Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для ребенка-инвалида, воспитанника второй младшей группы.
рабочая программа (младшая группа)

Светлана Викторовна Панкова

Программа предназначена для работы с ребенком, имеющим особенности в физическом развитии, во второй младшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ageychikov.docx74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад  № 7 «Улыбка»  города  Лесосибирска»

Рассмотрена и принята                                                                   Утверждаю:

на ПМПк                                                                                           заведующий МБДОУ

                                                                                                         «Детский сад № 7 «Улыбка»

«00» _______ 2019г. протокол № 2                                                _______ Ю.С. Тимошина                                                                                                                

                                                                                                «00» __________ 2019г.

                                                                                                                                                     

                                                               

                                                                         

Адаптированная образовательная программа

дошкольного образования для ребенка – инвалида, воспитанника второй младшей группы

 Агейчикова Кирилла Александровича

Составители:

воспитатель Заверюха М.В.

воспитатель Панкова С.В.

методист Ярмухаметова Ф.Н.

педагог-психолог Дорогова М.В.

учитель-логопед Данилова О.Н.

Лесосибирск 2019г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Наименование разделов

  1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

1.1.1 Цели и задачи реализации Программы

1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы

1.1.3 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

1.2 Планируемые результаты освоения программы

2 Содержательный раздел

2.1 Содержание образовательной деятельности в образовательных областях

2.2 Описание форм, способов, методов и средств реализации программы образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития

2.3 Содержание части, формируемой участниками образовательных отношений

3 Организационный раздел

4 Коррекционный раздел

4.1Коррекционная программа педагога-психолога

4.21Коррекционная программа учителя-логопеда

1 . ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа (далее – Программа) сформирована в соответствии с принципами и подходами определенными федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования – ФГОС ДО. Программа предназначена для Агейчикова Кирилла Александровича, который воспитывается в группе общеразвивающей направленности. По заключению ПМПК имеет особенности в физическом развитии (ребенок-инвалид), нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и.

Программа содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности во второй младшей группе МБДОУ. Программа разработана с учетом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии.

Программой предусматривается разностороннее развитие ребенка, с учетом психофизиологических особенностей ребенка в соответствии с операционально-деятельностными возможностями ребенка, осуществлением лечебно-профилактического режима, ограничением физической нагрузки, с использованием разнообразных форм работы для профилактики переутомления, дозирование нагрузки и щадящий режим.

Программа включает следующие образовательные области:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Программа включает коррекционный раздел, который состоит из коррекционно-развивающей программы педагога-психолога и учителя-логопеда.

1.1.1. Цели и задачи Программы

Цель реализации Программы – создание условий для развития ребенка с НОДА, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствии с возрастом.

Задачи Программы:

- способствовать общему развитию дошкольника с НОДА, коррекции его психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;

- создать благоприятные условия для развития ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

- обеспечить развитие способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;

- способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Исходя из ФГОС ДО в Программе учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка с особенностями в физическом развитии, связанные с его состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее – особые образовательные потребности), индивидуальные потребности ребёнка с НОДА;

2) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

3) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;

4) возможности освоения ребенком с особенностями в физическом развитии Программы на разных этапах ее реализации;

5) специальные условия для получения образования ребёнка с НОДА, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов.

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая работа направлена на:

1) преодоление нарушений развития дошкольника с особенностями в физическом развитии и оказание ему квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) разностороннее развитие дошкольника с ОВЗ с учетом его возрастных и

индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей,

социальной адаптации.

Программа строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация) детского развития;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество организации с семьями;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,

общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностей развития);

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

Понятие «нарушения опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение. Кирилл имеет ОДА с легкими двигательными нарушениями – он передвигается самостоятельно, владеют навыками самообслуживания, имеет психическое развитие, близкое к нормальному.

         Ребёнок не имеет выраженных нарушений интеллектуального развития. У него несколько замедлен общий темп психического и незначительное отставание познавательного развития. При условии коррекционно-педагогической помощи на протяжении дошкольного возраста, к началу школьного обучения может достичь уровня нормально развивающихся сверстников. Отмечаются отклонения в развитии речи. На данный момент нарушены все компоненты речевой функциональной системы: лексика, грамматика, фонематические процессы и звукопроизношение. Необходимо целенаправленное логопедическое воздействие. Ребёнок нуждается в психологической поддержке из-за не выраженных нарушений  развития познавательных процессов. Однако, возрастные особенности Кирилла кардинально не отличаются от возрастных особенностей детей общеразвивающих групп.

