Проект: "Почему люди с большим уважением относятся к хлебу"
проект (подготовительная группа)

Тимофеева Екатерина Георгиевна

Данный проект был реализован в подготовительной к школе группы №2. В рамках проекта проводились занятия с детьми по теме, презентации, видеофильмы, различные опыты и эксперименты и даже экскурсия на хлебопекарню.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ ДС «Брусничка»

             

                                                                   

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«Почему люди с большим уважением относятся к хлебу».

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\о хлебе\f_4b5d4352107ad.jpg

Воспитатель:

                                                                                                        Е.Г. Тимофеева    

Введение.

    Прежде, чем начать исследовательскую деятельность, я обратила внимание

на вопрос детей: почему люди говорят, что хлеб нужно беречь, «Хлеб – всему голова». Это позволило выбрать  привлекательную тему для дальнейшей разработки исследования.

Тип проекта: Познавательно-исследовательский 

Сроки проекта:  Месяц

Участники проекта: Воспитатели, дети.

Актуальность и новизна проблемы.

     Данный  проект  актуален  тем,  что  способствует  приобщению  детей  к получению информации о Хлебе. У детей закладывается в сознании реалистическое представление о хлебе и его ценности. Исследовательская работа по проекту направлена на  поддержку детской инициативы, познавательной самостоятельности практического  обучения через систему продуктивных дел направленных на развитие исследовательских способностей в изучении ценности  хлеба. Поэтому захотелось узнать о значении хлеба в жизни человека, почему люди с большим уважением относятся к нему? Почему не могут обойтись без хлеба?

Проблема: Недостаточные знания детей о приготовлении хлеба и его ценности. Развитие познавательно - исследовательской деятельности.

Практическая значимость проблемы.

Получение детьми практического опыта в исследовательской деятельности  и реалистического представления о хлебе и уважительного отношения к нему.

Объект исследования: Хлеб.

Предмет исследования: Отношение к хлебу.

Цель исследования: узнать о значении хлеба в жизни человека. А также изменить отношение  к хлебу.

Гипотеза:  Если дети  будут знать о том, почему люди издавна так ценят хлеб, то будут бережнее к нему относиться. Это возможно, если содействовать познавательно - исследовательской  деятельности дошкольников.

Задачи:

  • Формировать исследовательские навыки: Получить как можно больше новых сведений о том, что является предметом их исследования. В заключении исследования делать выводы.  
  • Выяснить, как хлеб приходит на наш стол;
  • Систематизировать знание детей о хлебе, хлебобулочных изделиях. Развивать умственные операции анализ, сравнения, обобщения, классификация;
  • Формировать умения использовать имеющиеся знания на практике;
  • Изучить пищевую ценность хлеба;
  • Сделали замеры остатков хлеба после;
  • Рассмотреть с детьми колоски ржи и пшеницы, сравнить их. Выявить чем они похожи?  А чем они отличаются?;

  • Выяснить, почему хлеб надо беречь;
  • Привлечь родителей к исследовательской деятельности по проекту;
  • Чтобы узнать,  как выпекают хлеб специалисты,  сходить на хлебозавод на экскурсию г Тарко - Сале. 

Методы исследования:

  •  наблюдение, сравнение;
  • беседы, игры;
  • экспериментирование

 Получение первичных данных.

Сбор материала. Мы начинаем действовать по намеченному плану.

1. «Подумать самостоятельно».

Что мы знаем о хлебе:

  • Хлеб покупают в магазине.
  • Хлеб бывает белый и черный.
  • Хлеб пекут из муки.

Для закрепления рисуем соответствующие им схематические изображения.

2. «Спросить у другого человека». Вопросы задаём всем присутствующим — детям и взрослым: 

1. История появления хлеба?  2.Как хлеб приходит к нам на стол? 3.Чем полезен хлеб? 4 Как, люди его выращивали раньше и как выращивают сейчас? 5. Профессии людей, которые для нас выращивают хлеб? 6. Почему пшеницу и рожь называют «зерновыми» растениями? 7.Как растет пшеница и рожь? 7. Из чего делают белый хлеб?  А из чего получается черный хлеб? 8.Какие, сельскохозяйственные машины помогают людям выращивать хлеб? 9. Какие машины помогают людям на пекарне выпечь хлеб?. 10. Как правильно кушать хлеб? 

Для закрепления подсказанных другими идей рисуем соответствующие им схематические изображения.

3. «Узнать из книг». Просмотреть иллюстраций книг,  или попросить помощи у того, кто может прочитать требуемую страницу. Энциклопедий они прекрасно иллюстрированы, имеют хорошие краткие и доступные детям информативные тексты. Это удобный источник для получения информации в ходе детских исследований.

