Конспект занятия по пространственной ориентировке в двухмерном пространстве на тему «Зимующие птицы» для детей старшей группы с нарушениями зрения
план-конспект занятия (старшая группа)

Карпова Марина Васильевна

Содержание многих навыков и видов деятельности в школе требует владения пространственной ориентировкой в двухмерном пространстве. Несформированность ее вызывает затруднения в овладении школьными навыками письма, чтения, математики.Основой для формирования у дошкольников с нарушением зрения пространственной ориентировки  на листе, в тетради является развитие зрительно-моторной координации в системе "глаз-рука". Она расширяет двигательный опыт, формирует пространственный анализ, согласованность движений и целенаправленность выполнения действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Специальная коррекционная начальная школа – детский сад  № 144»

Конспект занятия

по пространственной ориентировке

 в двухмерном пространстве

на тему «Зимующие птицы»

для детей старшей группы

с нарушениями зрения

Разработала

Карпова М.В.

                                                                                            учитель-дефектолог

                                                                                       высшая  квалификационная

категория

г. Дзержинск

-2019г-

Цель. Способствование формированию пространственных представлений и ориентировки в пространстве.

Задачи:

Образовательные

-Учить узнавать и называть зимующих птиц по их окраске, величине, строению.

-Закреплять умение классифиципрвать объекты по их основным признакам.

 -Развивать способность отгадывать загадки, ориентируясь на ряд признаков.

Коррекционно – развивающие

-Создать условий для закрепления пространственной  ориентировки в клетке, Содействовать закреплению словесного описания пространственных отношений.

-Продолжать учить детей опознанию предметных изображений, изображений в зашумлении (перекрытии).

-Формировать умение рисовать по опорным точкам, по образцу

-Повышать рефлекс фиксации,  остроту зрения, тренировать зрительную функцию прослеживания

-Развивать пространствееный синтез

-Развивать зрительно-моторную координацию

 -Развивать функцию самоконтроля, умение сличать сравнивать с образцом

Воспитательные

-Воспитывать интерес к пернатым.

-Формировать гуманное отношение к птицам, живой природе

Материал, оборудование

Для учителя – дефектолога:

-Картинка ворона Кар Карыча

-Картинки зимующих птиц

- Схема признаков птиц

-Картинка образец кормушка

-Аудиозапись звука стука дятла

Для детей:

- картинка –образец кормушка и картинка разрезанная на части

-Карточки с графическими заданиями по клеткам

-Птички снегири, надевающиеся на палец

-Картинка Раскраска дятел

Дифференциация учебного материала с учётом психофизических возможностей и состояния зрения детей

-Посадка (от 0,4 единицы) – 1 стол, левая окклюзия – справа от дефектолога, правая окклюзия – слева от дефектолога

-Детям с низкой остротой зрения – четкий контур на картинках и в клетке, снижение темпа, Детям при сходящемся косоглазии -  подставки, фон желтого цвета на рабочих карточках.

Для детей с высоким (+) и средним (0) уровнем психического развития:

-Вопросы поискового характера, ответы предложением

-Картинки кормушки из 6 частей

Для детей с низким (-) уровнем

Вопросы репродуктивного характера, ответы словом, фразой

Картинки кормушки из 4-5 частей

Технологии: здоровьесберегающая, проблемно-игровая,

Методы и приемы:

Словесные : вопросы, объяснение, инструкции, сравнение, оценка, контроль, отгадывание, прослушивание, обобщение

Наглядные: показ, образец, графическое моделирование

Практические: упражнения, задания, совместные действия

Пропедевтическая работа:

Отгадывание загадок, игры, упражнения на узнавание птиц в цветном, силуэтном, контурном изображениях, составление из частей целое, раскрашивание, дорисовывание птиц, прослушивание звуков птиц, чтение книг, беседы, составление описательных рассказов о птицах, наблюдение на прогулке, заучивание стихов, изготовление кормушек.

Индивидуальная работа:

Оказать помощь Кириллу в копировании образца по точкам.

Ход  занятия

Организационный момент.

Дети, сегодня у нас в гостях ворон Кар Карыч. Герой мультфильма «Смешарики». Кар Карыч  никогда не скучает, очень любит путешествовать, слушать музыку, фантазировать, загадывать загадки и играть в разные игры. Некоторые из них он приготовил для вас.

Отгадай загадку: «Рук нет, а строить умеют» Кто это? (птицы).  Сегодня мы будем говорить о птицах. Назовите общие признаки птиц. (Тело покрыто перьями, есть клюв, крылья, хвост, две лапы) Какие бывают птицы? Почему зимующих птиц называют зимующими? Сейчас Кар Карыч приглашает вас на  птичью выставку.

«Кто, где», перед вами на доске картинки зимующих птиц. Назовите их и расскажите, где они находятся. (Снегирь в правом верхнем углу…) Кто помогает зимующим птицам перезимовать зиму? (люди)

Давайте поиграем и узнаем, как можно помочь пернатым. Приготовили пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Мы все добрые ребята,

Помогаем мы пернатым,

Сорока, ворона, воробей, снегирь, синица,

Вот зимующие птицы

Мы кормушки смастерим

И всем птицам корм дадим.

