Использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста иностранному (английскому) языку.
консультация (старшая группа)

Меркулова Светлана Викторовна

Изучение иностранного языка развивают мышление ребенка, его память, внимание, воображение, улучшает общее речевое развитие. При процессе социализации ребенок расширяет свои знания об окружающем мире, приобретает опыт общения с другими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста иностранному (английскому) языку.

Педагоги и психологи утверждают, что дошкольный возраст – это наилучший период для начального овладения иностранным языком. Именно в этом возрасте детям свойственна природная любознательность, чувствительность к восприятию звуков, склонность к подражанию и имитации.

Изучение иностранного языка развивают мышление ребенка, его память, внимание, воображение, улучшает общее речевое развитие. При процессе социализации ребенок расширяет свои знания об окружающем мире, приобретает опыт общения с другими людьми.

Действительно, сейчас редкий родитель не озабочен тем, как лучше всего развить своего ребенка. Один из самых эффективных способов общего развития ребенка – занятие иностранным языком.

Кстати, понимание того, как устроен язык (в том числе и родной) приходит к ребенку не само, а с помощью мышления. Т. е. дети не просто повторяют за взрослым то, что услышали, а перерабатывают в голове речевую информацию и на ее основе выводят для себя правила строения языка, как бы заново создают для себя язык. В связи с чем, изучение еще одного языка полезно для развития мышления.

Развивается воображение, которое считают главнейшим психическим достижением дошкольного возраста и основой способности успешно учиться в школе и в течение всей жизни.

Изучение иностранного языка помогает развитию родной речи. Этому способствует последовательная и тщательная работа с отдельными словами и конкретными выражениями. В то же время происходит развитие фонематического слуха и артикуляционного аппарата.

Не всегда, и даже зачастую, интересы и желания родителей совпадают с интересами и желаниями их детей. Как заинтересовать ребенка изучать иностранный язык? Основной проблемой можно назвать то, что дети просто не воспринимают информацию, которая им не интересна. Если заинтересовать и суметь найти к ним подход, то это позволяет достигать самых высоких успехов в обучении. Самый удачный способ – придумать интересную игру. Каждая возрастная группа имеет свою специфику в плане изучения английского языка. И, конечно же, для детей дошкольного возраста специфична игра в любом ее проявлении.

Игра это интересная работа для ребенка, а для педагога аналог упражнений языка.

Благодаря этому вырабатываются навыки всех видов речевой деятельности. Игра обладает такой особенностью как универсальность. Игровые приемы можно использовать к разным целям и задачам.

Основные преимущества игры:

- формирование у детей живого интереса к обучению;

- легкое запоминание информации;

- низкая утомляемость.

Задачи, которые ставит педагог, формулируются следующим образом:

для ребенка – что необходимо сделать для достижения цели;

для педагога – какой необходимо изучить материал, какое задание дать ребенку, как построить учебно-воспитательный процесс, чтобы поставленная цель была достигнута.

Основные задачи обучения:

- ввести детей в удивительный мир английского языка;

- познакомить их с фонетикой, лексикой, традиционными английскими песнями и стихами;

- коммуникативное развитие ребенка.

Наряду с основной задачей преследуются воспитательные, образовательные и оздоровительные цели.

Игровые технологии обеспечивают продолжительный период усвоения умений, знаний, навыков. Игра используется в качестве задания, содержащего задачу, проблему или проблемную ситуацию. Используя игру, мы развиваем и формируем у детей навыки и умения находить необходимую информацию.

Игровые ситуации, сказочные сюжеты призваны создавать на занятиях атмосферу радости, раскованности и непосредственности.

Занятия строятся таким образом, чтобы дети получали положительные эмоции с одной стороны, а с другой стороны, имели возможность прямой соотнесенности предметов и слов, движений и слов, эмоций и слов.

Занятия проводятся в максимально комфортной атмосфере, в увлекательной, интересной, игровой формеДетей окружают привычные предметы и игрушки, что позволяет им чувствовать себя абсолютно естественно. Это оказывает влияние на эмоциональное настроение ребенка, которое тесно связано с познавательными процессами. На каждом занятии используются разнообразные приемы обучения и задания, что позволяет поэтапно формировать речевые умения и навыки, исключить быструю утомляемость детей.

Занятия рассматриваются не как урок, а как организация совместного дела с ребенком. Они должны быть «полны всевозможных «приключений»». Это достигается с помощью сюжетного способа организации – объединения различных видов деятельности в течение занятия единой смысловой линией: реальным событием (праздником, сказочным или игровым сюжетом. Как правило, несколько занятий подряд выстраиваются как развитие одной сюжетной линии. Это помогает поддерживать связь между занятиями и позволяет ребенку более естественно и целостно воспринимать новый языковой мир.

Необычность формы проведения занятий, ее нешаблонный характер способствует поддержанию интереса к изучаемому предмету.

Мы для себя определили ряд факторов эффективности игровых ситуаций при обучении иностранному (английскому) языку:

возрастные особенности учащихся;

- психологические особенности игровой деятельности.

