План работы по самообразованию. Тема: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе оытно-экспериментальной и исследовательской деятельности
опыты и эксперименты

Скараева Алена Заитовна

     Экспериментирование - особый вид деятельности детей, в процессе которого наиболее ярко проявляется их активность, инициативность; деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях и является одним из условий перехода детей на более высокий уровень социально-познавательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu2019-21g.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  №3 «СВЕТЛЯЧОК»

(МБДОУ № 3)

155043, Ивановская обл., г.Тейково, ул.Молодежная, д.12А,

тел. 8(4932)-92-96-64, 8-963-152-96-64, эл.адрес: mbdou3svetliachok@mail.ru

ИНН 3704002708 КПП 370401001

План по самообразованию

на 2019-2021г.

на тему:

«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности»

Срок реализации – 2 года

Дата начала работы над темой – 03.09.2019г.

Предполагаемая дата окончания работы – 30.05.2021г.

                                                             Разработала:

                                                             Воспитатель высшей

                                                             квалификационной категории

                                                             Скараева А.З.

                                                                                                                                   

                                                                             

Тейково

2019г.

              План работы по самообразованию

на 2019 – 2021 год

Тема:

«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности»

                                                                  «Самое лучшее открытие – то,

                                                                   которое ребенок делает сам»

                                                                                                       Ральф У.Эмерсон

Актуальность.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Особое значение для развития личности дошкольника и его познавательных интересов имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Благодаря развитию опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы. Именно в опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель.

Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности; повышение уровня личного профессионального мастерства и компетентности в организации воспитательного и образовательного процесса с детьми.

Задачи:

- создать условия для опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности детей в группе;

- сформировать личный практический опыт по организации опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста;

- формирование у детей  способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развить устойчивый познавательный интерес детей в поисково-исследовательской деятельности;

- поддерживать у детей инициативу в познании окружающего мира.

                                   Этапы самообразования

    Раздел

Сроки

Практические

выходы

1. Информационно-аналитический.

 Изучение нормативно-правовых документов, научно-методической литературы, современных образовательных технологий.

Сентябрь 2019г.

Приобретение теоретических знаний по теме.

Знания содержания документов.

Изучение передового педагогического опыта по организации опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности дошкольников (интернет-ресурсы).

В течении

года

Внедрение в практическую деятельность передового педагогического опыта по данному направлению.

Изготовление пособий. Оформление дидактических игр. Создание картотеки опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста.

В течении

года

Дидактический и наглядный материал.

Оформление папки-передвижки «Экспериментальная деятельность детей». Изготовление буклета «Познавательно-исследовательская деятельность»

В течении

года

Обобщение опыта детей средней группы в экспериментальной деятельности.

Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.)

В течении

года

Исследовательская деятельность детей в течение года. Интерес детей к исследовательской деятельности.

Разработка перспективного планирования опытно-экспериментальной деятельности с детьми.

Сентябрь

Организация работы по опытно - экспериментальной и исследовательской деятельности с дошкольниками.

2. Практический.

Работа с детьми

2019-2020г.

Знакомство с лупой.

Наблюдение, исследование

свойств воды во время

режимных моментов, в

игровой деятельности, в

повседневно-бытовых

ситуациях, в

исследовательской

деятельности.

Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Познакомить детей со свойствами воды – лед.

Объяснить , как может вода превратиться в лед.

Снег – тоже вода.

Защитные свойства снега.

Выявление механизма

образования инея.

Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.

Октябрь

     Ноябрь

     Декабрь

     Январь

     Февраль

      Март

Познакомить с прибором помощником – лупой и ее назначением.

Беседа «Где применяют волшебные стеклышки»

Беседа  «Узнаем, какая бывает вода»

Опыты и эксперименты с водой.

Беседа «Как рождается ветер»

Игры с вертушками.

Опыты с воздухом.

Беседа «Свойства льда»

Изготовление цветных льдинок.

Игры-эксперименты.

Беседа «Снег и его свойства»

Опыты со снегом.

Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».

Для роста растений  необходимо: тепло, почва, вода.

Влияние почвы на растения.

Огород на подоконнике.

Работа с детьми

2020-2021г.

Глина и песок.

Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.

Пар это тоже вода.

Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. Показать значение света. Объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер) и искусственные, изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

    Апрель

       Май

   Сентябрь

    Октябрь-

     Ноябрь

    Декабрь

    Январь

Дать детям понятие,  что растение добывает воду через корневую систему.

Рассматривание почвы под лупой.

Наблюдение за ростом растений. Рассматривание схемы роста.

Дать детям понятие, чем отличается песок от глины. Выявить свойства глины (вязкая, влажная).

Опыты и эксперименты с песком и глиной.

«Прыгающая монета» - опыт с монетой.

Игры и эксперименты с магнитом.

Дать детям понятие о том, что пар это тоже вода.

Опыты с водой.

Опыт «свет и тень» Свет повсюду.

Воздух при нагревании расширяется.

Закрепить с детьми свойства воды, как можно увидеть воздух в воде.

Расширять представления о свойствах воздуха.

Причина возникновения солнечных зайчиков. Познакомить детей с понятием «отражение».

Познакомить детей с понятием «электричество». Объяснить причину образования молнии. Вызвать интерес к экспериментальной деятельности.

Работа с родителями.

Привлечение родителей к созданию мини-лаборатории в группе.

Консультации: «Экспериментируйте с детьми дома», «Значение опытно-экспериментальной деятельности для психического развития ребенка», «Игра или экспериментирование», «Игры с водой и песком. Это интересно!», «Как научить ребенка исследовать?»

Памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию»

Оформление наглядной информации в родительском уголке.

Семинар-практикум: Тема: « Опытническая и экспериментаторская деятельность детей».

Фотовыставка : «Мы экспериментируем».

Совместная опытно – экспериментальная деятельность  детей и родителей.

Работа с педагогами

2019-2010г.

Консультации: «Оборудование для уголков экспериментирования по возрастным группам»,

«Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности, как условие успешной социализации»

Памятка для педагогов «Примерная структура занятия с элементами экспериментирования»

Проведение открытого просмотра НОД по познавательно

экспериментальной деятельности.

Доклад и презентация по теме самообразования.

3. Обобщающий (представление опыта работы)

Презентация по теме самообразования.

Письменный отчёт о проделанной работе с методическими материалами в методический кабинет.

Обобщение педагогического опыта (для портфолио на страничке сайта)

    Февраль

      Март

     Апрель

       Май

Сентябрь-

    Май

2019-2021г.

Апрель-

Май

2021г.

Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе.

Игры-эксперименты.

Игры-эксперименты «В воде есть воздух», «Звенящая вода»

Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Наблюдения.

Опыты и эксперименты.

Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».

Буклеты.

Формирование у родителей представлений о познавательном развитии детей посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности

Обмен опытом

Обмен опытом

Обмен опытом.

Обмен опытом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на 2013-2014 уч.год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".

План работы по самообразованию на 2013-2014 учебный год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"....

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности

laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...

План работы по самообразованию " Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"

Цель самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: изучение необходимой литературы, проведение открытых мероприятий для анализа с...

План по самообразованию по теме:"Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".

Цель самообразования: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности; повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и ко...

Папка по самообразованию по теме"Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно - экспериментальной и исследовательской деятельности"

В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключ...

план саморазвития "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности."

Развитие познавательных интересов, потребности и способности, к самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта....