Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством интеграции игровой и самостоятельной деятельности.
статья по развитию речи (старшая группа)

Развитие творческого воображения дошкольников сегодня является одной из приоритетных задач дошкольного воспитания. Без сомнения, ее решение должно базироваться на четком понимании психологических механизмов и закономерностей развития творческого воображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мамонова Жанна Владимировна

Воспитатель

Толстенко Людмила Ивановна

Воспитатель

МБДОУ д/с №56 «Солнышко»

г. Белгород, Белгородская область

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством интеграции игровой и самостоятельной деятельности.

Аннотация: Развитие творческого воображения дошкольников сегодня является одной из приоритетных задач дошкольного воспитания. Без сомнения, ее решение должно базироваться на четком понимании психологических механизмов и закономерностей развития творческого воображения.

Ключевые слова: Предметно-пространственное окружение, общее недоразвитие речи, коррекционная работа, речевое развитие, творческое воображение, дидактические пособия, развивающие игры, мелкая моторика.

Речевое развитие дошкольников всегда являлось главной задачей в деятельности педагогов нашего ДОУ, так как оно неразрывно связано с формированием мышления дошкольника, с приобретением знаний, развитием всех психических процессов с самовыражением, познанием других людей, речь также является средством общения.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.  В связи с  этим  перед  дошкольным  учреждением  встает  важная  задача  развития  творческого потенциала  подрастающего  поколения,  что  в  свою  очередь  требует  совершенствования  образовательного  процесса  с  учетом  психологических  закономерностей  всей  системы  познавательных  процессов. В результате наблюдений за дошкольниками с общим нарушением речи, педагоги отметили, что дети испытывают значительные затруднения в различных видах детской деятельности. Дошкольники не умеют общаться друг с другом, вести диалог, не могут ясно и последовательно излагать свои мысли, не пользуются различными языковыми средствами в своей речи.

Наблюдая за детьми, педагогами было отмечено, что творческие способности у детей с нарушениями речи развиваются несколько по-другому. Представления о предметах у них неточные и неполные, практический опыт недостаточно обобщается и закрепляется в слове. Чем тяжелее нарушения речи, тем труднее ребенку проявить свое творчество.

В развитии и функционировании воображения особенное место имеет речь. Мощнейший шаг вперед в развитии воображения у дошкольников происходит напрямую с усвоением речи. Через речь у ребенка формируются и остаются в памяти представления о предметах. Дошкольники, чье речевое развитие протекает с отклонениями от нормы, остаются с крайне скудными формами воображения. Это предоставляет право сделать заключение о том, что речь считается главнейшим инструментом воображения, наравне с мышлением.

Наиболее продуктивным периодом для воображения считается старший дошкольный возраст (5-7 лет), так как напрямую на данном этапе развития активируется воссоздающее, а потом творческое воображение детей.

Любая деятельность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется весьма интенсивной работой воображения. В данном возрасте интерес ребенка притягивают занятия продуктивной деятельностью, которые совсем не обходятся без воображения. Патологии одного из важнейших средств общения речи, приводят к неполноценности представлений об окружающей действительности, недостаточности закрепления и обобщения практического опыта детей в слове, из-за чего проистекает запоздалое формирование представлений. Чем проблематичнее патологии речи, тем сильнее ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, для них становится проблемно составление новых образов.

Таким образом, старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческого воображения у детей с общим недоразвитием речи. Воображение является важным  условием  развития  личности  ребенка,  оно  необходимо  для  свободного  выявления  его  творческих  способностей.  Именно  в  дошкольном  возрасте  воображение  выступает  как  одно  из  важнейших  условий  усвоения  общественного  опыта.  Правильные,  адекватные  представления  об  окружающем  утверждаются  в  сознании  ребенка,  будучи  пропущены  сквозь  призму  воображения.  Воображение  дает  ребенку  возможность  осваивать  окружающий  мир  в  игровой и самостоятельной деятельности.

В психолого-педагогических исследованиях есть представления, о том, что воображение – это придумывание такого, чего в действительности не случается или не существует, равно как игнорирование реальности. И чем сильнее такое «игнорирование», тем наиболее креативные продукты воображения.

Особенно это актуально для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в коррекционной работе с которым упор делается на развитие речи, мыслительных процессов и подготовке к школе, в этом случае развитие творческого воображения проистекает косвенно, либо бессознательно. Конкретно для данной категории детей творческая деятельность имеет возможность быть мощнейшим средством социализации и, может быть, фундаментом для дальнейшего самоопределения в будущем.

