Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для слабовидящих детей воспитанника второй младшей группы.
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа)

Адаптированная образовательная программа для слабовидящих детей направлена на создание благоприятных социально - педагогических условий для максимального развития ребёнка, раскрытия его способностей и его самореализации, обеспечения чувства психологической защищенности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                                                                                      

На заседании ПМПк

Протокол от «    »             г.

№  

Председатель ПМПк

________________Овчинникова Н.А.

Утверждено

Приказом директора МАУДО

« Детский сад №10»

___________ Турнаева О.Г.  

от «     »                 г.

                                     №

                                                   

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для

слабовидящих детей

воспитанника второй младшей группы

МАУДО «Детский сад №10»

2021 – 2022 учебный год

Я ___________________________________________________________, как законный представитель, ознакомлен и согласен с разработанной адаптированной образовательной программой.

_________                                                        __________         /________________/

     дата                                                                                   подпись                         расшифровка

Пояснительная записка

ФИО ребенка

 

Группа

Общеразвивающей направленности в дошкольной образовательной организации

Дата рождения

 

Адрес проживания

 

Мать

 

Отец

 

Телефон

 

Заключение ТПМПК

протокол № 57 от 19.10.2021г.

Рекомендации ТПМПК

1.Работа консилиума ОО.

2.Разработка АОП.

3.Динамическое наблюдение специалистами ППк.

ИПРА

нет

Рекомендации ИПР

Заключение ВК

Дополнительные сведения

Группа здоровья: 3

Программа обучения

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для слабовидящих детей

Форма обучения

Очная

Режим обучения

полный

Цель адаптированной программы

создание образовательной среды, обеспечивающей дошкольнику личностный рост в рамках возрастных и индивидуальных возможностей.

Содержание программы

1 блок Образовательный

2 блок Воспитательный

Сроки реализации программы

1 год, только на учебный год

Сроки и формы контроля

Сентябрь, апрель - Педагогическая диагностика

Планируемые результаты

 Освоение адаптированной образовательной программы.

Содержание программы

1 блок Образовательный

Обязательные индивидуальные коррекционные занятия

Коррекционные занятия

Количество часов в неделю

вторая младшая

группа

Педагогическая коррекция

2

Итого:

2

2 блок Коррекционный

Педагогическая коррекция

Цель

1. Формирование зрительного восприятия

2. Развитие глазомера и координации

3. Освоение мелких движений

4. Развитие осязания

5. Укрепление кистей рук и пальцев

Мероприятия

 Коррекционные занятия 2 раза в неделю.

Ответственный

Педагоги группы:

Посенчук Т.В.

 

Программное обеспечение

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мозаика»

М.И.Земецкая «Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения»

З.П.Малева «Создание педагогических условий развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

Расписание занятий

вторник, четверг

Сроки и формы контроля

Заполнение листов учета эффективности проделанной коррекционно-развивающей работы.

Проведение педагогической диагностики (сентябрь, апрель).

Планируемые  результаты индивидуальной работы

Формирование целенаправленного зрительного восприятия формы предметов, развивать поисковую функцию зрения, совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обучать умению находить и сравнивать определённые предметы, группировать их по форме, упражнять в умении ориентироваться в пространстве.

3 блок Воспитательный

Ответственные: педагоги группы

Цель: создание благоприятных социально-педагогических условий для максимального развития ребенка, раскрытия его способностей и его самореализации; обеспечения чувства психологической защищенности.

Направления работы:

Расширять знания и представления об окружающем мире.                                                                    Развитие познавательной деятельности.

Развитие понимания речи.

Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук.

Внеучебная деятельность:

Кружок «Радуга красок»

Планируемые результаты воспитательной работы:

Развитие ручной умелости и графомоторных навыков.

Расширение общей осведомлённости, внимания.

Развивать коммуникативную деятельность

Развитие активной подражательной  речевой деятельности

Развитие понимания речи                                                                                              

Перспективный план по индивидуальному маршруту сопровождения ребёнка с ОВЗ.  

Дата.

Направление, задачи.

Приёмы, описание игры и оборудование.

Результат

1.

 

Познавательное развитие.

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, цвет; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения; развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мелкой моторики рук.

Пальчиковый бассейн

Материалы: коробка или пластмассовый таз с крышками.

Описание игры: На столе или на полу ставится коробка (таз) с крышками, воспитатель предлагает ребенку опустить руки в «бассейн».

Задание 1. «Купание» рук в бассейне – опустить руки в «бассейн» по локоть, по плечи, прошуршать крышками.

Задание 2. «Прятки». На дне «бассейна» воспитатель прячет маленькую игрушку или геометрическую фигуру. Ребенок должен опустить руки в «бассейн», найти и достать игрушку.

Задание 3. «Кто быстрее соберет» Крышки рассыпаны по ковру,   дается задание собрать крышки определенного цвета.

2.

 

Речевое развитие.

Цель: развитие слухового внимания.

  «Узнай по голосу»

Описание игры: Дети стоят в кругу, один ребёнок в центре. Идут по кругу и говорят…(имя ребёнка, который стоит в центре круга), Ты стоишь в кругу, Мы зовём тебя: «Ау!» Быстро глазки закрывай, Кто позвал тебя, узнай. Ребёнок отгадывает называвшего его, и тот становится на его место в центре круга. Игра повторяется.

3.

 

Социально - коммуникативное развитие.

Цель: развивать трудовые умения и навыки.

Мнематаблица «Как правильно мыть руки»

Очень важно научить детей младшего возраста в детском саду, как правильно мыть руки. Схема всегда висит над раковинами в умывальнике, и сначала с помощью воспитателя, а потом и самостоятельно, детки по схеме моют руки.

4.

 

Художественно – эстетическое развитие.

