Особенности организации экспериментальной деятельности в детском саду
консультация

Майшева Татьяна Васильевна

Тема: «Особенности  организации экспериментальной деятельности в детском саду»

Возрастные периоды

  • Младший дошкольный возраст

 (от 3 до 4 лет)

  • Средний  дошкольный возраст

 (от 4 до 5 лет)

  • Старший дошкольный возраст

 (от 5 до 7 лет)

Работа с детьми направлена на:

Младший дошкольный возраст

Средний  дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

1. Сенсорное развитие

1. Расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира

1. Уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений

2.  Формирование представлений о материалах:

песок, глина, дерево, ткань, бумага

глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса

ткань, бумага, металл, стекло, фарфор, пластик, керамика,  поролон

3. Формирование представлений о  природных явлениях:

снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение

времена года, явление погоды, объекты неживой природы: песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками

 

явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад и временные отрезки (сутки, день, ночь, месяц, сезон, год)

 

4. Формирование представлений:

О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений: гороха, бобов, семян цветов)

О мире животных

(как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло)

 

Об агрегатных состояниях воды

(вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок черезлупу и  т.д.)

 

5. Формирование представлений:

о способах исследования объекта

(раздел «Кулинария для кукол»: как заваривать чай, как сделать салат, как сварить суп)

о  предметном мире

(игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.)

 

о мире растений

(особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений: цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений)

6. Формирование представлений о геометрических эталонах:

об эталоне

«1 минута»

круг, прямоугольник, треугольник, призма

овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар

7. Формирование представлений о предметном мире:

одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее

о человеке

(мои помощники- глаза, нос, уши, рот и т.д.)

родовые и видовые признаки – транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.

 

Роль педагога

Во второй младшей группе педагог помогает детям продумать методику проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия. Дети данного возраста еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым.

Во время работы можно иногда предлагать ребенку выполнить не одно, а два действия подряд (вылить воду и налить новую). Полезно начать привлекать  детей к прогнозированию результатов, задавая вопросы.

 

В средней группе можно проводить эксперименты по  выяснению причин отдельных явлений. При фиксации наблюдений чаще всего используют готовые формы, но в конце года начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей, а также первые схематичные рисунки тех детей, у которых хорошо развиты технические навыки.

Воспитатель наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта и находить пока только разницу между ними.

С этого возраста проводятся длительные наблюдения.

 

В старшей группе при проведении опытов работа чаще всего строится поэтапно: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а потом следить за ходом его выполнения. В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты.

 

В подготовительной группе инициатива по проведению распределяется равномерно между детьми и педагогом. Можно начинать решать экспериментальные задачи. Данный вид деятельности представляет собой зачатки настоящего экспериментирования.

Решение задач осуществляется в двух вариантах:

1)     Дети проводят эксперимент, не зная его результата. И таким образом приобретают новые знания.

2) Дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

 

Приемы, используемые в процессе экспериментирования:

 

Младший дошкольный возраст

  • сочетание показа предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах;
  • сравнение схожих по внешнему виду предметов: шуба - пальто, чай-кофе, туфли- босоножки (дидактическая игра « Не ошибись»);
  • сопоставление фактов и выводов из рассуждений (Почему стоит автобус?);
  • активно используется опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?)

 

Средний  дошкольный возраст

  • активное использование опыта игровой и практической деятельности детей («Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают?»,  «Почему мячик катится?»);
  • группировка объектов по функциональным признакам («Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?»);
  • классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая);
  • активное использование строительных игр.

 

Старший дошкольный возраст

  • активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности («Как быстрее построить прочный дом для кукол?»);
  • классификация на основе сравнения: по длине (чулки- носки), форме (шарф- платок- косынка), цвету, орнаменту (чашки: одно и разноцветные), материалу (платье шёлковое, шерстяное), плотности, фактуре (игра « Кто назовёт больше качеств и свойств?»)

 

Словарь детей пополняется:

Младший дошкольный возраст

Средний  дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Словами обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина; мнётся - ломается, высоко - низко, близко - далеко, мягкий – твёрдый, тёплый – холодный и прочее).

За счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.).

За счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий, тяжёлый), а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»).

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности организации экспериментальной деятельности в детском саду Подготовила: Майшева Т.В.

