статья "Использование нетрадиционной техники рисования в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Попова Елена Борисовна

учебная статья для педагогов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_netraditsionnaya_tehnika_risovaniya.odt27.05 КБ

Предварительный просмотр:

Статья " Использование нетрадиционной техники рисования в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста"

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных.  Развитие творческих способностей – одно из главных задач воспитания. На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности.  На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Поэтому целью моей работы я поставила развитие у дошкольников творческих способностей и художественного вкуса. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное. На мой взгляд ,изобразительная деятельность  является едва ли не самым интересным видом деятельности . Она позволяет ребенку выразить  в своих  рисунках  свое впечатление об окружающем его мире. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования.

Нетрадиционное рисование – Искусство изображать, не основываясь на традиции. Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения различные техники рисования:

Рисование ладошкой - ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.

 Оттиск печатками из картофеля - ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

 Оттиск смятой бумагой - ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

 Монотипия предметная - ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить.

 Кляксография с трубочкой - ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно. Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовать.

 Отпечатки листьев - ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок.

 Монотипия пейзажная - ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисует пейзаж, на другой получается его отражение в озере. Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Проведение занятий с использованием  нетрадиционных техник:

-способствуют снятию детских страхов

-развивает уверенность в своих силах

-учит детей свободно выражать свой замысел

-побуждает детей к творческим поискам и решениям

-учит детей работать с разнообразным материалом

-развивает чувство композиции,ритма,колорита,цветовосприятие,чувство фактурности и объемности

-развивает мелкую моторику рук

-развивает творческие способности,воображение и полет фантазии

-эстетическое удовольствие

 Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово "Нельзя", можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Именно такая техника рисования создает атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности.  Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима. Обучение рисованию нетрадиционными способами детей на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Эта позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности. Кроме того, в процессе этой деятельности у детей формируются навыки контроля и самоконтроля. Таким образом, задачей педагога является формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение)

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности Творчество для детей — это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструмент души. Творческий процесс – это настоящее чудо.

Я поняла, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. В раннем возрасте закладывается фундамент личности, поэтому я считаю нужно зажечь в детях огонек творчества. Как сказал один мудрец: "Ребенок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми - нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать.

Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно Работа с родителями предполагает – индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, информационные стенды, показ открытых занятий, мастер- классы, выставки детского творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных способов рисования для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Статья о развитии творческих способностей у детей, о том, какие нетрадиционные способы рисования используются в разных возрастных группах...

Статья: "Роль нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

В статье представлены этапы обучения детей рисованию нетрадиционными техниками по технологии Е.Н. Лебедевой...

Педагогический опыт "Использование нетрадиционных техник рисования на НОД по рисованию для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Педагогический опыт на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования на НОД по рисованию для развития т...

Роль нетрадиционной техники рисования в развитии творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста

Роль нетрадиционной техники рисования в развитии творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему: "Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста"

Познакомить родителей с нетрадиционными техниками аппликации и их влиянием на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста...

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения у детей дошкольного возраста

В процессе различных нетрадиционных техник рисования можно развивать творческую личность ребенка – его природные наклонности, воображение, фантазию.Ученые отводили огромную роль нетрадиционным п...

Консультация для родителей "Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста"

Данная консультация будет полезна как родителям, так и педагогам. В папке-передвижке более подробно говорится о разнообразных техниках аппликации и раскрывается влияние аппликации на развитие творческ...