Разработанная нами в соответствии с ФГОС ДО «Программа» направлена на:

- охрану и укрепление здоровья воспитанника, его всестороннее (физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое) развитие, коррекцию нарушений ОДА;

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка в период дошкольного детства независимо от особенностей в физическом развитии;

- раскрытие потенциальных возможностей ребенка через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в организации всех форм образовательной деятельности и формирование уровня готовности к школе;

- использование адекватной возрастным, типологическим и индивидуальным возможностям детей с НОДА модели образовательного процесса, основанной на реализации деятельностного принципа, принципа единства диагностики, коррекции и развития;

- реализацию преемственности содержания общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепление здоровья ребёнка.

Целенаправленная и последовательная работа по всем направлениям развития ребёнка с особенностями в физическом развитии в дошкольной образовательной организации обеспечивается целостным содержанием Программы.

1.2.Планируемые результаты освоения Программы

Ребенок:

- способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;

- обладает устойчивым иммунитетом к вирусным заболеваниям, сформирована правильная осанка;

- двигательные умения в соответствии с физическими возможностями;

- координационные способности хорошо развиты;

- коррекция и компенсация физических нарушений;

- мышечный корсет развит в соответствии с возрастом.  

Социально-коммуникативное развитие

Ребенок:

- может принимать на себя роль, владеет способом ролевого поведения;

- взаимодействуя со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает новые роли,

обогащает сюжет;

- в дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам;

- имеет простейшие представления о театральных профессиях;

- самостоятельно одевается, раздевается, складывает и убирает одежду;

- самостоятельно готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончании работы;

- соблюдает элементарные правила поведения в детском саду, на улице и в

транспорте;

- знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.

Познавательное развитие

Ребенок:

- различает, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер назначение);

- умеет считать до 5, отвечать на вопрос «Сколько всего?»;

- сравнивает количество предметов в группах на основе счета, определяет каких предметов больше, меньше, равное количество;

- умеет сравнивать два предмета по величине;

- различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знает их характерные отличия;

- определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе;

- умеет двигаться в нужном направлении по сигналу;

- определяет части суток;

- называет разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знает их назначение;

- называет признаки и количество предметов;

- называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку;

- различает и называет некоторые растения ближайшего окружения;

- называет времена года в правильной последовательности.

Речевое развитие

Ребенок:

- понимает и употребляет слова-антонимы;

- умеет образовывать новые слова по аналогии;

- умеет выделять первый звук в слове;

- рассказывает о содержании сюжетной картинки;

- может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку;

- рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним;

- драматизирует с помощью взрослого небольшие сказки.

Художественно-эстетическое развитие

Ребенок:

- умеет использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;

- изображает предметы путём создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов;

- передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов;

- выделяет выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки;

- украшает силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи;

- создает из пластилина образы разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию;

- использует всё многообразие усвоенных приемов лепки;

- правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали; вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать углы;

- умеет аккуратно наклеивать изображение предметов, состоящих из нескольких частей;

- составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур;

- узнает песни по мелодии;

- различает звуки по высоте;

- может петь протяжно, четко произносить слова;

- выполняет движения, отвечающие характеру музыки;

- умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движения парами по кругу, кружение по одному и в парах.

Физическое развитие

Ребенок выполняет следующие виды движений:

- ходьба: обычная, в разных направлениях, с остановкой, обходя предметы, высоко поднимая ноги, на носках, с изменением темпа, приставными шагами вперед;

- бег: с изменением темпа, с остановкой, сменой направления, мелким и широким шагом;

- равновесие: ходьба и бег по извилистой дорожке, ходьба по наклонной доске, по гимнастической скамейке;

- ползание, лазанье: ползание по наклонной доске вверх на четвереньках, подлезание под предметы боком, переползание через скамейку, бревно, влезание на гимнастическую стенку и спуск с нее;

- бросание, ловля, метание: бросание и ловля мяча двумя руками снизу, от груди, из-за головы, метание мяча, мешочка двумя руками в горизонтальную цель, бросание мяча о пол и ловля его двумя руками;

- прокатывание мячей, обручей друг другу;

- прыжки: прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, с поворотом, с ноги на ногу, перепрыгивание через предметы, спрыгивание со скамейки, в длину с места, прямой галоп.

2.Содержательный раздел

Содержание в соответствии с ООП ДОУ.