Слайд 2

Возрастные периоды Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет) Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет ) Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет )

Слайд 3

Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст 1. Сенсорное развитие 1. Расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира 1. Уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимос-ти объектов и явлений Задачи:

Слайд 4

Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст 2. Формирование представлений о материалах: песок, глина, дерево, ткань, бумага глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса ткань, бумага, металл, стекло, фарфор, пластик, керамика, поролон

Слайд 5

Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст 3. Формирование представлений о природных явлениях: снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение времена года, явление погоды, объекты неживой природы: песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад и времени (сутки, день, ночь, месяц, сезон, год)

Слайд 6

Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст 4. Формирование представлений: О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений: гороха, бобов, семян цветов) О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло) Об агрегатных состояниях воды (вода- основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.д.)

Слайд 7

Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст 5. Формирование представлений: о способах исследования объекта (раздел «Кулинария для кукол»: как заваривать чай, как сделать салат, как сварить суп) о предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.) о мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений: цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений)

Слайд 8

Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст 6. Формирование представлений о геометрических эталонах: об эталоне «1 минута» круг, прямоугольник, треугольник, призма овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар

Слайд 9

Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст 7. Формирование представлений о предметном мире: одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее о человеке (мои помощники- глаза, нос, уши, рот и т.д.) родовые и видовые признаки – транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.

Слайд 10

Во второй младшей группе педагог помогает детям продумать методику проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия. Дети данного возраста еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым. Во время работы можно иногда предлагать ребенку выполнить не одно, а два действия подряд (вылить воду и налить новую). Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов, задавая вопросы. Роль педагога

Слайд 11

В средней группе можно проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений. При фиксации наблюдений чаще всего используют готовые формы, но в конце года начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей, а также первые схематичные рисунки тех детей, у которых хорошо развиты технические навыки. Воспитатель наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта и находить пока только разницу между ними. С этого возраста проводятся длительные наблюдения.

Слайд 12

В старшей группе при проведении опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а потом следить за ходом его выполнения. В старшей группе продолжают вводиться длительные эксперименты.

Слайд 13

В подготовительной групп е инициатива по проведению распределяется равномерно между детьми и педагогом. Можно начинать решать экспериментальные задачи. Данный вид деятельности представляет собой зачатки настоящего экспериментирования. Решение задач осуществляется в двух вариантах: 1) Дети проводят эксперимент, не зная его результата. И таким образом приобретают новые знания. 2) Дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

Слайд 14

Младший дошкольный возраст сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах; сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай-кофе, туфли- босоножки (дидактическая игра « Не ошибись»); учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?); активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?) Приемы, используемые в процессе экспериментирования:

Слайд 15

Приемы, используемые в процессе экспериментирования: Средний дошкольный возраст активное использование опыта игровой и практической деятельности детей («Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают?», «Почему мячик катится?»); группировка объектов по функциональным признакам («Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?»); классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая); активное использование строительных игр.

Слайд 16

Приемы, используемые в процессе экспериментирования: Старший дошкольный возраст активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности («Как быстрее построить прочный дом для кукол?»); классификация на основе сравнения: по длине (чулки- носки), форме (шарф- платок- косынка), цвету, орнаменту (чашки: одно и разноцветные), материалу (платье шёлковое, шерстяное), плотности, фактуре (игра « Кто назовёт больше качеств и свойств?»)

Слайд 17

Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст Словами обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина; мнётся - ломается, высоко - низко, близко - далеко, мягкий – твёрдый, тёплый – холодный и прочее). За счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.). За счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий, тяжёлый), а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»). Словарь детей пополняется:

Слайд 18

Спасибо внимание! за


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности организации изобразительной деятельности в детском саду".

Опыт дошкольного учреждения   по организации продуктивной деятельности детей, строящейся  в партнерстве с  включенным в  нее взрослым....

Отзыв родителей группы об организации экспериментальной деятельности в детском саду.

Отзыв родителей группы об организации экспериментальной деятельности в ДОУ....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ

Материал подготовлен для воспитателей и педагогов, в период перехода на ФГОС....

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ

Учёные выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста. Поэтому очень важно правильно организовать эту деятельность. Предлагаю собранные мною требования к орган...

Формирование у ребенка качеств исследователя через организацию экспериментальной деятельности в детском саду

Выступление из опыта работы по формированию личности ребенка-исследователя средствами экспериментальной деятельности...

Памятка "Организация экспериментальной деятельности в детском саду"

Памятка "Организация экспериментальной деятельности в детском саду"...

Организация экспериментальной деятельности в детском саду

Назначение воспитания и обучения по программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в...