Что мы узнали о хлебе:

  • Хлеб – это пищевой продукт, выпекаемый из муки разных сортов; 
  • В нём содержится клетчатка;
  • Хлеб можно приготовить из воды, муки, дрожжей, немного соли и сахара;
  • Дрожжи – это маленькие грибки, которые делают хлеб пышным и мягким;
  • Хлеб получается из зернышек, эти колоски с зернышками вырастают в поле.
  • Белый хлеб делают? (из пшеницы). А черный хлеб? (из ржи).
  • Пшеницу и рожь называют «зерновыми» растениями, так как они дают зерно;
  • Необходимо много зерен пшеницы вырастить, чтобы испечь один батон хлеба;
  • Профессии людей, которые для нас выращивают хлеб;
  • Как люди убирают урожай хлеба; 
  • Какая техника работает на поле и помогает людям собирать урожай хлеба?
  • Раньше хлеб месили руками или специальными месилками, а сейчас тестомесильными машинами;
  • Какие машины помогают людям на пекарне выпечь хлеб;
  • Чем похожи пшеница и рож. (У этих растений есть стебель, усики, зернышки, они зерновые)  Чем они отличаются? (Зерна ржи длинные, а пшеницы – круглые. Колосок пшеницы толще, чем колосок ржи);
  • В годы ВОВ хлеб был дороже золота.

Для закрепления рисуем соответствующие им схематические изображения.

Сходили на экскурсию в городскую хлебопекарню.

Сходили к медсестре и спросили: чем полезен хлеб.

  • Польза хлеба отличается от сорта к сорту. Входящие в состав продукта компоненты определяют не только его калорийность, но и полезные качества, которые хлеб в себе несет. В белом хлебе содержание полезных веществ сведено к минимуму. При той обработке зерна, что необходима для изготовления муки высшего сорта, теряется большая часть питательных веществ, которые содержатся в зерновой оболочке. Такой хлеб мягкий, пышный, однако его состав изобилует крахмалом и лишними калориями. Польза хлеба такого сорта минимальна.

  • Одним из наиболее полезных сортов хлеба считается «серый», с добавлением ржаной муки. Он медленнее усваивается и содержит больше минералов и витаминов, чем его белый собрат, именно ему, в большей степени, присущи полезные свойства хлеба.
  • Идеальный вариант – хлеб с отрубями. Польза хлеба с отрубями обусловлена их способностью поглощать аллергены и токсины, укреплять иммунную систему, а также снабжать организм столь необходимой клетчаткой, белками и витаминами. Регулярное употребление хлеба, содержащего отруби, способствует снижению частоты возникновения заболеваний желудочно-кишечного тракта

4.Эксперименты. Практические опыты с хлебом, выводы по каждому опыту.

1.Этап подготовительный.

Приготовить материал и инструменты для опыта.

2.Этап практический: проведение опыта.

3.Этап заключительный.

Необходимо сделать вывод.

Для закрепления рисуем соответствующие им схематические изображения.

Опыт №1. «Получили хлеб из воды и муки ».

  • Для этого взяли муки,  воды и замешали тесто. Поставили его в тёплое место. Затем, выложили его в смазанную растительным маслом форму и поставили в духовку выпекаться. Вывод: хлеб получился твердым и приплюснутым.

Опыт № 2. «Получили хлеб из воды, муки и дрожжей».

  • Для этого взяли муки,  воды, дрожжей, немного соли и сахара замешал тесто. Поставили его в тёплое место до сбраживания. После того, как тесто забродило, выложили его в смазанную растительным маслом форму и поставили в духовку выпекаться. Вывод: хлеб получился пышным и мягким.

Опыт № 3. «Получили хлеб из пшеничной муки».

  • Для этого взяли пшеничной муки,  воды, немного соли и сахара замешал тесто. Поставили его в тёплое место до сбраживания. После того, как тесто забродило, выложили его в смазанную растительным маслом форму и поставили в духовку выпекаться. Вывод: хлеб получился белым, пышным и мягким.

Опыт № 4. «Получили хлеб из ржаной муки».

  • Для этого взяли ржаной муки,  воды, немного соли и сахара замешал тесто. Поставили его в тёплое место до сбраживания. После того, как тесто забродило, выложили его в смазанную растительным маслом форму и поставили в духовку выпекаться. Вывод: хлеб получился черным, пышным и мягким.

Опыт № 5. «Какой хлеб быстрее портится?».

Взяли ломтики темного хлеба; ломтики белого хлеба; вода; 2полиэтиленовых пакета.

  • Взяли 2 куска хлеба (черный и белый).  Обрызгали водой и положили в прозрачный полиэтиленовый пакет, сквозь, которого легко могли видеть все изменения. Завязал пакеты и положили в уголок экспериментирования. Через четыре дня  заметили заплесневения хлеба. Обратили внимание, что плесень быстрее появилась у белого хлеба, потом на черном хлебе через пять дней. Вывод: Белый хлеб портится быстрее.