2.1. Содержание образовательной деятельности по образовательным областям:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«Социально-коммуникативное развитие»

В соответствии с ООП ДОУ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«Познавательное развитие»

В соответствии с ООП ДОУ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

В соответствии с ООП ДОУ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«Художественно-эстетическое развитие»

В соответствии с ООП ДОУ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«Физическое развитие»

Система физического воспитания ребёнка с нарушениями опорно-двигательного аппарата включает занятия по физической культуре, физкультурно-оздоровительную работу в режиме дня (физкультурные минутки, физкультурные паузы, упражнения и игры на прогулке, во время самостоятельной деятельности), спортивно-массовые мероприятия (развлечения, праздники). Педагогическое воздействие в целях восстановления нарушенных и развития еще не сформированных двигательных функций предлагает применение специальной системы физических упражнений в процессе обучения, воспитания и развития. С этой целью на занятиях по физической культуре используются специальные упражнения для развития координационных способностей – базовых данных для развития двигательных способностей, физического развития и, в конечном счете, умственного развития. Занятия физическими упражнениями основаны на одной из главных потребностей человека – влечении его к движениям (кинезофилии). Необходимым условием нормального функционирования всех систем организма – моторная активность.

Деятельность двигательного аппарата проявляется в локомоторных актах – ходьба, бег, прыжках, метаниях. Задачи образовательной области «Физическое развитие» на первой ступени обучения ребёнка с НОДА решаются в разнообразных формах работы, которые отражают тесную взаимосвязь между психолого-педагогическим и медицинским аспектами коррекционно-воспитательной деятельности (занятие физкультурой, утренняя зарядка, зарядка после дневного сна, подвижные игры, физкультурные упражнения, прогулки, спортивные развлечения, лечебная физкультура, массаж и закаливание, а также воспитание культурно-гигиенических навыков и представлений о здоровом образе жизни).

Задачи образовательной области «Физическое развитие» решаются:

в ходе непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию, утренней гимнастики, прогулок, физкультурных досугов и праздников;

- в процессе проведения оздоровительных мероприятий (занятий лечебной физкультурой, массажа, закаливающих процедур);

- в совместной деятельности ребёнка со взрослыми по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;

на музыкальных занятиях (музыкально-дидактических, в имитационных играх, играх с воображаемыми объектами, при выполнении музыкально-ритмических движений и т. д.);

- в играх и упражнениях;

- в специальных играх и упражнениях, в процессе которых воспроизводятся основные движения, формируются естественные жесты, мимика;

- в подвижных играх и подвижных играх с музыкальным сопровождением;

- в ходе непосредственно образовательной деятельности, направленной на правильное восприятие и воспроизведение выразительных движений для понимания смысла ситуаций, характеров персонажей, их эмоциональных состояний и др.;

- в индивидуальной коррекционной деятельности.

Физическая культура

Основной формой организации работы являются занятия физической культурой, обеспечивающие реализацию основных задач, определенных данной программой.

Основное содержание

Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде. 

Знакомство ребенка с оборудованием и материалами для физкультурных занятий. Совместный выбор наиболее интересного оборудования для игр (мячи, кегли, сенсорная дорожка). Совместные игры с мячом (с малыми группами детей). Знакомство с физкультурным залом. Совместное рассматривание и освоение предметной среды физкультурного зала. Организация взаимодействия детей с оборудованием для физкультурных занятий.

Демонстрация того, что можно делать с физкультурными снарядами (прокатывание и бросание мяча, подъем на лестницу, прыжки на детском каркасном батуте).

Организация участия в спортивных досугах дошкольников, а также активное участие в простых подвижных играх вместе с детьми.

Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта

Формировать правильную осанку.

Закреплять и развивать умение ходить и бегать, согласовывая движения рук и ног. Развивать умение бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком.

Приучать к выполнению действий по сигналу. Упражнять в построениях, соблюдении дистанции во время передвижения.

Закреплять умение ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы.

Развивать умение перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вправо, влево).

Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

Закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук (не прижимая к груди).

Развивать физические качества: гибкость, ловкость, быстроту, выносливость и др.

Продолжать развивать активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т. д.

Формирование потребности в двигательной активности

и физическом совершенствовании

Формировать умения и навыки правильного выполнения движений в различных формах организации двигательной деятельности. Воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений.

Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки ребенка, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.

Закреплять умение выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры.

Приучать к самостоятельному и творческому использованию физкультурного инвентаря и атрибутов для подвижных игр на прогулках.

Продолжать развивать активность в играх с мячами, скакалками, обручами и т. д.

Развивать быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку.

Воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр.

Приучать к выполнению действий по сигналу.

