Дидактические игры, организуемые с детьми в рамках проекта "Золотые россыпи России.
картотека (подготовительная группа)

Виктория  Викторовна ППППППП

Роспись русская - мила сердцу русскому

Завиток за завитком, так рождается узор
Веточка за веточкой, получилась сеточка
Петушки хохлатые, лошади кудрявые
Птички в ветках яркие, ягодки покатые.

Золотом украшена, красками раскрашена
Украшает ложки, кружки, и различны побрякушки
Родилась она давно, Хохлома была селом
Эта роспись золотая, оживает как живая.

Здесь рябиновый узор украшает самовар
Земляника красным кругом окаймляет и чарует
Все цвета наряжены, меж собою связаны
Эта роспись до сих пор - зачарованный узор.

За ней роспись удалая, мебель, прялки украшает
Здесь кругом лошадки буйны, на них всадники фигурны
Барышни манерные, все наряды пышные
Петухи тут как павлины, украшают все картины.

Здесь цветов веселых роспись, все невиданным узором
Есть тут лебедь и голубка и нарядная кукушка
Здесь сады, дома, светлицы и повсюду дивны птицы
Эта роспись русская из града  Городецкого.

Роспись пермогорская, чудная и кроткая
Здесь тюльпаны кручены, прялки все расцвечены
Птица древняя тут вьется, Сирин птицею зовётся
А вокруг трава и листья, заворачивают клином.

Эта птица не простая ее счастьем называют
Ее чудом называют, колыбельки украшают
Туески и сундуки, ларчики, кувшинчики
Эта роспись покрывает, все собою украшает.

Ну, а гжель узор морозный, украшает всё узором
Чайнички и кружечки, дивные игрушечки
Здесь кувшины расписные, все рисунки как живые
Синий цвет в оттенках ночи, здесь в невиданном почете.

Розы здесь цветов не красных, а сияюще небесных
Здесь узорные рисунки и морозные фигурки
Все такое кружевное и на диво расписное
Даже птицы в синем цвете, здесь расселись среди веток.

В руки ты возьмешь фигурку, расписную как игрушку
И конечно ее сразу ты полюбишь как родную
Ведь фарфор хоть и холодный, но рисунок очень теплый
Для души он очень близок, ведь с душою он расписан. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Найди лишнее».

Дидактические задачи:

  • обучение нахождению предметов определённого промысла среди предложенных;
  • развитие внимания, наблюдательности, речи-даказательства.

Материал: 3-4 изделия (или карточки с их изображением) одного промысла и дно – либо другого.

Игровые правила: выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие и сможет объяснить свой выбор. Ход игры: выставляются 4-5 предметов, среди которых нужно найти лишний (объяснить почему, к какому промыслу он относится, что ему свойственно). Вариант: в игре может быть постоянный ведущий. Игрок, который правильно ответит, получает фишку (жетон). Победителем становится набравший большее количество жетонов.

Дидактическая игра «Художественный салон»

Дидактические задачи:

  • обучение устному описанию выбранного предмета;
  • развитие сосредоточенности,  речи-описания.

Материал: различные предметы народных промыслов или их изображения, фотографии.

Игровые правила: точно описать предмет, который игрок хочет «купить».

Ход игры: предметы из «художественного салона выставлены на стеллажах. Выбирается «продавец». Остальные играющие «покупатели». Они выбирают предмет покупки и точно описывают его «продавцу». «Продавец» может задавать вопросы, например: «Как украшен край изделия? Какой там цветок?» и т д. Когда «продавец» определит, что это за предмет, продает его. Игра продолжается. «Продавец» и «покупатель» меняются ролями.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Дидактические задачи:

  • закрепление представления о какой-либо росписи;
  • развитие наблюдательности, внимания, памяти и быстроты реакции;
  • обучение умению анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять их.

Материал: предметы разных промыслов.

