Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность в детском саду."
консультация

Гусева Наталья Владимировна

В соответствии с ФГОС ДО в каждой группе детского сада должна быть так организована предметно -развивающая среда, чтобы ребёнок мог свободно выбрать тот или иной вид деятельности.  Предметно -развивающая среда в группе представлена центрами или уголками.  Театрализованный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost.docx28.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»

                                                                                                           В. А. Сухомлинский

В соответствии с ФГОС ДО в каждой группе детского сада должна быть так организована предметно -развивающая среда, чтобы ребёнок мог свободно выбрать тот или иной вид деятельности.  Предметно -развивающая среда в группе представлена центрами или уголками.  Театрализованный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью.

Основными требованиями к организации театрализованной деятельности дошкольников являются:
           -содержательность и разнообразие тематики;

-постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка,

-максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;

-сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.

Актуальной задачей является совершенствование форм и методов, направленных на формирование и развитие коммуникативных навыков детей через вовлечение их в театральную деятельность.

Таким образом, в соответствие с ФГОС, театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности, образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.


Содержание театральных уголков и наличие в них различных видов театров зависит от возрастных особенностей детей.

Начинать знакомить детей можно с 1 мл. группы.

Пальчиковые игры представляют замечательную возможность поиграть вместе с ребенком. Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениям и собственных пальцев. Играя вместе со взрослыми, ребенок овладевает ценными навыками общения, разыгрывает различные ситуации с куклами которые ведут себя как люди, развивая воображение ребенка.

Основные задачи организации театральной деятельности в 1 мл. группе

-Побуждать интерес к театрально-игровой деятельности, поощрять участие детей в этом виде деятельности

-Обучать ориентироваться в групповой комнате и в зале.

-Формировать умение и передавать мимикой, жестом, движения, основные эмоции.

Оснащение театрального уголка для 1-ой младшей группы 

  • Театрально-игровое оборудование: ширма, атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски-шапочки, образные фартучки;
  • Куклы бибабо;
  • «Пальчиковый» театр (вязаный на всю длину пальчика ребенка);
  • Тростевые куклы, театр картинок
  • Настольный театр плоскостных игрушек (образы людей, животных);
  • Театр для показа детям инсценировок по сказкам («Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»)
  • Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи

звукошумовых эффектов, простейшие

музыкальные игрушки — погремушки,

бубен, барабан.

Воспитатель и старшие дошкольники – показывают малышам небольшие спектакли, используя для этой цели – различны виды театра: театр картинок (фланелеграф)

Для детей 2 мл. группы самый простой и доступный театр - это театр кукол на столе.

Оснащение театрального уголка для 2-й младшей группы 

  • Театрально-игровое оборудование: ширма, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок;
  • Атрибуты для ряженья — элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, бусы и прочее);
  • Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски диких и домашних животных, маски сказочных персонажей;
  • Театр для показа детям инсценировок по сказкам («Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок , «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»);
  • «Пальчиковый» театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора;
  • Различные виды настольного театра;
  • Аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов

для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности.

В средней группе – переходим к более сложному театру. Знакомим детей с театральной ширмой и с верховыми куклами. Но прежде, чем дети начнут работать за ширмой надо дать поиграть с игрушкой. Помочь, детям освоить приемы кукловождения.

Оснащение театрального уголка для средней группы

  • Театрально-игровое оборудование: большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра; стойка-вешалка для костюмов.
  • Костюмы , маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок, игр-драматизаций;
  • Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной на фланелеграфе, тростевой, кукольный, настольный, перчаточный), куклы бибабо, соразмерные руке взрослого (для показа детям), а для ребенка (перчаточные или пальчиковые);
  • Набор театральных игрушек, которые могут быть мелкого и среднего размера, сделаны из бумаги, ткани, картона, пластмассы, пластизолей, папье-маше, тонкой фанеры.) 
  •  Аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов

для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности.

В старшей группе следует:

-Знакомить детей с марионетками. Марионетками называют кукол, которыми управляют чаще всего с помощью нитей. Такие куклы приводятся в движении с помощью ваги (т. е. деревянной крестовиной)

-Воспитывать устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности. Подводить детей к созданию выразительного игрового образа в этюдах.

