Консультация для педагогов по теме "Экология в музыкальной деятельности"
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Буланова Светлана Евгеньевна

Консультация для педагогов по теме "Экология в музыкальной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx22.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                Консультация для педагогов

         Роль музыки в экологическом воспитании дошкольников

В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Более двадцати парциальных программ посвящено этой проблеме. В своё время выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства. В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из основных условий построения воспитательно-образовательного процесса является интеграция образовательных областей, которая дает возможность избежать мозаичности восприятия, способствует воссозданию целостной картины мира. Например, давая детям полное представление о животных, педагог знакомит их с образом жизни, ролью животных в жизни человека, а во время организации музыкально-художественной, продуктивной деятельности и чтения — с образами животных в произведениях писателей, поэтов, народного фольклора, а также с передачей этих образов в творчестве композиторов, художников.

Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. Посредством музыки воспитываются положительные качества личности, доброе отношение к природе родного края, эмоциональная отзывчивость. Одним словом, музыка оказывает огромное влияние на формирование основ общей культуры человека. Как человек эмоциональный, творческий, всегда чувствовала связь природы и музыки. Поэтому взяла за основу своей деятельности высказывание В. А. Сухомлинского о том, что если мы сумеем научить ребенка ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств, а открывать красоту мира возможно через музыку. Я поставила перед собой цель: формирование у воспитанников экологической культуры (или иначе говоря, развитие у детей умения видеть красоту природы и формирование осознанно-правильного отношения к ней) посредством музыки. Для достижения данной цели мною решались следующие задачи: Обогащать представления детей о природном мире; Воспитывать осознанно-бережное отношение к природе; Развивать у детей чувственное восприятие красоты природы и эмоциональную отзывчивость. В своей работе я придерживаюсь следующих педагогических принципов: системность; наглядность; доступность; учет возрастных и индивидуальных особенностей; сезонность. Начала применять на практике разнообразные формы работы в данном направлении. Это различные типы образовательных мероприятий, праздников, развлечений.

Широко применяю в работе комплексный подход к организации непосредственной образовательной деятельности, включая продуктивную деятельность (рисование, лепку, аппликацию). Детям интересны экскурсии на свежем воздухе (например, «Подарки осени», «Встреча с апрельским ручейком», «Братишки-муравьишки» и др., когда можно услышать шорох листьев, шум ветра, пение соловья, дружное чириканье воробьев, стук каблуков по асфальту, звон капели и т. д., понаблюдать за поведением жука, повадками домашних животных, птиц, и тут же послушать в аудиозаписи соответствующую музыку и обсудить, как композитор передал данный образ или явление природы с помощью музыкальных выразительных и изобразительных средств. В разделе слушание на музыкальных занятиях изучаем концерты из цикла «Времена года» А. Вивальди, слушаем и обсуждаем пьесы из альбома «Времена года», из «Детского альбома» П. Чайковского, а также музыкальные произведения других композиторов.  Например, наблюдаем совместно с детьми за цирковой собачкой и слушаем пьесу Ф. Лемарка «Пудель и птичка»; рассматриваем гусеницу на листочке и слушаем «Две гусеницы разговаривают» Д. Жученко: наблюдаем за котенком и его мамой-кошкой и слушаем пьесу Б. Берлина «Сонный котенок»; прислушиваемся к звукам приближающейся грозы и слушаем «Гроза. Буря» Л. Бетховена, звуки убегающего ручейка в пьесе Э.Грига «Ручеек», «ловим капельки дождя» при прослушивании пьесы «Дождик» Г. Свиридова.

 В своей работе я использую песни: «Есть у солнышка друзья» Е.Тиличеевой,  «Воробей» М. Еремеевой, «Мир похож на цветной луг» В. Шаинского ,  которые формируют у детей доброе и бережное отношение к окружающему миру.

В программе музыкального воспитания «Ладушки» (авторы И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева, по которой я работаю, предлагается немало игровых моментов, сюрпризов в младшей, средней группах, в процессе которых дети встречаются с игрушками-зверятами, оказавшимися в затруднительном положении. Ребятишки с удовольствием помогают мышке спрятаться от злющего кота в ворохе бумаги, глупому птенчику найти среди множества птиц свою маму, показывают укутавшемуся «в сто одежек» зайчонку, как нужно греться зимой, объясняют собачке, что это за странный колючий зверь, о которого она уколола лапку, поют для своих новых друзей песни, танцуют, играют с ними. Интегрированные, тематические, комплексные образовательные мероприятия — это творческое дело педагога, ведь их можно организовать по-разному, интересно. Они помогают развить у детей тонкое, чувственное, бережное отношение к миру природы.