Игровые правила: игрок, первым заметивший изменение, должен быстро поднять руку для ответа, правильно определить, что изменилось. Если ответ верный, он становится ведущим.

Ход игры: воспитатель (или ведущий) ставит перед игроками пять предметов различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, игроки отворачиваются. Ведущий меняет предметы местами и убирает один из них. Задача игроков -угадать, что изменилось. Если задача решена, выбирается другой ведущий, и игра продолжается.

Вариант игроки могут не только назвать новый предмет или тот, что убрал ведущий, но и описать его.

дидактическая игра «Узнай элементы узора»

Дидактические задачи:

  • уточнение и закрепление представления об основных элементах какой-либо росписи;
  • обучение вычленению отдельных элементов узора;
  • развитие наблюдательносги, внимания, памяти и быстроты реакции;
  • формирование интереса к росписи.

Материал: большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней части которых три-четыре свободных окошка; маленькие карточки с отдельными элементами узора, среди которых варианты росписи, отличающиеся цветом и деталями.

Игровые правила: определить, какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты.

Ход игры: получив большую карту и нескольких маленьких, внимательно рассмотрев их, игроки выбирают элементы, которые встречаются в узоре, и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения задания.

дидактическая игра «домино»

Дидактические задачи:

  • закрепление представления об основных элементах какой-либо росписи;
  • обучение различению и сравнению элементов росписи между собой, умению воспроизводить названия, придуманные мастерами промысла;
  •  развитие наблюдательности, внимания, быстроты реакции;
  •  формирование интереса к росписи.

Материал: карточки прямоугольной формы, разделенные на две части, на каждой из которых изображен элемент узора (варианты отличаются цветом, деталями).

Игровые правила: игроки выкладывают карточки, чтобы изображение какого-либо элемента точно соответствовало тому же изображению другой карточки, Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки.

Ход игры: принимают участие два и более дошкольников. Все карточки выкладывают в центр стола рисунками вниз это «базар». Каждый игрок набирает определенное количество карточек, о чем договариваются до начала игры. Первым ход делает тот, у кого есть карточка-дуплет. Следующий игрок находит у себя карточку с таким же элементом и кладет ее к первой. Если нет нужной карты игрок пользуется «базаром». Если «базар» пуст пропускает ход. Выигрывает тот, кто раньше других освободится от карточек.

Вариант: игрок делает ход и называет элемент росписи. Если название Неверное, ход пропускается.

дидактическая игра «Лото»

Дидактические задачи: те же, что и в «Домино».

Материалы: большие карты с изображением предметов, украшенных какой-либо росписью (по краям карт до шести клеток с изображением элементов данной росписи); карточки с вариантами элементов узора, отличающегося цветом, деталями.

Игровые правила: игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Внимательно следят за входом игры, не пропусая элементы на своей карте.

Ход игры: принимают участие два и более дошкольников. Ведущий раздает каждому по одной большой карте, маленькие перемешивает. Затем, вынимая по одной карточке, ведущий спрашивает, что за элемент на ней изображен и кому нужна такая карточка.

Вариант: игру можно проводить в форме соревнования команд. При этом каждой команде выдается сразу несколько карт для одновременного заполнения.

дидактическая игра «Найди пару»

Дидактические задачи: те же, что и в «Домино».

Материал: прямоугольные карточки, разделенные на две клеточки: одна с элементами узора, другая пустая; карточки с вариантами элементов узора, образующие пары к рисункам на полосках.

Игровые правила: игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Выигрывает тот, кто первым подберёт пары всех элементов на своих карточках.

Ход игры: принимают участие два и более дошкольника. Ведущий раздает каждому одинаковое количество двойных карт, маленькие перемешиваются в центре стола. По команде ведущего игроки подбирают пару элементам на своих карточках.

дидактическая игра «Составь узор»

Дидактические задачи:

  • обучение составлению декоративных композиций (расположению элементов по цвету на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла;
  • развитие чувства симметрии, ритма, наблюдательности.

