Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа)

Социально-нравственное воспитание — очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Художественная литература, в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм, транслятора культуры и традиций общества во все времена считалась одним из основных компонентов в воспитании и формировании полноценной личности. Необходимо читать детям книги, где есть рассказы о взрослых, отношении к родителям. Можно прочитать и стихи, спеть, послушать музыку. При чтении книги ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

«Где корни уважения ребенка к бабушке?»

Социально-нравственное воспитание — очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. За последние несколько лет в нашей стране произошли большие перемены: изменился общественный строй, подверглись резкой критике процессы, которыми мы когда-то гордились. К сожалению, все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Материальные ценности, к сожалению, преобладают над духовными, и мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, к близким людям. Дети зачастую не могут построить дружеские отношения, договориться о совместных действиях в игре и быту. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.                 Художественная литература, в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм, транслятора культуры и традиций общества во все времена считалась одним из основных компонентов в воспитании и формировании полноценной личности. Художественная литература, давая познание действительности, расширяет кругозор читателей всех возрастов, даёт эмоциональный опыт, отклик, выходящий за рамки того, что мог бы приобрести человек в своей жизни, формирует художественный вкус, доставляет эстетическое наслаждение. Но самое главное, основная функция художественной литературы — это формирование у людей глубоких и устойчивых обобщенных «теоретических» чувств, побуждающих осмысливать, свое мировоззрение. Знакомясь с художественной литературой, дошкольники узнают о таких нравственных понятиях, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость, сочувствие, сострадание.         Уважение к старшим воспитывается в семье. Главным примером здесь должны стать родители, ведь только в семье, где взрослые уважительно относятся к своим собственным родителям, можно воспитать детей, которые будут уважать не только бабушек, но маму с папой. Уважение к старшим формируется в ребенке годами, поэтому не существует волшебной палочки, способной вызвать в малыше положительное отношение к пожилым людям за пару минут или часов. Это кропотливая и каждодневная работа педагогов и родителей, если мы хотим вырастить личность, которой не чужды такие качества как любовь, милосердие, забота, отзывчивость по отношению к нашим бабушкам.        Психологи и педагоги едины во мнении, что главным способом привить уважение к бабушкам является почтительное уважение к ним со стороны родителей. Видя, как родители заботятся, вежливо разговаривают, беспокоятся о родных, дети перенимают нормы поведения и отношения к бабушкам, родителям и в целом к близким людям.        Необходимо читать детям книги, где есть рассказы о взрослых, отношении к родителям. Можно прочитать и стихи, спеть, послушать музыку. А если у вас планируется событие или какое-то мероприятие, готовьте с вашими детьми подарки для членов семьи. При этом делая акцент на то, что необходимо поздравить и бабушек и дедушек. Он понимает, что это семья и все должны относиться к друг другу с большим уважением.  И дети должны понять, что семья- это самое дорогое, что есть у человека. Конечно, надо защищать и беречь эти отношения. При чтении книги ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Ребёнок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы их участником.

ПОДБОРКА СТИХОВ ПРО НАШИХ МИЛЫХ И ЛЮБИМЫХ БАБУШЕК. ❤

БАБУШКА МОЯ 
Самые красивые 
Кто растит цветочки? 
Самые красивые 
Свяжет кто носочки? 

Бабушка, бабушка, 
Бабушка моя. 
Бабушка, бабушка, 
С праздником тебя!

Е. Гомонова

БУКЕТ ДЛЯ БАБУШКИ 
Целый день я рисовала 
Красками цветы, 
Чтобы бабушку поздравить 
С праздником весны. 

Здесь и розы, и ромашки, 
И гвоздика есть одна, 
А вот эти три цветочка 
Я придумала сама.

Т. Калайдина

БАБУШКЕ 
Наконец-то все заснули, 
Не подсмотрят мой секрет, 
Потому что для бабули 
Нарисую я букет. 


Розы, астры, маргаритки 
Ярко вспыхнут на открытке. 

Напишу я бабушке, 
Как ее люблю, 
Что ее оладушки 
Я всегда хвалю. 

Хорошо, что все заснули, 
За окном уже рассвет. 
Я люблю тебя, бабуля, 
И дарю тебе букет!

Н. Иванова 

МОЯ БАБУШКА 
Я бабулю поздравляю 
С женским праздником весны! 
Я бабулю обожаю, 
Людям бабушки нужны! 

Сказку добрую расскажет, 
Колыбельную споет, 
Теплый зимний шарфик свяжет 
И гулять со мной пойдет! 

Не накажет шалунишку 
И конфетку даст с собой. 
И девчонка, и мальчишка, 
Любит бабушку любой! 

Ближе бабушки чудесной 
Нет подружки у меня! 
Мне с бабулей интересно, 
Не прожить нам врозь ни дня!

Н. Иванова

ВМЕСТЕ С БАБУШКОЙ 
С бабушкой моей вдвоем 
Очень дружно мы живем! 
Вместе ходим мы гулять, 
Вместе мы ложимся спать, 
Вместе моем мы посуду - 
Правда, правда! Врать не буду! 
Мы не любим унывать, 
Можем спеть и станцевать- 
Будет бабушка мне хлопать, 
Ну, а я — кружиться, топать! 
Не капризничать стараюсь, 
Слез не лью, а улыбаюсь - 
С ней большие мы друзья, 
Потому что мы — СЕМЬЯ! 

ПРО БАБУШЕК 
Кто на кухне с поварешкой 
У плиты всегда стоит, 
Кто нам штопает одежку, 
Пылесосом кто гудит? 

Кто на свете всех вкуснее 
Пирожки всегда печет, 
Даже папы кто главнее 
И кому в семье почет? 

Кто споет нам на ночь песню, 
Чтобы сладко мы заснули? 
Кто добрей всех и чудесней? 
Ну, конечно же – бабули! 

ОЧЕНЬ БАБУШКУ ЛЮБЛЮ 
Очень бабушку люблю! 
Ей я помогаю. 
В магазине всё куплю, 
В доме подметаю… 

Прополю и огород, 
Наношу водицы. 
А когда луна взойдёт, 
Сказка мне приснится. 

Эту сказку у окна 
Бабушка расскажет. 
Засыпаю, а она 
Мне носочки вяжет. 

Чтоб морозною зимой 
Не замёрзли ножки 
У меня, её родной 
И любимой крошки.

Т. Маршалова

БАБУШКА 

У мамы — работа, 
У папы — работа, 
У них для меня – 
остается суббота, 
а бабушка дома — всегда! 
Она не ругает меня никогда! 
Усадит, накормит: 
«Да ты не спеши! 
Ну что там стряслось у тебя, 
расскажи?» 

Я говорю, а бабушка 
Не перебивает, 
По крупинкам гречку 
Сидит-перебирает… 

Нам хорошо вот так, вдвоем, 
и дом без бабушки не дом.

Е. Григорьева

БАБУШКИНЫ РУКИ 

Я с бабушкой своею 
Дружу давным-давно. 
Она во всех затеях 
Со мною заодно. 

Я с ней не знаю скуки, 
И все мне любо в ней. 
Но бабушкины руки 
Люблю всего сильней. 

Ах, сколько руки эти 
Чудесного творят! 
То рвут, то шьют, то моют, 
То что-то мастерят. 

Так толсто мажут пенки, 
Так густо сыплют мак, 
Так грубо трут ступеньки. 
Ласкают нежно так. 

Проворные, — смотрите, — 
Готовы день-деньской 
Они плясать в корыте, 
Шнырять по кладовой. 

Настанет вечер — тени 
Сплетают на стене 
И сказки сновиденья 
Рассказывают мне. 

Ко сну ночник засветят — 
И тут замолкнет вдруг. 
Умней их нет на свете 
И нет добрее рук.

Лев Квитко


ПРО БАБУШКУ 

Вот, если я бабушкой буду, 
Клянусь, никогда не забуду, 
Что внучке, а может быть, внуку 
Давать каждый день на обед: 
Насыплю я в правую руку, 
Насыплю я в левую руку, 
И просто насыплю на блюдо, 
Горой разноцветной, конфет! 

