Обновление предметно – развивающей среды с учетом требований ФГОС ДО.
консультация

Шерстнева Анна Александровна

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obnovlenie_sredy_po_fgos.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Обновление предметно – развивающей

среды с учетом требований ФГОС ДО.

На сегодняшний день с повсеместной реализацией ФГОС в дошкольных учреждениях актуальность внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников стало насущной необходимостью. Большую часть времени дошкольники проводят в групповом помещении, именно поэтому особо актуальным представляется вопрос организации развивающейся предметно-пространственной среды (РППС) дошкольного учреждения, способствующей самореализации ребенка в разных видах деятельности. В контексте современных требований к развитию и обучению дошкольника, определяемых новыми программами, развивающая предметно-пространственная среда многофункциональна.

Проблема создания и оснащения развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных учреждениях неоднократно выступала предметом исследования специалистов из многих областей знаний. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда, обладая большим потенциалом амплифицирует сознание ребенка, создавая благоприятные условия для его развития.

В современной науке большое значение придается изучению развивающей предметно-пространственной среды, и ее влияния на развитие познавательных процессов личности. В работах зарубежных и отечественных педагогов (В. И. Андреев, В. И. Гинецинский, Г. Г. Григорьева, Э. Н. Гусинский, П. Ф. Каптерев, Е. А. Лазарь, Ю. С. Мануйлов, М. Монтессори, А. В. Мудрик, В. М. Межуев, Л. И. Новикова, С. Л. Новоселова, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, Л. К. Шепетис и другие) рассматриваются вопросы реализации вопросов развития личности ребенка в развивающей предметно-пространственной среде.

Как утверждают современные специалисты дошкольного образования, окружающая ребенка развивающая предметно-пространственная среда должна быть организована так, чтобы для него были созданы максимально комфортные условия, способствующие его гармоничному развитию, принимающие во внимание склонности и способности, состояние психического и физического здоровья дошкольника [2]. Конечно, данные условия могут быть выполнены только при постоянном обновлении РППС. Трактовка слова «обновление» в данном контексте не означает полной перепланировки группового помещения ДОУ или каких-либо других сложных и затратных изменений, а скорее наоборот — дополнение, обновление уже имеющейся РППС, изменение игровых зон, уголков в ней для самореализации воспитанников в разных видах деятельности.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Основная задача ФГОС дошкольного образования — вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в детском саду [1].

Такое акцентирование на игровой деятельности дошкольников, и соответственно обновлении РППС в детском саду делается для того, чтобы ребенок был активным, стремящимся к знаниям, самостоятельным, развивающимся в процессе своей деятельности. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом.

Обновление предметно-пространственной среды должно непременно предусматривать обучение детей, но через игровую деятельность. Организация данного процесса заключается в правильном моделировании среды, претерпевающей изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов воспитанников.

Типовая модель РППС групповых помещений ДОУ, используемая в практике не один десяток лет, имела свои отличительные черты, которые, на наш взгляд, можно смело отнести к ее недостаткам [3].

1.Зонирование помещения. Каждая группа ДОУ содержала несколько зон для организации разных видов деятельности: зона рисования, зона для игр, зона конструирования, живой уголок и т. п. Каждая зона предполагала осуществление строго одного вида деятельности. В зоне для рисования дети могли рисовать и лепить, в зоне для игр — играть в сюжетно-ролевые игры, в зоне конструирования — сооружать творения из конструктора и т. п. Такая модель использовалась в течение очень долгого периода, и на наш взгляд, уже устарела. Если рассматривать ребенка как субъекта, действующего по своей инициативе, у которого один вид деятельности плавно переходит в другой, то «зонированность» среды только ограничивает, сдерживает его развитие. Внесение новшеств в РППС было назревшей необходимостью.

2.Статичность среды. Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения подготавливалась к новому учебному году и не менялась до следующего года, из-за чего дети, быстро теряли к ней интерес. Стабильность такой модели с одной стороны придавала уверенности в том, что все в окружающей обстановке привычно и знакомо, но с другой вызывало отсутствие любопытства и заинтересованности дошкольников.

3.Однотипность групповых помещений. Все группы ДОУ были похожи друг на друга и не имели особых отличий ни в интерьере, ни в предметном оснащении. Таким образом, не учитывались ни индивидуальные особенности воспитанников, ни возрастные, что также, на наш взгляд, не способствовало развитию дошкольников. Пассивность среды. Среда не являлась стимулирующим фактором для проявления детской активности, не строилась с учетом «зоны ближайшего развития» каждого ребенка [4].