Материал: плоскостные изображения различных предметов; элементы росписи, вырезанные по контуру;  образцы украшенных узором силуэтов. Игровые правила: составить на выбранном силуэте из отдельных элементов узор в соответствии с правилами и традициями данной росписи. Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа. Силуэты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию. Выбрав нужное количество элементов. составляют узор. Работу игрок может выполнять копируя узор образцов или придумывая свою композицию.

дидактическая игра «Разрезные картинки»

  • Дидактические задачи: закрепление знаний о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах;
  • упражнение в составлении целой картинки из отдельных частей;
  • развитие внимания, сосредоточенности, стремления к достижению результата, наблюдательности, творчества;
  • формирование интереса к предметам декоративного искусства.

Материал: два одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых разрезано на части.

Игровые правила: быстро составить из отдельных частей изделие в соответствии с образцом.

Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа. Воспитатель показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу взрослого игроки собирают из частей изображение какого-либо изделия. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

дидактическая игра «Назови правильно»

 Дидактические задачи:

  • закрепление знаний детей о народных промыслах, их признаках;
  •  умения находить изделия нужного промысла среди других, обосновывать свой выбор, составлять описательный рассказ.

Материал: планшет с изображением народных промыслов России.

Игровые правила: дети поочередно задают друг другу задание и отгадывают, какой промысел изображен. Поощряется, если ребенок может назвать промысел, место его возникновения и характерные особенности.

дидактическая игра «Угадай и расскажи»

Дидактические задачи:

  • закрепление знаний детей о народной игрушке как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства;
  • умения узнавать игрушку по изображению, объяснять свой выбор, выделять элементы росписи, ее колорит и композицию узора на изделии;
  • развитие эстетического вкуса.

Материал: карточки с изображением изделий народных промыслов.

Игровые правила: дети поочередно вытаскивают друг у друга карточку и отгадывают, игрушка какого промысла изображена. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа.

дидактическая игра «Составь хохломской узор»

Дидактические задачи:

  • закрепление умения детей составлять хохломские узоры в технике аппликации;
  • закрепление названия элементов росписи: «осочки», «травинки», «трилистики», «капельки», «криуль»;
  • поддержание интереса к хохломскому промыслу.

Материал: трафареты посуды хохломских художников из бумаги желтого, красного, черного цветов; набор элементов хохломской росписи.

Игровые правила: детям предлагается набор элементов хохломской росписи, из которых они должны выложить узор на трафарете посуды в технике аппликации.

дидактическая игра «Угадай роспись»

Дидактические задачи:

  • закрепление умения детей узнавать и называть ту или иную роспись;
  • умения обосновывать свой выбор, называть элемент росписей, отгадывать загадки;
  • воспитание чувства гордости за родной край.

Материал: карточки с изображениями различных узоров росписей.

Игровые правила: дети поочередно задают друг другу задание, показывая карточку. Угадывающий должен отгадать, какой промысел изображен на карточке. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа, т. е. назвать элементы росписи, его цветовое решение.

дидактическая игра «Г ородецкие узоры»

Дидактические задачи:

  • закрепление умения детей составлять городецкие узоры, узнавать элементы росписи;
  • запоминать порядок выполнения узора;
  • самостоятельно подбирать цвет и оттенок для него;
  • развитие воображения и умения использовать полученные знания для составления композиции.

Материал:  трафареты городецких изделий из бумаги желтого цвета (разделочные доски, блюда _ набор элементов городецкой росписи (бумажные трафареты).

Игровые правила: детям предлагается набор растительных элементов и фигуры коня и птицы. Они должны выложить на трафарете узор в технике аппликаия.

дидактическая игра «Распиши платок»

Дидактические задачи:

  • закрепление знаний детей об искусстве русской шали;
  • развитие эстетического вкуса;
  • обучение составлению простейших узоров из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов, веточек и т. п.);
  • формирование умения подбирать цветовую гамму узора.

Материал: квадратные трафареты шалей разного цвета (красного, синего, желтого, белого и т. д.), растительные и цветочные элементы.

Игровые правила: детям предлагается набор растительных и цветочных элементов, из которых они должны выложить на трафарете узор для украшения шали в технике аппликации.

дидактическая игра «Художественные часы»

Дидактические задачи:

  • закрепление знаний детей о народных художественных промыслах;
  • формирование умения находить нужный промысел среди других и обосновывать свой выбор.

Материал: планшет в виде часов, где вместо цифр наклеены картинки с изображением разных промыслов; кубики и фишки.

Игровые правила: играющий бросает кубик и считает, сколько у него очков. Отсчитывает стрелкой нужное количество (отсчет начинается сверху, на картинке вместо цифры 12). Рассказать нужно о промысле, на который указала стрелка. За правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.

дидактическая игра «Собери гжельскую розу»

Дидактические задачи:

  • закрепление умения детей составлять гжельскую розу в технике аппликации по мотивам гжельской росписи;
  • поддержание интереса к гжельскому промыслу.

Материал; элементы гжельской розы из бумаги (картона). Игровые правила: дети должны собрать гжельскую розу, используя данные элементы в технике аппликации. Выигрывает тот, кто первым сложил гжепьскую розу.

дидактическая игра «Найди домик матрешки»

Дидактические задачи:

  • закрепление знаний детей о народной игрушке матрешке и умения выделять фигурки по величине;
  • воспитание уважения и любви к народному творчеству

Материал: карточка с силуэтами матрешек их домиков, матрешки разные по величине.

Игровые правила: правильно «заселить» матрешек в свои домики.

дидактическая игра «Собери матрешку»

Дидактические задачи:

  • закрепление знаний детей о народной игрушке – матрёшка.
  • формирование умения собирать матрешку из частей по способу мозаики и выделять элементы украшения;
  • воспитание уважения и любви к народному творчеству.

Материал: матрешки из бумаги (картона), поделенные на несколько частей.

Игровые правила: собрать из отдельных частей целую матрешку. Побеждает тот, кто собрал больше матрешек.

Дидактическая игра «Укрась поднос»

Дидактические задачи:

  • закрепление знаний о жостовской росписи ее колорите, составных элементах;
  • обучение расположению узора;
  • развитие чувства ритма, композиции;
  • формирование эстетического отношения к народному творчеству.

Материал: трафареты подносов разной формы, вырезанные из картона, цветы, листья разные по размеру, форме, цвету.

Игровое правило: брать по одному элементу.

Ход игры: выбрав поднос определенной формы, расположить на нем узор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по социально нравственному воспитанию детей «ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ РОССИИ»

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО СОЦИАЛЬНО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ «ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ РОССИИ» Составила и провела педагог дополнительного образованияБулатова И.Н. МАДОУ МО №11 «Ёлочка» г. Нягань...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по речевому развитию и изо деятельности тема: "Золотые россыпи России"

Занятие расчитано для детей старшего дошкольного  возраста. Занятие  способствует формированию у детей знаний о народно - прикладном искусстве, а так же воспитывает у детей любовь к нар...

творческий проект"ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ РОССИИ "и дидактические игры по мотивам народного творчества.

Цель проекта:Создание условий для формирования и развития основ художественнойкультуры ребёнка через народное декоративно- прикладное искусство на примере Хохломского народного промысла.Способствовать...

Дидактическая игра "Хорошо - Плохо", созданная в рамках акции "Мой безопасный зимний двор"

Зима, с одной стороны для большинства детей и взрослых это радость, веселье;             с другой стороны зима - это множество непредвиденных обстоятельств, которые ...

Буклет "Дидактические игры по сенсорике" представлен в рамках консультационного пункта

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды ...

Интерактивная дидактическая игра "Готовим с детьми"

Дидактическая игра  для интерактивной доски...