Статья: "Роль нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
статья по рисованию на тему

В статье представлены этапы обучения детей рисованию нетрадиционными техниками по технологии Е.Н. Лебедевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_busygina_d.l.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Д.Л. Бусыгина,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 65 – Центр развития ребенка»

(г. Бийск)

Роль нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения

у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье представлен опыт работы, раскрывающий методы и приемы, направленные на развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, посредством нетрадиционных техник рисования.

В настоящее время социально-экономические преобразования в современном обществе диктуют необходимость формирования всесторонне развитой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать различные жизненные проблемы. В рамках дошкольного учреждения стоит важная задача: развивать творческий потенциал у подрастающего поколения, в связи с этим воспитательно-образовательный процесс в детском саду следует осуществлять с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Актуальность развития творческого воображения дошкольника является не только важным компонентом в творческой деятельности ребенка, но и его поведения в целом.

Так на основании ФГОС художественно-эстетическая деятельность построена на основе создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми и взрослыми.

Более того, в коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности. Поэтому большие возможности для развития творческого воображения предоставляет изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.

Следует отметить, что Т.С. Комарова писала: «Исходя из разнообразия рисовательной техники в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей дошкольного  возраста, целесообразно обогатить техническую сторону дошкольного рисования. Этого можно достигнуть, разнообразив способы работы уже известными в широкой практике красками и карандашами и используя новые материалы (цветные восковые мелки, акварель, клей), а также сочетая в одном рисунке разные материалы и технику. А термин «нетрадиционный» подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными в педагогической практике образовательных учреждений.  Существует множество нетрадиционных техник рисования» [9, 23].  

Вышеизложенные актуальные положения предопределили цель моей работы и её основные задачи.

Цель: формировать интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение, стимулировать активность, самостоятельность и инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения. Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Воспитывать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в рисунке, дополнять создаваемый образ интересными деталями.

Задачи:

1. Обучить детей различным способам работы с материалами, приёмам изображения предметов.

2. Создать условия для творческой самореализации, развития творческого воображения  ребенка в изобразительной деятельности.

3. Совершенствовать творческую самостоятельность детей в использовании нетрадиционных техник.

4. Развивать творческие способности, художественный вкус, память, аккуратность, произвольную  направленность внимания (на занятиях развивается моторная память).

5. Ориентировать семью на значимость творческого воображения в творческой деятельности детей с ОНР, посредством нетрадиционных техник рисования. 

Исходя из поставленных цели и задач, работа проводилась поэтапно по технологии Лебедевой Е.Н. «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития». Данная деятельность включает три этапа. На первом этапе дети знакомятся с более простыми видами нетрадиционных техник рисования. Это такие техники как печатание листьями, рисование нитками, монотипия, рисование под музыку. Вначале детям показываю способ выполнения изображений, потом рассказываю о последовательности   производимых   действий.  Детям   предлагается возможность   самостоятельно   повторить  этот способ на практике. На данном этапе дети используют традиционные инструменты (кисти) и материалы (гуашь, краски).

На втором этапе обучение нетрадиционным техникам изображения усложняется. Детей знакомят с такими видами техники рисования, при использовании которых необходимо изготовлять инструменты (рисование методом наката), смешивать краску с другими материалами (рисование мыльной пеной). Дети познают свойства материалов, знакомятся с нетрадиционными техниками изображения как печатание бумагой, рисование кляксами, по клейстеру, по стеклу, методами набрызга и наката.

На заключительном третьем этапе используются смешанные техники рисования, а также коллективное рисование нетрадиционными способами. В процессе коллективных работ дошкольники не только учатся анализировать, комбинировать образы, но и работать в вместе со сверстниками, общаться друг с другом. Для коллективных работ используют такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками (подушечками пальцев, ребром ладони, ладонями, кулаком). В итоге в одном рисунке дети учатся сочетать различные техники рисования.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа направлена на постепенное увеличение самостоятельности дошкольников, на повышение их умственной активности.

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости, создает психофизическую базу для развития речи.  Так развитие творческого воображения у детей с ОНР в процессе рисования нетрадиционными техниками приводит к позитивным изменениям. Более того изобразительная деятельность развивает у детей зрительно-двигательную координацию, совершенствуется мелкая моторика рук. Таким образом, процесс рисования не только положительно влияет на центральную нервную систему, но и оказывает психокоррекционное воздействие на дошкольников.  

Одним из важных компонентов в данной деятельности, является организация работы с семьей. Благодаря тому, что родители вовлекаются в образовательный процесс, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития творческих способностей, повышается эффективность всего воспитательно-образовательного процесса.

Итак, применение нетрадиционных техник для развития творческого воображения позволило реально оказать влияние на развитие творческого воображения. Кроме того,  системный подход в обучении, специальное планирование, четкая систематизация лексического материала и дополняющие друг друга приемы и формы обучения, с учетом способностей речевого и умственного развития детей,  позволили получить хорошие результаты у детей. Так у дошкольников сформировалась способность целостного планирования в изобразительной деятельности, вырос уровень творчества и творческого воображения в первую очередь.

Литература:

  1. Водинская, М.В. Развитие творческих способностей ребёнка на занятиях изобразительной деятельностью [Текст] / М.В. Водинская, М.С. Шапиро – Москва: «Теревинф», 2006. – 45 с.  
  2. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский – СПб.: Союз, 1997. - 233с.
  3. Васильева, М. О развитии творческого потенциала дошкольников [Текст] /Васильева М., Юнг Г. //Дошкольное воспитание. – 2006. - №2 – С. 9-13.
  4. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники [Текст] / Р.Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепунова, Т.В. Смагина: Сфера. 2006. – 128 с.
  5. Кириллова, Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей [Текст] /Кириллова Г.Д. //Дошкольное воспитание. – 1971. - №2 – С.16-20.
  6. Немов, Р.С. Психология [Текст] Учебник для вузов / Р.С. Немов книга 3.: Владос.1999. – 623 с.
  7. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей [текст]/ Н.П.Сакулина, Т.С. Комарова – Москва: Просвящение.1982. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая консультация для педагогов на тему: роль нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.

Цель: познакомить педагогов с ролью нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Знакомство педагогов с темой консультации.2. Уточ...

Роль нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.

Данная статья посвящена изучению роли нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста. Автор статьи подробно рассматривает влияние различных не...

Групповая консультация для педагогов на тему: роль нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.

Цель: познакомить педагогов с ролью нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Знакомство педагогов с темой консультации.2. Уточ...

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством интеграции игровой и самостоятельной деятельности.

Развитие творческого воображения дошкольников сегодня является одной из приоритетных задач дошкольного воспитания. Без сомнения, ее решение должно базироваться на четком понимании психологических меха...

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством интеграции игровой и самостоятельной деятельности. Консультация для родителей

Развитие творческого воображения дошкольников сегодня является одной из приоритетных задач дошкольного воспитания. Без сомнения, ее решение должно базироваться на четком понимании психологических меха...

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения у детей дошкольного возраста

В процессе различных нетрадиционных техник рисования можно развивать творческую личность ребенка – его природные наклонности, воображение, фантазию.Ученые отводили огромную роль нетрадиционным п...