Консультация для педагогов " Выбор ребенка - необходимое условие развития личности""
учебно-методический материал

Попова Валентина Николаевна

Консультация для педагогов " Выбор ребенка - необходимое условие развития личности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vybor_rebenka.pptx202.3 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр «Южный город» пос. Придорожный муниципального района Волжский Самарской области ________________________________________________ структурное подразделение «Детский сад «Семицветик» «Выбор ребенка – необходимое условие развития личности» Воспитатель: Попова В.Н.

Слайд 2

Проблемой выбора занимались многие педагоги и психологи, такие, как: А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, Б. Ф. Поршнев, Н. В. Носкова. В своих исследованиях авторы рассматривали выбор как форму проявления детской субъектности, которая ориентирована на потребность ребенка быть свободным . : «Быть личностью — это значит осуществлять выборы, возникшие в силу внутренней необходимости, уметь оценить последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и миром. Быть личностью — это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь бремя выбора».

Слайд 3

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Пункт ФГОС ДО Характеристика 3.2.1.6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения 3.2.5.2. Поддержка индивидуальности и инициативы детей через: − создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности 3.3.4. Вариативность среды предполагает: − наличие в Организации или Группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей

Слайд 4

Что может стать стимульным материалом для создания ситуации выбора? − Задания, связанные с жизненным опытом ( надо помочь убрать игрушки: куклы сидят за столиком. А если посадить их в домик или положить в другое место?); − Задания на развитие внимания и навыков сравнения при помощи вопросов ( как лучше? Как проще? Кому больше понравится? Кому доставит удовольствие?) − Противоречия между известным и новым ( например, ребенок знает, как строить космический корабль из большого напольного конструктора, а может быть, строить из LEGO-конструктора интереснее, сложнее, проще, веселее?) − Познавательно-исследовательская деятельность ( что исследовать, с помощью каких материалов, с кем) − Поиск и предложения различных способов решения одной задачи ( ежик пригласил к себе в гости лисенка и решил угостить пирогом. Как разделить пирог пополам если он круглый? квадратный? прямоугольный? ).

Слайд 5

Методы, позволяющие создать ситуацию выбора − Проектный метод (позволяет искать различные решения и способы реализации поставленной проблемы); − Игровые технологии (позволяют сделать поисковый процесс интересным и познавательным); − Использование проблемных ситуаций (позволяют детям учиться сотрудничеству, могут быть услышаны варианты выбора разных детей); − Исследовательский метод (позволяет делать выбор в практической работе).

Слайд 6

Условия успешного формирования выбора у ребенка-дошкольника Ребенок представляет конечный результат своего выбора ( как получится, если…); Ребенок имеет право на ошибку и не испытывает страха совершить неправильное действие ( если неправильно, то…; если не получится, попробую еще раз); Ребенок аргументирует свой выбор ( я буду делать… потому что…; я построю… потому что; я хочу поиграть…потому что )

Слайд 7

Ситуация выбора в условиях ДОО (в авторской интерпретации) Варианты выбора Практические способы организации ситуации выбора Выбор деятельности Выбор деятельности − Выбери, чем хочешь заняться: будешь строить машину или играть в лото? − Какую замечательную бабочку мы видели на прогулке. Будем рисовать ее или лепить? Выбор материалов − Выберите цвет бумаги для аппликации самолета: белый, голубой или желтый? − Убираем участок. Ребята, выберите, пожалуйста, куда уберем мусор: в ведро (для камней, веток) или в пакет (для листьев и бумаги)? − Тема занятия «Осенний урожай на Кубани». Что будете лепить: фрукты или овощи? Выберите материал, какой вам больше нравится: краски, карандаши, мелки, фломастеры и сами придумайте, как показать кубанскую красавицу осень. − сегодня будем играть с увеличительными стеклами. Я приготовила мешочек с предметами, которые можно рассматривать через увеличительное стекло. Выберите себе, какие хотите, но не больше пяти штук. − вот из этого набора зеркал ты можешь выбрать одно особенное, которое поможет тебе поймать лучик солнца и пустить «зайчика» Выбор способа деятельности − Опиши свою любимую игрушку (выбери способ описания: загадка, рассказ или пантомима) − убираем игрушки. Выбери, ты будешь убирать машинки или конструктор? Выбор последовательных действий − У нас только два умывальника, а помыть руки надо всем. Как сегодня организуем умывание, чтобы не толкаться и не мешать друг другу? Выбор партнера деятельности − Выбери, пожалуйста, ты будешь строить космическую ракету сам или с кем-то? − Машенька, нужно помочь младшим детям одеться на прогулку. Выбери, пожалуйста, кого возьмешь себе в помощь, еще два человека? (в разновозрастной группе) − Веселые старты. Капитаны выбирают себе команду Выбор содержания деятельности − Что будешь складывать: коврик для котенка или заборчик для домика Наф-Нафа? − Рома, я знаю, что ты любишь игры с водой. Во что сегодня хочешь играть: в цветные капельки или в рыбок? Нравственный выбор − Для игры детям из младшей группы нужны картинки. Кто поможет вырезать их после полдника? − Ребята, Боречка долго болеет и скучает. Как можно его порадовать? Кто из вас хочет, после сна подходите, мы приготовим ему сюрприз.

Слайд 8

Картотека проблемных игровых ситуаций для создания ситуации выбора у детей младшего дошкольного возраста : − Девочки сели рисовать, а коробка с карандашами одна. Как им раскрашивать рисунки? − Дети нашли грибы (ягоды) в лесу, а корзинки нет. Во что собрать грибы (ягоды)? − Хочется сладкого чая, а сахара нет. Как сделать чай сладким? − Вышли гулять, а на участок не пройти — намело много снега. Что делать, как пройти на участок? − Два мальчика увидели новую машинку, оба хотят поиграть с ней, но машинка одна. Как им поиграть? − Надо расчистить дорожку от снега, а лопатки нет. Как расчистить дорожку? − Нужно слепить снеговика, а снега мало. − Две девочки захотели поиграть в мозаику, а мозаика одна. Что делать? − Как перейти через лужу? − Как донести продукты из магазина, если нет сумки?

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесозидающая образовательная среда как необходимое условие развития личности ребенка.

В статье заведующего ГБДОУ № 101 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Афанасьевой Д.Л. раскрывается понятие "образовательная среда ДОУ" и дается характеристика образовательной среды с точки ...

Консультация для педагогов " Выбор ребенка - необходимое условие развития личности""

Консультация для педагогов " Выбор ребенка -  необходимое условие развития личности"...

"Создание ситуации выбора как необходимое условие развития личности дошкольника"

Презентация "Создание ситуации выбора как необходимое условие развития личности дошкольника" содержит выдержки из ФГОС ДО, методы, позволяющие создавать ситуацию выбора, условия успешного фо...

Консультация для педагогов «Организация питания - необходимое условие полноценного физического развития ребенка в ДОУ»

Здоровье — главная ценность человеческой жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не м...

Экспериментирование: как необходимое условие развития личности ребенка.

Экспериментирование: как необходимое условие развития личности ребенка. Для разностороннего развития ребенка очень важен тот момент, как ребенок приобретает знания. Он не должен получать их готов...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по теме: «Упал орехом, обернулся деревом» (ситуация детского выбора как необходимое условие развития самостоятельности и ответственности у детей дошко

Расширение представлений детей о характерных признаках дуба, развитие наглядно-действенного мышления, стимулирование поиска новых способов решения задач при помощи различных предметов....