  • Каждый раз после еды делали замеры остатков хлеба.

Вывод: В результате нашей работы, остатков хлеба стало меньше. Брали хлеба столько, сколько могли сьесть.

Вторичная обработка первичной информации.

Обобщение полученных данных. 

Раскладываем на ковре наши записи и пиктограммы так, чтобы их все видели. Начинаем смотреть и рассуждать: что интересного мы узнали? Что нового мы можем рассказать другим по результатам проведенного исследования?

Собранные сведения проанализировать и обобщить.

Доклад. Наши исследователи делают сообщение — «Доклад о хлебе»

По трём вопросам:  «Что именно в этой  работе мне понравилось?», «Что меня особенно заинтересовало?», «Что нового я узнал?».

1.Что именно в этой  работе мне понравилось?

  • Проводить опыты;

2.Что меня особенно заинтересовало?

  • Как приготовить хлеб? Как его сделать пышным.

3.Что мы узнали о хлебе:

  • Хлеб – это пищевой продукт, выпекаемый из муки разных сортов; 
  • Одним из наиболее полезных сортов хлеба считается «серый», с добавлением ржаной муки. Он медленнее усваивается и содержит больше минералов и витаминов, чем белый хлеб;
  • Хлеб получается из зернышек, эти колоски с зернышками вырастают в поле.
  • Белый хлеб делают? (из пшеницы). А черный хлеб? (из ржи).
  • Пшеницу и рожь называют «зерновыми» растениями, так как они дают зерно;
  • Хлеб можно приготовить из воды, муки, дрожжей, немного соли и сахара;
  • Чем похожа пшеница и рож. (У этих растений есть стебель, усики, зернышки, они зерновые)  Чем они отличаются? (Зерна ржи длинные, а пшеницы – круглые. Колосок пшеницы толще, чем колосок ржи);
  • Раньше хлеб месили руками или специальными месилками, а сейчас тестомесильными машинами;
  • Дрожжи – это маленькие грибки, которые делают хлеб пышным и мягким;
  • Профессии людей, которые для нас выращивают хлеб;
  • Какой долгий путь приходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол; 
  • Как выпекают хлеб, какие машины помогают людям на пекарне выпекать хлеб;
  • Выяснили, почему люди издавна ценят хлеб, почему бережно нужно к нему относиться;
  • В годы ВОВ хлеб был дороже золота;
  • Как можно беречь хлеб: не покупать лишнего, из остатков хлеба можно сделать сухарики, остатки хлеба можно отдавать птичкам или другим животным. 

Результат проектной деятельности:

            В результате исследования дети приобрели опыт исследовательской деятельности.

      В ходе работы открыли для себя много нового. Выяснили, в чём ценность хлеба и почему взрослые говорят, что «Хлеб – всему голова». Почему с большим уважением относятся к хлебу. Наряду с этим выяснили, что придаёт хлебу пышность и мягкость.  Чтобы хлеб попал к нам на стол, необходим труд очень многих людей, поэтому мы должны бережно относиться к хлебу и ценить труд людей, создавших его. Узнали, что в годы Великой Отечественной войны,  хлеб был дороже золота, благодаря хлебу смогли выжить многие люди. Хлеб можно беречь:  не покупать лишнего, из остатков хлеба можно сделать сухарики, остатки хлеба можно отдавать птичкам или другим животным. Данная работа помогла нам понять всю ценность хлеба, теперь мы будем еще больше дорожить хлебом и будем учить этому своих друзей. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Научите ребенка с уважением относиться к помощнику воспитателя".

Раньше в детских садах младший персонал называли «нянями», «нянечками». Теперь эта должность называется «помощник воспитателя». Помощник воспитателя находится в гру...

Детско-родительский исследовательский проект "Почему медведи вышли к людям"

Детско-родительский исследовательский проект "Почему медведи вышли к людям"...

Проект «Почему люди с большим уважением относятся к хлебу»

   Данный  проект  актуален  тем,  что  способствует  приобщению  детей  к получению информации о Хлебе. У детей закладывается в сознании реали...

Календарно - тематическое планирование. Тематическая неделя "Хлеб- всему голова"(Профессии людей, связанные с выращиванием и производством хлеба)

Понедельник 10 октября. Тематическая неделя: «Хлеб – всему голова» Профессии людей, связанные с выращиванием и производством хлеба Закрепить знания детей о хлебе как одном ...

Консультация для родителей "Как научить ребёнка бережно относиться к хлебу"

Данный материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста. В нём даны рекомендации по воспитанию у детей бережного отношения к хлебу....

Исследовательский проект «Почему растения относятся к живой природе»

Исследовательский проект «Почему растения относятся к живой природе»...

Буклет- памятка "Относитесь к хлебу бережно!"

Мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которог...