Кипит наш русский самовар досуг
план-конспект занятия (средняя группа)

Логунова Елена Николаевна

Кипит наш русский самовар

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sverhu_par.docx345.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение

             Детский сад №35

«Кипит наш русский самовар»

Подготовила воспитатель Логунова Е.Н.

                               Саров 2019

«Кипит наш русский самовар»(ДОСУГ С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ)

(для детей средней группы)

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

1. Познакомить детей с русским самоваром (в сравнении с чайником).

2. Познакомить с церемонией чаепития на Руси.

3. Воспитывать у детей желание быть гостеприимными.

4. Расширять лексический запас детей словами «самовар», «чаепитие», «баранки».

* * *

Дети входят в избу.

Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, садитесь поудобнее.

Дай Бог тому,

Кто к нашему дому, —

Дорогим гостям,

Милым детушкам.

Наделил бы вас Господь И житьем, и бытием,

И здоровьицем!

Очень рада вас всех видеть. Дети, посмотрите сюда. (Показывает самовар.) Что это такое?
 

Давно на белом свете Живет годами стар,

Поэтами воспетый Пузатый самовар.

Сиянье излучая Морозным синим днем,

Он сердце согревает Особенным теплом.

Вот какой красивый самовар! А у кого из вас дома есть самовар?

Дети отвечают.

Давным-давно, когда еще не было на свете даже ваших бабушек, появился на Руси самовар. Он и избу украшал, и всех чаем угощал. А делали такие самовары в городе Туле. Сначала их было мало. Чтобы купить самовар, надо было иметь много денег. Потом в Туле стали делать больше самоваров, они стали меньше стоить. Вот тогда-то самовар могла себе позволить почти каждая семья. Дети, что это такое?

Дети. Самовар.

Хозяйка. Для чего он нужен?

Дети. Чай пить.

Хозяйка. Чай на Руси очень любили пить. Люди говорили: «Чай пьешь — до ста лет проживешь».

Дети повторяют пословицу.

Дети, а на что похож самовар?

Дети отвечают.

Дети, самовар похож на чайник. (Показывает самовар и чайник.) А почему вы решили, что самовар похож на чайник?

Дети рассуждают.

(Обобщает.) И у чайника, и у самовара есть дно и крышка. И в самоваре, и в чайнике кипятят воду. Есть носики, откуда кипяток наливают. Но все-таки они чем-то и отличаются. Чем?

Дети отвечают.

А теперь, ребятки, отгадайте-ка загадки.

У носатого у Фоки Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит И, как зеркало, блестит.
 

Что это?

Дети отгадывают.

Теперь другая загадка.

На голове пуговка,

В носу решето,

Одна рука

Да и та на спине.

Что это?

Дети отгадывают. При затруднении воспитатель помогает.

Дети, а еще самовар отличается от чайника тем, что он сам воду кипятит. Посмотрите — это большая черная труба, туда кладут щепки (кусочки дерева), поджигают, надевают на трубу сапог, сапогом воздух подают, щепки горят и вода кипит в самоваре. А чтобы вскипятить воду в чайнике, что нужно сделать?

Дети высказывают предположения.

Чайник надо обязательно поставить на печку, в которой горят дрова. Давайте с вами поставим самовар, пусть в нем вода кипятится, а мы будем играть и веселиться.
 

 

 

 

Игра «Кто позвал, угадай»

Выбирается ребенок. Ему завязывают глаза. Дети встают в хоровод, идут по кругу, на кого взрослый покажет, тот говорит:

«Мишенька, ау-ау,

Слышишь, я тебя зову».

Хозяйка должна ответить:

«Миша, глаз не открывай,

Кто позвал — угадай».

Если ребенок угадал, в круг становится зовущий.

Хозяйка. Вы теперь знаете, что на Руси любили чай пить. А как вы думаете, с чем?

Дети отвечают.

Любили на Руси пить чай с баранками, вареньем, сахаром. А вы любите варенье?

Дети. Да!

Хозяйка. Из чего варят варенье?
 

Как только приходили гости, хозяева ставили самовар кипятиться. Вот и мы пока говорили и играли, чай поспел.

Он пыхтит, вода клокочет,

Больше греться уж не хочет.

Крышка громко зазвенела,

Пейте чай — вода вскипела.

Ай да, самовар!

Кипит, кипит — уходить вам не велит.

Дети, угощение берем,

Чай с вареньицем попьем.

Хлебом-солью угощаем,

Самовар на стол несем,

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сем.

Самовар — птица-жар!

Кран открывается —

Чай наливается.

Пейте, пейте, не робейте,

Чай пьешь — до ста лет живешь.

