Дети с расстройством аутистического спектра. Особенности развития и поведения детей с аутистическим проявлениями.
статья

Фурцева Елена Викторовна

Материал будет полезен родителям, работникам дошкольных образовательных учреждений, всем, кто работает с дошкольниками, особенно если есть нарушения в поведении ребёнка, задержка по линиям развития, трудности в соблюдении режима дня или рациона питания, нарушения общения в диаде "ребёнок - взрослый" или со сверстниками. В статье перечислены маркеры "неправильного" развития, описаны признаки аутизма (так называемая, "триада аутизма"), распространённые заболевания, сопутствующие аутизму, а также представлен необходимый ресурс (в г.Петрозаводске) для обращения в случае необходимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_rasstroystvom_autisticheskogo_spektra.odt26.51 КБ

Предварительный просмотр:

Дети с расстройством аутистического спектра (РАС).

Особенности развития и поведения детей с аутистическими проявлениями.

 Оглашение диагноза "аутизм" действует опустошающе на многих родителей, но для некоторых это приносит ясность в определении симптомов состояния их ребенка. У детей с аутизмом есть потенциал для роста и развития. Кто-то из специалистов считает, что аутизм – пожизненное нарушение развития, кто-то полагает, что аутизм излечим. Это не психоз раннего возраста (как мы иногда видим в фильмах), просто на каком-то этапе развития головной мозг перестает работать обычным способом.  

Дети с РАС (ранний или поздний (регрессивный) аутизм:

   Аутизм начинается в какой-то момент во время беременности и первых трех лет жизни.
Некоторые родители отмечают, что их ребенок отличался от других уже при рождении. Эти дети имеют
ранний аутизм.

 
  По сообщениям других родителей, их ребенок развивался нормально, но затем, обычно между 12 и 24 месяцами, наступил регресс, который привел к аутизму. Эти дети имеют
поздний или регрессивный аутизм.  Многие родители отмечают, что их дети были абсолютно нормальными в плане речи, поведения, общения до какого-то момента между 1 и 2 годами. По вопросу возможного воздействия прививок, многие из которых были добавлены в план вакцинации в 1980-х годах, в настоящее время нет единого мнения.

  Среди причин аутизма называют генетические факторы, генные мутации, неблагоприятные условия окружающей среды (например, питание матери в период беременности).

Основные маркеры неправильного развития:

- ребенок не подражает (к году);

- не гулит (к году);

- не реагирует на свое имя (к году);

- не говорит отдельных слов (к 14 месяцам); 

- не показывает пальцем на предметы, чтобы привлечь внимание родителей;

- не говорит фраз (к 2-м годам);

-теряет приобретенные речевые способности в любом возрасте.

Признаки аутизма, или, так называемая «Триада аутизма»:

  1. Недостаток социальных взаимоотношений. Ребёнок не смотрит в глаза, не откликается на имя, нет указующего жеста с целью привлечь внимание, не понимает коллективных игр и не участвует в них.
  2. Нарушение взаимной коммуникации. Задержка речи. У ребёнка нет даже попытки выразить что-то словами; кричит, плачет, может повторять за взрослым слова и фразы, но на простой вопрос: «Ты хочешь пить?» не отвечает ни да, ни нет. Ребенок с РАС может манипулировать родственниками, например, будит ночью и заставляет пойти в магазин за соком.
  3. Стереотипное поведение. Ребенок может долго трясти руками, сидеть и подолгу смотреть на солнце, на другой объект, или - сидеть и раскачиваться на стуле, открывать и закрывать двери, рисовать на одном месте.

Самые распространенные заболевания, сопутствующие аутизму:

- приступы/судорожная активность: примерно каждый четвёртый ребенок испытывает судороги, некоторые в раннем детстве, а другие - в период полового созревания. Судороги могут варьироваться от слабых (например, взгляд в пустоту в течение нескольких секунд) до средних и даже сильных;

- проблемы со сном;

 - изменение аппетита: 30% детей с аутизмом могут съедать  несъедобные предметы, такие как краска, песок, грязь, бумага и т.д.;

- слабый мышечный тонус: слабое развитие общей и мелкой моторики. У них также низкий уровень калия (в этом случае полезно увеличить количество потребляемых фруктов)

- сенсорная чувствительность: многие аутичные дети необычно чувствительны к звукам, свету, прикосновению, вкусу и запахам. Высокие звуки, такие как пожарная сирена или школьный звонок, могут восприниматься ими болезненно. Также они могут не переносить шершавые ткани, а некоторые излишне чувствительны к зрительным ощущениям. Их раздражает мигание флуоресцентных огней: у них повышенная сенсорная чувствительность.

Куда можно обратиться в Петрозаводске:

1. Центр ранней помощи на базе Специализированного Дома ребенка. Специалисты Центра (врачи, медицинский психолог, учителя-дефектологи, педагоги и др.) работают в следующих областях: коммуникация и взаимодействие в системе "взрослый- ребенок", крупная и мелкая моторика, самообслуживание, факторы среды, особенности поведения, научение и применение знаний.

2. «Творческая студия» для «особых» детей в детско-юношеском центре Петрозаводска — под руководством  Натальи Никулиной. Имея больного ребенка, сама осваивала новые подходы, новые методики работы,  объединила вокруг себя семьи с детьми.

3. «Стангрит-центр» - Сергей Яковлевич Стангрит  более двадцати лет занимается с такими детьми музыкотерапией. В основе работы авторская методика «кантелетерапия», признанная министерством здравоохранения РФ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей»

Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. [[{"type":"media","view_mode":"...

«Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей

laquo;Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей детей ствршей группы...

Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.[...

"Особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития "

quot;Особенности развития мелкой моторики  детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"Специалисты коррекционного профиля отмечают огромное значение мелкой моторики в психи...

Особенности взаимодействия с родителями детей с расстройствами аутестического спектра

Презентационный материал, отражающий особенности взаимодействия с родителями детей с РАС....