Образовательный проект по комплексному выявлению и развитию детей с признаками одарённости «Одарённый ребенок»
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)

Борисова Татьяна Александровна

Образовательный проект по комплексному выявлению и развитию детей с признаками одарённости «Одарённый ребенок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-odarennii-rebenok_1.docx145.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Рябинка»

Образовательный проект

по комплексному выявлению и развитию детей

с признаками одарённости

«Одарённый ребенок»

Срок реализации: 3 года (2016-2019 гг.)

Разработчик: воспитатель

Борисова Т. А.

Дорогобуж, 2016

Содержание

Пояснительная записка

1.1.Концептуальные подходы к построению проекта

1.2.Цель и задачи проекта

1.3.Планируемые результаты освоения проекта

  1. Этапы реализации проекта

  1. Мероприятия в рамках реализации проекта

Список используемой литературы

  1. Пояснительная записка

  • условиях социально-экономических изменений в обществе растёт потребность  в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России.

  Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития интеллектуальных способностей, чем дошкольное детство трудно представить. Мы все приходим в этот мир примерно с одинаковыми возможностями и способностями, только одни из нас используют свои задатки, а другие - нет. Задача родителей и воспитателей дошкольных учреждений как раз и заключается в том, чтобы помочь реализовать заложенные в малышах таланты.

   Одаренность, талант, гениальность – это высокий уровень развития способностей человека. Одаренный ребенок стремится к самоутверждению, желает преуспеть в развитии своего дарования. Важным является то, чтобы педагог обратил внимание на такого ребенка, так как требования, которые он предъявляет, как правило, направлены на силы и способности среднего ребенка.

Практика работы дошкольных учреждений показывает, что воспитатели в непо-средственно образовательной деятельности с дошкольниками стараются, прежде всего, добиться хороших показателей усвоения каждым ребенком образовательной программы. Поэтому чаще делают упор на индивидуальную работу с отстающим детьми, а дети с хо-рошим интеллектуальным потенциалом не получают должного развития. Поэтому в ре-альной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.

   Интерес к одаренности в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения, а именно одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

Проект «Одарённый ребёнок» направлен на создание оптимальных условий для выявления, развития и поддержки детей с признаками одарённости.

Развитие способностей детей с признаками одарённости в различных видах деятельности и формирование их личностной и социальной самореализации.

Новизна проекта Создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей в процессе комплексной работы воспитателя и узких специалистов (психолога, логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя).

Реализуемый проект строится на принципе личностно–ориентированного, деятельностно-го и практико-ориентированного характера взаимодействия взрослого с детьми. Данный проект разработан в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Конституция РФ, ст. 43, 72.

  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.).

  • Закон РФ «Об образовании».

•Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентской программы «Дети России», утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;

  • СанПиН 2.4.1.3049-13

  • Устав ДОУ.

  • ФГОС ДО

  • Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 1239.
  • Приказ МИНОБРНАУКИ России от 18.04.2016 № 424 «Об утверждении Порядка формирования и ведения государственного информационного ресурса о детях, проявивших выдающиеся способности».

1.1.Концептуальные подходы к построению проекта

Определение понятий «одарённость» и «одарённый ребёнок»

Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда вы-дающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Детский возраст – период становления способностей личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребёнка на фоне её дифференциации. Уровень и ши-рота интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления – одарённости. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют ди-намику развития одарённости.

Одарённость в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психи-ческого развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Од-нако при этом следует учитывать специфику одарённости в детском возрасте (в отличие от одарённости взрослого человека):

  1. Детская одарённость часто выступает как проявление закономерностей возраст-ного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способ-ностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии.

Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одарённости иногда создаёт видимость одарённости (т.е. «маску» одарённости, под которой – обычный ребёнок) в виде ускоренного развития определённых психических функций, специ-ализации интересов и т.п.

  1. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведе-ния, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одарённости. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одарённости, проявляемой данным ребёнком на определённом отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одарённого ребёнка в одарённого взрослого.

  1. Своеобразие динамики формирования детской одарённости нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с уровнем развития тех или иных способностей, наблюдается отставание в развитии устной и письменной речи; высокий уровень специальных способностей может со-четаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребёнок может идентифицироваться как одарённый, по другим – как от-стающий в психическом развитии.

  1. Проявления детской одарённости зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребёнка. Ясно, что при равных способностях ребёнок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определённых видах деятельности по сравнению с ребёнком, для которого не были созданы аналогичные условия.

Оценка конкретного ребёнка как одарённого в значительной мере условна. 

   Самые замечательные способности ребёнка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одарённости, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учёт этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одарёнными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одарённый ребёнок» в плане констатации (жёсткой фиксации) статуса определённого ребёнка. Так как очевиден драматизм ситуации, когда ребёнок, привыкший

  • тому, что он – «одарённый», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности.

Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одарённый ре-

бёнок» следует использовать понятие «признаки одарённости ребёнка» (или «ребё-нок с признаками одарённости»).

Виды одарённости

Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:

  • Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.

  • Степень сформированности.

  • Форма проявлений.

  • Широта проявлений в различных видах деятельности.

