Мастер-класс "Использование нетрадиционных способов в изготовлении дидактических игр для развития познавательных возможностей детей
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Чеснокова Анна Юрьевна

Использование нетрадиционных способов в изготовлении игр; поиск новых форм работы и способов применения игровой технологии в дошкольном образовании на основе государственных образовательных стандартов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterklass.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Цель мастер-класса

использование нетрадиционных способов в изготовлении игр; поиск новых форм работы и способов применения игровой технологии в дошкольном образовании на основе государственных образовательных стандартов.

Задачи мастер-класса:

- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

- повышение профессионального мастерства и квалификации участников;

- распространение передового педагогического опыта;

- внедрение новых технологий обучения и воспитания.

Количество участников  от 10 до 25 человек.

Ход мастер-класса

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые дидактические игры, которые мы используем в речевой работе с детьми.

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

  • односложная, состоящая из простых предложений, речь
  • бедность речи
  • несформированность грамматического строя речи
  • нарушение звукопроизношений
  • бедная диалогическая речь
  • трудности в построении монологов
  • отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов
  • отсутствие навыков культуры речи
  • плохая дикция

Поэтому перед нами встала задача, как научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Одним из средств развития речи детей являются дидактические игры.

Начиная с самого раннего возраста, ребенок активно познает мир, исследуя все происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребенка.

Дидактическая игра может выступать как средство развития речи, так как:

1. Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, может включаться в любое занятие (музыкальное, физкультурное, изодеятельность и др., является одним из занимательных элементов на прогулке.

2. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации, с определенными предметами, приобретая при этом собственный действенный и чувственный опыт.

3. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении положительного эмоционального отношения к заданию.

Дидактические игры, которые используются, как средство речевого развития должны основываться на следующих принципах:

1. Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей.

2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

3. Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.

Для речевого развития детей используют следующие видыдидактических игр:

1. Игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д)

2. Настольно-печатные (парные картинки, домино, лото)

3. Словесные игры (без наглядного материала)

Остановимся на словесных играх. А также поиграем в некоторые из них.

Словесные игры – это игры, построенные на словах и действиях играющих. В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое. В таких играх дети должны сами находить признаки различия и сходства предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, узнавать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т.д. Такие игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Сегодня я хочу познакомить вас с играми для развития мелкой моторики, воспитания усидчивости и развития эмоционально-волевой сферы, которые я активно использую в своей работе. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия.

Игры «Шнуровка», «Собери семечки», «Мозаика»

Цель: воспитывать у детей способность контролировать свои достижения (уровень развития крупной и мелкой моторики, инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, способность к волевым усилиям.

Я поменяла правила игры «Мозаика», т.к. традиционное использование мозаики, которая была у нас в наличии, было неудобным. Мы выложили детали мозаики в корзинку. Я предложила детям цветные баночки и ложки. Поставила перед ними следующую задачу: «Необходимо собрать маленькой кукольной ложечкой цветные детали в баночку соответствующего цвета. Это задание помимо мелкой моторики тренирует усидчивость.

Также детали крупной мозаики мы активно используем на закаливающих процедурах: нужно пальчиками ног собрать детали в коробку. Данное упражнение- хорошая профилактика плоскостопия.

        Игра «Веселые прищепки»

Дидактическая игра "Веселые прищепки" является многоплановой. Они способствуют скоординировать движения пальцев, помогают в развитий точности и ловкости, координируют зрительно - моторную систему. На занятиях и в свободное время прищепки помогают развивать пространственное представление, речь, воображение. В процессе игр с прищепками мы развиваем мелкую моторику рук и пальцев: учим правильно открывать прищепку, прикреплять к шаблону, развиваем согласованность движения рук, развиваем тактильные ощущения. Так же обогащаем сенсорно - моторный опыт детей: формируем и закрепляем представления детей о цвете (красный, желтый, синий, зеленый.

Камешки «Марблс»

Камешки Марблс — это потомки глиняных шариков, которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Марблс — в переводе означает «мраморный». Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. В наше время камешки Марблс изготавливаются из стекла и служат декоративными украшениями. Они красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятны на ощупь.

Работая  с камешками Марблс,  у детей, развивается мелкая моторика, память, мышление, внимание, воображение.

        Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета и различные задания с ними.

Релаксационное упражнение «Муфта» способствует приятному релаксационному воздействие шариков Марблс на рецепторы пальцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для ...

Картотека дидактических игр для развития познавательных способностей детей младшего возраста

Картотека дидактических игр для развития познавательных способностей детей младшего возрастаЮлианна Грачёва Картотека дидактических игр для развития познавательных способностей детей младшего воз...

Дидактические игры для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста

Дидактические игры  для  развития  познавательных способностей детей дошкольного возраста...

Статья Использование дидактических игр в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для ...

дидактические игры на развитие познавательной деятельности детей раннего возраста

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческо...

Дидактическое занятие по развитию познавательной деятельности детей с синдромом Дауна

Дидактическое занятие по развитию познавательной деятельности детей с синдромом Дауна...