Во всех формах организации двигательной деятельности развивать организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Примерный перечень основных движений,

спортивных игр и упражнений

Основные движения

Ходьба. Ходьба обычная, на носках, ходьба с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом, приставным шагом в сторону (направо и налево). Ходьба в колонне по одному, по двое (парами). Ходьба по прямой, по кругу, вдоль границ зала, змейкой (между предметами), врассыпную. Ходьба с выполнением заданий ( изменить положение рук); ходьба в чередовании с бегом, изменением направления, темпа, со сменой направляющего. Ходьба между линиями (расстояние 10-15 см), по линии, по веревке (дна 1,5-3 см), по доске, гимнастической скамейке, бревну (с перешагиванием через предметы, с поворотом, с мешочком на голове, ставя ногу с носка руки в стороны). Ходьба по ребристой доске, ходьба и бег по наклонной доске вверх и вниз (ширина 15-20 см. высота 30-35 см). Перешагивание через рейки лестницы, приподнятой на 20-25 см от пола, через набивной мяч (поочередно через 5-6 мячей, положенных на расстоянии друг от друга), с разными положениями рук. Кружение в обе стороны (руки на поясе).

БегБег обычный, на носках, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом. Бег в колонне (по одному, по двое); бег в разных направлениях: по кругу, змейкой (между предметами), врассыпную. Бег с изменением темпа, со сменой ведущего. Непрерывный бег в медленном темпе в течение 1-1,5 минуты. Бег на расстояние 40-60 м со средней скоростью.

Катание, бросание, ловля, метание. Прокатывание мячей, обручей друг другу между предметами. Бросание мяча друг другу снизу, из-за головы и ловля его (на расстоянии 1,5 м); перебрасывание мяча двумя руками из-за головы и одной рукой через препятствия (с расстояния 2 м). Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками (3-4 раза подряд), отбивание мяча о землю правой и левой рукой (не менее 5 раз подряд). Метание предметов на дальность (не менее 3,5-6,5 м), в горизонтальную цель (с расстояния 2-2,5 м) правой и левой рукой, в вертикальную цель (высота центра мишени 1,5 м) с расстояния 1,5-2 м.

Ползание, лазаньеПолзание на четвереньках по прямой (расстояние 10 м), между предметами, змейкой, по горизонтальной и наклонной доске, скамейке, по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками. Ползание на четвереньках, опираясь на стопы и ладони. Перелезание через бревно, гимнастическую скамейку. Лазанье по гимнастической стенке (перелезание с одного пролета на другой вправо и влево с помощью взрослого).

Прыжки. Прыжки на месте на двух ногах (20 прыжков 2-3 раза в чередовании с ходьбой), продвигаясь вперед (расстояние 2-3 м), с поворотом кругом. Прыжки: ноги вместе, ноги врозь. Прыжки через линию, поочередно через 4-5 линий, расстояние между которыми 40-50 см. Прыжки через 2-3 предмета (поочередно через каждый) высотой 5-10 см

Ритмическая гимнастика. Выполнение разученных ранее общеразвивающих упражнений и циклических движений под музыку.

Общеразвивающие упражнения

Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Поднимать руки вперед, в стороны, вверх (одновременно, поочередно), отводить руки за спину из положений: руки вниз, руки на поясе, руки перед грудью; размахивать руками вперед-назад; выполнять круговые движения руками, согнутыми в локтях. Закладывать руки за голову, разводить их в стороны и опускать. Поднимать руки через стороны вверх, плотно прижимаясь спиной к спинке стула (к стенке); поднимать палку (обруч) вверх. Опускать за плечи; сжимать, разжимать кисти рук; вращать кисти рук из исходного положения руки вперед, в стороны.

Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Поворачиваться в стороны, держа руки на поясе, разводя их в стороны; наклоняться вперед, касаясь пальцами рук носков ног. Наклоняться, выполняя задание: класть и брать предметы из разных исходных положений (ноги вместе, ноги врозь). Наклоняться в стороны, держа руки на поясе. Перекладывать предметы из одной руки в другую под приподнятой ногой (правой и левой); сидя приподнимать обе ноги над полом; поднимать, сгибать, выпрямлять и опускать ноги на пол из исходных положений лежа на спине, сидя. Поворачиваться со спины на живот, держа в вытянутых руках предмет. Приподнимать вытянутые вперед руки, плечи и голову, лежа на животе.

Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Подниматься на носки; поочередно выставлять ногу вперед на пятку, на носок; выполнять притопы; полуприседания (4-5 раз подряд). Поочередно поднимать ноги, согнутые в коленях. Ходить по палке или по канату, опираясь носками о пол. Захватывать и перекладывать предметы с места на место стопами ног.

