятию картины;

2.Лексико-грамматические упражнения по теме занятия;

3.Рассматривание картины в целом;

4.Вопросы педагога по содержанию картины;

5.Составление плана рассказа педагогом вместе с детьми;

6.Рассказ по картине сильного ребёнка;

7.Рассказы нескольких детей;

8.Оценка каждого рассказа детьми с комментариями педагога.

Обучение описательному рассказу детей 5-6 лет

1.Лексико-грамматические упражнения;

2.Рассматривание объекта описания;

3.Составление педагогом вместе с детьми подробного плана рассказа, выкладывание зрительной символической схемы;

4.Рассказ сильного ребёнка;

5.Рассказы 4-5 детей об объекте;

6.Оценка рассказов педагогом.

В подготовительной к школе группе, детей учат строить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры, с использованием разных типов внутри текстовых связей. Усложняются задачи и содержание обучения детей рассказыванию по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта, творческому рассказыванию без наглядного материала.

Более высокие требования предъявляются к произвольности и преднамеренности высказываний. Дети сами анализируют и оценивают рассказы с точки зрения их содержания, структуры, связности. У них формируется элементарное осознание своеобразия содержания и формы описаний, повествований и рассуждений.

Творческий рассказ

•придумывание рассказа или сказки по плану педагога;

•придумывание рассказа по теме, предложенной педагогом;

•придумывание продолжения и завершения рассказа;

•придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

Таким образом, на протяжении дошкольного детства, усложняются требования к детским монологам разных типов.

Чтобы повысить мотивацию детей на составление рассказов, хорошо использовать разные варианты игр.

Игры на восстановление порядка серии картин:

- найти «ошибку» педагога и восстановить правильный порядок элементов серии;

- расположить картинки серии соответственно опорным словам или словосочетаниям, предложенным педагогом;

- самостоятельно расположить картинки в последовательности рассказа и составить по ним рассказ с определённой эмоциональной установкой: грустный, смешной, весёлый, и т.д.

Игры эвристического характера:

- найти «пропавшую» картинку среди фоновых, определить её место в ряду заданных;

- найти лишнюю картинку, оставшиеся картинки расположить в соответствии с логикой протекания события;

- выстроить последовательность события по одной заданной картинке, отобрать из нескольких наборов сюжетных серий картинки, адекватные по содержанию представленной;

- «распутать» две сюжетные канвы, состоящие из двух наборов серий.

Игры на развитие замысла.

1.Придумать рассказ с опорой на последовательность предметных картинок, например: «дедушка-мальчик-лес-пенёк-кучка сухих листьев-ёжик».

2.Самостоятельно отобрать из банка предметных картинок только те, которые помогут придумать какой-либо случай.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.

Через данную статью  представляю обобщение опыта и результаты моей педагогической деятельности по формированию и развитию связной речи у детей дошкольного возраста в условиях логопедической групп...

План-конспект занятия по развитию связной речи у детей дошкольного возраста для педагогического совета

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД № 5 «УЛЫБКА»  Педагогический совет«Развитие свя...

Презентация к мастер-классу для воспитателей на тему "Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования"

В настоящее время существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. В своей работе с детьми по речевому развитию я использую метод наглядного моделирова...

Доклад на педагогическом совете "ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста" (2019 г.)

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте является одним из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. ТРИЗ – это...

Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством словесно-игровой деятельности.

В связной речи отражается мышление ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи....

Формирование, приемы развития связной речи у детей дошкольного возраста.

    Связная речь дошкольника является значимым показателем его речевого и общегоразвития. Если ребенок в разговоре хорошо раскрывает смысл , логически и последовательно рассказывая о ...

Семинар - практикум «Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

Методы и приемы формирования связной речи у дошкольников...