Вот, если я бабушкой буду, 
Клянусь, никогда не забуду, 
Что внучку, а может быть, внука 
Не стоит за двойки ругать. 
А просто, развеивать скуку, 
Отправлю к веселому другу 
И дам посмотреть телевизор, 
Подольше пущу погулять. 

Но бабушка, явно, забыла, 
Что в детстве конфеты любила. 
И, видно, одни лишь пятерки 
Носила из школы она. 
И к ней не ходила подружка, 
И ей не шептала на ушко, 
Что двоечник дедушка Коля 
Заждался ее у окна.

Елена Дюк

МЫ С БАБУЛЕНЬКОЙ ДРУЗЬЯ 

Мы с бабуленькой друзья, 
Ведь она совсем как я: 
Ходит в цирк на представленья, 
Любит сказки и варенье, 
И, конечно, бабушке 
Нравятся оладушки, 
Их без устали печет, 
Ну а я кладу их в рот!

Марина Дружинина

МОЯ БАБУШКА 

Со мною бабушка моя, 
И значит, главный в доме — я, 
Шкафы мне можно открывать, 
Цветы кефиром поливать, 
Играть подушкою в футбол 
И полотенцем чистить пол. 
Могу я есть руками торт, 
Нарочно хлопать дверью! 
А с мамой это не пройдет. 
Я уже проверил.

Роберт Рождественский

ЗАБОТА 

Если внyки веселы, - 
Бабyшка подавно: 
- Ишь, pаспелись, как щеглы, 
До чего же славно! 

Если внyки есть хотят, - 
Бабyшке отpада: 
- Пyсть сидят, пyсть едят, 
Подpастать им надо! 

Если внyки вышли в сад, - 
Бабyшка в тpевоге: 
- Hy как дождь либо гpад, 
Ведь пpомочат ноги! 

Если внyки спать легли, - 
Бабyшка не дышит: 
- Баю-баю, люли, 
Тише, тише, тише! 

Чистота, тишина, 
Теплота, дpемота. 
Вот какая она - 
Бабyшка-забота! 
Hy а вы? Каковы? 
Как там с бабyшкой вы?

Елена Благинина

ВНУЧКА 

Бабушка, ты тоже 
Маленькой была? 
И любила бегать, 
И цветы рвала? 

И играла в куклы 
Ты, бабуся, да? 
Цвет волос какой был 
У тебя тогда? 

Значит, буду так же 
Бабушкой и я, - 
Разве оставаться 
Маленькой нельзя? 

Очень бабушку мою - 
Маму мамину — люблю. 

У нее морщинок много, 
А на лбу седая прядь, 
Так и хочется потрогать, 
А потом поцеловать. 

Может быть, и я такою 
Буду старенькой, седою, 
Будут у меня внучатки, 
И тогда, надев очки, 
Одному свяжу перчатки, 
А другому — башмачки.

Алексей Плещеев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов - Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...

Презентация Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...

Методическая разработка "Художественная литература как средство развития речи у детей дошкольного возраста"

В методической разработке приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе рассматривается как средство развитие их речи. Это обусловлено рядом причин: во-первых, в воспитании дошколь...

Методическая разработка "Художественная литература как средство развития речи у детей дошкольного возраста"

В методической разработке художественная литература расматривается как средство развитие речи у детей дошкольного возраста. Это обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобще...

Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста

Детские песенки и русские народные сказки с раннего возраста приучают детей к художественной литературе, дети повторяют знакомые произведения и запоминают их. Через книгу ребёнок может общаться со взр...

Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста

laquo;В процес­се общения с литературными произведениями художествен­ные впечатления мало-помалу накапливаются, пробивают с развитием сердечную кору, про­никают в самое сердце, самую суть...

Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста Еретина О.А

Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста Еретина О.АСовременные подходы к педаго­гике дошкольного детства свя­заны с поиском и н...