Из опыта работы "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Екатерина Сергеевна Голубева

Развитие мелкой моторики рук ребенка - один из показателей психического развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx19.82 КБ
Файл pamyatka_dlya_roditeley.docx340.89 КБ
Файл roditelskoe_sobranie.docx20.17 КБ
Файл sovety_-podskazki_roditelyam.docx663.49 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста».

Ребенок не говорит или говорит плохо? В каждой семье по разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что  малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются.

Развитие мелкой моторики рук ребенка – один из показателей психического развития ребенка, так как  рука человека выполняет различные функции. Еще Сеченов И.М. писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат образования связей между зрительными, осязательными и мышечными ощущениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Актуальность темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое  главное, сохранению психического и физического развития дошкольников. Мелкая моторика оказывает влияние не только на речь, но и взаимодействует с такими высшими психическими функциями, как внимание, память, воображение.

Целью моей работы  стало развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях, различных видах продуктивной деятельности.

Задачи:

- изучить психолого-педагогическую литературу по развитию мелкой моторики;

- совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики;

- создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости;

- способствовать развитию творческих способностей;

- развивать память, мыслительную деятельность, связную речь.

Организуя работу по данной теме, я учитывала следующие принципы:

- систематичность проведения игр и упражнений;

- последовательность – от простого к сложному, не допуская пропусков и «перепрыгиваний» через какие-то виды упражнений;

- принцип наглядности;

-  принцип связи с жизненным опытом, т.е. взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни (например: во время раздевания и одевания закрепляем умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки).

Методы:

  • Словесный метод. Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого;
  • Наглядно-действенный метод обучения. В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
  • Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
  • Игровой метод. Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с игровой.

Главное условие при проведении упражнений  и игр это желание ребенка и положительный эмоциональный настрой.

Выстраивая систему работы по развитию мелкой моторики, определила основные  направления деятельности:

  • создание развивающей предметно-пространственной  среды;
  • работа с детьми;
  • сотрудничество с родителями.

Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной в группе была создана развивающая среда, которая включает в себя следующие зоны:

- зона, где сосредоточены конструкторы, мозаики, бросовый материал, различные инструменты;

- театрально-музыкальная зона, в которой есть: пальчиковый театр, куклы сделанные из ниток и других материалов и т.д.;

- зона ИЗО деятельности, она содержит все необходимое для подготовки руки  к письму (трафареты, пластилин, глина, штамповки и т.д.).

Кроме того в группе для наиболее эффективного развития мелкой моторики имеется необходимый материал: «Шнуровки», «Пазлы», «Застежки», «Волшебные пуговицы» и т.д.

Организуя работу с детьми по развитию мелкой моторики, использовала как уже известные приёмы, так и нетрадиционные: различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых); игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.; рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.); застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д. Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Я создала накопительную папку пальчиковых игр, стараясь подбирать упражнения, опираясь на перспективное планирование образовательной деятельности, по сезонности и с большим разнообразием движением пальцев рук. Провожу пальчиковую гимнастику не только в образовательной деятельности, но и в режимных моментах, на прогулке.

Работа с родителями:

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей.: Памятка для родителей «Наши пальчики играли», «Полезные советы родителям по пальчиковым играм», советы - подсказки для заботливых родителей "Завязать и застегнуть", «Развиваем руки, чтобы учиться писать»,  родительское собрание на тему: «Наши пальчики играли», организована выставка литературы по теме, ознакомила с содержанием и  необходимостью развития мелкой моторики детей.

В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки: «Игры с прищепками»,  «Пока мама на кухне», «Развитие графических навыков».

Родители  участвовали в оформлении развивающей предметно-пространственной среды группы, а именно в изготовлении дидактического материала и пособий, так же охотно принимают участие в традиционных выставках детского сада.

Таким образом, сотрудничество с семьёй повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению.

