План по самообразованию-Ознакомление с природой России в подготовительной группе.
материал (подготовительная группа)

Макарова Наталья Геннадьевна

Цель: изучение, в доступной для дошкольников форме, многообразия природных и климатических зон России, ее флоры и фауны, природных ресурсов и исчезающих видов животных.

Актуальность.

В процессе общения с природой и окружающим миром ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической культуры.

В настоящее время уже никого не надо убеждать в том, насколько важно привить ребенку любовь к родному краю, бережное отношение ко всему живому.

Природа является источником не только материального, но и духовного существования человека.

Важно с раннего детства заинтересовать ребят изучением природы родного края, научить видеть отличительные особенности растений и животных, радоваться общению с ними. Азбука природы должна изучаться с детства. С ранних лет дети должны осознавать себя частичкой природы и усвоить главную заповедь: НЕ НАВРЕДИ !

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu-puteshestvie_po_rossii.docx39.55 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка - детский сад № 1387"

Управления делами Президента Российской Федерации

План по самообразованию

Тема: «Путешествие по России.

Ознакомление с природой России

 в подготовительной к школе группе».

                                                                                                                                                                                   Воспитатель: Макарова

Наталья  Геннадьевна

Москва,  2019г.

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – это важнейший этап формирования личности ребенка. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру и окружающей действительности. В период дошкольного детства закладывается «фундамент» для приобретения в дальнейшем специальных знаний и навыков, усвоения различных видов деятельности.

В современном мире экологическое воспитание особо актуально, мы живем в мире с развитой промышленностью, в мире где машина есть в каждой семье, развито железнодорожное и авиасообщение, все это и многое другое негативно влияет на экологию. Вследствие чего гибнет флора и фауна нашей планеты.

Россия – самая большая страна в мире. Климатические зоны России состоят почти из всех поясов, которые относятся к континентальному климату. Этим обусловлено многообразие флоры и фауны нашей страны. В России огромное количество рек и озер, а также морей. Берега нашей страны омывают три мировых океана. Также разнообразны и природные ландшафты нашей Родины.

Изучение природы России в целом необходимо в целях патриотического и экологического воспитания дошкольников. Ведь зачастую дети (в том числе и школьного возраста) не имеют представления о многообразии природы родной страны. В России большое количество национальных парков и природных заповедников с неповторимой флорой и фауной, большое количество животных, растений и птиц, занесенных в Красную книгу.

В процессе общения с природой и окружающим миром ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической культуры.

В настоящее время уже никого не надо убеждать в том, насколько важно привить ребенку любовь к родному краю, бережное отношение ко всему живому.

Природа является источником не только материального, но и духовного существования человека.

Важно с раннего детства заинтересовать ребят изучением природы родного края, научить видеть отличительные особенности растений и животных, радоваться общению с ними. Азбука природы должна изучаться с детства. С ранних лет дети должны осознавать себя частичкой природы и усвоить главную заповедь: НЕ НАВРЕДИ!

В концепцию данной программы заложена работа с физической картой России, размещенной в группе. На протяжении года, дети будут узнавать и отмечать на карте заповедные зоны и национальные парки, ареалы обитания тех или иных видов животных и птиц, климатические зоны России, места добычи природных ископаемых и памятники природы родной страны.

Имея базовые представления о природе родной страны, мы можем «подтолкнуть» дошкольника к более глубокому изучению данного вопроса в будущем, к формированию экологического самосознания, к желанию беречь и сохранять те уникальные природные богатства, которые есть в нашей стране.

Цель: изучение, в доступной для дошкольников форме, многообразия природных и климатических зон России, ее флоры и фауны, природных ресурсов и исчезающих видов животных.

Задачи:

- формирование осознанно-правильного отношения к представителям живой и неживой природы, навыков экологически-грамотного поведения в природе, формирование навыков бережного использования природных ресурсов;

- формирование активной жизненной позиции на основе развития экологического мышления;

- развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать окружающий мир;

- развитие общих познавательных способностей: умение описывать, строить предположения, предлагать способы их проверки, находить причинно-следственные связи;

- воспитывать гуманно-ценностное отношение детей к природе.

Формы работы:

 - совместная деятельность воспитателя с детьми;

 - взаимодействие с педагогами ДОУ;

 - индивидуальная работа с детьми;

 - свободная самостоятельная деятельность детей.

Методы проведения:

- игры;

- беседы, загадки;

- рассматривание картинок;

- презентации, видеофильмы, мультфильмы.