  • Особенности возрастного развития.

  1. По критерию «Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» позволяет выделить в ее структуре:

  • Общие интеллектуальные способности;

  • Конкретные академические способности;

  • Творческое или продуктивное мышление;

  • Лидерские способности;

  • Художественные и исполнительские искусства;

  • Психомоторные способности

Схема № 1. Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности

По основанию «виды деятельности» можно выделить следующие типы одаренности:

  • Теоретическая (для детей – познавательная);

  • Практическая;

  • Художественно-эстетическая;

  • Коммуникативная;

  • Духовно-личностная.

2.По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:

  • актуальную одаренность;

  • потенциальную одаренность.

3.По критерию «Формам проявления»

  • явная

  • скрытая

4.По критерию «Широта проявлений в разных видах деятельности»

  • общая (проявляется в разных видах деятельности общей, являясь основой их продуктивности.)

  • специальная (проявляется в высоких достижениях в конкретных видах деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.)

  1. По критерию «Особенности возрастного развития»

  • ранняя

  • поздняя

Принципы педагогической деятельности в работе с детьми с признаками одаренно-сти:

  • непрерывность сопровождения развития одаренного ребенка;

  • признание уникальности ребенка, исключающее усреднение, сравнение одного ре-бенка с другим;

  • бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенно-стям субъективного отношения к миру и самому себе;

  • защита интересов ребенка;

  • индивидуальный путь развития ребенка;

  • учет специфики возрастного и индивидуального развития;

  • принцип диалогичности;

  • принцип личностно-ориентировочного подхода к ребенку;

  • принцип построения развивающей работы на основе диагностики.

1.2. Цель и задачи проекта

Цель: Создание оптимальных условий для выявления, развития и поддержки детей с

признаками одарённости

Развитие способностей детей с признаками одарённости в различных видах дея-

тельности и формирование их личностной и социальной самореализации.

Задачи:

  1. Создание системы целенаправленного выявления одарённых детей (диагностический материал для обследования детей и родителей, критерии оценки качества и результа-тивности работы).

  1. Внедрение в образовательный процесс прогрессивных педагогических технологий, программ по выявлению, развитию и поддержке детей с признаками одарённости.

  1. Апробация и внедрение новых форм и методов работы по развитию детей с признаками

одарённости.

  1. Создание единого образовательного пространства при участии педагогов, родителей, воспитанников;

  1. Создание оптимальных условий для выявления, развития и поддержки детей с призна-ками одарённости посредством участия воспитанников в конкурсных мероприятиях разного уровня и расширения спектра дополнительных образовательных услуг.

  1. Развитие отношений социального партнёрства с учреждениями культуры, дополни-тельного образования, общественными организациями.

1.3. Планируемые результаты освоения проекта

  1. Создание и пополнение базы данных одаренных детей (детей с признаками одаренности).

  1. Создание условий для самореализации детей с признаками одарённости.

  1. Внедрение программ развития детей дошкольного возраста с признаками одаренности в практику работы.

  1. Создание системы выявления и поддержки одаренных детей.

  1. Повышение уровня профессиональной компетентности по проведению мониторинговых исследований, разработке индивидуальных маршрутов сопровождения детей с признаками одаренности.

  1. Максимальная реализация потенциальных возможностей и способностей одаренных детей дошкольного возраста в ходе соревнований, конкурсов, фестивалей разного уровня.

  1. Развитие и реализация творческих способностей детей с признаками одарённости через систему дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении.

8. Активизация участия родителей в работе с детьми с признаками одарённости.

  1. Этапы реализации проекта

АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

Цель этапа: идентификация талантливых детей, изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников, изучение профессионального развития личности педагога. Виды деятельности: наблюдение, беседы, измерение выраженности креативности, анкета способностей ребенка (для родителей и педагогов).

Итог этапа:

  1. Создание индивидуальных карт и маршрута сопровождения одаренного дошкольника;

  1. Создание базы данных детей с признаками одарённости;

  1. Аналитический отчет по результатам диагностических исследований.

Диагностический инструментарий. Используемые методики:

  • детьми:

  1. Тест Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант)

  1. Методика В.С. Юркевич «Дерево желаний»

  1. Методика «Два домика» (Т. Марцинковская).
  • родителями:

  1. Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников Дж. Рензулли, Р. Хартман, К. Каллахэн

  1. Методика «Определение склонностей ребенка»

3 этап реализации проекта

ИНФОРМАЦИОННЫЙ

Цель этапа: повышение психолого-педагогической компетенции участников педагогического процесса.

Виды деятельности: консультации с родителями по итогам исследований; родительские собрания.

Итог этапа:

Создание банка информационных и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению детей с признаками одаренности.

4 этап реализации проекта 

Развивающий

Цель этапа: гармоничное развитие талантливых детей.

Виды деятельности: Создание развивающей среды для талантливых детей. Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми старшего дошкольного возраста.

    Итог этапа:

Мониторинг эффективности работы с детьми и построение перспективы дальнейшей работы. Участие в конкурсах, соревнованиях, фестивалях.

Перечень мероприятий проекта «Одарённый ребёнок» (2016 – 2019 год)

№ пп

Содержание деятельности

Сроки исполнения

исполнители

1.

