"Педагогическая поддержка условий для конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности»
материал

Шалгенбаева Гульзат Тасбулатовна

Разновозрастная группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают разное положение. Здесь усваиваются навыки социального поведения и нравственных норм взаимодействия детей друг с другом и взрослыми в различных видах совместной деятельности: игровой, трудовой, изобразительной и т.д. Взаимодействие детей в условиях разновозрастной группы детского сада изменяет их отношение к сверстникам, которых они оценивают не только по личностным качествам, но и по нравственным. Маленькие дети становятся центральной фигурой, через которую преломляется социальный опыт детей и приобретает практическую направленность, при постоянном, разумном руководстве и участии взрослого. В условиях разновозрастной группы изменяется отношение детей с воспитателем и друг с другом, у детей появляется уникальная возможность целенаправленного формирования своих отношений со взрослыми и сверстниками, как старшими, так и младшими. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Педагогическая поддержка условий для конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности»

       Разновозрастная группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают разное положение. Здесь усваиваются навыки социального поведения и нравственных норм взаимодействия детей друг с другом и взрослыми в различных видах совместной деятельности: игровой, трудовой, изобразительной и т.д. Взаимодействие детей в условиях разновозрастной группы детского сада изменяет их отношение к сверстникам, которых они оценивают не только по личностным качествам, но и по нравственным. Маленькие дети становятся центральной фигурой, через которую преломляется социальный опыт детей и приобретает практическую направленность, при постоянном, разумном руководстве и участии взрослого. В условиях разновозрастной группы изменяется отношение детей с воспитателем и друг с другом, у детей появляется уникальная возможность целенаправленного формирования своих отношений со взрослыми и сверстниками, как старшими, так и младшими. Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности, требует от педагога:  знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.

         Воспитательно-образовательная работа в разновозрастных группах ДОУ осуществляется педагогом в процессе повседневной жизни и самостоятельной деятельности детей (игровой, трудовой и т.д.), а также в процессе занятий, специально организованных и систематически проводимых со всеми детьми. В первом случае воспитатель прежде всего создает условия для разнообразной и интересной деятельности и хорошего самочувствия каждого ребенка, воспитывает поведение и правильные взаимоотношения детей между собой и со взрослыми, уточняет детский опыт и представления, закрепляет имеющиеся знания, расширяет кругозор ребенка. В процессе занятий воспитатель организует учебную деятельность всех детей, формирует умение действовать в соответствии с полученными от взрослого указаниями, планомерно и последовательно обучает детей новым знаниям и умениям, развивает познавательную активность.

        Проблема взаимоотношений детей является весьма актуальной, так как основы взаимоотношений закладываются в дошкольном возрасте, от того, какой практический опыт общения приобретёт ребёнок, будет зависеть, как он будет строить взаимоотношения с людьми в дальнейшем; в дошкольном возрасте всё  ориентировано на развитие ведущей деятельности – сюжетно-ролевую игру, для формирования которой ребёнку требуются равные партнёры, общие интересы, близкие переживания, в общении со сверстниками ребёнок удовлетворяет свою потребность в дружеских отношениях и эмоциональной поддержке равных.

   В работе по формированию конструктивных взаимоотношений между детьми необходимо:

-Развивать у ребёнка способность к сочувствию, сопереживанию.

-Учить детей преодолевать стремление «отгородить» себя от сверстников.

-Продумать и организовать для детей такой вид деятельности, который будет представлен в игровой форме, являться добровольным и привлекательным для ребёнка.

Работа по организации конструктивных взаимоотношений между детьми  проводится в несколько этапов.

На первом этапе решаются следующие задачи:

-Преодолеть отчуждённость в отношениях со сверстниками.

-Снять страх, что тебя отвергают, через внимание и доброжелательность сверстников.

-Дать возможность ребёнку выразить своё настроение, учить ощущать близость, тепло другого.  С целью знакомства детей проводим игры:  «Веселая ладошка (веселая игра, помогающая детям поближе познакомиться.        Второй этап работы направлен на то, чтобы научить детей адекватно воспринимать сверстников – их движения, действия, слова. Необходимость этого диктуется тем, что тот ребёнок, который сосредоточен на себе, обращает внимание на  других детей только тогда, когда они мешают или угрожают ему, или когда он видит в их руках привлекательные для себя вещи.

  Задача воспитателя состоит в том, чтобы привлечь  внимание этих детей к другим, научиться прислушиваться и присматриваться к ним. На этом этапе является важным развитие чувства сплочённости, единства, умения детей действовать согласованно. Здесь на помощь приходят детские песенки о дружбе, под которые ребята очень любят танцевать, а так же чистоговорки, которые мы произносим после зарядки: «Ты и я , ты и я, мы с тобой друзья!» или «Есть друзья, а для них у друзей нет выходных!»

              На третьем этапе решаются следующие задачи:

-Дать непопулярному, обособленному ребёнку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных игровых обстоятельствах.

-Стимулировать взаимопомощь и заботу о других.

Очень помогают на данном этапе игры на взаимопонимание «Гусеница», «Путаница», очень дети любят играть  в игру «Сиамские близнецы» В ходе этих игр дети интенсивно взаимодействуют между собой, договариваются о правилах, берут на себя различные роли.

        Организуя жизнь детей, их разнообразную активную деятельность, воспитатель должен, прежде всего, заботиться об охране и укреплении здоровья каждого ребенка, его полноценном физическом развитии, о создании бодрого, жизнерадостного настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по развитию творческих способностей у детей в разных видах деятельности

план по развитию творческих способностей в разных видах деятельности у детей 5-6 лет...

Развитие творческих способностей у детей в разных видах деятельности

«Развитие творческих способностей у детей в разных видах деятельности» Творческое начало заложено по природе в каждом человеке, очень важно как можно раньше приступить к его развитию....

из опыта работы. Развитие творческих способностей детей через разные виды деятельности.

Работа по развитию творческих способностей детей в группе проводим в  образовательной деятельности, в совместной деятельности педагога с детьми, а также в самостоятельной деятельности детей....

Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности (выступление на Рязанском педагогическом областном форуме дошкольных работников 2016 г.)

Работа в разновозрастной группе - это просто или сложно? Сложно, если ничего не делать для налаживания взаимоотношений детей. Просто, если с желанием взяться за дело.Как помочь младшим научиться общат...

« Познавательное развитие детей через разные виды деятельности»

Перед современным педагогом дошкольного образовательного учреждения  стоят задачи, связанные с повышением уровня развития ребенка; формированием нравственных качеств личности, взглядов и убеждени...

Конструктивное взаимодействие детей в разных видах деятельности

План развития своих профессиональных компетенций...