План по самообразованию на 2019-2020 уч.год.

Месяц

Неделя

Тема

Содержание работы.

Цели.

Практический выход.

Источник

Сентябрь

1неделя

Изучение литературы.

Создание условий для  формирования  эффективного гражданского и патриотического воспитания дошкольников.

Просмотр иллюстраций по теме.

1.А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова «Здравствуй, мир». Окружающий мир для дошкольников.

2. Т.А.  Шорыгина. Серия: Детям о природе России.  

3.Интернет-ресурсы.

2неделя

Наша Родина – Россия.

формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.

Просмотр презентации.

Интернет

https://infourok.ru/prezentaciya-nasha-rodina-rossiya-dou-2299743.html 

3неделя

Тема: «Что такое лес? Какие бывают леса?»

Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

Оригами «Лисичка».

Шорыгина Т.А., стр.5,17.

4неделя

Тема: «Путешествие в смешанный лес».

 

Развитие познавательного интереса к миру природы.

Пластилинография «Обитатели леса».

Просмотр видеофильма.

Вахрушев  А.А.,  стр.325, «Здравствуй, мир!», Шорыгина Т.А.,

Беседа о русском лесе стр.30,38.

https://youtu.be/h6IosrtURxg 

Октябрь

1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

1неделя

Беседы о русском лесе.

Тема: «Какую пользу приносит лес?»

Сформировать у детей представление о русском лесе.

Просмотр презентации.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/02/10/kakuyu-polzu-prinosit-les 

Шорыгина Т.А. стр.69.

2неделя

Тема: «Животные и птицы русского леса».

Прививать любовь и воспитывать бережное отношение к природе.

Просмотр видеофильма.

https://youtu.be/dFKJkVQfBv8 

3неделя

Тема: «Научитесь беречь лес».

Воспитывать бережное отношение к природе, почувствовать красоту родной земли.

 Рисуем с детьми  «запрещающие и разрешающие знаки» (Дети рисуют знаки что можно, а что нельзя делать в лесу).

Шорыгина Т.А. стр.74.

4неделя

Тема: «Что вы знаете о русском лесе?».

Совершенствовать способы познания мира природы сообразуя их с заботой о сохранности и благополучия ее объектов.

Викторина «Зона лесов».

(сайт Время Знаний

http://edu-time.ru).

Шорыгина Т.А. стр.84.

Ноябрь

1неделя

Беседы о тайге и ее обитателях.

Тема: «Где расположена  на территории России тайга?»

Формировать представление  о таежной зоне России, ее климате, природе, растительном и животном мире, о том, как сохранить природу тайги.

Просмотр презентации.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/01/13/prezentatsiya-tayga-i-ee-obitateli 

Шорыгина Т.А. стр.5

2неделя

Тема: «Климат тайги».

Закрепить представленный материал, пробудить у детей интерес к природе, познанию новых, неизвестных явлений.

Просмотр видеофильма.

Работа с картой.

https://youtu.be/bsx4H0-VNek 

Шорыгина Т.А. стр.8.

3неделя

Тема: «Животные и птицы тайги».

Воспитывать защитников природы, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну) бережно распоряжаться ее богатствами.

Загадки (Шорыгина Т.А. стр.73)

Викторина (внутри группы)

«Животный мир тайги».

https://infourok.ru/konspekt-viktorini-dlya-detey-vsyo-o-zhivotnom-mire-2496608.html 

Шорыгина Т.А. стр.42, 74.

4неделя

Тема: «Растительный мир тайги».

Воспитывать бережное отношение к природе, почувствовать красоту родной земли.

Разработка макета с детьми «Тайга».

Шорыгина Т.А. стр.11, 28.

Декабрь

1неделя

Тема: «Растительный мир тайги».

Сформировать желание сохранить природу тайги.

Работа с картой.

Шорыгина Т.А. стр.11, 28.

2неделя

Тема: «Природа тайги».

Обобщить знания детей.

Просмотр видеофильма.

https://youtu.be/RAqvBSfz4F8 

Шорыгина Т.А. стр.8.

3неделя

Тема: «Север России».

Расширить представление детей о Севере. Способствовать развитию интереса к окружающему миру.

Просмотр презентации.

Шорыгина Т.А. стр.5.

2неделя

Беседы о русском Севере.

Тема: «Что мы называем Севером?».