В интересах самого ребенка начинать работу по развитию ранней моторики нужно как можно раньше.

Мой опыт показал, что игры и упражнения по развитию мелкой моторики вовлекают, «притягивают» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями я строю на основе сотрудничества. Использую различные методы взаимодействия с семьей: наглядные, словесные, практические. С этой целью я провожу родительские собрания, на которых родители узнают о способах развития моторики рук, знакомятся с  методами обучения, с разновидностью игр. 

Таким образом, опираясь на свой педагогический опыт, на научный опыт выдающихся исследователей Павлова И.П, Сеченова  И.М., Сухомлинского В.А, Леонтьева Л.А. можно сделать вывод о том, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.



Предварительный просмотр:

В определенном смысле подготовку к школе можно начинать с младенчества. И пальчиковые игры для этого незаменимы: есть много шансов, что кроха научится связно говорить, а затем читать и писать раньше сверстников.

Пальчиковые игры – это, как правило, инсценировка детских стихов. Они хорошо развивают произвольное внимание, координацию и мелкую моторику, которая тесно связана с речью и мышлением, подготовкой к письму. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и мышления добиться не удастся.

Разучивая тексты с гимнастикой, малыш не только станет лучше говорить, но и разовьет воображение и память. Кроме того, подобные занятия помогают развивать творческие способности детей.

Однако пальчиковые игры – это прежде всего веселые занятия, а уж потом развитие и обучение. Основная деятельность дошкольника, как известно – это игра. А если игра содержит в себе рифмованную речь и движения , то она полностью соответствует потребностям, присущим дошкольному возрасту и нравится детям.

Как проводить занятия?

  • Прежде чем предлагать пальчиковую игру ребенку ,познакомьтесь с ней сами, разберитесь с движениями пальцев.
  • Для разминки и подготовки к проведению игр предложите крохе пальчиком правой, а затем и левой руки нарисовать круг, линию – вертикальную и горизонтальную.
  • После такой разминки прочитайте стихотворение и  покажите движения пальцев и кистей. Покажите ребенку, как «рассказывать» стихи руками. Если малыш не выполняет упражнение в точности, а фантазирует, не сердитесь, отнеситесь к этому как к творческому подходу. Если у него плохо получается повторять за вами, помогите ему.
  • Сразу много игр давать не стоит, ограничьтесь одной-двумя в день. Лучше повторить каждую игру два-три раза.

Пальчиковые игры можно условно разделить на три группы:

а) игры без предметов;

б) игры с предметами;

в) игры с использованием атрибутики.

«Волна»

Расположить руки перед собой ладонями вниз. Развести пальцы и рисовать по очереди каждым пальцем отдельно волну сверху вниз. Можно сочетать чтение стихотворения с движениями как одной, так и двумя руками.

По земле ползет червяк,

(Большим пальцем)

По реке плывет моряк,

(Указательным)

Дым клубится из трубы,

(Средним)

Лыжник катится с горы,

(Безымянным)

В лес ведет тропинка –

(Мизинцем)

Все одна картинка!

(Всеми пальцами, собранными вместе).

 «Медведь»

Медленно прячем платочек одним пальцем в кулак.

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее на подмогу,

Мишка, кажется застрял!

Теперь нужно с силой вытянуть платочек из кулака, затем повторить сначала.

Игра «Зарядка».

Дети выбирают понравившиеся им фигурки и закрепляют их на основания среднего и безымянного пальцев. Эти пальцы ноги, указательный и мизинец – руки. Большой палец прижат к ладони. Взрослый предлагает сделать зарядку (на столе): ходьба – шагаем на месте, шагаем вперед, останавливаемся.

«Завяжи узелок»

Для этого понадобятся деревянная рамка, шнуры разной толщины и длины. Ребенку предлагают завязывать разные узлы по примеру и по желанию.

