"Создание ситуации выбора как необходимое условие развития личности дошкольника"
презентация

Презентация "Создание ситуации выбора как необходимое условие развития личности дошкольника" содержит выдержки из ФГОС ДО, методы, позволяющие создавать ситуацию выбора, условия успешного формирования выбора, этапы формрования умения выбирать, варианты предоставления выбора, имитационная игра "Ролевая маска"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_situatsii_vybora.pptx960.67 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Создание ситуации выбора как необходимое условие развития личности дошкольника» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников № 4 «Ручеек» Шаримова Л.В., старший воспитатель

Слайд 2

“ Жизнь — это череда выборов . ” Нострадамус

Слайд 3

ВЫБОР - необходимое условие полноценного развития личности ребёнка

Слайд 4

III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования п.1.4.2 ФГОС ДО «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» Пункт ФГОС ДО Характеристика 3.2.1.6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения Возможные способы реализации в группе: о рганизация проблемных игровых ситуаций с предоставлением выбора действия. 3.2.5.2. Поддержка индивидуальности и инициативы детей через: − создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности Возможные способы реализации в группе: п редоставление времени на самостоятельную деятельность занятия по выбору воспитанников 3.3.4. Вариативность среды предполагает: − наличие в Организации или Группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей Возможные способы реализации в группе: п ополнение развивающей предметно-пространственной среды, включающей в себя зонирование различных уголков, центров игровым материалом, созданным своими руками, совместно с детьми, с родителями. Стимулирование с помощью образовательно-игровой среды общения детей друг с другом, поисковой деятельности.

Слайд 5

IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования п.4.6. ФГОС ДО. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: …способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности».

Слайд 6

Ситуация выбора – ситуация, специально создаваемая педагогом или возникающая спонтанно, но сознательно используемая в целях воспитания. Каким образом?

Слайд 7

− задания, связанные с жизненным опытом; − задания на развитие внимания и навыков сравнения при помощи вопросов: Как лучше? Как проще? Кому больше понравится? Кому доставит удовольствие?; − противоречия между известным и новым; − познавательно-исследовательская деятельность (что исследовать, с помощью каких материалов, и с кем); − поиск и предложения различных способов решения одной задачи. Что может стать стимульным материалом для создания ситуации выбора?

Слайд 8

- проектный (позволяет искать различные решения и способы реализации поставленной проблемы, выбрать интересную для воспитанников тему); - игровые технологии (позволяют сделать поисковый процесс интересным и познавательным); - проблемные ситуации (как педагогический метод позволяют воспитанникам учиться сотрудничеству при выборе партнера в действии, могут быть услышаны варианты выбора разных воспитанников; помогают развивать инициативу и самостоятельность при осуществлении выбора); - исследовательский метод (позволяет делать выбор в практической работе, определять приоритетные способы взаимодействия между воспитанниками, выдвижения идей, предположений). Методы, позволяющие создать ситуацию выбора

Слайд 9

Условия успешного формирования выбора у ребенка. - ребенок представляет конечный результат своего выбора (как получится, если…; а если мы с Машей постараемся, то…, у меня получится по-своему и это здорово); - имеет право на ошибку и не испытывает страха совершить неправильное действие (если неправильно, то…; если не получится, попробую еще раз; ну и что? Можно попробовать сделать по-другому); - аргументирует свой выбор (я буду делать… потому что; я построю… потому что; я хочу поиграть… потому что; я выбираю… потому что); - создание психологической комфортности, способствующей формированию ситуации успеха (даже если не получится, то мне помогут…; я могу спросить, как лучше…; я нарисую особенную машинку, такая получится только у меня; ну и что? Все выбирают по разному).

Слайд 10

Этапы формирования умения выбирать 1. Создание условий для получения ребенком опыта различных отношений, ролей, видов деятельности, впечатлений, переживаний. Ключевым фактором для выбора является наличие опыта. 2. Взрослый обозначает ребенку возможные варианты для выбора 3. Проговаривание ребенком своего выбора взрослому. 4. Ребенок решает самостоятельно (воспитатель демонстрирует доверие ребенку, предоставляет ребенку возможность решать самостоятельно).