Цель: Воспитывать наблюдательность, умение видеть особенности окружающих предметов, сравнивать их; выделять характерное разных предметов: цвет, форму, размер.

Раскрашивание предметов по образцу «Пирамидка»

Воспитатель предлагает ребенку раскрасить пирамидку теми же цветами, что и на образце.

5.

 

Физическое развитие.

Цель: совершенствовать ходьбу по заданной траектории, умение ориентироваться в пространстве.

 Воздушный шар.

Описание игры.

Педагог эмоционально рассказывает о разноцветных шарах. Больших и маленьких, предлагая, в зависимости от количества детей, образовать маленький или большой круг.

По команде педагога дети, постепенно расширяя круг, отходят на расстояние вытянутых рук, произнося:

Раздувайся наш шар, раздувайся большой!

Оставайся такой, да не лопни!

При словах педагога «Шар лопнул!» дети опускают руки, произнося «Хлоп» и приседают. Педагог говорит: «Воздух из шара выходит». Дети медленно встают и сходятся к центру, издавая звук «Ш-Ш-Ш».

Педагог следит, чтобы все дети произносили «Хлоп» и одновременно приседали, вставали и двигались к центру.

6.

Познавательное развитие.

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, цвет; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения; развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мелкой моторики рук.

Пальчиковый бассейн

Материалы: коробка или пластмассовый таз с крышками.

Описание игры: На столе или на полу ставится коробка (таз) с крышками, воспитатель предлагает ребенку опустить руки в «бассейн».

Задание 4. Дайте малышу в руки одну крышку и попросите найти крышку такого же цвета. Обратите внимание ребенка на слова: такой же, не такой, одинаковый, разный.

Задание 5. Предложить ребенку выложить две дорожки из трех – четырех крышек разного цвета. Сравните, какая дорожка длиннее, какая короче.

7.

Речевое развитие.

Цель: поддерживать желание детей воспроизведению услышанного.

«Передай, что слышишь, «Испорченный телефон», «Я начну, а ты продолжай» Содержание игры: Все участники игры, кроме двоих, закрывают глаза (спят). Ведущий называет первому участнику какое-либо слово или фразу. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передаёт сказанное. Далее второй участник «будит» третьего и передаёт ему свою версию услышанного. И так до последнего участника игры. После этого ведущий спрашивает всех участников, начиная с последнего и кончая первым, о том, какое слово он услышал.

8.

Социально - коммуникативное развитие.

Цель: развивать трудовые умения и навыки.

Мнематаблица «Как правильно одеваться»

Очень важно научить детей младшего возраста в детском саду, как правильно одеваться. Схема всегда висит возле кабинок в раздевалке, и сначала с помощью воспитателя, а потом и самостоятельно, детки по схеме учатся правильно одеваться. Для каждого времени года существует своя схема.

9.

Художественно – эстетическое развитие.

Цель: учить соотносить цвет с предметами окружающего мира. Развивать зрительное восприятие, внимание, зрительно – двигательную координацию.

Подбери по цвету.

Воспитатель предлагает детям подобрать нужный по цвету кружок к каждой игрушке.

10.

Физическое развитие.

Цель: совершенствовать бег, ориентировку в пространстве, ловкость; воспитывать честность.

Рыбки

Описание игры.

Играющие становятся по кругу. Каждому дается одна веревка с рыбкой. Длина веревки 110-115 см, на конце которой привязаны звенящие предметы – (рыбки). По сигналу педагога все разбегаются по площадке. Каждый старается наступить на рыбку товарища. Потерявший рыбку выходит из игры до ее возобновления. Выигрывает тот, кто за определенное время выведет из игры больше играющих или тот, у кого уцелеет рыбка.

Правила игры (для детей).

Игрокам нельзя крепко держать «рыбку» (веревку).

Игрок выходит из игры, если потерял рыбку.

Нельзя сокращать веревку.

Игрокам нельзя стоять на месте или прятаться куда-либо.

11.

Познавательное развитие.

Цель: Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, развитие мелкой моторики рук

Найди домик.  Материал: небольшие коробочки в виде гномиков, обклеенные красным, зеленым, синим, желтым цветом; коробка с цветными крышками.

Описание игры: Воспитатель предлагает детям разложить крышки в соответствии с цветом коробочки. Игру можно сопровождать стихотворениями о цветах.

12.

Речевое развитие.

Цель: развивать образное мышление, зрительное внимание, речь.

 

Какой игрушки не стало.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай, какого предмета не стало?». Для этого внимательно посмотрите на картинку справа и слева и назовите игрушки. (Мячик, утка, гриб, рыбка). Воспитатель закрывает один предмет справа: « А теперь внимательно посмотрите на картинку справа. Какого предмета не стало? Назвать предметы на картинке слева. Назвать предметы на картинке справа. Чем отличается картинка слева от картинки справа? (На картинке справа нет…). В эту игру можно играть несколько раз, при этом воспитатель закрывает разные предметы.

13.

Социально - коммуникативное развитие.

Цель: учить детей находить и называть животных и их детенышей, умение подражать голосам животных.

«Найди пару»

Для этой игры понадобятся картинки из серии

«Животные и их детеныши». Половине игроков раздаются картинки с взрослыми животными, а второй – детеныши. При раздаче

картинок, надо обязательно сказать, что смотреть можно

только тогда, когда все получат картинки. Воспитатель говорит:

- Раз, два, три свою семью найди!

Дети по картинкам ищут своё семейство, затем встают рядом, кладут руки друг другу на плечи и по очереди говорят:

-Я мама-овца.

-Я папа-баран.

-Я маленький ягнёнок.

Каждое семейство называет себя. Для детей младшего возраста можно использовать звукоподражание

14.

Художественно – эстетическое развитие.

Цель: учить соотносить форму геометрических фигур с предметами окружающего мира. Развивать зрительное восприятие, внимание, зрительно – двигательную координацию.