«Игры с прищепками»

Игры с прищепками – это отличная тренировка  для пальчиков. Ведь нужно затратить достаточно стараний и усилий, чтобы прикрепить прищепку. Обычные бельевые прищепки — это незамысловатый и доступный материал, который есть в каждом доме.

Уважаемые родители! Старайтесь найти удобное время, когда вы и ребенок готовы с удовольствием провести время!

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Наши пальчики играли»

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0f34/0006b26b-e78fe74c/hello_html_2085d1e8.png

«Играйте с ребенком, творите,

Обо всем на свете говорите,

Их всегда незримо направляйте

И во всех делах им помогайте!»



Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Наши пальчики играли»

Цель: формирование у родителей представлений о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей.

Задачи:

- познакомить с приемами развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Участники: родители и воспитатель.

Место проведения: помещение группы.

Предварительная работа: Приглашение родителей на собрание, оформление выставки по теме собрания (книги, пособия, игры), оформление буклетов с памяткой «Наши руки не знают скуки!».

Ход мероприятия:

Добрый вечер, уважаемые родители! Тема нашего родительского собрания «Наши пальчики играли».

Упражнение на выяснение целей «Модель трех вопросов»:

- Что вы знаете по теме собрания?

- Что вы хотите узнать?

- Что надо сделать для того, чтобы это узнать?

«Движения, особенно движения пальцев рук, сами по себе необыкновенно сильно стимулируют развитие мозга, разных его отделов. И чем раньше движения входят в жизнь ребенка, тем больших высот можно достигнуть» Б.Никитин.

Ребенок не говорит или говорит плохо. В каждой семье по разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два – три слова. Другие спокойны, несмотря на то что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются.

Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению в школе.

Тонкая моторики – это разновидность движения, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения требуют специального развития. Развитие тонкой моторики ребенка связано с его общим физическим и нервно-психическим развитием, поэтому ребенку необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой         моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.  Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

Пока ребенок мал, не надо от него требовать слишком многого, давайте учить и развивать его в игровой форме!

Уважаемые родители, приглашаю вас принять участие в играх по развитию мелкой моторики.

Итак, предлагаю вашему вниманию игры по развитию мелкой моторики. Как вы видите все представленные игры и пособия можно разделить на две группы: заводского производства и сделанные своими руками.

- Лабиринт для развития моторики.  Задача малыша передвигать забавные разноцветные фигурки по изогнутым "дорожкам". .В процессе игры ребенок изучает цвета, учится концентрировать внимание, развивает усидчивость.
-  "Конструктор-шнуровка.  Эта игра идеально подходит для строительства первых башенок малыша, а потом и целых замков. Деталей в комплекте много, разного цвета и разной формы. Сам шнурок очень удобен для детской ручки. Несколько движений и вот перед нами уже гусеница, бусы или поезд.

- Игра "Цвета и формы». Обратите внимание ребенок изучает цвета, форму, учится работать по образцу. Да и моторика тут нужна, просто необходима, так как разноцветные формы одеваются на стенд не так легко, как кажется на первый взгляд, ведь нужно не только выбрать нужный цвет, форму, но еще и накрутить выбранный элемент на стенд.

- Игрушка-шнуровка.  Очень полезная игрушка для маленьких ручек. Для того, чтобы сделать, например: павлину разноцветный хвост, дереву прикрепить листочки, угостить мышку сыром -  придется приложить немало усилий. Мало просто продеть разноцветные веревочки через все дырки, нужно еще нанизать на них элементы декора.
- Сортеры и вкладыши. Эти игрушки развивают не только мышление ребенка, но и ловкость рук, умение соотносить предметы по форме и величине.

