Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Азбука дорожного движения»
рабочая программа

Беленко Светлана Юрьевна

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Азбука дорожного движенияВозраст обучающихся: от 4 до 7 лет Срок реализации: 3 года

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_programma_nasha.docx116.07 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное   образовательное учреждение

«Детский сад № 28»

Еманжелинского муниципального    района

Челябинской области

РАССМОТРЕНО:                                                                              УТВЕРЖДЕНО:

на заседании                                                                                         заведующий

педагогического совета                                                                       МКДОУ « д/с № 28»

протокол №1                                                                                       __________ Г.Ю. Гродская

от «31» августа  2018г.                                                                     «31» августа 2018г.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Азбука дорожного движения»

        Возраст обучающихся: от 4 до 7 лет

        Срок реализации: 3 года

                                                                                      Авторы-составители:

Кердель Олеся Борисовна,

старший воспитатель

Беленко Светлана Юрьевна,

воспитатель

п.Красногорский

2018СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 

2

2.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

2.1.

Направленность программы

4

2.2.

Новизна, актуальность, практическая ценность

4-5

2.3.

Цель и задачи программы

5-6

2.4.

Возраст детей, участвующих в реализации программы

6

2.5.1.

Характеристика возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет)

6-7

2.5.2.

Характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)

7-8

2.5.3.

Характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)

8-9

2.6

Направления работы по реализации программы

9-11

2.7

Ожидаемые результаты освоения программы

11-12

2.8

Механизм реализации программы, формы и сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации

12

2.9

Срок реализации программы

12-13

2.10

Режим занятий

13

3.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

13

3.1.

Учебный план

13

3.2.

Перспективное тематическое планирование в средней группе

14-18

3.3.

Перспективное тематическое планирование в старшей группе

19-23

3.4.

Перспективное тематическое планирование в подготовительной группе

23-27

3.5.

Перспективный план работы с родителями по ПДД

27-31

4.

Оценочные материалы

31-33

5.

Условия реализации программы

33

5.1.

Участники программы

33-34

5.2.

Характеристика условий, обеспечивающих реализацию программы

34

6.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

35

6.1.

Дидактические материалы

35-36

6.2.

Использование современных педагогических технологий

37-38

6.3.

Взаимодействие с семьями воспитанников

38-40

7.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

40

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование образовательной организации: муниципальное казенное дошкольное   образовательное учреждение «Детский сад № 28» Еманжелинского муниципального    района Челябинской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Название программы

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Азбука дорожного движения»                                         

Направленность программы

социально-педагогическая

Ф.И.О. педагога, реализующего  дополнительную общеобразовательную программу

Беленко Светлана Юрьевна

Год разработки

2018

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеразвивающая программа

Педагогический совет №1  от 31.08.2018 г., заведующим МКДОУ «д/с № 28»  Гродской Галиной Юрьевной

Срок реализации программы

3 года

На кого рассчитана программа

Программа разработана для детей дошкольного возраста. возрастной состав детей 4-7 лет

Цель

формирование навыков безопасного поведения на улицах и  дорогах.

Задачи

1. Формировать представления о Правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

2. Систематизировать знания детей об устройстве улицы, дорожного движения.

3. Учить детей применять полученную информацию в практической деятельности.

 4. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.

Ожидаемые результаты освоения программы

Ребенок, способный применять полученную информацию в практической деятельности, предвидеть опасные ситуации в дорожно -  транспортной среде, применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения.

2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Окружающая ребенка среда – это не только семья, школа, но и детская площадка, двор и конечно, улица. Улица приковывает к себе особое множество быстро движущихся, ярких разнообразных машин: автомобилей, автобусов, мотоциклов. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это влечет детей на улицу, где ребенок может, как то себя проявить.

Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов — детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности, а жить им придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Дети считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.

В детском саду правила дорожного движения отражены в направлении «Социально-коммуникативное развитие», это позволяет осуществлять целенаправленное, планомерное и систематическое воспитание и обучение ребёнка с самого раннего возраста во избежание выше перечисленных опасностей.