Необходимо помнить, что игры не самоцель, а средство активизации лексики, грамматики, работы над произношением, аудированием.

По своей сути, игра способствует освоению знаний не по необходимости, по желанию самих детей и происходит не формально, а заинтересованно.

Игра способствует развитию воображению, умению наблюдать, реагировать на игровую ситуацию. Игра имеет две цели:

- выполнение реальных действий, связанных с решением конкретных или нестандартных задач;

- деятельность носит условный характер, что позволяет отвлечься, дать волю фантазии, снять барьер страха.

Что касается обучения дошкольников, что здесь проблема мотивации признается ключевой, т. е. педагог должен мотивировать детей, заинтересовать их в изучении иностранного (английского) языка, сделать свои занятия интересными и запоминающимися, эмоционально окрашенными.

Я работаю в МБДОУ ЦРР Детский сад № 123 «Эврика». Являюсь педагогом дополнительного образования по раннему обучению детей иностранному (английскому) языку. Нами составлена рабочая программа. Она включает задачи:

1. образовательные:

- формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с англоязычными людьми;

- расширение лингвистического кругозора дошкольников (овладение первичной коммуникацией на втором языке);

- приобщение к культуре стран изучаемого языка;

- формирование элементарного осознания явлений языка и речи;

- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации детей к новому языковому миру для определения дальнейшего психологического барьера.

2. развивающие:

- развитие элементарных навыков устной речи на иностранном языке;

- формирование личностных качеств, эмоциональной сферы дошкольника, его внимания, памяти, мышления и воображения в процессе участия в игровой коммуникативной деятельности;

- развитие познавательных способностей, овладение умением работать в паре, в группе.

3. воспитательные:

- воспитание активности, дисциплинированности и наблюдательности;

- воспитание любви и интереса к английскому языку – формирование социокультурной осведомленности;

- воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;

- воспитание и развитие личности посредством приобщения к культуре англоязычных стран с помощью детского фольклора.

Для развития слухового и зрительного восприятия у детей можно использовать сенсорный тренинг в виде серии игр:

1. Игра «Угадай, чей голос». Дети стоят в кругу. Водящий с закрытыми глазами отгадывает по голосу, кто читает стихотворение на английском языке или задает вопрос ведущему. В последнем случае водящий должен ответить на вопрос и отгадать, кто его задал. Затем происходит смена водящего.

2. Игра «Счет ударов». Дети считают удары, используя английский язык, и называют количество ударов. В этой игре помимо развития слухового восприятия активизируется счет на английском языке.

3. Игра «Определи на вкус» или «Чем пахнет». В ходе игры тренируются вкусовые ощущения и обоняние. Для игры используются натуральные продукты. Дети должны не только назвать продукт, но и описать его, выразить свое отношение к нему, отвечая на вопрос учителя (воспитателя): «What colour is an apple? Do you like an apple?»

При объяснении образования множественного числа существительных совершенно не обязательно рассказывать правило (с этим дети познакомятся в школе, на данном возрастном этапе детям достаточно показать разницу в произношении путем сравнения. Для этого можно использовать игру с показом соответствующей иллюстрации – «One bird, two birds, three birds – cat!». Затем данная ситуация обыгрывается, надев детям шапочки птичек, кошек, т. е. проводится игра малой подвижности. С этой же целью можно разучить песенку «This is a cat», которая сопровождается красочной и понятной детям иллюстрацией. Привлекается и раздаточный материал для проведения игры, когда воспитатель называет предметы в единственном числе и во множественном числе, а дети должны показать соответствующую картинку и назвать, сколько предметов на ней изображено, т. е. дополнительно происходит активизация умения счета предметов. Для активизации употребления детьми существительных во множественном числе можно использовать ролевую игру «В магазин», в ходе которой дети покупают продукты, а «Продавец» уточняет, сколько яблок он хочет купить. Воспитатель, таким образом, побуждает детей употреблять существительные во множественном числе или в единственном числе.

Обыгрывание рассказа, стихотворение или песенки оживляет занятие, дает возможность прочно закрепить знание лексики грамматических форм, необходимых для развития коммуникативных навыков.

Таким образом, дети учатся задавать вопросы и отвечать на них, поддерживая разговор. Для активизации умения детей задавать вопросы друг другу модно использовать «волшебную палочку», которая «помогает» детям задавать вопросы: они передают «волшебную палочку» из рук в руки, задавая при этом вопросы и отвечая на них, искренне веря, что она помогает им.

Для развития монологической речи, используются разнообразные игры: словесные, дидактические подвижные, музыкальные, пальчиковые, сюжетно-ролевые, игры драматизации.

Для поддержания интереса у детей весь демонстрационный материал к ним надо подбирать и оформлять красочно, ярко.

Дети-дошкольники во многом познают мир через движение. Здесь особую роль играют подвижные, музыкальные и пальчиковые игры, позволяющие в активной форме усвоить лексический материал, соотнося движение и слово.