Разработка проекта, обеспечивающего педагогическую деятельность с одаренными (с признаками одаренности) детьми

2016

воспитатели

2.

Пакет диагностических методик по выявлению детской одаренности

2016

воспитатели

3.

Создание и пополнение базы данных одаренных детей (детей с признаками одаренности) по различным направлениям деятельности

ежегодно

Воспитатели, узкие специалисты

4.

Подбор и изучение литературы по работе с одарёнными детьми

2016

Воспитатели, узкие специалисты

5.

Создание индивидуальных карт и маршрута сопровождения одаренного дошкольника (на основе диагностики)

ежегодно

Воспитатели, узкие специалисты

6.

Составление картотеки методических пособий и литературы по теме «Одарённость детей»

2016-2019

Воспитатели, узкие специалисты

  1. Система работы с воспитанниками

№ пп

Содержание деятельности

Сроки исполнения

исполнители

1.

Диагностика на выявление одаренности детей дошкольного возраста

1 раз в год

Воспитатели, узкие специалисты

2.

Формирование групп детей по различным направлениям деятельности, видам одарённости (по результатам тестирования)

Ежегодно 

воспитатели

3.

Работа по индивидуальному маршруту сопровождения ребёнка с признаками одарённости

В течение года

Воспитатели, узкие специалисты

4.

Индивидуальные развивающие занятия в игровой форме

Ежегодно

Воспитатели, узкие специалисты

5.

Участие дошкольников в проектной и экспериментально-исследовательской деятельности

В течение года

Воспитатели, узкие специалисты

6.

Участие в конкурсах, выставках внутри учреждения

Ежегодно

Воспитатели, узкие специалисты

7.

Участие в выставках, конкурсах, мини-олимпиадах всероссийского и международного уровня

Ежегодно

Воспитатели, узкие специалисты

8.

Участие в деятельности кружков по интересам

Ежегодно

Воспитатели, узкие специалисты

3.  Система работы с родителями

№пп

Содержание деятельности

Сроки исполнения

исполнители

1.

Тестирование родителей с использованием диагностических методик для выявления одарённости детей

1 раз в год

Воспитатели,

2.

Родительское собрание «Способности ребёнка и как их распознать» Представление проекта «Одарённый ребёнок»

Сентябрь 2016

воспитатели

3.

Анкетирование  по  выявлению  статуса  семьи,  достижений детей в семье

Октябрь 2016

воспитатели

4.

Групповые консультации на  тему: «Талантливые дети – заслуга родителей»

Ноябрь 2017

воспитатели

5.

  индивидуальные беседы и консультации по теме одарённость;

  размещение  в  родительских  уголках  групп  статей,

  выпуск газеты «Гений с плёнок». (1-4 выпуск)

Весь период

воспитатели

6.

- совместные  праздники, интеллектуальные конкурсы, познавательные викторины, детско-родительские проекты;

-   открытые мероприятия в рамках Дней открытых дверей

Весь период

воспитатели

7.

Семинар для родителей «Одарённые дети: раскрыть, поддержать, развивать»

Ноябрь 2018

воспитатели

8.

   Анкетирование  родителей  по итогам  реализации  проекта

Май  2019

воспитатели

Список литературы:

  1. Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты заня-

тий, психологическое сопровождение Волгоград: Учитель, 2012.

  1. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Программа «Одарённый ребенок».

  1. Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.

  1. Рабочая концепция одаренности / Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Отв. редактор Л. Е. Курнешова. М.: ГОМЦ «Школьная книга»,

2002.

  1. Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. Москва: Педаго-гическое общество России, 1999.

  1. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность М.: Просвещение, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки и развития одарённости дошкольника

Данный образовательный проект ориентирован на поддержку и развитие одаренного ребенка, направлен на его личностное развитие и успешность.Целью проекта является создание системы работы для раскрепощени...

КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ 2-3 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА

Краткий количественный и качественный анализ комплексной диагностики общего уровня развития  детей - сирот третьего года жизни....

Образовательный проект по комплексному выявлению и развитию детей с признаками одаренности «Маленький талант»

Образовательный проект по комплексному выявлению и развитию детей с признаками одаренности«Маленький талант»...

Выступление на семинаре по теме: «Раннее выявление и сопровождение детей с признаками одарённости в соответствии с ФГОС»

Работа с одаренными детьми актуально для государства и поэтому, миссия госсударства заключается в поддержке одаренных детей, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой и интелл...

Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки и развития музыкальной одарённости дошкольника

Проблема работы с одарёнными детьми очень актуальна в современном мире и интересует многих специалистов.  Прежде всего, это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Ран...

Обеспечение индивидуализации в обучении и развитии детей с признаками одарённости в образовательной организации.

В статье рассматриваются особенности распознавания и развития одарённости у детей, начиная с раннего дошкольного возраста....

Образовательный проект по комплексному выявлению и развитию детей с признаками одарённости «Юные таланты»

Основной идеей работы является объединение усилий воспитателей, родителей, педагогов дополнительного образования, творческой общественности с целью создания благоприятных условий для реализации творче...