Статические упражнения. Сохранение равновесия в разных позах: стоя на носках.

Подвижные игры

С бегом. «Самолеты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Найди себе пару», «Лошадки», «Позвони в погремушку», «Бездомный заяц», «Ловишки».

С прыжками. «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается».

С ползанием и лазаньем. «Пастух и стадо», «Перелет птиц», «Котята и щенята».

С бросанием и ловлей. «Подбрось — поймай», «Сбей булаву», «Мяч через сетку».

На ориентировку в пространстве, на внимание. «Найди, где спрятано», «Найди и промолчи», «Кто ушел?», «Прятки».

Народные игры. «У медведя во бору» и др.

Разминка

Голова - вперед \ назад\ стороны и по кругу. Без резких рывков

Кисти - круговые движения

Руки - на плечи и круговые движения 10 в перед \ 10 назад

Ноги - подъем колен.

Массажный коврик- проход по 3 раза

Упражнения с палочкой

- Руки вверх\ вниз \ стороны- 10-12 раз

- На носочках тянуться вверх 10-12 раз

- Завод руками палочки за голову- 10-12 раз

- Наклоны, руками к полу тянется - 10-12 раз

- Приседания палочка перед глазами на вытянутых руках

Упражнения лежа на коврике на спине (поочередно через день утяжелители на ноги)

- Поочередно подтягивать коленки к себе - 10-12 раз

- Обе коленки подтягиваем к себе -10-12 раз

- Поочередно поднимать ноги прямые -10 раз

Обе ноги поднимаем вверх -10-12 раз

- Велосипед - вперед \ назад по 15-30 сек

Упражнения на коврике стоя

- Поочередно на одной ноге держим равновесие по 5-9 сек

- Повороты корпуса ноги ровно

- На диске повороты - 10-20 сек

- Приседания 10-15 раз

Упражнения на коврике лежа на животе

- Лягушка - 10-12 раз на каждую ногу

- С колесом поднятие корпуса 15 раз

Сидя на стуле

- Отвод теннисного мячика в стороны поочередно на каждую руку - 8-10 раз

- Руки поднять вверх - 10 раз

- Ногами катать палочку \ мячик

- Гимнастический коврик

Представления о здоровом образе жизни и гигиене

Содержание образовательной области «Физическое развитие», направленное на становление представлений о ценностях здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами, на первой ступени обучения реализуется в разных формах работы, и прежде всего, в ходе осуществления режимных моментов, совместной деятельности детей и взрослых. Для организации работы с детьми по формированию культурно-гигиенических навыков активно используется время, предусмотренное для самостоятельной деятельности детей. В это время взрослые создают различные педагогические ситуации, в которых у детей формируются представления о здоровом образе жизни. При этом педагоги организуют соответствующую безопасную, привлекательную для детей, современную, эстетичную бытовую среду. Например, для формирования навыков самообслуживания используются разнообразные гигиенические средства: твердое мыло, специальные щеточки для рук, жидкое мыло в удобной упаковке с дозатором и т. п.

Формирование первоначальных культурно-гигиенических навыков и привычек к самообслуживанию на первой ступени обучения ребёнка с НОДА происходит не изолированно, а в тесной связи с другими направлениями коррекционно-образовательной работы. Педагоги проводят с детьми игры с бытовыми предметами-орудиями и отобразительные игры. Например, одни и те же образные игрушки используются как в сюжетно-дидактических играх, так и в играх, формирующих навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки. При развертывании таких игр и формировании у детей соответствующих действий применяются различные игрушки-аналоги: набор для уборки помещений, пылесос, кухонный комбайн, миксер и т. п. Взрослые стимулируют желание детей в ходе таких игр не только взаимодействовать с игрушками-аналогами, но и называть их, то есть стимулируют речевую активность детей, обогащая их пассивный и активный словарь.

Все режимные моменты в группах планируются с учетом постепенного включения ребёнка с НОДА в процесс целенаправленного формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. В формировании культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и в обучении выполнению элементарных трудовых поручений принимают участие все педагоги при ведущей роли воспитателей и их помощников. Другие специалисты (логопед, педагог-психолог) также принимают активное участие в воспитании у ребёнка этих навыков, используя естественные бытовые ситуации, в процессе которых педагоги решают общеразвивающие и коррекционные задачи (педагогические ситуации, различные игры и игровые упражнения).