Постепенно накопление лексики и развитие диалогической речи позволяют организовывать ролевые игры «Семья»«Магазин» и игры-драматизации по сказкам, которые знакомы детям на русском языке. Вначале воспитатель читает детям сказку с показом иллюстраций или используя разные виды театра. Затем детям предлагается назвать знакомые слова, услышанные ими в сказке. После повторного чтения происходит распределение ролей«Who is going to be a. ?». Далее разучиваются сценки из сказок, затем идет показ сказки с использованием настольного театра, театра на фланелеграфе, и только после прочного усвоения происходит драматизация сказки, где дети сами играют роли.

Драматизация сказок позволяет активизировать речь ребенка на английском языкеиспользуя ранее выученный лексический материал. Дети получают возможность практической реализации своих знаний языка, повышает интерес к языку.

В ходе обучения активно используются аудио, видео материалы, фортепиано, что позволяет создать настроение непринужденного веселья.

Овладевая английским языком как средством общения в устной форме, они учатся слушать, понимать иностранную речь со слуха и, соответственно, на нее реагировать, что способствует устному легкому усвоению не только отдельных слов, но и целых речевых цепочек, так как в этом возрасте дети легко воспринимают услышанное.

Используя игровые технологии в обучении детей основам аудирования и говорения на английском языке, я сделала следующие выводы:

- у детей формируются знания об иностранном языке;

- сформированность умений понимать простейшие слова и предложения;

- развитие активной речи происходит быстрее;

- успешное формирование умений детей подражать слышимым звукосочетаниям и словам.

На раннем этапе обучения языку игровые методы и приемы вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становиться личной целью дошкольника. Решение учебной задачи в игровой форме происходит с меньшими затратами нервной системы, требует от ребенка меньше волевых усилий. Игра в процессе общения на иностранном языке всегда эмоционально окрашена, что способствует быстрому и прочному усвоению языкового, а в первую очередь лексического материала.

Игра – это подлинная социальная практика ребенка. В ней он по собственному желанию вступает в общение с другими детьми и в значительной мере самостоятельно строит свои взаимоотношения с ними. Во-вторых, - это своеобразный полигон, где «отрабатываются» возможные или воображаемые действия в других сферах деятельности.

Дети принимают активное участие в городских олимпиадах и фестивалях по английскому языку среди детских садов г. Якутска.

Отличные результаты детей приветствуются учителями английского языка начальных классов общеобразовательных школ. Они подтверждают высокий уровень знаний детей (выпускников детского сада, отмечая у них более высокую мотивацию к изучению английского языка, умению работать самостоятельно, дифференцировать воспринимаемые звуки, с легкостью понимать языковую цепочку.

Подводя итоги работы можно отметить, что обучение английскому языку базируется на принципах коммуникативного обучения иноязычной культуре и ставит перед собой следующие цели:

- систематизированная и разносторонняя подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе;

- формирование всесторонне развитой гармоничной личности;

- формирование положительной познавательной мотивации.

В настоящее время возможностей использовать игры на занятиях по иностранному языку великое множество. Игры и упражнения описаны в разнообразной литературе. В продаже есть всевозможный реквизит, так что педагогу не обязательно самому создавать маски и костюмы или делать карточки и плакаты, вырезая картинки из журнала. Так что остается выбрать то, что отвечает учебной задаче, то подходит ребенку (группе детей) по возрасту и темпераменту и, наконец, что нравится лично педагогу, чтобы он включался в игру и искренним интересом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста второму государственному русскому языку в Республике Татарстан

Описывается использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста второму государственому русскому языку....

Использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста татарскому языку

Применение современных инновационных игровых технологий в практической работе с детьми дошкольного возраста, приводят к устойчивым положительным результатам в речевом развитии детей. В игре дети естес...

Использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста иностранному(английскому) языку.

Педагоги и психологи утверждают, что дошкольный возраст – это наилучший период для начального овладения иностранным языком. Именно в этом возрасте детям свойственна прир...

Использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста иностранному (английскому) языку.

Изучение иностранного языка развивают мышление ребенка, его память, внимание, воображение, улучшает общее речевое развитие. При процессе социализации ребенок расширяет свои знания об окружаю...

Игровые технологии по обучению детей дошкольного возраста иностранному языку

laquo;Игровые технологии при обучении детей дошкольного возраста иностранному языку»АктуальностьАктуальность проблемы раннего обучения вызвана рядом факторов.-Возраст дошкольников (благоп...

Использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста английскому языку (из опыта работы)

Использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста английскому языку (из опыта работы)...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МБДОУ «Детский сад №15» г.Лениногорска Зариповой Нурсины Мингалиевны на 2020-2024 г.г.Тема : «Использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста татарскому языку"

Цель: повышение профессионального развития в межаттестационный период.Задачи:1. Развитие профессиональной компетентности. 2.Педагогическая деятельность по реализации образователь...