Конспект открытой НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Зимующие птицы» для детей старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Селиванова Людмила Николаевна
  • Обучающие:
  • Закреплять знания о зимующих птицах;
  • Продолжать учить детей различать зимующих и перелетных птиц;
  • Продолжать учить детей узнавать птиц по внешнему виду;
  • Вызывать желание узнавать новые факты из жизни птиц;
  • Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц;
  • Расширять и активизировать словарь по теме « Зимующие птицы»;
  • Формировать умение употреблять существительные единственного числа в родительном и творительном падеже.
  • Развивающие:
  • Создать условия для развития мышления, памяти, воображения;
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_3.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытой НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Зимующие птицы» для детей старшей группы

Цель НОД :

  • Уточнение и расширение знаний детей о зимующих птицах.

Задачи НОД:

  • Обучающие:
  • Закреплять знания о зимующих птицах;
  • Продолжать учить детей различать зимующих и перелетных птиц;
  • Продолжать учить детей узнавать птиц по внешнему виду;
  • Вызывать желание узнавать новые факты из жизни птиц;
  • Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц;
  • Расширять и активизировать словарь по теме « Зимующие птицы»;
  • Формировать умение употреблять существительные единственного числа в родительном и творительном падеже.
  • Развивающие:
  • Создать условия для развития мышления, памяти, воображения;
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
  • Воспитывающие:
  • воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
  • вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам;
  • воспитывать выдержку, умение внимательно, не перебивая, товарищей, оценивать и дополнять ответы.

Методическое обеспечение:

Магнитофон и диск с записью голосов зимующих птиц; цветные картинки с изображением зимующих птиц ( снегирь, синица, воробей, голубь, ворона, сорока, свиристель, сова, клест, дятел); кормушка; поднос с ягодами, семенами подсолнечника, пшено, хлебные крошки, сало; цветные картинки для дидактической игры « Угощу птиц», карандаши ; раскраски по теме; письмо с заданиями от сороки в конверте; разрезанные картинки с изображением птиц «для работы в парах»; картинки птиц на магнитах для игры « На кормушке».

Вводная часть:

Заходят в зал, звучит запись пения птиц.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, что это?

Ответ детей: пение птиц.

Воспитатель: правильно это пение птиц помните летом когда мы гуляли, мы слушали. Но сейчас зима. Смотрите, за окном, на улице холодно, и многие птицы улетели от нас в теплые края. А некоторые из них остались зимовать с нами. И вот сегодня мы с вами побеседуем о зимующих птицах.

Садись на стульчики.

« Текст к презентации»

Зимующие птицы. С наступлением первых холодов все перелетные птицы улетают на зимовку в теплые края. Но есть и те птицы которые остаются на всю зиму. Зимующие птицы умеют переносить холод, но в сильные морозы они могут замерзнуть, и им нужна наша помощь. Может быть связать птичкам свитер, нет ребята лучше построить для птиц кормушку а внутрь положить свежие семена подсолнуха, тыквы, дыни или сосны. Кормить птиц солью, жареными семечками и хлебом нельзя это вредно для них. Давайте узнаем какие птицы остаются на зимовку. Голуби обитают во всех уголках мира, за исключением северного и южного полюса. Голуби живут рядом с людьми в городах и не улетают на зиму. Они едят зерно и иногда фрукты с овощами. Голубь символ любви и верности, ведь голуби выбирают себе пару один раз на всю жизнь.

А это воробей это самая известная во всем мире птица. Без соседства с этой маленькой шустрой птичкой сложно представить нашу жизнь. Воробьи обитают рядом с человеческим жильем как и голуби. Воробьи очень верные птицы и живут парами всю жизнь. Интересно что в шее воробья в два раза больше позвонков чем у жирафа. Воробьи всеядны и питаются насекомыми, семенами, фруктами, овощами и даже травой.

Грудка ярче чем заря у кого, у снегиря. Зимой снегири издалека видны алые животики, снегири похожи на спелые яблочки на заснеженных деревьях. Снегири не боятся морозов и питаются семенами из ягод рябины, шишек, хмеля и можжевельника. Любят семена клена, ясеня и альхи. В кормушке для них можно насыпать гречку и пшено.

А это что за птичка? Синичка, у синицы красивая окраска брюшко желтое или лимонное с продольной черной полоской. Летом синички живут в лесу и ловят насекомых, а зимой прилетают в город и питаются порой остатками пищи человека, а также заботливо приготовленными зернами из кормушек также синички очень любят сало.

Ворона, окрас вороны бывает серым или черным. Ворона удивительная птица, обладает блестящим умом и сообразительностью. Ворона одна из немногих птиц предпочитающих жить по соседству с человеком, является активным охотником, всеядно и питается абсолютно всем что кажется для нее съедобным.

Дятел, зимой основной рацион дятла составляют семена и орехи добытые из шишек. Дятел прячет запасы семян в кладовые, помещая шишки в расщелины и разбивая их клювом. В лесу можно встретить горы шелухи от такой работы, место воды зимой дятел глотает снег.

Мы можем помочь зимующим птицам пережить холодную зиму, соорудить кормушку или привязать кусочек сала. А что мы можем положить в кормушки?

Ответ детей:

Воспитатель: ребята, а у меня вот здесь, под деревом есть

вот такая чудесная шкатулочка хотите узнать, что.

Ответ детей:…

Воспитатель: ( зовет любого ребенка ) подходи ко мне сюда, достаем, открывай, посмотри, что там. (потом показывает всем детям)

Ответ детей:…

Воспитатель: ребята, что это, какая птичка любит сало.

Ответ детей: синичка.

Воспитатель: (зовет ребенка) возьми следующую коробочку. Как вы думаете, что в этой коробочки?

Ответ детей:…

Воспитатель: это семена шишек? конечно. а кто любит клевать семена шишек?

Ответ детей:

Воспитатель: а еще клест.

Воспитатель: (зовет следующего) на покажи ребятам, что в коробке.

Ответ детей:

Воспитатель: что это каша? какая каша? как называется, пшено.

Ответ детей:..

Воспитатель: конечно, кто любит клевать зернышки пшена?

Ответ детей:

Воспитатель: воробьи, конечно.

Воспитатель:(зовет следующего ребенка) бери следующую коробочку.

Ответ детей:..

Воспитатель: говори, не просто хлебушек, а что?

Ответ детей: ..

Воспитатель: конечно, это хлебные крошки. Ребята , мы свами уже знаем что мягкий хлеб нельзя класть в кормушку, он может принести вред птицам, и птички от него могут погибнуть. Им нужно класть только сухие хлебные крошки, давайте посмотрим, что у нас еще осталось.

Что это? покажи, ребята, может быть, кто- то знает?

Ответ детей:..

Воспитатель: это семена разных растений, конечно.

И птички тоже очень любят их.

Воспитатель: (зовет следующего ребенка) что там.

Ответ детей:..

Воспитатель: семена подсолнечника?

Ответ детей:…

Воспитатель: Какие птицы любят клевать такие семена?

Ответ детей: все

Воспитатель: все правильно.

все птички не прочь полакомиться с такими угощениями. Вот, ребятки, такой корм можно класть птица в кормушку.

Когда мы пойдем с вами на прогулку, мы обязательно его возьмем с собой и покормим наших птичек.

Физминутка: Так, а сейчас подходите ко мне, вставайте в круг,

а теперь повторяйте вместе со мной.

Снегом покрыты леса и поля, спит по сугробам земля.( поднимают руки и тихонько опускают в низ как падает снег, приседают и кладут руки как спят.)

ищут, ищут птицы, чем же подкрепиться? (бегут по кругу)

Зимою холодно в нашем лесу (руки крест на крести потирают). мы приготовили птичкам еду ( руки от себя)

прилетайте, птицы, к нам сюда кормиться.(зовут руками, опускаемся на ковер и пальчиками стучим как клювиками)

и птички поклевали.

Воспитатель: ребята а нам из леса пришло письмо, и принес его нам.

Ответ детей:..

Воспитатель: Лесовик-почтовик . Хотите узнать, что в мне?

Ответ детей:..

Воспитатель: Садитесь на стулья. А письмо- то непростое? с загадками. Будем отгадывать.

#1087;ервая загадка. На ветвях, украшенных снежной бахромой, яблоки румяные выросли зимой.

яблоки на яблоне весело снуют гусениц мороженое весело клюют.

Ответ детей: снегири.

Воспитатель: конечно, это снегири. …догадался. а теперь подойди к дереву и найти, где там сидят снегири.

(Воспитатель выносит доску на ней плакат на нем нарисован ствол дерева с кормушкой. Птицы закреплены на липучке и на кормушки липучки )

Воспитатель: а теперь давайте наших снегирей покормим.

можно посадить птичку. ищи, куда ты хочешь посадить?( помочь ребенку закрепить)

Воспитатель: следующая загадка.

слушайте внимательно, говорят они, воришки, эти серые мальчишки.

и шумливый, и драчливый, и щебечут чивы- чивы.( воробей)

Ответ детей:…

Воспитатель: конечно, это воробьи на дереве воробья посади тоже его в кормушку.

то есть он зернышки поклюет. он кушает.

конечно, зимой холодно и холодно.