Успешность в решении задач образовательной области «Физическое развитие», направленных на воспитание у ребёнка с НОДА ценностей здорового образа жизни, в значительной степени зависит от семьи, которая стимулирует желание и потребности ребенка в формировании этих ценностей.

2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации

программы образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития

Основная программа

Дополнительные программы

Симонова Н.В. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 1987.

Клюева Н.М. Корригирующая гимнастика для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – СПб., Детство-Пресс, 2007

Новикова И.М.. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика-синтез, 2009

Формы, приемы организации воспитательно-образовательного процесса по образовательной области «Физическое развитие»

Игровые упражнения;

Проблемная ситуация;

Индивидуальная работа;

Занятия по физическому воспитанию на улице;

Подражательные движения;

Занятие-поход.

Вечерний отрезок времени, включая прогулку

Гимнастика после дневного сна:

-оздоровительная

-коррекционная

-полоса препятствий

-корригирующие упражнения

-классические

Физкультурные упражнения;

Коррекционные упражнения;

Индивидуальная работа;

Подражательные движения;

Занятия по физическому воспитанию на улице.

Занятия по физическому воспитанию:

- сюжетно-игровые

- тематические

-классические

-тренирующее

-по развитию элементов двигательной активности

- комплекс с предметами

-сюжетный комплекс

-подражательный комплекс

Физ.минутки

Динамические паузы

Тематические физкультурные занятия

Игровые (подводящие упражнения)

Игры с элементами спортивных упражнений

Игра

Игровое упражнение
Подражательные движения

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Модель воспитательно-образовательного процесса с учетом традиционных мероприятий ДОУ реализуется в соответствии с ООП ДОУ.

Организация взаимодействия с семьёй воспитанника

Система взаимодействия МБДОУ с родителями подчинена основной цели – созданию единого образовательно-оздоровительного пространства «детский сад – семья».

Приоритетными задачами являются:

  1. Приобщение родителей к активному участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
  2. Повышение педагогической культуры родителей;
  3. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

Принципами сотрудничества МБДОУ с семьей являются:

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

Технология взаимодействия МБДОУ с семьей представлена следующими аспектами: принципами организации работы с родителями, методами изучения семьи и педагогического воздействия на семьи воспитанников, выбором наиболее актуальных форм взаимодействия, включая традиционные и инновационные формы и методы.

Содержание работы с семьей по образовательной области

«Физическое развитие»

Задачи:

  • Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения). Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих непоправимый вред здоровью малыша.
  • Ориентировать родителей на чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
  • Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду.
  • Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.
  • Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку); стимулирование двигательной активности ребенка через подвижными играми, длительные прогулки в тундру, по городу; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, велосипед и т.д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
  • Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания ребенка с НОДА на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач.
  • Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду, в городе.

Оценка качества образовательных услуг, предоставляемых организацией, родителями воспитанников

Основным принципом при организации работы с родителями является открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается ребёнок).

С целью определения осведомлённости родителей о деятельности детского сада педагогическим коллективом систематически проводятся различные формы сбора информации:

- тестирование,

- анкетирование,

- опросы;

- проведение дней открытых дверей;

- организация совместных спортивных соревнований, игр, праздников;

- индивидуальные консультации специалистов.

Результаты анализа оценки родительской общественности деятельности детского сада обсуждаются на заседаниях Педагогического советов, родительских собраниях. В соответствии с полученными данными намечаются пути корректировки и решения выявленных проблем для совершенствования деятельности организации.

4 Коррекционный раздел

4.1 Коррекционная программа учителя-логопеда

Индивидуальный план логопедической работы по коррекции ЗРР

Литература:

Краузе Е.Н. Логопед массаж и артикуляционная гимнастика, практическое пособие. – Спб.: Корона, 2014 г.

Полякова М.А. Как правильно учить ребёнка говорить. М.: В. Секачёв, 2016 г.

Форма занятий: индивидуальные

Краткая логопедическая характеристика

В анатомическом строении речевого аппарата имеется нарушение прикуса (дистальный). Наблюдается небольшой тонус языка, страдает объём и точность выполняемых артикуляционных движений. Мышцы лицевой мускулатура развиты не достаточно.

Понимание речи (на бытовом уровне) и состояние фонематического слуха соответствуют возрасту. Активная речь не внятна, присутствует назальный оттенок, состоит из отдельных простых слов. Фразовая речь отсутствует.

Общая и ручная моторика развита недостаточно, отмечается моторная неловкость, медлительность, повышенный мышечный тонус.

Ребенок общителен и активен.