- Пазлы. Хорошая многофункциональная игрушка. Ведь для того, чтобы собрать пазл даже из 2-4-х деталей, пальчикам придется основательно потрудиться. Во время поворачивания кусочков пазла, а также их соединения друг с другом отрабатываются тонкие движения пальцев руки и зрительно-моторная координация.
- Мозаика.
Игра в мозаику тренирует мелкую моторику рук, развивает воображение, художественный вкус и образное мышление. В процессе создания рисунка из мозаики малыш воспитывает целенаправленность деятельность, внимательность и наблюдательность. Ребенок учится согласованности движений, тренирует усидчивость, развивает абстрактное и пространственное мышление. Мозаика приучает работать по определенным правилам, образцу, стремиться довести замысел до видимого результата.

- Кинетический песок - уникальный материал для детского творчества. На первый взгляд напоминает влажный морской песок, но когда берешь его в руки, проявляются его необычные свойства. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятный на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство. Развивает мелкую моторику, чувственное восприятие.

Здесь представлена небольшая часть игровых пособий по развитию мелкой моторики. А мне бы хотелось обратить ваше внимание на игры, сделанные своими руками.

- Игры с прищепками. Для этого понадобятся прищепки разных цветов, величины, контуры солнышка, тучки, звезды, ежика, круги и т.д. Детям нужно сделать круги солнышку, дождик из тучки и т.д. Данная игра развивает мелкую моторику, воображение, усидчивость.

- «Поймай колобок из воды». Для этого понадобится сосуд с водой, ложка, игрушечный колобок. Нужно выловить колобок ложкой, слить с нее воду и положить колобок на тарелку или поднос. Детским пальчикам придется основательно потрудится, чтобы выполнить задание.

- «Помоги золушке разложить семена» (сортировка круп, макарон, пуговиц, камушков и т.д.) Для этого смешаем все семена, а ребенок раскладывает их по различным стаканчикам.

- «Собери бусы». Продолжаем учить детей выбирать предметы определенной формы и цвета, сначала по показу, затем по словесному обозначению. Развивать зрительную память. Формировать умение следовать поставленной задаче. Развивать моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывание мелких деталей на шнур.

- «Волшебный коврик». Продолжать учить детей застегивать и расстегивать различные виды застёжек: пуговицы, кнопки, замки и т.д. Развивать ловкость пальцев, мелкую моторику детей.

- «Заплети косичку». Обучать навыкам плетения. Развивать точность движения пальцев, координацию движения обеих рук, ручную умелость, внимание. Воспитывать усидчивость.

В работе по развитию мелкой моторики нужно использовать и разнообразный природный и  бросовый материал.  Детям предлагаются разнообразные природные материалы (семена арбуза и дыни, макаронные изделия, зерна кофе, крупы, шишки, другие семена растений и т.п.), бросовые материалы для выкладывания разнообразных изображений по лексическим темам, по собственному замыслу ребёнка.

Цель:  обогащение сенсорных ощущений, стимулирование нерных окончаний пальцев рук, развитие мелких двжений пальцев рук, умения сосредотачиваться, видеть границы форм и т.д.

Нельзя не сказать о пользе театрализованной деятельности. Вы можете изготовить пальчиковые куклы из ткани, бумаги. «Театр в руке» развивает внимание, память, снимает психо-эмоциональное напряжение.  

Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. 

Упражнение «Спасибо».

Уважаемые родители предлагаю вам встать в круг и пожелать друг другу что-то хорошее. Но говорить мы будем с помощью жестов, т.е. это будет рукопожатие, похлопывание по плачу и т.д.

Далее предлагается поблагодарить друг друга громкими аплодисментами.

Хочу предложить вам памятки о способах развития мелкой моторики.

Спасибо вам, что вы нашли время посетить родительское собрание.

Думаю, что вы провели это время с пользой для себя. Хочется пожелать вам терпения, успехов в воспитании наших детей. До новых встреч!

Список литературы:

  1. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника».
  2. Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику».
  3. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду.



Предварительный просмотр:

Советы - подсказки для заботливых родителей.