Реализация ФГОС ДО предполагает устранение указанных недостатков путем построения новой модели развивающей предметно-пространственной среды, содержащей оборудование и материал по образовательным областям в соответствии со стандартом, в центре которой должен находиться ребенок с его интересами, активностью, самостоятельным выбором деятельности и проявлением инициативы.

К преимуществам такой модели РППС групповых помещений ДОУ можно отнести ее гибкость, интегрированность, открытость, мобильность, индивидуализацию группового пространства. Рассмотрим данные характеристики подробнее.

1.Гибкость РППС. Вся предметно-пространственная среда группы направляется на решение целей и задач программы, реализуемой в конкретном ДОУ, в соответствие с которой и подбирается оборудование, оснащение, материалы, распределяемые по пяти образовательным областям: – социально-коммуникативное развитие;

 – познавательное развитие;

– речевое развитие;

– художественно-эстетическое развитие;

– физическое развитие.

2.Интегрированность РППС. Деление игрового оборудования по областям условно, один и тот же материал может находиться в разных областях, тем самым осуществляя интеграцию. Например, книги могут находиться в образовательной области «Познавательное развитие», художественные принадлежности — в области «Социально — коммуникативное развитие», растения могут находиться в области «Физическое развитие», тем самым символизируя жизнь и пропаганду ведения здорового образа жизни и т. п. Таким образом, весь материал распределяется по групповой комнате, не имея четко закрепленного места в той или иной области.

3.Открытость РППС. Осуществление взаимодействия на основе сотрудничества всех социальных институтов (детского сада, семьи, школы), предполагающее совместную деятельность детей и взрослых.

4.Динамичность, мобильность РППС. Возможность переноса функционирующего уголка или зоны из одной групповой комнаты в другую, модифицирование уже имеющегося, создание динамических активных центров в группе.

5.Индивидуализация группового пространства. Ни одна групповая комната не должна быть похожа на другую. Интерьер группы является отражением интересов и особенностей воспитанников, а также их педагогов и родителей. Образовательная среда создается совместно с детьми, продумываются интерьерные решения, центры активности.

Таким образом, внедрение в образовательную практику подобных технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников способствует самореализации ребёнка в разных видах деятельности, является стимулирующей, движущей силой в становлении личности, обогащает социально- личностное развитие, способствует раннему проявлению и развитию разносторонних способностей дошкольников. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребёнка, создать эмоциональную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры и непосредственную образовательную деятельность детей.

Литература:

1.Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л. Г. Киреева // Учитель. — 2009. — С. 143.

2.Кирьянова Р. А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р. А. Кирьянова// Детство- Пресс. — 2010. — С. 5–12.

3.Марецкая Н. И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального. Художественного и творческого развития дошкольника / Н. И. Марецкая// Детство-Пресс. — 2010. — С. 13–40.

4.Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева // Детство-Пресс. — 2010. — С. 128.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Предметно-пространственная развивающая среда » во II гр. раннего возраста с учетом требования ФГОС

Задачи  развивающей средыОхрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;Эмоциональное благополучие каждого ребенка; Интеллектуальное развитие;Создание ...

Развивающая предметно-пространственная среда с учетом требований ФГОС ДО

В данной презентации представлены критерии по организации предметно-пространственной среды в ДОУ....

«Предметно-пространственная развивающая среда во второй группе раннего возраста с учетом требований ФГОС ДО»

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости.В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым.По...

Организация предметно- пространственной среды с учетом требований ФГОС.

повысить компетентность педагогов в вопросах иннавационнго подхода  в создании предметно – развивающей среды в соответствии с требованиями  федеральных государственными образовательных...

Моделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОСМоделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОС

Осташова Ирина Николаевна, воспитатель ГБДОУ №48 Калининского района, Сакнт -Петербурга Конференция ДОУ Моделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОС Немало...

Семинар-практикум «Организация предметно-пространственной среды группы с учетом требований ФГОС ДО»

Цель:выявление и обобщение знаний педагогов о создании развивающей предметно-пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образованияЗадачи:- повышение профессиональной компетент...

Статья на тему «Построение развивающей предметно-пространственной среды ДОУ с учетом требований ФГОС»

Развивающая предметно-пространственная среда должна отвечать потребностям обоих участников организации образовательного процесса-педагога и детей в совместной партнерской деятельности, а также в свобо...