Направления работы

  1. Развитие артикуляционной моторики:

- артикуляционные упражнения;

- массаж артикуляционного аппарата.

      2. Обогащение словаря по темам:

 «Игрушки», «Одежда», «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Птицы», «Транспорт», «Мебель», «Посуда», «Времена года».

       3.Развитие речевого дыхания, голоса

       4. Совершенствование грамматического строя речи;

             - развивать понимание устной речи;

             - обучать согласованию;

             - обучать изменению имен существительных;

             - обучать употреблению в речи предлогов.

      5. Развитие связной речи:

              - развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы;

              - формировать навык составления простых предложений  из 3-4 слов.

      6. Совершенствование психологической базы речи:

             - игры и упражнения  на совершенствование словесно-логического мышления;

             - «Четвёртый лишний» по лексическим темам;

             - игры на развитие зрительного внимания «Что изменилось?», « Чего не стало?».

     

 4.2 Коррекционная программа педагога-психолога

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа педагога-психолога предназначена для проведения коррекционной работы с ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеющим НОДА и направлена на преодоление нарушений познавательной сферы.

Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие основное содержание: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.

Целью программы коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений познавательной сферы является: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающегося с НОДА с учетом особенностей психофизического развития, в соответствии с рекомендациями ПМПК.

Задачи:

  1. диагностика уровня развития познавательных функций;
  2. определение особых образовательных потребностей обучающегося;
  3. реализация системы индивидуально ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающегося в преодолении нарушений познавательной сферы и развитии высших психических функций.

Содержание программы по преодолению нарушений познавательной сферы разработано с учетом возрастных, типологических, индивидуальных особенностей.

Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных занятиях с учетом рефлексивно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов, проводится систематически, с поэтапным усложнением содержания материала, учитывает зону ближайшего развития и постепенным уменьшением помощи взрослого. Непрерывный мониторинг динамики развития ребенка обеспечивает гибкую адаптацию индивидуальной программы.

Основными направлениями коррекционной работы являются:

  • коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
  • коррекция недостатков познавательной деятельности;
  • обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности.

Познавательная деятельность заключается в познании окружающего мира: в его восприятии, осмыслении, запоминании. Познание окружающей действительности обеспечивается процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти. Соответственно содержание программы коррекционной работы направлено на: развитие коммуникативной деятельности; развитие конструктивной деятельности; сенсорное развитие (зрительное, слуховое и тактильное восприятие); формирование пространственно-временных ориентировок; развитие памятиразвитие мыслительных процессов (отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации); развитие слухоголосовых координаций; развитие моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов ребенка,

любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.).

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ребёнок:

  • целенаправленно выполняет действия по инструкции педагога;
  • анализирует и сравнивает предметы по указанному признаку: форма, цвет, величина;
  • узнаёт предметы по заданным признакам;
  • сравнивает предметы по внешним признакам;
  • составляет сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
  • различает основные цвета;
  • классифицирует и обобщает предметы по определённым признакам;
  • выбирает предмет по образцу;
  • определяет название предмета, форму предмета;
  • ориентируется в схеме собственного тела;
  • ориентируется в помещении и на листе бумаги по инструкции педагога;
  • определяет источник звука;
  • различает речевые и неречевые звуки, звуки окружающей среды;
  • определяет последовательность событий;
  • находит сходство и различие между изучаемыми предметами;
  • классифицирует предметы по заданному признаку;
  • различает эмоциональные состояния других людей, проявлять чувство сопереживания.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

I блок. Диагностический

Комплексный сбор сведений о ребенке. Обследование с целью выявления особых образовательных потребностей в коммуникативной и познавательной сферах.

II блок. Установочный

Выявление уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Разработка программы коррекционной работы.

III блок. Коррекционный

Организация и проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Выбор оптимальных для развития ребенка методов, приемов, коррекционной работы в соответствии с его особыми образовательными потребностями.

Развитие коммуникативной деятельности

Формирование положительного эмоционального отношения к коррекционным занятиям. Обследование окружающего пространства, предметов, наполняющих пространство. Формирование положительного отношения к процессу общения. Формирование невербальных (жесты, предметы-символы) и вербальных средств общения. Развитие способности к совместной деятельности. Выражение своих потребностей в доступной для общения форме. Выполнение элементарных поручений «дай», «возьми», «покажи».

Развитие моторики, графомоторных навыков

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Сгибание бумаги.

