«Детское экспериментирование в развитии познавательного интереса старших дошкольников».
презентация

Буланенкова Ольга Михайловна

Что я слышу – забываю.

 Что я вижу – я помню.

Что я делаю – я понимаю.

Конфуций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_mk.pptx1.46 МБ
Файл mk_dlya_roditeley.docx28.53 КБ
PDF icon publikatsiya3.pdf555.02 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс на тему: «Детское экспериментирование в развитии познавательного интереса старших дошкольников».

Слайд 2

Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю. Конфуций

Слайд 3

1 3 2

Слайд 4

1 3 2

Слайд 5

Чудесные спички

Слайд 6

«Рыбки»

Слайд 11

Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему: «Детское экспериментирование в развитии познавательного интереса старших дошкольников».

Цель: активизация и обобщение воспитательных и образовательных умений родителей в развитии познавательного интереса дошкольников средствами экспериментальной деятельности.   

Задачи: 

  1. Мотивировать родителей к организации экспериментирования в домашних условиях.
  2. Обогатить опыт межличностного общения детей и родителей.
  3. Создать атмосферу взаимопонимания и общности интересов.

Необходимое оборудование: рабочее место для каждого родителя и ребенка; халаты, фартуки и шапочки; проектор для презентации, брошюра;

  • 1 опыт – 2 стакана (пустой и с водой), соломинка;
  • 2 опыт - сырая картофелина и 2 тонкие соломинки для коктейля;
  • 3 опыт – 5 спичек, пипетка и тарелка;
  • 4 опыт – стакан, газированная вода, виноградинка;
  • 5 опыт – 1 таз с водой; цветы, вырезанные из бумаги со скрученными лепестками, на каждого;
  • 6 опыт – резиновый мяч и такого же размера шарик из пластилина;
  • 7 опыт – 2 стакана по 0,5л, сырое яйцо, соль, ложка;
  • 8 опыт -  кукурузная мука, соль, вода, краситель.

Ход родительского собрания

Слайд №1

Уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашем МК. Спасибо за то, что вы пришли на встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме воспитания детей. И сегодня мы поговорим об экспериментировании с детьми.

Как мы знаем, дошкольное детство - один из важнейших этапов формирования личности.

В этом возрасте ребенок стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду с игрой, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия. Здесь уместно знаменитое высказывание Конфуция: «Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю». Слайд №2

 В связи с этим, особый интерес представляет детское экспериментирование.

  • Оно  даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
  • Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
  • В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.
  • Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд.
  • Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.
  • Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.
  • Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции.  

В обыденной жизни с самого рождения дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. В старшем возрасте  многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, обращают внимание на различную окраску объектов окружающей действительности.

Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например: что быстрее раствориться: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т. п.

Вот мы с вами сейчас тоже поэкспериментируем. Но прежде чем отправится в нашу лабораторию, я предлагаю вам надеть спецодежду и пригласить наших юных лаборантов.

Опыт №1 «Соломинка – пипетка»

Перед вами 2 стакана (пустой и с водой) и соломинка. Нам нужно перелить воду из стакана в другой стакан, но не поднимать его. Как вы думаете, как мы это сделаем?

Для проведения опыта вам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана.

Давайте посмотрим на схему и попробуем сделать то же самое. Слайд№3

1. Поставим рядом 2 стакана: один - с водой, другой - пустой.

2. Опустим соломинку в воду.

3. Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану.

4. Снимем палец с соломинки - вода вытечет в пустой стакан.

Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой.

По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке. Закрывая пальцем верхнее отверстие, вы не даете воздуху оказывать давление на жидкость сверху, а давление воздуха снизу не позволяет ей вытечь.  

Опыт №2 «Прочная соломинка». Слайд №4

Проверим на прочность наши соломинки.

Для проведения опыта вам понадобятся: сырая картофелина и 2 тонкие соломинки для коктейля.

1. Положим картошку на стол. Зажмём соломинку в кулаке и резким движением попытаемся воткнуть соломинку в картофелину. Соломинка согнётся, но картошку не проткнёт.
2. Возьмём вторую соломинку. Закроем отверстие вверху большим пальцем.

3. Резко опустим соломинку. Она легко войдёт в картошку и проткнёт её.

Воздух, который мы зажали большим пальцем внутри соломинки, делает её упругой и не позволяет ей перегибаться, поэтому она легко протыкает картофелину.

Опыт №3 «Чудесные спички» Слайд №5.

Давайте представим себя волшебниками и попробуем оживить спички.

Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.

Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться, оживать, и посмотрите во что они превратились.

Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна «толстеют», и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Опыт №4. «Рыбки» Слайд №6

Возьмите стакан со свежей газированной водой, и бросьте в нее виноградинку. Как вы думаете, что произойдет?

Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут, же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

На поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

Опыт №5 «Цветы лотоса» Слайд №7

 У вас на столах лежат нераскрывшиеся цветы. Они не проснулись еще после холодной зимы. Но вот пригрело апрельское солнышко и они готовы распуститься. Возьмите свои бутончики и опустите их в таз с водой. Какая красота. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начинают распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

№6 Что такое упругость? Слайд №8

А теперь, давайте, немножко поиграем.
Я возьму в одну руку небольшой резиновый мячик, а в другую - такой же по размеру шарик из пластилина. Бросаю их на пол. Как вели себя мячик и шарик, какие изменения с ними произошли после падения? Почему пластилин не подпрыгивает, а мячик подпрыгивает.
Предложите своему ребенку побыть мячиком. Прикоснитесь к голове малыша рукой, а он пусть попрыгает, как мячик. Слайд №8

С мячиком происходит то же, что и с ребенком: мы сгибаем колени, а мячик немного вдавливается, когда  мяч падает на пол, мы выпрямляем колени и подпрыгиваем, а в мячике выпрямляется то, что вдавилось. Вывод: мяч упругий.
А пластилиновый шарик не упругий.  Давайте попробуем быть не упругими, попрыгаем, не сгибая колени. Если колени не сгибать, то и подпрыгнуть невозможно.

№7 «Опыт  с яйцом» Слайд №9

 Как мы уже знаем, сырое яйцо тонет в воде. Однако если в воду добавить соли (около 2 столовых ложек на 0,5 литра) оно будет плавать. Попробуем это выполнить. Соленая вода обладает более высокой плотностью, поэтому она выталкивает яйцо на поверхность. Зная этот секрет, можно показать фокус. 
Смешивая пресную и соленую воду, сделайте так, чтобы яйцо болталось посередине сосуда. Поочередно подливая соленую и пресную воду, вы можете заставить «подводную лодку» всплывать и погружаться по вашему желанию. Так как внешне соленая и пресная вода не отличаются друг от друга, это будет выглядеть настоящим чудом.

№8 Фиксики

Оказывается, экспериментировать можно и с пластилином и с тестом…Создавая из них различные фигуры, добавлять в них краску..Как изготовить пластилин нам подскажут «Фиксики». Слайд №10

Изготовление пластилина.

Заключение:

Я предлагаю вам сейчас закрыть глаза, и мысленно попытаться ощутить:

* лёгкое дуновение ветерка;

* запах мандаринов и новогодней ёлки;

* ласковые лучи летнего солнца;

* вкус лимона;

* тёплый летний дождик;

* представьте, что вы погладили котёнка;

* как пахнет свежеиспеченный хлеб;

* представьте, что вы идёте босиком по травке…

Вам  всё это удалось представить,  потому что вы уже знакомы с этими ощущениями, у вас есть чувственный опыт. Наша с вами задача помочь детям накопить багаж ярких эмоциональных, живых впечатлений, достоверных представлений об окружающем мире. Важно помочь ребёнку открыть для себя окружающий мир, ощутить себя, как  часть его.

Давайте – же сделаем ребёнку жизнь интереснее и краше, будем стараться, чтобы у детей создавалось представление  о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребёнка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом – залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснётся.

Благодарю вас за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль детского экспериментирования в развитии познавательного интереса дошкольника

Дошкольное детство — период особой социально — эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. С первых дней у малыша появляется жажда активной деяте...

Роль детского экспериментирования в развитии познавательного интереса дошкольника

Одной из задач дошкольного воспитания является создание условий для развития познавательной активности ребенка. А чтобы поддержать и развить познавательную активность, необходимо опираться на познават...

Роль детского экспериментирования в развитии познавательного интереса дошкольника

Дети — прирождённые исследователи, активно собирающие информацию о своём окружении. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самост...

Роль детского экспериментирования в развитии познавательного интереса дошкольника

Дошкольное детство — период особой социально — эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. С первых дней у малыша появляется жажда активной деятельности, стре...

Экспериментирование как метод развития познавательного интереса старших дошкольников

Прoблeмa рaзвития у детей пoзнаватeльного интереcа – oднa из aктyaльных проблем дошкольного образования. Познавательный интереc – избирательная направленноcть личноcти на предметы и явлени...

Педагогический проект «Детская журналистика» для развития познавательного интереса старших дошкольников

Познавательный интерес имеет важнейшее значение для развития всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Поэтому гармоничное развитие ребенка...