Игра «Подбери по форме и цвету»

Предложить детям найти к каждой картинке нужные фигурки по цвету и форме.

15.

Физическое развитие.

Цель: совершенствовать двигательный навык в метании и ловле мяча.

 Перекатывание мяча

Описание игры: Все играющие садятся в круг, широко разводят ноги. Педагог с мячом в руках становится в середине круга. Назвав имя какого-нибудь из играющих, катит к нему мяч и тут же начинает хлопать в ладоши. Игрок, поймав мяч, катит его обратно, ориентируясь по хлопкам педагога. Так педагог перекатывает мяч всем игрокам по очереди. Правила игры

Мяч можно только катать.

Игра должна проходить в тишине.

Расстояние от педагога до игроков должно быть 2-3 метра.

Во время игры играющим рекомендуется менять позу, (сесть, встать на одно колено, присесть на корточки и т.д.)

16.

Познавательное развитие.

Цель: Учить детей нанизывать цветные крышки от пластиковых бутылок с отверстием на цветной шнурок, закрепить восприятие формы, цвета; развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление, речь детей.

«Бусы для куклы»

Материал: кукла, коробка с крышками и шнурки (красного, зеленого, синего, желтого цветов).

Описание игры: Воспитатель начинает игру со стихотворения:

Кукла

Этой куклы кто не знает? Лучше куклы не найдешь.

Сразу глазки открывает, только на руки берешь.

Я надену кукле бусы, платье новое сошью.

Не вести же мне к бабусе в старом куколку мою. (Г. Бойко)

Задание 1. Дети нанизывают крышки одного цвета на соответствующий шнурок.

Задание 2. Ребенок берет любой шнурок и нанизывает на него крышки, чередуя цвета.

Задание 3. Ребенок нанизывает на шнурок любого цвета крышки по инструкции воспитателя.

17.

Речевое развитие.

Цель: Развивать умение сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание.

«Загадки и отгадки», «Обвели правильно»

У педагога на столе один медведь большой, а другой маленький. У большого медведя красный карандаш, у маленького синий.

Педагог говорит, что один мишка большой и у него красный карандаш (показывает), другой - маленький и у него синий карандаш (показывает). Мишки загадают детям загадки, а они должны раскрасить большие предметы красным карандашом, а синим - маленькие. А потом рассказать мишкам, что сделали. (Раскрасили красным карандашом большую матрешку, большой мяч;

синим карандашом - маленькую матрешку, маленький мяч.)

Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка.

(Матрешка.)

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет. (Мяч.)

18.

Социально - коммуникативное развитие.

Цель: развивать зрительное внимание, умение сосредотачиваться.

«Дотронься до…»

Воспитатель предлагает: «Дотронься до синего!». Все дети должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета. Цвета периодически меняются, кто не успел — ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

19.

Художественно – эстетическое развитие.

Цель: учить соотносить форму геометрических фигур с предметами окружающего мира. Развивать зрительное восприятие, внимание, зрительно – двигательную координацию.

Игра «Фигуры»

Предложить к каждой геометрической фигуре подобрать предметы, похожие по форме.

20.

Физическое развитие.

Цель: развивать чувство владения мячом, скорость, чувство партнера.

Догоняй мяч

Описание игры.

Все играющие образуют круг. Двум играющим, стоящим в кругу через 5-6 игроков, дается по мячу (озвученному). По команде педагога играющие стараются как можно скорее передать мячи стоящему рядом игроку, чтобы один мяч догонял другой. Если мячи окажутся у игроков, стоящих рядом, игра возобновляется.

Правила игры:

Мячи можно передавать только стоящему рядом игроку.

Чем больше количество участников, тем больше может быть мячей.

Педагог должен постоянно менять направление движения мячей.

21.

Познавательное развитие.

Цель: Формировать знания детей о четырех основных цветах и их оттенках; учить детей выделять цвета; развивать мелкую моторику пальцев, усидчивость, внимание, речь.

«Составь узор»

Материал: коробка с крышками, карточки (салфетка, ромашка, клубника, флажок, лебедь, круг, овал, треугольник).

Описание игры: На карточках дети выставляют крышки на специально нарисованные кружочки. Во время игры воспитатель проговаривает вместе с детьми о том, какие цвета на карточке. Выкладывание крыше сопровождается стихотворениями:

Ромашки

Маленькое солнце на моей ладошке, -

Белая ромашка на зеленой ножке.

С белым ободочком желтые сердечки…

Сколько на лугу их, сколько их у речки!

Зацвели ромашки – наступило лето.

Из ромашек белых вяжутся букеты. (З. Александрова)

Клубника

Краснощёка, круглолика,

Ароматна, хороша

Спеет сочная клубника -

Радость взрослым, малышам.

В огороде тёти Маши

Надо ягоды собрать.

Нет клубники слаще, краше,

Но так хочется играть. (О. Шамшурина)

22.

Речевое развитие.

Цель: Развивать умение сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание.

Игра «Кто внимательный?»

На картинках справа и слева нарисованы одни и те же игрушки, но которые отличаются какими - либо деталями. Ребенок должен показать и рассказать, чем отличаются игрушки.

23.

Социально - коммуникативное развитие.

Цель: учить понимать эмоциональное состояние окружающих и учитывать это в общении. Учить ценить дружеские отношения, строить их на желании помочь, доставить радость.

«Конструктор эмоций»

Игра проводится с двумя детьми. Ведущий должен показать на лице эмоцию, которую предварительно прошепчет ему воспитатель. Второй ребенок должен отгадать, что это за эмоция и выложить ее из конструктора.

24.

Художественно – эстетическое развитие.

Цель: воспитывать наблюдательность умение выделять и подбирать цвета предметов.