Интенсивное сжимание и разжимание пальцев рук

Загибание пальцев на каждое слово, начиная с большого пальца.

Интенсивное сжимание и разжимание пальцев рук

Хлопки руками

«Сложи из частей целое» «Кормушка» «Что, где» Где крыша, где бортик, где дно,

где жердочка, где  леток?

«Чей это голос?» (аудиозапись) Что такое – посмотри! Выпал снег, на нем огни.  Это птицы - … (снегири).

Поиграем с птичками.

Зрительная гимнастика «Снегирь»

Стихи

Движения

Я на пальчик птичку надеваю,

Весело  за птичкой наблюдаю.

Птичка в небо, вверх, взлетела,

Птичка на карниз вниз села,

Влево, вправо полетела,

Я за птичкой наблюдаю,

Глазками сейчас моргаю.

С птичкой  весело играли,

Наши глазки не устали.

Надевает птичку на палец

Взор вперед на птичку,

Взор  вверх на птичку,

Взор вниз на птичку,

Взор вправо, влево, на птичку

Моргают глазами

Снимают птичку с пальца

Взор вперед

«Повтори картинку по точкам»

Кар Карыч принес карточки  с заданиями, возьмите их на столе и рассмотрите. Где находится  птица. Назовите части тела птицы, где голова, где крылья, где хвост? 

Поиграем с птичками.

Зрительно - двигательная гимнастика «Птицы»

Птицы крыльями махали,

Налево, направо летали.

Зёрнышки клевали,

Весело скакали,

Присели,

Чив, чив, чив запели.

Махи руками, разведёнными в стороны, взор вперед, моргание

Наклоны влево вправо, с разведёнными в стороны руками, взор влево, вправо

Моргание

Прыжки, взор вперед

Приседание, взор вперед

Шаги на месте  с махами руками, разведёнными в стороны, моргание

А сейчас от Кар Карыча игра.

«Что не так»

Крылья у птицы находятся на голове.

У птицы хвост находится впереди

Стаи воробьев и голубей улетают в теплые края.

Птиц больше  чем крыльев.

У птиц морда, а не клюв.

Лап больше чем крыльев.

Вот звуковая загадка.

«Отгадай ,чей это звук» (дятел)

Дятел - врач лесного царства, очищает кору деревьев от жуков, личинок, короедов  вредных насекомых. Крепким, прямым, острым клювом, добывает он  из-под коры вредителей и слизывает их длинным языком, покрытым липкой слюной. А еще  дятел любит полакомиться шишкой, он закрепляет  ее в развилке дерева и вылущивает семена. У дятла жесткие перья хвоста и короткие лапки с обращенными назад двумя пальцами. Это помогает ему передвигаться вертикально.

 «Где дятел»

С какой стороны дерева находится дятел?

 «Раскрась дятла»

Как будем раскрашивать птицу?

Зрительная гимнастика

Стихи

Движения

Дятел долбит старый сук

Тук- тук - тук, тук - тук - тук,

Гонит эхо дятла стук,

Туки - туки, туки- тук.

Взор вверх, вниз, вправо, влево на каждое слово

Моргание

Взор по кругу вправо, влево

Моргание

Подведение итогов.

-О ком мы  говорили? (о каких птицах)

-Как можно помочь зимующим птицам зимой?

Литература

Плаксина Л.И. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) Москва, «Просвещение» 2006г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме «Зимующие птицы» в 1 младшей группе.

Задачи:1.Расширение глагольной лексики детей младшего дошкольного возраста.2. Закрепить понятие «зимующие» птицы;3.Дать детям представление о видах питания зимующих птиц;4. Упражнять в установлении сх...

Презентация на тему «Зимующие птицы» для детей старшей группы

Презентация - закрепление с детьми темы :"Зимующие птицы"...

НОД по «Ориентировки в пространстве» для детей старшей группы с нарушением зрения. Тема «Обитатели зимнего леса»

В НОД использовались игровые наборы В.В.Воскобовича: панно "Фиолетовый лес", макеты деревьев, контуры лесных животных, игровизоры для индивидуального задания. Цель занятия_ совершенствование...

План – конспект НОД по познавательному развитию «Приметы по лексической теме «Признаки осени» для детей старшей группы с нарушением зрения.

Технологии: игровая, здоровьесберегающая, развивающего обучения, мнемотехника.   Цель: Создать условия для закрепления  знаний детей об осени. Образовательные задачи:- Расширять об...

Конспект игровой образовательной ситуации. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования: рисование солью. Тема: «Зимующие птицы» для детей старшей группы компенсирующей направленности

Нетрадиционное рисование способствует развитию познавательного интереса детей, их творческих способностей, воображения, образного мышления. Детей очень легко увлечь творческим процессом создания необы...

Конспект открытой НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Зимующие птицы» для детей старшей группы

Обучающие:Закреплять знания о зимующих птицах;Продолжать учить детей различать зимующих и перелетных птиц;Продолжать учить детей узнавать птиц по внешнему виду;Вызывать желание узнавать новые факты из...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Зимующие птицы» ( для детей старшего дошкольного возраста)

Конспект  НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Зимующие птицы»( для детей старшего дошкольного возраста)Вводная часть:Воспитатель:- Ребята, встанем дружно вместе в круг(де...