«Применение в музыкальной деятельности детской дошкольной организации некоторых видов технологий»
методическая разработка (подготовительная группа)

Лубенская Наталья Анатольевна

  В своей статье я рассказываю о применяемых мною технологиях на музыкальных занятиях в детской дошкольной организации.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Применение в  музыкальной деятельности  детской дошкольной организации  некоторых видов технологий»

Н.А. Лубенская,

музыкальный руководитель МДОУ  «Детский сад комбинированного вида «Капелька» города Грайворона Белгородской области»

          В своей статье я рассказываю о применяемых мною технологиях на музыкальных занятиях в детской дошкольной организации.

        С 1 января 2014 года вступил в силу Фeдеральный государственный стандарт дошкольного образования. В связи с этим нужно вносить изменения  в свою профессиональную деятельность. Современный музыкальный руководитель  должен идти в ногу со временем, а значит использовать разные виды детской деятельности в своей работе, так как наша главная задача – формирование художественного вкуса, развитие и творческого потенциала ребенка и его гармонического развития в целом.

Фeдеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих  очень важных задач, в том числе на развитие  социальных, нравственных, эстетических, физических и умственных качеств ребёнка. Он учитывает  специфичность каждой возраста, из всех форм работы выделяя прежде всего  игру. Образовательная программа нашего дошкольного учреждения составлена на основе  Основной образовательной  программы « От  рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой. Планирование работы должно обеспечивать развитие всесторонней личности ребёнка, раскрытие творческих способностей  в различных видах деятельности и принцип интеграции различных видов деятельности является одним из важнейших.

Музыкальная деятельность в детском саду развивает желание воспитанников  участвовать в непосредственной образовательной деятельности, способствует развитию двигательных, музыкальных способностей, образного воображения, навыков и умений, развивает память, творческое мышление, умение вслушиваться и слушать музыку. И все это требует профессионального мастерства педагога,  владение методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса.

Детская музыкальная деятельность - это возможность и одно из необходимых условий открытия ребёнком своего "Я" и является преобладающим ориентиром для педагогов дошкольной организации в соответствии с введением стандарта. Музыкальная деятельность включена в  образовательную область "Художественно-эстетическое развитие", отсюда следует, что важно обратить ребёнка к миру искусства, т.к. назначение любого вида искусства - это отражение художественных образов.

Следует отметить, что в основе любой детской деятельности лежат мотивы и интересы. Мотивированная  детская деятельность более результативна и способствует развитию тех или иных способностей. Стремление заниматься разными и непохожими друг на друга видами деятельности, желание пробовать свои силы в различных её сферах  - это и есть широта интересов ребёнка, которую формирует педагог.

Итак, рассмотрим некоторые виды технологий, которые я  использую в своей  работе:

  •  технология организации поисково-исследовательской деятельности.

 Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и полученные результаты. Ребёнок совместно с педагогом или родителями  выбирает область деятельности, ставит перед собой цели и задачи и путем исследовательской деятельности реализует намеченное. Знания, которые дошкольник приобретает в ходе работы над проектом,  прочно закрепляются в  имеющейся у него  системе знаний об окружающем мире и являются  его личным достижением.  Успех этой деятельности во многом зависит от того, как тонко продумана и систематизирована исследовательская работа.

Предлагаю детям выявить особенности и различные свойства звуков, Перед началом исследования составляем его предварительный план. В ходе работы  план может дополняться, изменяться, совершенствоваться. Для  его составления, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о предмете или явлении, которое исследуем?». Затем мы определяем цели и задачи исследования, а это значит надо ответить на вопросы: зачем мы его проводим, что хотим получить в итоге. В процессе работы тщательно описываем основные шаги исследователя. Ставим перед собой требования к ним: последовательность и достижимость (чтобы было под силу сделать), и определяем сроки выполнения. Подготовка и защита итоговой работы - заключительный этап поисково-исследовательской деятельности.

  •         Применение в работе музыкального руководителя информационныхтехнологий.

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно – коммуникационные технологии уже прочно вошли в нашу жизнь и предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.Дошкольнаяобразовательная организация - часть общества и поэтому  важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался. Помочь  в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкально – художественной деятельности  перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать совместную деятельность интересной, насыщенной  и занимательной.  Материал должен содержать в себе элементы необычайного,  удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к занятиям и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки , а также развитию музыкальных и творческих способностей. В досуговой деятельности  можно использовать  синтезатор, домашний кинотеатр, центр – караоке,  мультимедиа,  компьютер со специально подобранными  программами, презентациями.

Использование ресурсов Интернет и программных средств, таких как электронные книги, мультимедийные энциклопедии, открывает доступ  к большому объему новой информации. Например: музыка для малышей; музыкальные сказки, клипы на известные детские песни, фонограммы и др.

  • Применение в работе музыкального руководителя коррекционных технологий.

Их целью является снятие эмоционального напряжения дошкольников. Здесь мы рассматриваем такие виды, как  сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.  О влиянии искусства  размышляли в своих трудах еще античные философы, которые видели могущество  музыки  и её воздействия на душу человека.

        Сказкотерапия  особенно любима детьми. Ребенок, входя в сказку, получая роль одного из героев, приобщается к культуре своего народа. Под определённый характер звучания  музыки, дети изображают героев полюбившихся им сказок, с удовольствием играют и даже сами сочиняют сказки. В этот период у них снимается эмоциональное напряжение, улучшается настроение, они учатся управлять своими эмоциями, развивают внимание, память и моторику.