Я думаю, что представления о природе, полученные в повседневной жизни, могут быть расширены, углублены, систематизированы не только во время организации познавательно-исследовательской деятельности, но и в процессе музыкально-художественной. При совместном восприятии музыки я широко применяю методы наглядности, такие как рассматривание иллюстраций, детских рисунков, фотоэтюдов, репродукций картин художников, а также найти путь к детскому сердцу помогает метод художественного слова, т. е. читаем с дошкольниками стихи современных детских поэтов, русских поэтов-классиков, обсуждаем созвучность поэтических строк данному музыкальному произведению. Наглядность, поэтическое слово в совокупности с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают восприятию детьми новых музыкальных образов, связанных с явлениями природы, ее сезонными изменениями, и обеспечивают успешный результат. Также в беседах со старшими дошкольниками предлагаю им не только высказать свои  чувства, мысли, ощущения, возникшие под впечатлением услышанной музыки, но и придумать сюжет к ней. Нередко дошколята выражают свои музыкальные впечатления в рисунках. Дети периодически «рисуют музыку» : выполняют рисунки, аппликации к полюбившимся детям музыкальным произведениям, песням.

Познакомиться ближе с повадками животных, птиц, насекомых, с особенностями их образа жизни помогают различные пластические этюды, музыкально-образные движения. Дети учатся передавать в движении, пластике образы живой природы (например, березка, склонившая веточки, хомячок, набивший зерном щечки, котенок, свернувшийся клубочком на коврике, и др.). Подобные задания содействуют не только развитию детского музыкально-двигательного творчества, но и формированию представлений о роли человека в жизни природы, о правилах поведения в лесу, у водоемов, в городских парках, воспитанию гуманного отношения к природе. Импровизируя на детских музыкальных инструментах, дети находят различные способы передачи звуков окружающей природы (голоса птиц, весенняя капель, скрип снега под ногами, шелест листвы, шаги медведя, и т. д.). Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Пальчиковые игры, связанные по тематике с природой (например, «Мы- веселые грибочки»,  «Зайки-шалунишки», «Паучок», «Апельсин» и др., народные подвижные и хороводные игры («Васька-кот», «Ворон», «Капустка» , «Зайцы в огороде» и мн. др., а также музыкально-дидактические игры («Осьминожки», «Птица и птенчики», «В лесу» и др.) помогают мне в решении задач не только музыкального плана (развитие звуко-высотного, тембрового слуха, чувства ритма, но и экологического направления.

Содействуя воспитанию экологической культуры дошкольников, я провела немало праздников, развлечений, досугов с детьми, а также совместно с их родителями. Это различные мероприятия , турниры, конкурсы, посиделки, марафоны, театральные постановки (например, праздник «День Земли», «Весна идет», развлечения «Птицы — наши друзья», «Путешествие в осенний лес», «Как звери лесные к зиме готовились» , музыкальная сказка «Пожар в лесу» и мн. др.) По итогам диагностики дети стали более чуткими к природе, эмоционально отзывчивыми, повысился уровень осознанно-бережного отношения к природе; дети стали более глубоко и осознанно воспринимать образы природы в музыке.

Подготовила  Буланова С. Е. ,

музыкальный руководитель МДОАУ №63 г. Орска

2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Развитие интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с помощью музыкально-дидактических игр»

Консультация для воспитателей старшего дошкольбного возраста по развитию интереса у детей старшего дошкольного возраста с помощью музыкально-дидактических игр...

Консультация для педагогов на семинар – практикум «Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов, детей и родителей»

        Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия....

Консультация для педагогов «Использование интеллект-карт в деятельности педагога».

Данная консультация кратко знакомит и практически иллюстрирует использование интелллект-карт в разных сферах деятельности педагога....

Консультация для педагогов «Логоритмика, как система музыкально-двигательных, музыкально-речевых, игровых упражнений»

Консультация для педагогов «Логоритмика, как система  музыкально-двигательных, музыкально-речевых,  игровых упражнений»...

Семинар-практикум для педагогов «Речевое развитие через музыкальную деятельность»

Семинар-практикум для педагогов «Речевое развитие через музыкальную деятельность»...