Игра «Цвета»

Каждому участнику раздаются карточки с изображением различных предметов, раскрашенных тремя разными цветами. Ведущий по очереди показывает карточки с изображением трех карандашей разного цвета. Дети должны внимательно рассмотреть свои карточки с предметами. И тот, кто найдет предмет, который раскрашен теми же цветами, что и карандаши, забирает карточку себе.

25.

Познавательное развитие.

Цель: закрепление знаний детей о цветовой гамме и оттенках цветов. Развитие восприятия, внимания, мышления, смекалки, мелкой моторики рук.

«Чудо-прищепки»

Материал: картинка (рыбка, цветок, облако, ежик, морковь, солнце, туча, цветные прищепки

Описание игры:

Задание1. Детям предлагается разделить все прищепки по цветам: красные, желтые, синие и т. д.

Задание 2. Ребенку предлагается рассмотреть рыбку и определить, чего у нее нет (хвоста, плавников). Воспитатель просит ребенка помочь рыбке. Сначала с помощью воспитателя, затем самостоятельно дети прикрепляют прищепки к изображениям предметов.

26.

Речевое развитие.

Цель: развитие слухового внимания, мелкой моторики рук.

«Курочка»

 Материал: игрушка курочка с кармашками, киндер коробочки с различными наполнениями.

Ход игры: рассмотреть курочку, у которой много яичек.

Курочка моя, Умница моя,
Вот пшено, водичка!
Дай ты мне яичко, Умница моя!

Предложить детям погреметь и отгадать, что находится внутри. 

27.

Социально - коммуникативное развитие.

Цель: учить детей определять поступки по картинкам.

Игра «Хорошо или плохо»

Воспитатель показывает картинки по очереди, а дети внимательно смотрят, подходит ли картинка к их карточке. Выигрывает тот, чья карточка заполнится раньше всех. Затем дети по очереди рассказывают, что нарисовано на их картинках, хорошо ли поступил тот или иной персонаж.

28.

Художественно – эстетическое развитие.

Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность и воображение, аккуратность, усидчивость

 Игры с крупой

Материал: емкость с крупой (манка, гречка, коробка (из-под конфет или поднос, дно которой обклеено темной пленкой.

Описание игры:

Задание 1. Предложить ребенку нарисовать все, что он захочет. Это можно делать либо пальчиками, либо трубочкой от сока.

Задание 2. На дно коробочки можно положить любую картинку и предложить ребенку ее найти.

Задание 3. На крупу положите две картинки в разные стороны, пускай ребенок нарисует дорожки от одной картинки к другой (как в лабиринте).

29.

Познавательное развитие.

Цель: развитие зрительного восприятия; закрепление представлений о цвете.

«Найди цветок для бабочки»

 Материал: четыре цветка большого размера, выполненных из картона, красного, синего, желтого, белого цвета, для наборного полотна; 4 плоскостные фигуры бабочек таких же цветов, как и цветы, трафареты с изображением цветов и бабочек по числу детей.

Ход игры: Взрослый выставляет на наборное полотно цветки четырех цветов и говорит: Дети, сейчас мы с вами поиграем. Посмотрите на эти цветы, какого цвета этот цветок? Дети называют 4 цвета. А вот видите бабочек, они хотят найти свои цветы, чтобы спрятаться. Нужно помочь бабочкам спрятаться. На какой цветок нужно сесть бабочкам, чтобы им можно было спрятаться. Надо желтую бабочку спрятать на желтый цветок. Начинают играть.

После игры подводим итоги, какого цвета были бабочки? Какого цвета были цветочки?

30.

Речевое развитие.

Цель: развитие речи, памяти.

Разучивание стихотворения «Игрушки».

Много игрушек в нашем саду. Наши игрушки стоят на виду. Кот в сапогах, длинноухие зайки, И барабаны, и балалайки.

Куклы нарядные в платьях сидят, Куклы на зайцев и мишек глядят. Мы наши игрушки не бьем, не ломаем, Их у друзей не отнимаем.

31.

Социально - коммуникативное развитие.

Цель: учить оказывать помощь кому- либо.

Лабиринт.

Например: Зайчик очень проголодался, помоги ему найти грядку с морковкой

32.

Развитие мелкой моторики.

Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность и воображение, аккуратность, усидчивость

Игры с крупой.

Материал: емкости с крупой (фасоль, горох, гречка, бобы).

Описание игры:

Задание 1. Ребенку предлагается переложить крупу из одной емкости в другую. Он может это делать как с помощью пальчиков, так и с помощью ложки.

Задание 2. Предложите ребенку выложить дорожки из крупы, сравните их по длине.

Задание 3. Из фасоли можно выложить различные рисунки – геометрические фигуры, домик, цветочек и т. д.

Задание 4. Смешайте крупу (фасоль, горох, бобы или фасоль белую и красную) в коробочке и предложите ребенку разделить все по разным емкостям.

Задание 5. Массаж для рук. Высыпать разную крупу в тазик (коробочку) и предложить ребенку опустить в нее руки, сжимать и разжимать крупу в кулочках. Также можно спрятать на дно игрушку и попросить ребенка найти ее.

Задание 6. На дно тазика с крупой положить плоскую геометрическую фигуру и предложить ребенку нащупать ее пальцами и назвать.

33.

Художественно – эстетическое развитие.

Цель: учить раскрашивать аккуратно не выходя за границы предмета.

Упражнение раскрась по образцу.

Воспитатель предлагает ребенку раскрасить гриб теми же цветами, что и на образце.

34.

Развитие зрительно – моторной координации.

Цель: Упражнять и стимулировать зрение детей, развивать прослеживающие функции глаза. Закреплять цветовосприятие через развитие зрительно-моторной координации и зрительно-двигательной ориентации. Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать слуховую память, воображение.  