"Завязать и застегнуть"

https://dou154.kirovedu.ru/wp-content/uploads/sites/105/2018/05/%D0%9E%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F.png

    Почти любой ребенок, достигший трехлетнего возраста, может застегнуть кофточку на пуговицах, молнию на куртке, обувь. Главное — помочь ему научиться. Как это правильно делать, и в каком возрасте можно начинать развивать эти навыки?

Когда и с чего начинать?

   Научить застегивать и расстегивать липучки можно уже в возрасте полутора лет, когда ребенок начинает проявлять интерес к обуви и одежде. Его пальчики уже окрепли для того, чтобы справиться с липучкой. В этот же период можно научить развязывать завязочки на шапке.

Ближе к двум годам можно переходить к кнопкам на куртке, рубашке, кофточке. Раньше полутора лет учить кроху расстегивать и застегивать кнопки нежелательно, так как лучезапястный сустав (сустав между костями запястья и предплечья) и координация движений рук недостаточно развиты для такого рода манипуляций. К тому же застегивание кнопок годовалому малышу может быть не под силу.

После двух лет уже можно знакомиться с молнией. Двигать вверх-вниз бегунок может ребенок, которому двух лет еще не исполнилось. Труднее научить малыша самостоятельно вставлять замок в проем. Эта работа более тонкая и требует достаточной координации движений пальцев и понимания конечного результата.

В возрасте 2-2,5 лет можно учить кроху застегивать пуговицы. Развитый большой палец, уверенный захват в этом возрасте будут способствовать закреплению навыка. Для малыша важно не простое копирование: просунул пуговицу в петельку — она застегнулась, вытащил — расстегнулась, — необходимо осознание своих действий.

В этом же возрасте ребенок проявляет интерес к расшнурованию обуви: начинает вытаскивать шнурки из каждого ботинка, который попадается у него на пути. Надо поймать этот момент и показать малышу, что шнурки можно не только вытаскивать, но и вдевать обратно. Для поддержания интереса используйте яркие нескользкие шнурки, покажите, как по-разному можно шнуровать ботинок. Шнуровка в виде лесенки, стежка или полосочки обязательно привлечет кроху и подтолкнет его повторить ваши действия: кроха начнет увлеченно вставлять шнурки в отверстия.

Липучки и завязки

  Для начала обучения как нельзя лучше подойдет обувь на липучках. Дайте малышу в руки обувь, покажите, как она застегивается и расстегивается; звук липучки ему понравится. Пусть он повторит ваши действия: это под силу даже полуторагодовалому крохе. Хвалите ребенка, если у него получилось застегнуть обувь, радуйтесь его достижениям.https://static.tildacdn.com/tild6431-3964-4630-b436-376238653236/IMG_4631.jpg

Следите, чтобы он теперь обувался (застегивал липучки) самостоятельно, без посторонней помощи. Если липучки есть и на одежде малыша, он сам может догадаться, для чего они нужны.

Далее развязываем шапку: одной рукой беремся за завязочку, тянем вниз — и шапку можно снять. Следите, чтобы малыш дергал за кончик, а не за бантик, иначе узел затянется, и малыш не сможет сам снять шапку.

Кнопки

    Медленно покажите, как вы застегиваете на куртке кнопки. Пусть малыш пальчиками одной руки придерживает основание кнопки, а другой рукой накладывает сверху вторую полу куртки. Защелкнулась! Держа обеими руками основания кнопки и потянув полы в разные стороны, можно расстегнуть одежду. Такое открытие порадует и заинтересует ребенка.https://i.pinimg.com/originals/06/11/6e/06116eb6375691d5b44f60d5c77bb408.jpg

Объясняйте малышу, что если он будет с силой дергать полы куртки, кнопки оторвутся, и одежда будет испорчена.