Дети 5-7 лет значительную часть своей инициативной деятельности реализуют через воображения. Их игры – результат бурной деятельности воображения. Они с энтузиазмом увлекаются творческим делом.

Л.И. Божович, П.И. Зинченко, Д. Эльконин  и др. считают, что игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном детстве, управляющий развитием: в нем формируются не только личностные качества ребенка, но и его отношение к деятельности, людям. Играя, дети не замечают, что заняты серьезным делом – развитием воображения.

Игровая деятельность соответствует природе ребенка, и поэтому, какую бы систему воспитания и образования дошкольника мы не взяли для рассмотрения, в ней всегда в большей или меньшей степени будет применяться игра. По мнению Л.С. Выготского, именно игра является источником развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития» - возможность перехода ребенка от того, что он уже умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве. Эта возможность характеризует динамику развития и успешности ребенка.

Способность ребенка к  творческому воображению наиболее активно появляется в игровой деятельности, что к окончанию дошкольного периода характеризуется гибкостью развертывания сюжетной линии согласно обстоятельствам и факторам и наличием неповторимого замысла. Творческие способности ребенка так же проявляются в придумывании сказок. Дошколята предпочитают импровизировать вслух, играться звуками и словами. Данное умение конкретно связанно с развитием речи и говорит о зарождении внутреннего плана действий, развитии функции творческого воображения и становлении произвольности предметного воздействия.

Процесс решения поиска ответа, основанный на интересе игровой деятельности, невозможен без активной работы мысли. В ходе игровой деятельности с занимательным материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Именно игровая деятельность способствует развитию творческого воображения, сообразительности, логики, конструкторских способностей и приемов мышления. Главное при этом творчество: ребенок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий.

Самостоятельная деятельность – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом дети сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.

Таким образом, игровая и самостоятельная деятельности дают старшему дошкольнику возможность реализовать свой творческий потенциал. Дети не стремятся к точному и легкомысленному копированию реальности, но привносят в свои игровую и самостоятельную деятельности много своих изобретений, фантазий, комбинаций. Свобода воображения, неограниченные возможности сочетания, подчиненные интересам, желаниям и воле ребенка, являются источником этой глубокой и неисчерпаемой радости.

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
  2. Боровик О.В. Развитие воображения: методические рекомендации. - М.: ООО «ЦГЛ «Рон» 2000. – 256 с.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: учебное пособие для студ. пед. вузов. - М.: Просвещение, 1991. – 203 с.
  4. Глухов  В.П.  Из  опыта   логопедической   работы  по   формированию  связной речи   детей   с   ОНР   дошкольного   возраста   на   занятиях   по   обучению рассказыванию // Дефектология. - 2004.  №4. – С.15.
  5. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника: Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозайка-Синтез, 2008. – 128 с.
  6. Эльконин Д. Психология игры. - М.: Владос, 1999. - 360 с.
  7. Зинченко А.П. Игровая педагогика: Центр гуманитарных технологий. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://gtmarket.ru/library/basis/6654/6655


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие словаря признаков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр и словесных упражнений.

В данной статье предлагается систематизация конкретных методических приёмов, которые могут быть использованы учителем - логопедом на занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с О...

Статья: "Роль нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

В статье представлены этапы обучения детей рисованию нетрадиционными техниками по технологии Е.Н. Лебедевой...

Консультация для родителей " РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ"

Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени ока...

Обобщение опыта «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования театрально-игровых макетов»

Обобщение опыта «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования театрально-игровых макетов»...

Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством театрализованных игр

Рекомендации по проведению занятий по развитию связной речи посредством театрализации содержат цель и задачи развития диалогической речи, направления и содержание работы по развитию диалогической речи...

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством интеграции игровой и самостоятельной деятельности

В статье рассматривается развитие творческого воображения дошкольников как одна из приоритетных задач дошкольного воспитания. Решение данной задачи должно базироваться на четком понимании психологичес...

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством интеграции игровой и самостоятельной деятельности. Консультация для родителей

Развитие творческого воображения дошкольников сегодня является одной из приоритетных задач дошкольного воспитания. Без сомнения, ее решение должно базироваться на четком понимании психологических меха...