(загадка) непоседа- невеличка желтая почти вся птичка , любит сало и пшеницу. А зовут ее..( синичка)

Ответ детей: ..

Воспитатель: конечно, сажаю ее тоже. В нашу кормушку

(загадка) В красной шапке птица ходит.
И в коре жуков находит.
Это давний мой приятель.
А зовётся птичка... (дятел)

Ответ детей:

(загадка) непоседы- пестрая птица, длиннохвостая птица, говорливая, самая болтливая.

Ответ детей:

Воспитатель: следующая загадка. угадай какой же птицы? ночью темно не спиться.

Ответ детей:..

Воспитатель: Две болтливые соседки
Разговор вели на ветке.
Очень важные персоны
Эти чёрные… (вороны)

Ответ детей:..

Воспитатель: посмотрите, ребята, у нас получилась целая птичья столовая.

да, в зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей.

дощечка новая для птиц столовая зовет обедать зернышек отведать.

Видите, птички наши все прилетели клевать зернышки.

Молодцы, ребята а скажите, вы знаете, как нужно вести себя около кормушек?

Ответ детей:

Воспитатель: а почему?

Ответ детей:

Воспитатель: спугнуть можно птичек?

Ответ детей:

Воспитатель: а еще как нужно вести себя около кормушек

Ответ детей: руками не размахивать, не бегать.

Воспитатель: правильно, играть нужно подальше от кормушек.

Еще кормушки нужно вешать в таком месте, где не дует сильный ветер.

да, чтобы не сдуло корм.

Воспитатель: ребята посмотрите на снегиря у него красная грудка

как мы его можно назвать?

Ответ детей:

Воспитатель: правильно,

У сороки длинный хвост. какая, она

Ответ детей:

Воспитатель: молодцы.

у синички желтая грудка,

Ответ детей:

Воспитатель: а у дятла длинный клюв.

Ответ детей:

Воспитатель: посмотрите, а у совы большие глаза.

Ответ детей:

Воспитатель: а еще птички бывают разного размера, бывают большие и маленькие, я буду называть как части тела большой птицы, а вы мне будете маленькой. И так начинаем:

голова(головушка), хвост(хвостик),

тело(тельце),крылья(крылышко), глаза(глазки), нос(носик). а у птицы есть нос?

Ответ детей: нет.

Воспитатель: а как у птиц называется

Ответ детей: клюв.

Воспитатель: молодцы. перья(перышки)

а сейчас я вам предлагаю разбиться на пары.

Вот как рядом сидите, подойти к столу.

Каждой паре один поднос собирает себе.

На подносе лежат разрезные картинки, переворачивайте их, попробуйте собрать и догадаться, какая птица изображена на картинке.

(Нужно собрать и рассказать о птицы какая она)

После садимся на места.

Воспитатель: итак, ребятки, о каких же птицах мы сегодня с вами беседовали?

Ответ детей:..

Воспитатель: мы с вами знаем уже теперь, чем можно их кормить, да куда насыпать корм.

И я думаю, что вы обязательно это будете делать.

Ну, а теперь скажите, мне понравилось вам занятие?

Все поняли? А теперь скажите сами, как мы будем помогать птицам?

Ответ детей:

Воспитатель: что будем делать, чтобы они не умерли от голода?

да, а весной, когда будет тепло, они опять будут радовать нас своим

пением. А сейчас я хочу вам небольшой сюрприз преподнести,

вот такие раскраски с птичками мы возьмем сейчас в группу и будем там раскрашивать.

договорились? Вставайте, пойдемте в группу, я провожу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме «Зимующие птицы» в 1 младшей группе.

Задачи:1.Расширение глагольной лексики детей младшего дошкольного возраста.2. Закрепить понятие «зимующие» птицы;3.Дать детям представление о видах питания зимующих птиц;4. Упражнять в установлении сх...

Конспект занятия по пространственной ориентировке в двухмерном пространстве на тему «Зимующие птицы» для детей старшей группы с нарушениями зрения

Содержание многих навыков и видов деятельности в школе требует владения пространственной ориентировкой в двухмерном пространстве. Несформированность ее вызывает затруднения в овладении школьными навык...

Конспект открытого группового занятия по НОД "Речевое развитие" по теме "Зимующие птицы" для детей старшей компенсирующей группы

Цель: активизация  и расширение словаря по  теме «Зимующие птицы» с использованием метода сенсорной интеграции....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему «Перелетные птицы» для детей средней группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениецентр развития ребенка - «Детский сад №239»(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»)...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Зимующие птицы» ( для детей старшего дошкольного возраста)

Конспект  НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Зимующие птицы»( для детей старшего дошкольного возраста)Вводная часть:Воспитатель:- Ребята, встанем дружно вместе в круг(де...