Оснащение театрального уголка для старшей и подготовительной к школе группы

  • Театрально-игровое оборудование: большая и маленькая ширма, простейшие декорации, в том числе изготовленные детьми, стойка-вешалка для костюмов;
  • Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок;
  • Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра: пальчиковый, куклы бибабо, теневой театр фигур и масок, тростевые куклы и др.
  • Аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов для создания фона в процессе театрально-игровой деятельности.

Основные задачи организации театральной деятельности в старшей и подготовительной группе:

• Расширять представление детей об окружающем мире

• Пополнять и активизировать словарь

• Поддерживать инициативу в импровизации

• Закреплять представления детей о различных видах театров, уметь различать их и называть

• Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать

Для развития у детей старшей и подготовительной к школе групп творческого воображения и искусства перевоплощения, в театральных уголках целесообразно наличие алгоритмов, по которым дети могут сами моделировать свое творчество. 

Алгоритм перевоплощения (карточки с последовательностью и избирательностью выбора реквизита, костюмов) помогут детям научиться создавать выбранный образ, делая его более ярким и эмоциональным. 

Для развития у детей старшей и подготовительной к школе групп творческого воображения и связной речи в театральных уголках целесообразно наличие алгоритмов, по которым дети могут самостоятельно воспроизводить сказку опираясь на модель - сюжетные картинки. 

Алгоритмы по развитию сказочного сюжета научат детей фантазировать, включаться в творческий процесс -  придумывание новой сказки, изменяя сюжетную линию, добавляя по своему усмотрению новых героев. По содержанию эти алгоритмы могут быть предназначены для развития словотворчества детей, их самостоятельной театрализованной деятельности.

Оживит театрализованную деятельность, сделает ее более интересной и привлекательной наличие в театральных уголках всех групп «Волшебных вещей»:

волшебные шкатулка, коробочка (для обыгрывания появления героев, какой- либо вещи, сюрпризного момента;

волшебный колпачок (обладатель его становится невидимым, может незаметно наблюдать за всеми);

волшебная палочка (используется для перевоплощения, снятия робости при исполнении роли, для изменения сюжета);

волшебный мешочек (из которого можно достать «любую вещь»);

-волшебное зеркальце (ребенок превращается и видит себя в зеркале тем, кем захочет),

-волшебная скатерть (дети используют для имитационных движений в этюдах «За столом», «Очень вкусно» и т.д.)

волшебные башмачки, тапочки (с их помощью можно быстро бегать, высоко прыгать, умело танцевать).

Театрализация – это и та область, к которой можно привлечь и которой можно

заинтересовать каждого родителя.

Основными видами работы с родителями:

• Беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления

проблем конкретного ребенка)

• Выставки (фото выставки, выставка детских работ, например: выставка

рисунков «Сказка», «Волшебный костюм», фото выставка «Моя семья в

театре», «Домашний спектакль»)

• Совместные творческие вечера (родители привлекаются для постановки

спектаклей, для участия в конкурсах чтецов «Я и папа», «Расскажем

стихотворение вместе»)

• Творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом,

совместно подготавливают материал для досугов детей)

Помимо всего выше перечисленного, родители привлекаются к изготовлению

костюмов, декораций, атрибутов, афиш, помогают в выборе пьес для

инсценировок.

Таким образом, театрализованная деятельность способствует интенсивному развитию эмоционально-личностной сферы ребенка, она помогает выразительно говорить, умению вести диалог, рассказывать стихи, сказки, разыгрывать мини-сценки. Владея куклой и всеми доступными видами театра, у ребенка вырабатываются навыки доброжелательного общения со сверстниками, родителями, другими взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Экспериментальная деятельность в детском саду"

Консультация "Экспериментальная деятельность в детском саду" предназначена для педагогов....

Консультация "Проектная деятельность в детском саду с учетом ФГОС ДО"

Консультационный материал для педагогов ДОУ...

Консультация «Театрализованная деятельность в детском саду»

Чтобы детство наших детей было счастливым, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть в ней потребность. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – врем...

Консультация "Проектная деятельность в детском саду"

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения р...

КОНСУЛЬТАЦИЯ "Проектная деятельность в детском саду"

Сегодня метод проектов широко используется в работе многих ДОУ. Педагоги разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями....