Проблемы реализации права на образование в Российской Федерации
статья

Понкратова Любовь Петровна

Проблемы имеются практически на каждом уровне системы образования, и их решение - это важнейшая стратегическая задача России. Новое время требует новых реформ, способных повысить образовательный уровень российский граждан, умножить количество квалифицированных сотрудников и поднять качество образования в России до международных стандартов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Закон «Об образовании» определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципах признания приоритетности образования, обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования.

Конвенция о правах ребенка закрепила общедоступность, бесплатность и обязательность начального образования, поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, доступность высшего образования для всех на основе их способностей.

Реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни[1].

Однако, к сожалению, что до настоящего времени все еще имеются многочисленные факты, когда конституционное право на образование гражданами не может быть реализовано в полной мере.

Для начала хочется сказать об одной из важнейших проблем в области образования в Российской Федерации, создающей препятствия для полноценной реализации гражданами конституционного права на образование  недофинансирование. Сейчас остро проявляется проблема дефицита педагогических кадров, особенно в сельской местности. Преподаватели имеют низкий уровень гарантированной оплаты труда, из-за чего наблюдается отток преподавательских кадров. Педагогические вузы по всей стране ежегодно выпускают талантливых молодых педагогов, но они не всегда идут работать в образовательные учреждения в связи с низким уровнем заработной платы.

Вместе с тем нельзя не отметить, что один из важнейших принципов государственной политики в сфере образования, гарантирующий общедоступность и бесплатность образования в законодательном смысле определяется, в первую очередь, политикой государства в этой сфере и уровнем материального благосостояния его граждан.

И тут, к сожалению, указанный принцип нарушается, уже на уровне дошкольного образования. При увеличении в последнее время уровня рождаемости и, как следствие, возрастании спроса на услуги дошкольных образовательных учреждений, наблюдается устойчивая тенденция сокращения их общего количества, перевода на платную основу или перепрофилирования. Это неизбежно приводит к появлению в оставшихся учреждениях различного рода конкурсных отборов, а также введению дополнительной, нередко «теневой» платы за предоставление определенных услуг.

Ст. 43 Конституции РФ указывает, что родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Получается, что законные представители ребенка, до достижения им пятнадцатилетнего возраста, несут полную ответственность за его воспитание и получение им образования. Однако данная обязанность не реализуется если родитель или законный представитель уклоняется от воспитания несовершеннолетнего и соответственно не осуществляет контроль за его обучением в образовательном учреждении. При этом даже привлечение указанного лица к уголовной ответственности за неосуществление своих обязанностей в соответствии со ст. 156 Уголовного Кодекса Российской Федерации «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» не решает проблемы реализации конституционного права ребенка на образование, так как воспитание и получение образования отличаются друг от друга. Следовательно, невыполнении родителем или иным законным представителем несовершеннолетнего своей обязанности по обеспечению получения ребенком основного общего образования остается ненаказуемым.

Конституционное право на получение бесплатного высшего образования носит комплексный характер и кроме права на бесплатное получение высшего образования (то есть получение его за счет средств соответствующего бюджета) включает в себя: право на получение стипендии и иные формы материальной поддержки, право на бесплатное пользование библиотеками и информационными фондами; право на бесплатное пользование инфраструктурой высших учебных заведений; право на обеспечение жилой площадью в общежитии бесплатно или за минимальную плату и т. д.

Но не всегда обучающиеся получающие высшее образование реализовывают эти права, в связи с недостаточным количеством бюджетных мест в учебных заведениях. Это связанно во-первых с тем, что бюджетные места распределяются на особые категории поступающих. При этом стоит оговориться, что к таковым относятся не только те, кому законодательно предусмотрена возможность поступления в учебное заведение вне конкурса (дети-инвалиды, для которых не имеется противопоказаний к обучению в соответствии с заключением медицинской комиссии, победители предметных олимпиад по соответствующим направлениям, дети-сироты и т. п.). Во-вторых с высоким конкурсом на обучение в вузах по некоторым специальностям, вследствие чего лица, не прошедшие на конкурсной основе, вынуждены обучаться на коммерческой основе.

Стоит ещё обратиться к Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.), в которой говориться, что недопустимо нарушение равенства отношения в области образования охватывающее всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения. «Закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа или ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования» является дискриминацией и признается недопустимым [2].

Хотелось бы отметить, что дети с ОВЗ также обладают правом на получение образования, но с учетом их возможностей и состояния здоровья. Государство закрепляет за ними дополнительные специальные гарантии получения образования, реализованные в виде особых условий получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

В то же время дети, имеющие отклонения в психическом развитии не всегда могут обучаться в силу своего заболевания. Отдельные психические отклонения не позволяют таким лицам осуществлять право на получение образования. Речь идет о врожденных или приобретенных в раннем возрасте (в результате сильного воспалительного процесса) психических заболеваниях, препятствующих обучению ребенка, в силу того, что он является необучаемым, а его социализация и адаптация в обществе невозможна.

И ещё одна проблема реализации конституционного права на образование  это слабая система взаимосвязи между различными уровнями образования. Низкая преемственность между всеми «ступенями» образовательного процесса негативно влияет на качество обучения и мешает глубокому овладению знаниями со стороны обучающихся. Дошкольное образование в России  это слабо организованная система, не дающая нужного объема знаний, необходимого для начала обучения в школе. В связи с этим открывают большое количество центров по подготовке детей к школе, однако случается и так, что обучением дошкольников занимаются лица, не получившие педагогического образования. Еще сложнее дело обстоит с выпускниками школ, которые не получают того объема знаний, который требуется для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) и поступления в высшее учебное заведение. Старшеклассники вынуждены обращаться к платным репетиторам, ведь бесплатное образование не соответствует всем нуждам будущих студентов.

Рассматриваемая проблема становится все острее еще и потому, что значительно упал престиж профессиональных училищ. С каждым годом все больше молодых людей пытаются получить высшее образование, тем самым увеличивается количество учебных заведений, не всегда отвечающих требованиям.

Так же хочется сказать про реализацию права на получение основного общего образования на национальном (родном) языке. Законодательством предусмотрена возможность создания национальных школ, т. е. школ в которых будет осуществляться обучение на национальном (родном) для обучающегося языке. Но при этом возникает другая проблема  ребенок, который получает образование на национальном (родном) языке, затем по окончании данного учебного заведения не сможет в полной мере воспользоваться своим право на высшее образование, так как в ВУЗах обучение ведется только на русском языке. Соответственно, реализация одного права – получение начального образования на родном языке, ведет к проблемам реализации права на получение высшего образования, в силу недостаточного знания языка, на котором ведется преподавание.

Таким образом, в системе образования можно выделить следующие проблемы, во-первых, недофинансирование системы образования, во-вторых, недостаточный уровень контроля за общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в образовательных учреждениях, в-третьих это то, что несмотря на ведущуюся государственную политику в области развития образования детей с ОВЗ остается ряд проблем, связанных с несоответствием требований закона и реальной действительности. Ну и последнее  слабая система взаимосвязи между различными уровнями образования.

Подводя итог, необходимо отметить, что, право человека на образование, обеспечивается посредством гарантий, предусмотренных в действующем законодательстве Российской Федерации в сфере образования. Несмотря на значительное число достоинств, присущих отечественной системе образования, на сегодняшний день реализация конституционного права на образование встречается с множеством серьёзных проблем, требующих незамедлительного решения.


[1] Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. на 29.07.2017 г.). [Электронный ресурс].  Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/902389617.

[2] Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, принята 14.12.1960 г. Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки в культуры на ΧΙ сессии. [Электронный ресурс].  Режим доступа : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/educat.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Дата подписания: 29.12.2012 Д...

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"Дата подписания: 29.12.2012Дата пу...

Гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

Право человека на образование обеспечивается посредством гарантий, предусмотренных в действующем законодательстве Российской Федерации в сфере образования. Главным требованием, предъявляемым к таким г...

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-

Программа  разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации,  Федераль...

Комплексное сопровождение ребёнка с ОВЗ в контексте реализации ФЗ "Об образовании в Российской Федерации и ФГОС дошкольного образоания"

В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, на общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами образованияВ ц...