Молния

   Молния на карманах застегивается и расстегивается, если потянуть замок вверх или вниз, вправо или влево. Без длительных объяснений (в 1,5 года достаточно несколько ясных, коротких фраз) покажите малышу, как обращаться с застежкой на молнии. Собираясь на прогулку, позволяйте малышу самому сделать это.https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0c4a/00020819-6cfde49b/hello_html_68ba09c8.jpg

Для начала обучения используйте молнии с крупной застежкой и замком. Пусть ребенок сам заметит, что на замке есть отверстие. Сначала мы опускаем бегунок вниз, вставляем в отверстие основание второй стороны молнии и только после этого тянем замок вверх. Поначалу вставляйте бегунок в отверстие сами, предлагая ребенку застегнуть-расстегнуть молнию, затем дайте попробовать малышу.

Пуговицы

    В формировании навыка используйте острое желание подражать. Продемонстрируйте малышу, как вы застегиваете блузку или кофту (желательно с большими круглыми пуговицами). Медленно покажите, каким способом вы застегнули пуговицу. Пусть малыш одной рукой возьмет пуговицу и протолкнет ее в петельку (начинать надо с нижних пуговиц, так как это удобней). Для ребенка бывает сложно поймать пуговицу в петле, так как маленькие ручки еще недостаточно ловки. Однако постоянная тренировка будет способствовать формированию навыка, и у малыша обязательно все получится. Предлагайте ребенку самому застегивать свою кофточку или просите помочь застегнуть пуговицы на вашей одежде. Не забывайте при этом говорить, что у вас растет настоящий помощник (помощница); детям это нравится, они начинают гордиться собой и своими достижениями.https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/805781/49ef88fc-6716-4432-88b8-176cebb529e5/s1200

   Когда малыш понял, как застегиваются пуговицы, он может сам проявить любознательность и попробовать просунуть пуговицу обратно. Если же этого не случилось, покажите крохе, как их расстегнуть, и со временем он в совершенстве освоит этот процесс. Не забывайте помогать ребенку управляться с верхними пуговицами, так как застегивать то, чего не видишь, на ощупь довольно тяжело в таком возрасте.

Шнурки

Показывайте малышу, как завязывать шнурки. Для начала потренируйтесь вязать простые узелки: пусть кроха возьмет в руки оба конца шнурка, положит их друг на друга крест-накрест и один конец проденет под другой ("в дырочку"), затем потянет концы шнурка в разные стороны. Узелок получился!https://stressa.net/images/uploads/c37f593f68a72ba95ebfb05e45940f43.jpg

Когда малыш научится уверенно вязать узелки, можно осваивать бантик. Чтобы крохе было проще, в начале обучения сами складываем концы шнурков пополам (в бантик), отдавая их в руки ребенку. Крохе остается только завязать еще один узелок. Ближе к 4,5 годам уже можно просить ребенка своими руками складывать концы шнурка в бантик и самостоятельно завязывать шнурки.

Тренироваться нужно постоянно, так как любым навыком малыш может овладеть только в частых упражнениях. Используйте заинтересованность ребенка в новых предметах, в играх и игрушках: завязывайте бантики куклам и друг другу, делайте узлы на мамином пояске или на красивой атласной ленте, используйте различные игры-шнуровки, играйте в пиратов и вяжите "морские узлы" на веревке. Все это поможет сформировать навык, и вы сами не заметите, как ваш ребенок сам начнет зашнуровывать ботинки.

Список литературы:

  1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук.
  2. Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством игр с водой и песком

Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро.  Л. Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня –...

развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «...

«Развитие творческих способностей и мелкой моторики детей дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги».

«Развитие творческих способностей и мелкой моторики детей  дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги»....

Учебно методическое пособие Тема: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста (опыт работы)".

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики провести с детьми углубленную работу в этом направлении....

Обобщение опыта «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста.«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые пит...

Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами пластилинографии»

Цель программы:Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику рук, гармоничное развитие детей....

Обобщение опыта работы по теме "Ручной труд как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"

В статье я попыталась обобщить свой личный опыт работы над развитием мелкой моторики у детей дошкольного возраста, а также опыт кружковой работы по ручному труду....