«Отгадай загадку» 

 Материал: Зашумленные рисунки и цветные карандаши для каждого ребёнка. Загадки о предметах, изображённых на рисунках. Описание игры: Педагог загадывает детям загадки, просит детей отгадать, но ответ вслух не произносить, а найти его на зашумленном рисунке и обвести отгадку карандашом такого же цвета. Обводим отгадку по контуру, не отрывая карандаш от линии и не выезжая за края.

35.

Физическое развитие.

Цель: развить наблюдательность, внимание, активность.

Угадай, кто кричит

Описание игры.

Дети сидят полукругом на стульях, (на ковре). Перед детьми на расстоянии нескольких шагов ставится ширма. Руководитель называет кого-нибудь по имени, и тот идет за ширму. Руководитель договаривается с ребенком, находящимся за ширмой, какое животное или птицу он будет изображать. За ширмой раздается мычание коровы, кудахтанье курицы и другие звуки. Руководитель предлагает отгадать, кто кричит.

Правила игры

Отгадать животных или птицу может только тот, кто быстрее поднимет руку.

Если ребенок ошибся, ему может подсказать следующий.

36.

Познавательное развитие.

Цель: развитие внимания, памяти.

 «Угадай, что исчезло»

Для игры понадобятся 3-4 разные игрушки.

Выложите перед малышом игрушки, попросите его посмотреть внимательно и назвать, какие игрушки он видит. Затем попросите его отвернуться: «Игрушки хотят поиграть с тобой в прятки, отвернись, пожалуйста». Когда ребёнок отвернется, надо убрать одну игрушку и попросить ребёнка

угадать, какая игрушка спряталась.
Постепенно игру нужно усложнять. Когда ребёнок отворачивается, можно не только убирать, но и добавлять одну игрушку: «Ой, к нашим игрушкам приехал гость (гостья). Кто это?». Малыш должен угадать, какая новая игрушка появилась.

37.

Социально - коммуникативное развитие.

Цель: формировать правила поведения за столом.

Рассматривания плаката «Правила поведения за столом»

  1. Рассмотреть с детьми, что изображено на плакате.
  2. Спросить: как нужно вести себя за столом? (Как нужно вести себя в гостях?)

Предложить, опираясь на картинки, ответить на вопросы. Акцентировать внимание детей на правильных ответах, дополнить ответы детей.

38.

Художественно – эстетическое развитие.

Упражнение «Обведи правильно» На картинке вразброс нарисованы овощи и фрукты. Педагог просит обвести только овощи или только фрукты, и назвать то, что обвел.

39.

Речевое развитие.

Цель: продолжать различать овощи и фрукты, составлять предметы из частей, отвечать на вопросы.

Дидактическая игра «Овощи» Взрослый раздает каждому ребенку части овоща (картинки овощей,

разрезанные на 2-3-4 части) и предлагает сложить и назвать, что получилось. После выполнения задания взрослый задает вопросы: Витя, что ты собрал? (морковку). Где растет? Что можно с морковкой делать? (выдернуть из земли, помыть, почистить, порезать). Что можно приготовить из морковки? (салат, щи, суп).

40.

Развитие зрительно – моторной координации.

Цель: Упражнять и стимулировать зрение детей, развивать прослеживающие функции глаза. Развивать пространственные ориентировки («направо», «налево», «вверх», «вниз») через развитие зрительно-моторной координации и зрительно двигательной ориентации. Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать слуховую память, воображение.

«Ищем клады, «Лабиринты» Материал: «Карта» и «письмо» с указанием маршрута к ней для каждого ребёнка. Указка, карандаш для каждого ребёнка.

Описание игры: Перед нами карта леса. Под одной из ёлочек пираты спрятали клад. К нам попала записка, «письмо», в которой обозначен маршрут следования к кладу. Каждому ребёнку предлагается «расшифровать» маршрут поиска клада. «Надо идти прямо вверх до дерева, потом надо повернуть направо, дойти до цветка, после идти прямо вверх до ёлочки, повернуть влево до колокольчика, затем вниз до дерева и повернуть вправо до ёлочки». Рассказать и показать. На печатной основе На вертикальной поверхности

41.

Физическое развитие.

Цель: развить у детей слух, внимание и выдержку.

 Где позвонили

 Описание игры.

Дети сидят по кругу. Один из играющих по назначению воспитателя становится в центре круга. По сигналу воспитателя он закрывает глаза. Воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить.

Ребенок, находящийся в центре круга, должен не открывая глаз, указать рукой направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, воспитатель говорит «Пора», и отгадывающий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает звонок и показывает его. Если водящий ошибся, он снова закрывает глаза и отгадывает еще раз.

Правила игры.

Отгадывающий открывает глаза только после слова воспитателя «Пора».

Воспитатель следит за тем, чтобы водящий во время игры не открывал глаза.

Указывая направление звука, водящий может повернуться лицом к тому месту, откуда слышался звук.

Дети должны звонить не слишком громко.

42.

Познавательное развитие.

Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия формы.

 «Угадай животных»

Материал: 2 набора картинок: 1). Предметные картинки, на которых изображены животные (дикие и домашние); 2). Картинки с изображением теней животных (диких и домашних).

Ход игры: 1. Взрослый предлагает рассмотреть картинки с изображением животных и назвать их.

2. Взрослый просит ребенка подобрать картинку, на которой изображена тень животного, к предметной картинке, на которой изображено само животное.

3. Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку и отгадать, какого животного тень изображена на ней, без опоры на предметные картинки.

43.

Социально - коммуникативное развитие.

Цель: закрепить последовательность действий при мытье рук.

«Девочка чумазая»

Нам потребуется: кукла, тазик с водой, кусочек мыла, полотенце.

Ход игры:

  1. Педагог показывает детям куклу с грязными руками.
  2. Педагог читает отрывок стихотворения А. Барто «Девочка чумазая».

- Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала? Черные ладошки,

На локтях - дорожки.

  1. Рассмотрите с детьми куклу. Попросите любого ребенка назвать грязные части тела куклы.
  2. Педагог задает вопрос: «Что нужно сделать для того, чтобы кукла была чистая?

Выслушайте ответы детей. Предложите вспомнить, что нужно для мытья рук (вода, мыло, полотенце).

Рассмотрите картинку с алгоритмом выполнения последовательных действий для мытья рук. Предложите каждому ребенку помыть грязные ручки куклы. Полюбуйтесь чистой куклой, воскликните: «А ладошки-то отмылись!»

44.

Художественно – эстетическое развитие.

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление цвета.

«Раскрась по образцу»

 Предложить ребенку раскрасить предмет теми же цветами, что и на образце.

45.

Развитие зрительно – моторной координации.

Цель: поддерживать желание понимать и соотносить пространственные отношения («вверху-внизу», «слева-справа») между геометрическими фигурами.

Дидактическая игра «Повтори узор» 

 Описание игры: Ребёнку предлагается карточки: с узором из геометрических фигур. Ребёнок заполняет карточки согласно образцу, сопровождая свои действия речью. Затем педагог предлагает поиграть и отгадать загаданную геометрическую фигуру: «Эта фигура сидит на верхней строчке справа от треугольника (слева от круга), на нижней строчке между овалом и квадратом и т.д.

46.

Физическое развитие.

Цель: умение действовать по сигналу, метать правой и левой рукой, ориентироваться в пространстве.

Попади мешочком в круг

Описание игры.

Дети стоят по кругу. В центре круга выложен из веревки кружок, концы веревки связаны. Дети находятся на расстоянии 1-2 шагов от круга. В руках у детей мешочки с песком. По сигналу воспитателя «Бросай» все дети бросают свои мешочки в круг. «Поднимите мешочки» – говорит воспитатель. Дети поднимают мешочки, становятся на место. Воспитатель отмечает, чей мешочек не попал в круг, и игра продолжается. При повторении игры дети бросают мешочки другой рукой.

Правила игры

Бросать мешочки нужно по слову воспитателя «Бросай!», поднимать по сигналу «Поднимите мешочки».

Перед началом игры воспитатель показывает детям, как держать и бросать мешочки в круг.

Вместо мешочков можно бросать шишки.

В зависимости от возраста детей можно увеличивать расстояние до круга.

47.

Познавательное развитие.

Цель: развитие зрительного восприятия; развитие тонкой моторики рук.

«Пуговки»

 Материал: Волшебный мешочек, пуговицы разного цвета и размера.

Ход игры: Взрослый показывает детям, что у него есть в волшебном мешочке. Просит детей вынуть по очереди пуговки из мешочка. Затем взрослый выкладывает рисунок, после чего просит ребенка сделать такой же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложить ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Вариант усложнения: выложить фигуру из пуговок по заданию взрослого без опоры на образец.

48.

Социально - коммуникативное развитие.

Цель: развивать трудовые умения и навыки.

«Водичка, водичка умой Тане личко»

Нам потребуется: кукла, мыло, полотенце. Ход игры:

1.Покажите детям куклу с грязным лицом. 2.Попросите рассмотреть куклу и сказать, что с ней не в порядке.

  1. Прочтите потешку:

Водичка, водичка,

Умой моё личко,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

  1. Спросите детей, что нужно сделать, чтобы лицо у куклы снова стало чистым? (Куклу нужно умыть или искупать.)
  2. Спросите, что нужно для того, чтобы умыть куклу? (Вода, мыло, полотенце.)

Предложите ребенку умыть куклу. Если ребенок затрудняется, окажите ему помощь.

49.

Художественно – эстетическое развитие.

Цель: продолжать учить раскрашивать предметы не выходить за границы, подбирать правильные цвета для рисунка.

Упражнение «Трафареты»

Дети обводят по трафарету различных животных, прослеживают линию, выделяют основные части, их форму, величину.

50.

Развитие зрительно – моторной координации.

Цель: развитие мелкой моторики, точности движения рук под контролем глаз; активизация зрительных функций: фиксации взора.

«Щепки – прищепки» 

 Игра представляет собой цветные изображения животных или любые формы и бельевые прищепки. Условие игры – прицепить прищепки, создавая гриву льву, ежику – иголки и т.п. Игры с прищепками – это хорошее упражнение для развития мелкой моторики, которые являются и тактильным упражнением. Но его можно и усложнить – прищепки подбирать по цвету. Дети могут соревноваться, прикреплять прищепки на скорость, играть в одиночку и в коллективе. Если кончикам пальцев малыша дать хорошую работу, то в будущем это отразится на формировании навыков письма.

51.

Физическое развитие.

Цель: развивать умение правильно проговаривать текст, выполнять движения согласно текста, развивать вестибулярный аппарат, используя прыжки.

Зайка серый умывается

Описание игры.

Один из играющих назначается «зайкой». Все остальные становятся в круг. «Зайка» занимает место в середине круга. Дети, стоящие в кругу, говорят вместе с воспитателем:

Зайка серый умывается,

Видно в гости собирается.

Вымыл носик,

Вымыл ротик,

Вымыл ухо,

Вытер сухо!

Зайка проделывает все движения, соответствующие тексту. Затем он скачет на двух ногах (идет в гости) к кому-нибудь из стоящих в кругу. Тот становится на место зайки, и игра продолжается.

Правила игры.

Зайка должен выполнять движения согласно тексту и передвигаться только мелкими прыжками на двух ногах.

Дети могут сидеть в кругу на стульях, на полу, стоять, могут зазывать к себе в гости «зайку».

52.

Познавательное развитие.

Цель:  продолжать учить фигуры, узнавать их в предметах.

«Из каких фигур предметы?»