Музыкальная терапия.  Правильно подобранная музыка, звучащая во время пребывания дошкольника в саду способствует снятию накопившейся усталости, успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Предлагаем использовать  музыку И.С. Баха, А. Вивальди, В. Моцарта и др. Дневной сон также проходит под тихую, спокойную музыку, благотворно влияет на общее эмоционально состояние ребёнка. Успех музыкальной терапии возможен только при наличии   совместной деятельности музыкального  руководителя и воспитателя, который активно помогает в работе. С целью обеспечения воспитателей  музыкальными материалами музыкальный руководитель прилагает их на цифровых носителях, предварительно их согласовав.

Цветотерапия. Использование  цвета на музыкальных занятиях значительно. Он наполняет пространственную среду, разнообразит виды деятельности. Цветотерапия для дошкольников – это также хорошая возможность выразить свое настроение, передать эмоции и чувства, которые cложно объяснить cловами. Прежде всего, ребенку предлагается определиться с любимым цветом. Предлагаем использовать для танцев всевозможные платочки, цветные зонтики. Если дети выбирают насыщенные, яркие оттенки красного, желтого или зеленого, это является показателем гармоничного психического развития, динамичности и любознательности. В случае же, когда ребенок отдает предпочтение белому или черному цветам, возможна склонность к замкнутости и одиночеству.  Упражнения со сменой различных цветов здесь будут особенно актуальны.

Особое внимание уделяется оформлению зала, декорациям, костюмам персонажей, применению звуковых и световых эффектов, так как все это помогает ребенку перенестись в волшебный мир музыки, в котором он сам становится героем.

        Очень любимы детьми песни и инструментальные  произведения, которые исполняют они с расписными ложками. Рассказываю детям, что эти красивые ложки старинные и делают их русские умельцы с особой любовью. Расписная ложка с давних времен гостит не только на столах. Она украшает игры, русские пляски, песни на праздниках и ярмарках. В наши дни деревянная ложка – знаменитый русский сувенир. Каждый гость нашей страны старается увезти его с собой на память.

  • Применение в работе музыкального руководителя здоровьесберегающих технологий.

В настоящее время забота о здоровье является одной из главных  и первостепенных задач. Тема здоровья была и есть актуальной и особое значение приобретает вопрос о состоянии здоровья детей и реализации современных технологий по охране и укреплению их здоровья.Основной целью здоровьесберегающих технологий является создание условий для формирования у дошкольников  знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания своего здоровья, формирование  представления о здоровом образе жизни, об умении оказать первую медицинскую помощь себе и ближнему. Все это отражается в проведении спортивных праздников, в утренней гимнастике, физкультминутках между занятиями, пальчиковой и дыхательной гимнастике, закаливающих процедурах.

 Музыкально-оздоровительная работа на  музыкальном занятии предполагает использование следующих здоровьесберегающих технологий:

Валеологические песенки - распевки. С них можно начинать  занятия, включая несложные тексты и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы. Они отлично поднимают настроение, создают позитивный тон, улучшают эмоциональный настрой на занятии и как результат, подготавливают детский голос к пению.

Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, способствуют развитию носового, брюшного дыхания, диафрагмы, стимулированию деятельности гортани  и головного мозга. Вся система  упражнений основана на особенностях  строения голосового аппарата и позволяет правильно и бережно развивать детский голос.

             Система работы построена на голосовых играх, которые повышают интерес ребёнка к занятию пением и предлагает вариативное исполнение упражнений в зависимости от индивидуальных физиологических  и природных особенностей голоса ребёнка.

Мы предлагаем вам несколько видов применяемых технологий, а выбор остается за вами. Любите свою работу и своих маленьких дошколят. Удачи вам!

Список использованной литературы:

1.        Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений и преподавателей. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1999.

2.        Теплов Б.М., Психология музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1985.

3.        Георгиев Ю. Музыка здоровья: М, издательский центр « Клуб»,  2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у дошкольников способности к творческому применению знаний через интеграцию разных видов детской деятельности на единой содержательной основе»

Конспекты занятий с детьми; Беседы на темы "Красота природы бесценна", "Лес - бесценное богатство"; "Цветы" и т.д ; Проблемные ситуации: "Войдя в картину, расскажи, что чувствуешь"......

Консультация для педагогов. "Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности."

Консультация для педагогов."Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности."Обучению дошкольников началу математики отводится важное место. Это вызван...

Сообщение из опыта работы: «Развитие у воспитанников познавательных умений: упорядочивание, классификация объектов, применение результатов познания в разных видах детской деятельности посредством современных образовательных технологий»

Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потре...

«Развитие у воспитанников познавательных умений: упорядочивание, классификация объектов, применение результатов познания в разных видах детской деятельности посредством современных образовательных технологий»

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознате...

Консультация для начинающих педагогов ДОУ "Применение игровых приёмов в продуктивных видах деятельности как средство развития внимания у младших дошкольников"

quot;Применение игровых приемов в продуктивных видах деятельности как средство развития внимания у младших дошкольников"...

Онлайн-сервисы (с электронными ссылками) для организации образовательной деятельности на уровне дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Онлайн-сервисы (с электронными ссылками) для организацииобразовательной деятельности на уровне дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий...

Презентация к выступлению из опыта работы Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности

Презентация  к выступлению из опыта работы. "Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности"...