Слайд 11

Варианты выбора Способы организации ситуации выбора Выбор деятельности − Выбери, чем хочешь заняться: будешь строить гараж или играть в шахматы ? Выбор формы подачи личных умений и продуктов деятельности (рисунок, поделка, открытка и т.д.) − Какую замечательную бабочку мы видели на прогулке. Будем рисовать ее или лепить? Выбор инструмента, материала для выполнения работы − Выберите цвет бумаги для аппликации самолета: белый, голубой или желтый? − Тема занятия «Осенний урожай ». Что будете лепить: фрукты или овощи?. − Уборка участка. Ребята, выберите, пожалуйста, куда уберем мусор: в ведро или в пакет ? Выбор способа деятельности − Опиши свою любимую игрушку (выбери способ описания: загадка, рассказ или пантомима) − Убираем игрушки. Выбери, ты будешь убирать машинки или конструктор? Варианты предоставления выбора воспитанникам в условиях ДОО.

Слайд 12

Варианты выбора Способы организации ситуации выбора Выбор последовательных действий − У нас только два умывальника, а помыть руки надо всем. Как сегодня организуем умывание, чтобы не толкаться и не мешать друг другу? Выбор партнера по деятельности − Выбери, ты будешь строить космическую ракету сам или с кем-то? − Веселые старты. Капитаны выбирают себе команду Выбор содержания деятельности -Что будешь складывать: коврик для котенка или заборчик для домика? Положительный моральный выбор - Зайку бросила хозяйка как его утешить? - У Марии Петровны скоро день рождения, чем ее можно порадовать?

Слайд 13

Имитационная игра «Ролевая Маска» «Я-Ребёнок» 1. Задание для Ребёнка: Конверт с загадкой: «Сидит девица в темнице, а коса на улице» . Что это? А возможны ли еще варианты отгадок у этой загадки? Нарисуйте тот вариант, который вам нравится больше всего. Отгадку можно изобразить на листе любым способом /маркеры, цветные карандаши, фломастеры/ на выбор.

Слайд 14

Имитационная игра «Ролевая Маска» «Я-Воспитатель» 2. Задание для «Воспитателя»: Русские народные сказки, в которых рассматриваются ситуации выбора. Как вы думаете, что было бы, если герои поступили иначе и был бы у сказки другой конец? Какую сказку можно исключить?

Слайд 15

Имитационная игра «Ролевая Маска» «Я-Родитель» 3.Задание для Родителя : Выбрать варианты ситуаций выбора для ребёнка из предложенных. Есть ли здесь выбор? Почему вы так считаете? 1. Мама и дочь собираются в детский сад. Дочь: - Не хочу идти в садик! Мама: - Хорошо, не ходи. Сиди весь день дома одна. А вечером не жди от меня новую куклу, которую я обещала тебе купить на прошлой неделе.

Слайд 16

2. Сын отказывается съесть овощное рагу. Папа: -Ванечка, это же очень вкусно, зря отказываешься! Ты сколько будешь ложечек, три или пять? 3. Коля и Вова ругаются, не поделили машинку. Мама: Вы сейчас же прекращаете ссориться, или я забираю этот грузовик! -Составьте свой вариант ситуации выбора.

Слайд 17

Любой ваш выбор – ВЕРНЫЙ. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесозидающая образовательная среда как необходимое условие развития личности ребенка.

В статье заведующего ГБДОУ № 101 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Афанасьевой Д.Л. раскрывается понятие "образовательная среда ДОУ" и дается характеристика образовательной среды с точки ...

Консультация для педагогов " Выбор ребенка - необходимое условие развития личности""

Консультация для педагогов " Выбор ребенка -  необходимое условие развития личности"...

Консультация для педагогов " Выбор ребенка - необходимое условие развития личности""

Консультация для педагогов " Выбор ребенка - необходимое условие развития личности"...

Экспериментирование: как необходимое условие развития личности ребенка.

Экспериментирование: как необходимое условие развития личности ребенка. Для разностороннего развития ребенка очень важен тот момент, как ребенок приобретает знания. Он не должен получать их готов...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по теме: «Упал орехом, обернулся деревом» (ситуация детского выбора как необходимое условие развития самостоятельности и ответственности у детей дошко

Расширение представлений детей о характерных признаках дуба, развитие наглядно-действенного мышления, стимулирование поиска новых способов решения задач при помощи различных предметов....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по теме: «Упал орехом, обернулся деревом» (ситуация детского выбора как необходимое условие развития самостоятельности и ответственности у детей дошко

Расширение представлений детей о характерных признаках дуба, развитие наглядно-действенного мышления, стимулирование поиска новых способов решения задач при помощи различных предметов....