Материал: карточка с изображением предметов, составленных из геометрических фигур различной формы, цветные карандаши.

Ход игры: педагог предъявляет ребёнку картинку и просит рассмотреть нарисованные на ней предметы: «Из каких геометрических фигур состоят эти рисунки?» После рассматривания педагог предлагает раскрасить их в соответствии с заданием на карточке.

53.

Социально - коммуникативное развитие.

Цель: развивать трудовые умения и навыки.

«Наши малыши»

Нам потребуется: кукла-малыш, кукольная чашка, ложка, тарелка.

Ход игры.

  1. Покажите куклу-малыша. Познакомьте его с ребенком. Поднесите куклу к своему уху и выслушайте то, «что она скажет». Скажите ребенку, что малыш хочет есть.
  2. Прочтите стихотворение 3. Александровой:

На плите сварилась

каша. Где большая ложка наша? Я тебе перед едой

Лапы вымою водой, повяжу тебе салфетку —

Ешь котлетку, ешь конфетку, Молоко свое допей,

И пойдем гулять скорей.

  1. Спросите ребенка, хорошо ли быть голодным. Выслушайте его ответ.

Предложите ребенку покормить куклу кашей, которая уже сварилась и стоит в кастрюле на столе.

  1. Положите кашу в тарелку и попросите покормить кашей куклу. Следите за тем, чтобы ребенок правильно держал ложку, не торопился, довел начатое до конца.
  2. Когда ребенок закончит игру, похвалите его. Скажите, что он был сегодня очень хорошей мамой (или папой). Предложите ему похвалить куклу за то, что она съела всю

кашу, не запачкала руки и лицо.

54.

Художественно – эстетическое развитие.

Цель: закрепить геометрические фигуры, учить намазывать клей на фигуры аккуратно.

Аппликация «Выложи по образцу»

Выкладывание животных из геометрических фигур по образцу»

55.

Речевое развитие.

Цель: развитие памяти, речи.

Разучивание стихотворения по мнематаблице.

Огород

В огороде много гряд. Тут и репа, и салат.

Тут и свекла, и горох,

А картофель разве плох? Наш зеленый огород

Нас прокормит круглый год.

56.

Развитие мелкой моторике.

Цель: учить соединять по точкам не выходить за контуры.

Упражнение «Обведи правильно» На картинке вразброс нарисованы овощи и фрукты. Педагог просит обвести только овощи или только фрукты, и назвать то, что обвел.

57.

Познавательное развитие.

Цель: учить составлять целое из частей.

Игра «Разрезные картинки»

Для возраста 3-х лет достаточно картинки, разрезанной на 4 равные части, с последующим усложнением.

58.

Социально - коммуникативное развитие.

Цель: Формировать целенаправленность, самостоятельность и саморегуляцию собственных действий.

«Наш малыш».

Нам потребуется: кукла-малыш, кукольная чашка, ложка, тарелка.

Ход игры.

1Покажите куклу-малыша. Познакомьте его с ребенком. Поднесите куклу к своему уху и выслушайте то, «что она скажет». Скажите ребенку, что малыш хочет есть.

2Прочтите стихотворение 3. Александровой:

На плите сварилась каша. Где большая ложка наша? Я тебе перед едой

Лапы вымою водой, Повяжу тебе салфетку —

Ешь котлетку, ешь конфетку, Молоко свое допей,

И пойдем гулять скорей.

3Спросите ребенка, хорошо ли быть голодным. Выслушайте его ответ.

Предложите ребенку покормить куклу кашей, которая уже сварилась и стоит в кастрюле на столе.

4Положите кашу в тарелку и попросите покормить кашей куклу. Следите за тем, чтобы ребенок правильно держал ложку, не торопился, довел начатое до конца.

5Когда ребенок закончит игру, похвалите его. Скажите, что он был сегодня очень хорошей мамой (или папой). Предложите ему похвалить куклу за то, что она съела всю

кашу, не запачкала руки и лицо.

59.

Художественно – эстетическое развитие.

Цель: закрепить цвет овощей, учить правильно их подбирать, раскрашивать аккуратно не выходить за контуры. Закрепить понятие овощи.

Игра « Раскрась овощи»

Каждому овощу подобрать свой цвет.

60.

Речевое развитие.

Цель: учить находить лишний предмет и обьяснить почему.

Игра «Расскажи, что лишнее?»

Педагог предлагает ребенку посмотреть на ряды картинок, в каждом из которых лишний предмет (например, в ряду с

грибами, лишняя ягода).

61.

Развитие мелкой моторике.

Цель:  учить проводить линии в заданном направлении, аккуратно раскрашивать рисунок.

 Упражнение «Ежик»

Нарисуй иголки у ежа. Раскрась грибочек, листик и яблоко.

(стр.83. Земцова «Развивающие тесты»)

62.

Познавательное развитие.

Цель: развитие внимания.

Игра « Подбери узор»

Нужно каждому коврику подобрать свою заплатку.

63.

Развитие внимания.

Цель: учить ориентироваться на листе бумаги и работать с картинкой.

«Лабиринт».

(стр.2 Земцова «Развивающие тесты»)

64.

Развитие памяти.

Цель: учить запоминать сразу несколько предметов на страничке, отдельные детали картинок.

Игра «Назови картинки»

(стр.16 Земцова «Развивающие тесты»)

65.

Речевое развитие.

Цель: учить составлять описательный  мини рассказ о грибах.

Составление описательного рассказа о грибах по вопросам педагога.

Педагог предлагает 2-3 узнаваемых гриба на картинке. Слева грибы цветные, справа черные. Задача ребенка правильно соединить два изображения, и ответить на вопросы педагога: «Как называется гриб? Какого цвета у него шляпка, ножка? Съедобный, несъедобный?»

66.

Художественно – эстетическое развитие.

Цель: учить дорисовывать недостающие детали.

Рисование «Божия коровка»

Нам понадобится: гуашь, заготовка божьей коровки.

Ход:

  1. Педагог спрашивает ребенка: что нарисовано на лежащим перед ним листе? Если ребенок затрудняется с ответом, ему необходимо помочь наводящими вопросами.
  2. За тем педагог спрашивает: чего не хватает на рисунке.

Педагог предлагает нарисовать недостающий рисунок на божьей коровке с помощью пальцев рук.

67.

Развитие мышления.

Цель: учить находить части одной картинки и объяснить свой выбор.

Игра «Найди части»

(стр.30. Земцова «Развивающие тесты»)

68.

Развитие мелкой моторике.

Цель: учить аккуратно, соединять точки не выходить за границы. Развивать внимание.

Игра «Загадки и отгадки»

Предложить детям отгадать загадки и обвести картинки-

отгадки.

Я шустрая певичка, зовут меня …(синичка)

Зимой на ветках яблоки

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это …(снегири)

Всех я за день навещу,

Все, что знаю, растрепу! (сорока)

69.

Познавательное развитие.

Цель: учить различать и правильно называть геометрические фигуры, определять форму предметов.

Игра «На что похоже»

(стр.44. Земцова «Развивающие тесты»)

70.

Речевое развитие.

Цель: учить использовать в речи предлоги на, около, под, над.

«Расскажи по картинке».

Рассмотрите вместе с ребенком картинку. Спросите, кто сидит на елке, около елки, под елкой, летит над елкой.

71.

Художественно – эстетическое развитие.

Цель: закрепить цвет фруктов, учить правильно их подбирать, раскрашивать аккуратно не выходить за контуры. Закрепить понятие фрукты.

Игра « Раскрась фрукты»

Каждому фрукту подобрать нужный кружок.

72.

Развитие мелкой моторике.

Цель: учит аккуратно обводить рисунок, проводить прямые линии.

Упражнение «Дождик»

(стр.82. Земцова «Развивающие тесты»)

73.

Речевое развитие.

Цель: учить повторять простые чистоговорки.

Игра «Доскажи словечко»

(стр.58. Земцова «Развивающие тесты»)

74.

Развитие мышления.

Цель: учить находить ошибки на картинках.

Упражнение «Что забыл нарисовать художник»

(стр.32. Земцова «Развивающие тесты»)

75.

Речевое развитие.

Цель: закрепить продукты питания для животных.

Игровое упражнение «Кто, что любит есть?

Задания и вопросы:

Надо помочь животным найти еду, которую они любят, а для этого надо нарисовать от них дорожки к еде.

Что любит корова, лошадка, козочка? (Траву.) Что любит собачка? (Косточки.)

Что любит кошка? (Рыбку.) и т.д.

76.

Окружающий мир.

Цель: учить классифицировать предметы по группам и правильно подбирать обобщающие слова.

Игра «Транспорт»

(стр.96. Земцова «Развивающие тесты»)

77.

Художественно – эстетическое развитие.

Цель: учить с помощью аппликации украшать предметы использую геометрические фигуры.

Игровое упражнение

«Укрась посуду узорами»

На столе перед детьми стоят тарелочки с вырезанными разноцветными геометрическими фигурами: кругами, ромбами, треугольниками. Воспитатель дает задание: чайный сервиз украсить кругами, кастрюли ромбами, тарелки треугольниками.

78.

Развитие мелкой моторике.

Цель: учить штриховать предметы.

Упражнение «Штриховка» Выполнить штриховку в разных направлениях.

79.

Речевое развитие.

Цель: развитие речи, памяти.

Разучивание стихотворения по мнемотаблице «Боровик»

Боровик.

Скачет белка шалунишка, Рвет с еловых веток шишки, А потом на землю - прыг,

И отыщет боровик. Гриб нанижет на сучок- Подсушись, боровичок!

Список используемая литература:

1. Вайнерман С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников. – М. : Владос. -2001.

2. Малева З. П. Создание педагогических условий развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. – Челябинск. – 2001.

     3.Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. – М.: АРКТИ, 2007,– 80 с.

4.Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения: Из опыта работы/под. ред М.И.Земцовой. – М.: Просвещение, 1978,-93 с.

5.Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. – М.: АРКТИ,2007, 88с.

6.Юрченко Е.Н. Я иду играть. Развивающие игры и упражнения для детей. – Новосибирск, 2007, 144 с.

      7. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения: Методическое пособие. С-Пб, 1995 г.

8. Развивающие тесты для детей 3-4 лет. Земцова О.Н.

Условные обозначения:

«+» - справился с заданием

«-+» - частично справился с заданием

«-» - не справился с заданием


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в младшей «Б» группе компенсирующей направленности для детей от 3 до 5 лет на 2014-2015 учебный год

В своей педагогической деятельности в системе применяю знания, полученные в результате дополнительного профессионального образования: с учетом современных требований, в условиях реализации ФГОС д...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для слабовидящих детей

Адаптированная  основная образовательная программа  дошкольного образования для слабовидящих детей младшего и дошкольного возраста МАДОУ «Сказка» (далее – Программа, ПрАООП...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для ребенка-инвалида, воспитанника второй младшей группы.

Программа предназначена для работы с ребенком, имеющим особенности в физическом развитии, во второй младшей группе....

Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для слабовидящих детей раннего и дошкольного возраста

Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для слабовидящих детей раннего и дошкольного возраста (далее – Программа, ПрАООП) разработана с учетом специфи...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для слабовидящего ребенка дошкольного возраста...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования педагогами второй младшей группы на 2018-2019 учебный год

Рабочая образовательная программа воспитателя второй младшей группы (3-4 года) составлена на основе основной образовательной программы государственного образовательного учреждения Тульской облас...