Развивать положительные эмоции и чувства по отношению к природе, развивать восприятие природы как ценности. Сформировать представление у детей о Севере России, климате и природе, растительном и животном мире Арктики и тундры.

Просмотр  видеофильма.

Шорыгина Т.А. стр.5.

https://youtu.be/IePtbumZgbk 

3неделя

Тема: «Животные и птицы Севера».

Сформировать умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботить о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе.

Просмотр видеофильма(продолжение).

Викторина для детей "Животные Севера"(сайт Время знаний).

Шорыгина Т.А.стр.32,45,

57,73.

https://youtu.be/IePtbumZgbk 

4неделя

Тема:  «Растительный мир русского Севера»; «Как сохранить природу Севера?».

Сформировать представление о проблеме сохранения природы данного региона. Пробудить у дошкольников интерес к окружающему миру, воспитать бережное отношение к природе, почувствовать красоту родной земли.

Досуг «Традиции русского Севера».

Шорыгина Т.А. стр.19,21.

Шорыгина Т.А. стр.90.

Сценарий  https://www.maam.ru/detskijsad/tradici-ruskogo-severa.html 

Февраль

1неделя

Беседы о Дальнем Востоке.

 Тема: «Где расположен Дальний Восток?».

Формировать представление о Дальнем Востоке, его климате, его природных условиях.

Просмотр видеофильма.

https://youtu.be/zG2Q04eB8ro

Шорыгина Т.А. стр.4.

2неделя

Тема: «Климат и природа Дальнего Востока».

Закрепить представленный материал, развить речь и логическое мышление ребенка, учить сравнивать и анализировать.

Просмотр видеофильма (продолжение).

https://youtu.be/zG2Q04eB8ro 

Шорыгина Т.А. стр.6

3неделя

Тема: «Растительный мир Дальнего Востока».

Формировать умение  видеть красоту окружающего мира;  Воспитывать патриотические чувства к своей Родине.

Чтение сказки «История олененка» (по мотивам повести Ф.Зальтена «Бемби»).

Просмотр мультфильма (фрагмент из «Бемби»).

Шорыгина Т.А. стр.15.

Шорыгина Т.А. стр.39(Бемби).

https://youtu.be/lfk-rCtXQcM 

4неделя

Тема: «Животные и птицы Дальнего Востока».

Сформировать представление о растительном и животном мире, а также деятельности людей.

Акция (дети совместно с родителями) «Спасем Амурских тигров».

Шорыгина Т.А. стр.33,61,68,75.

Март

1неделя

Беседы о субтропиках и горах.

Тема: «Зона субтропиков.

Месторасположение и климат».

Способствовать развитию речи, фантазии, логического мышления, активизировать внимание и память детей.

Задания и загадки (Шорыгина Т.А.стр.6).

Шорыгина Т.А. стр.4

2неделя

Тема: «Что такое горы?».

Сформировать представление о субтропической и горной зонах России.

Чтение легенды об эдельвейсе     (Т.А. Шорыгина стр.33).

Шорыгина Т.А.стр.24

3неделя

Тема: «Растительный мир».

Пробудить интерес ребенка к окружающему миру, воспитать бережное отношение к природе.

Чтение сказки Бажова «Малахитовая шкатулка».

Шорыгина Т.А. стр.6,32.

4неделя

Тема: «Животные и птицы».

Сформировать представление, где и как растения и животные приспособились жить в этих краях.

Выращиваем кристалл(экспериментирование).

Шорыгина Т.А. стр.43,52.

Апрель

1неделя

Тема: «Что такое пустыня и полупустыня?»

Помочь пробудить интерес детей к окружающему миру.

Просмотр презентации.

Шорыгина Т.А.стр.4.

2неделя

Тема: «Климат. Где расположены пустыни и полупустыни в нашей стане?»

Создать условия для получения новых знаний, воспитать бережное отношение к природе.

Просмотр видеофильма.

Шорыгина Т.А.стр.4,13.

3неделя

Тема: «Растительный мир».

Способствовать развитию речи и логического мышления, активизировать внимание детей.

Загадки о растениях.

Шорыгина Т.А.стр.19

4неделя

Тема: «Животные и птицы пустынь и полупустынь».

Формировать умение  видеть красоту окружающего мира;  Воспитывать патриотические чувства к своей Родине.

Макет «Пустыня» (с использованием кинетического песка).

Шорыгина Т.А.стр. 32.

Май

2неделя

Беседы о степи и лесостепи.

Тема: «Лесостепи. Степи. Расположение и климат».

Формировать представление о лесостепной и степной зонах России. Помочь усвоить предлагаемый материал, для детей  старшего дошкольного возраста. Сформировать представление о расположении лесостепей и степей на территории России, их климате.

Просмотр видеофильма.

Шорыгина Т.А. стр.4,7.

https://youtu.be/uTTNx4ATJmk

  https://youtu.be/dknW5btZz64 

3неделя

Тема: «Растительный мир».

Воспитание эстетических и патриотических чувств средствами природы.

Сформировать умение и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами).

Воспитывать патриотические чувства к своей Родине.

Загадки о растениях (Т.А. Шорыгина стр38, 44).

Шорыгина Т.А. стр.13,39.

4неделя

Тема: «Животный мир».                

Сформировать представление о животных, обитающих в этих районах нашей Родины;  Воспитывать бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру.

Мини-музей «Кто живет в степи?». Экскурсия для детей старшей группы №4.

Шорыгина Т.А. стр.45.

Литература.

  1. А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова «Здравствуй, мир». Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к пособиям для детей 2-7лет. - Москва: Баласс, 2011. – 494с.
  2. Шорыгина Т.А. Детям о природе России.  "Беседы о русском лесе. Методические рекомендации". Издательство «ТЦ  Сфера». 2017г.-96 с.
  3. Шорыгина Т. А. Детям о природе России.   "Беседы о русском Севере. Методические рекомендации". Издательство «ТЦ  Сфера». 2017г.-96 с.
  4. Шорыгина Т. А.  Детям о природе России. "Беседы о Дальнем Востоке. Методические рекомендации". Издательство «ТЦ  Сфера». 2017г. -96 с.
  5. Шорыгина Т. А. Детям о природе России.   "Беседы о пустыне и полупустыне. Методические рекомендации". Издательство «ТЦ  Сфера». 2017г. - 64 с.
  6. Шорыгина Т. А. Детям о природе России.  "Беседы о субтропиках и горах. Методические рекомендации". Издательство «ТЦ  Сфера». 2017г. - 64 с.
  7. Шорыгина Т. А. Детям о природе России.   "Беседы о степи и лесостепи. Методические рекомендации". Издательство «ТЦ  Сфера». 2017г. - 64 с.
  8. Шорыгина Т. А. Детям о природе России. "Беседы о тайге и ее обитателях. Методические рекомендации". Издательство «ТЦ  Сфера». 2017г. -  96с.
  9.  https://infourok.ru/prezentaciya-nasha-rodina-rossiya-dou-2299743.html
  10. https://youtu.be/h6IosrtURxg  
  11. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/02/10/kakuyu-polzu-prinosit-les
  12. https://youtu.be/dFKJkVQfBv8
  13. https://youtu.be/bsx4H0-VNek
  14. https://infourok.ru/konspekt-viktorini-dlya-detey-vsyo-o-zhivotnom-mire-2496608.html
  15. https://youtu.be/IePtbumZgbk
  16. https://youtu.be/IePtbumZgbk
  17. Сценарий  https://www.maam.ru/detskijsad/tradici-ruskogo-severa.html
  18. https://youtu.be/zG2Q04eB8ro
  19. https://youtu.be/zG2Q04eB8ro
  20. https://youtu.be/lfk-rCtXQcM
  21. https://youtu.be/uTTNx4ATJmk
  22.   https://youtu.be/dknW5btZz64

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий , посвящённых году Литературы в России . Старшая - подготовительная группа .

На фоне будоражащих мир событий , важно осознавать , что общество обратилось к культурным истокам .Во все времена литературное наследие и творчество помогало народам сохранять свою культуру и " ч...

План по самообразованию «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения»

Цель: Повысить свой профессиональный уровень; систематизировать работу по формированию знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста....

Комплексно-тематический план "Я - гражданин России" в подготовительной группе

Цель темы: Обобщить и систематизировать знания детей о многонациональности России, единстве народа....

План по самообразованию «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования»

Цель:- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверст...

план по самообразованию "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с миром животных и растений»

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами.Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогаще...

План по самообразованию:" Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования подготовительная группа".

Формировать умение детей  выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве,развивать потребность к созданию нового образа творческой деятельности.Задача:расширять ...

Перспективный план по самообразованию ("Ознакомление дошкольников с природой родного края Оренбуржья")

Материал может использоваться для составления плана по ознакомлению детей с природой родного края....