Развитие конструктивной деятельности

Формирование умений и навыков действий с предметами. Развитие координации движений, предметно-практических манипуляций и действий. Удерживание различных предметов, отличающихся размером, формой. Передвижение предметов из одной коробки в другую. Складывание формочек, пирамидки. Построение элементарных фигур из кубиков. Почтовый ящик. Нанизывание бусинок. Резание бумаги. Составление изображений из разрезанных картинок.

Развитие пространственных представлений

Формирование элементарных пространственных представлений, представлений о строении собственного тела. Расположение предметов в положении: «вверху-внизу». Работа с куклой: покажи руку, ноги, голову, глаза, нос. Работа перед зеркалом. Формирование умения ориентироваться на листе бумаги.

Развитие зрительного гнозиса (цвет, форма, величина)

Формирование мотивационной направленности на практические действия, восприятие, внимание. Формирование представлений о цвете, форме и величине предметов. Группировка предметов: расположение предметов по цвету (2-3), разложение предметов по величине (большие, маленькие). Составление фигур по образцу из кубиков (2-3 фрагмента). Игра с мозаикой. Выделение «замаскированных» картинок.

Развитие слухового восприятия

Формирование слухового сосредоточения на неречевых и речевых сигналах. Формирование умения дифференцировать на слух неречевые и речевые звучания (при выборе из 2-3-х). Реагирование: выполнение действия по инструкции на те или иные звучания (барабан, дудка, бубен). Дифференциация неречевых звучаний (бубен, дудка, колокольчик). Различие на слух 2-3-х, 3-4-х звукоподражаний. Игра «Кто как кричит». Усвоение понятий «громко-тихо», «долго-кратко». Дифференциация речевых звучаний, отличающихся длительностью. Игры по определению направления звучания. Игры по определению количества звучаний один-два, один-много.

Развитие тактильного восприятия

Развитие тактильного чувства. Игра «Ветерок» дыхание на ладошки. Использование предметов, различных по текстуре поверхности: твердые, гладкие, ворсистые. Различение температуры (с помощью бутылок, наполненных разной по температуре водой (холодная-теплая).

Развитие способности узнавания предметов с помощью осязания. Ощупывание и опознание предмета на ощупь и называние его. Игра «Волшебный мешочек».

Развитие памяти

Стимуляция процессов памяти. Игра «Чего не стало» (использование картинок, игрушек). Использование звукоподражания: (му-корова, ав-ав- собака и т.д.). Выполнение движений по подражанию. Найти картинку или предмет по словесной инструкции. Раскладывание картинок в заданной последовательности.

Развитие мыслительных процессов

Формирование базовых составляющих мыслительных процессов. Обучение подражанию при выполнении различных действий. Составление целого изображения на основе сложения разрезных картинок (из 2-3-х частей). Работа с парными картинками. Классификация предметов (по темам). Нахождение лишней картинки или предмета в ряду расположенных предметов однородной группы.

VI блок. Итоговая диагностика

Обследование обучающегося с целью оценки эффективности коррекционной работы.

Список литературы

  1. Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: Диагностика и сопровождение. – М.: 2016.
  2. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. Автор-сост. О.А. Зажигина.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014.
  3. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья.- М.: Национальный книжный центр, 2016.
  4. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. / Е.А. Стребелева. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005.
  5. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод, пособие: с прил. Альбома «Нагляд. материал для обследования детей» под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Просвещение, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования на ребенка-инвалида.

В материале представлена адаптационная образовательная программа на ребенка с РАС....

Рабочая программа адаптированной образовательной программы дошкольного образования на ребенка-инвалида с расстройством аутистического спектра, задержкой психического развития в подготовительной к школе группе обще

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет со сложным дефектом (ЗПРР и РАС) на 2019 – 2020 учебный год (далее - Программа) определяет содержание ...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для слабовидящих детей воспитанника второй младшей группы.

Адаптированная образовательная программа для слабовидящих детей направлена на создание благоприятных социально - педагогических условий для максимального развития ребёнка, раскрытия его способностей и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования педагогами второй младшей группы на 2018-2019 учебный год

Рабочая образовательная программа воспитателя второй младшей группы (3-4 года) составлена на основе основной образовательной программы государственного образовательного учреждения Тульской облас...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелым нарушением речи группы старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет № 18 «Облачко»

Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - Программа) разработана в соответствии с Порядком разработки...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелым нарушением речи группы старшего дошкольного возраста от 4 до 5 лет № 18 «Облачко»

Рабочая программа группы (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Согласно ФГОС дошкольного образования Пр...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелым нарушением речи группы старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет № 15 «Солнышко»

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1 Пояснительная запискаРабочая программа группы (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Сог...