Чай здоровья прибавляет.

С чая лиха не бывает!

(Разносит детям чай.)

Дети пьют чай.

После чаепития дети благодарят хозяйку и уходят.
 

 

 

 

«...На досуге веселушка и накормит всех вокруг»

(для детей средней группы)

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

1. Познакомить детей с деревянной ложкой как с музыкальным инструментом и как с утварью.

2. Дать представление о Хохломе.

3. Научить русской народной игре «Ручеек».

4. Расширить лексический запас детей словами и выражениями «деревянная ложка», «утварь», «музыкальный инструмент», «хохлома», «застолье», «ложкари».

* * *

Хозяйка. Здравствуйте, дети! Проходите. В моем доме всегда гостям рады.

Ой, дети, прилетали птицы из-за моря,

Сидели на моем заборе.

Песни пели, сказки сказывали
 

Да загадки загадывали.

У них загадку да сказочку я переняла Да вам принесла.

Слушайте загадку.

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая.

Дети. Ложка.

Хозяйка. Правильно, дети, это ложка.

А у меня есть ложка, да ложка не простая.

А у меня есть ложка, да ложка расписная.

А у меня есть ложка, да ложка золотая.

Посмотрите, дети, на эту ложку. (Показывает.) Просто загляденье! А вам нравится?

Дети. Да!

Хозяйка. Как вы думаете, из чего она сделана?

Дети. Из дерева.

Хозяйка. Если ложка сделана из дерева, то она какая?

Дети отвечают.

А что изображено на ложке?

Дети отвечают.

Давным-давно, в стародавние времена жил-был дед. Редко были у старика пшеничные пироги, сладкие пряники. Но гости стариков двор не обходили. На богатых дворах — тишина, одни собаки лают, а у старика — веселое застолье. Дети, а что такое застолье?

Дети предполагают. Хозяйка объясняет.

Все знали: есть у старика красота ненаглядная — деревянная посуда, ложки расписные. Глаз отвести невозможно. Дивились гости: откуда у старика такая красота? Спрашивали, дорого ли она стоит. Хозяин угощал гостей и говорил:

— Золото из Хохломы в воде не тонет и в огне не горит.

— А почему же, — спрашивают, — золото твое в воде не тонет и в огне не горит?

Положил дед ложки в миску и налил воды — ложки наверх всплыли. Вот так. (Показывает.) Дети, как вы думаете, почему ложки наверх всплыли?

Дети отвечают.

(Обобщает.) Дерево в воде не тонет. «А насчет огня,— говаривал дед, — испытайте сами».
 

Очень непросто сделать такую ложку. Сначала из дерева ее вытачивают, выдалбливают, и получается она вот такая. (Показывает.) Потом покрывают маслом — олифой, натирают оловянным порошком, разрисовывают и сажают в печь. Будто пироги пекут. Много раз помещают заготовки в печь, покуда они не зазолотятся. А вынут из печи — чудо как хороши! Загорелись золотом ложки! Поэтому они в огне не горят. Как же им сгореть? Когда их столько в горячей печи калили. Одно слово — хохлома огненная. А узоры на них какие! Между веток и листьев краснеют лесные ягоды: рябина, смородина, малина. Плавно вьется, завивается кудрявая травка... Делают эти ложки в Хохломе и называют их хохломскими. Как называют такие ложки?

Дети. Хохломские.

Хозяйка. Любо-дорого смотреть на ложки. Золотые руки у хохломских мастеров. Они хорошо работали, но и отдохнуть, повеселиться тоже умели. Сейчас мы тоже отдохнем.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский самовар". Разработка танца.

Авторская разработка танца....

конспект занятия "Русский самовар и чаепитие на Руси"

Тема: «Русский самовар и чаепитие на Руси»Цель: приобщение детей к русской народной культуре: ознакомить с традицией чаепития на Руси.Образовательные задачи: расширить общий кругозор ребенка; ознакоми...

Русский самовар.Чаепитие. Конспект НОД.

Конспект НОД ,образовательной области - познание, способствует знакомству детей с русским бытом....

Праздник русского самовара

сценарий для детей старшего возраста...

Конспект занятия "Русский самовар"

Цель: формировать у детей интерес и уважение к русской народной культуре....

Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар. История возникновения. составление детьми описательного рассказа о самоваре с опорой на мнемотаблицу »

Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар. История возникновения. составление детьми описательного рассказа о самоваре с опорой на мнемотаблицу » Цель: способствовать знакомству детей...

Музыкально - познавательный досуг "Русский самовар"

Музыкально - познавательный досуг "Русский самовар"...