Развитие общества неразрывно связано с интенсивным развитием автомобильного транспорта. Однако наряду с огромными выгодами экономики страны, автомобилизация имеет и негативные последствия, главное из которых - аварийность на автотранспорте, уносящая ежегодно десятки тысяч человеческих жизней. Гибнут, дети, что особенно тяжело, в общем числе пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях детей и подростков 29 % - это дети до 7 лет.

Это происходят из-за незнания и сознательного несоблюдения детьми правил дорожного движения, недисциплинированности на дорогах, спровоцированной отрицательным примером взрослых, пренебрегающих Правилами. Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об осторожности, нельзя. Безопасному поведению и Правилам дорожного движения ребёнка нужно учить с того момента, когда он начинает ходить самостоятельно.

Нормативно-правовые основания проектирования программы:

-Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

РФ».

-Концепция развития дополнительного образования детей

(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации

режима работы образовательных организаций дополнительного образования

детей»

- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О

примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

- Приказ Министерства образования и науки Российской

Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной

- Устав МКДОУ «д/с № 28».

2.1 Направленность программы - социально-педагогическая

2.2 Актуальность

Программа «Азбука дорожного движения» разработана в силу особой актуальности проблемы  - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.

Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников Правилам дорожного движения направляет мою работу на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Опасные ситуации, связанные с транспортными средствами, возникают и во дворах, внутри микрорайонов, где дети играют, а так же во время передвижения детей в самих транспортных средствах.

Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения.

Многие программы по изучению ПДД дошкольниками рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Знакомить детей с Правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, в транспорте необходимо с младшего дошкольного возраста, так как правила, усвоенные ребенком в этом возрасте, впоследствии,  становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Главная задача программы «Азбука дорожного движения»  состоит в том, чтобы научить дошкольника ориентироваться в окружающем дорожном пространстве, сознательно выполнять правила дорожного движения.  Реализация программы рассчитана на три года. Обучение Правилам дорожного движения начинается со средней группы до подготовительной, с последующим усложнением программы.

Важным в обучении дошкольников навыкам безопасного общения со сложным миром пешехода и пассажира являются совместные  усилия воспитателей и родителей. С этой целью в перспективный план программы включены различные формы взаимодействия с родителями (развлечения, досуги, проекты, консультации и т.д.).

Новизна программы: заключается в разработке содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения, которая предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участие детей и их родителей в решении проблемы.

Практическая ценность

Представленные мероприятия могут использоваться  в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, начиная со средней группы.

2.3 Цель: Формирование навыков безопасного поведения на улицах и  дорогах.

Задачи:

1. Формировать представления о Правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

2. Систематизировать знания детей об устройстве улицы, дорожного движения.

3. Учить детей применять полученную информацию в практической деятельности.

4. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.

Ожидаемый результат:

ребенок, способный применять полученную информацию в практической деятельности, предвидеть опасные ситуации в дорожно -  транспортной среде, применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения.

Программа создана на основе принципов:

Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.

Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей  реализующихся в образовательном процессе.

Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.

Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

  1.  Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:

-дети дошкольного возраста (от 4 до 5 лет);

-дети дошкольного возраста (от 5 до 6 лет);

-дети дошкольного возраста (от 6 до 7 лет).

2.5.1 Характеристика возрастных особенностей детей

среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет)

Показатели

Содержание

Ведущая

деятельность

Формируется ролевая игра и игры с правилами, не сложные игровые  замыслы, ролевые взаимодействия

Познавательная деятельность

Условия успешности

развития ребенка на данном этапе

Формируется собственный кругозор, возникновение первой целостной картины мира.

Объект познания

Причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

Способ познания

Познавательное общение со взрослыми и сверстниками; самостоятельная деятельность.

Мышление

Складывается произвольное запоминание, развивается образное мышление.

Восприятие

Ставит цель, изучает свойства того или иного предмета, сравнивает предметы между собой, может вычленять в сложных объектах простые формы.

Воображение

Становится произвольным, ребенок может придумать небольшую сказку на заданную тему..

Произвольность познавательных процессов

Выполняет инструкции взрослого, придерживаться игровых правил (прилагает волевые усилия).

Личностные особенности

Форма общения

Ребенок осознает особенности взаимоотношений между сверстниками и взрослыми и особенности своей личности. В этом возрасте взрослый должен эмоционально поддерживать значимость личности ребенка, его самоценности. (внеситуативно-личностное).

Отношения со сверстниками

Ситуативное общение со сверстниками, характеризуется избирательностью.

Отношения со взрослыми

Внеситуативное общение, формируется потребностью в уважении со стороны взрослого.

Эмоции

Развитие интеллектуальных, моральных, эстетических чувств.

Речь

Развитие внутренней речи (речь «про себя»).

Ведущая потребность

Общение.

Новообразования

Проявление произвольности всех психических процессов.

Возникновение соподчинения мотивов.

Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.

Возникновение первой целостной картины мира.

Появление учебно-познавательного мотива.

2.5.2.Характеристика возрастных особенностей детей

старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)

Показатели

Содержание

Ведущая деятельность

Ролевая игра и игры с правилами Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения

Познавательная деятельность

Условия развития ребенка на данном этапе

Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле.

Объект познания

Причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

Способ познания

Познавательное общение со взрослыми и сверстниками; самостоятельная деятельность, экспериментирование.

Мышление

Образно-схематическое мышление.

Словесно-логическое мышление (Слушают и понимают).

Восприятие

Ставит цель, изучает свойства того или иного предмета, сравнивает предметы между собой.

Воображение

Становится произвольным, ребенок сам порождает какие-либо идеи и придумывает (воображает) план ее реализации.

Произвольность познавательных процессов

Выполняет инструкции взрослого, придерживаться игровых правил

(Прилегает волевые усилия).

Личные особенности

Форма общения

Ребенок осознает особенности взаимоотношений между сверстниками и взрослыми и особенности своей личности. В этом возрасте взрослый должен эмоционально поддерживать значимость личности ребенка, его самоценности. (внеситуативно-личностное).

Отношения со сверстниками

Собеседник, партнер по деятельности.

Открытие новой соц. позиции – позиции школьника. (Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни).

Отношения со взрослыми

Источник эмоциональной поддержки. Устанавливает правила поведения и регулярно следует 5 правилам

Решает конфликты со сверстниками, пользуясь приемами замещения, убеждения и обсуждения.

Эмоции

Развитие высших чувств: интеллектуальных, моральных, эстетических.

Речь

Развитие внутренней речи (речь «про себя»).

Ведущая потребность

Общение.

Новообразования

  • Внутренний план действий;
  • Проявление произвольности всех психических процессов;
  • Возникновение соподчинения мотивов;
  • Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе;
  • Возникновение первой целостной картины мира;
  • Появление учебно-познавательного мотива.

2.5.3.Характеристика возрастных особенностей детей

старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)

Показатели

Содержание

Ведущая

деятельность

Ролевая игра и игры с правилами Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения.

Познавательная деятельность

Условия успешности

развития ребенка на данном этапе

Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле.

Объект познания

Причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

Способ познания

Познавательное общение со взрослыми и сверстниками; самостоятельная деятельность, экспериментирование.

Мышление

Образно-схематическое мышление.

Словесно-логическое мышление (слушают и понимают).

Восприятие

Ставит цель, изучает свойства того или иного предмета, сравнивает предметы между собой.

Воображение

Становится произвольным, ребенок сам порождает какие-либо идеи и придумывает (воображает) план ее реализации.

Произвольность познавательных процессов

Выполняет инструкции взрослого, придерживаться игровых правил (прилагает волевые усилия).

Личностные особенности

Форма общения

Ребенок осознает особенности взаимоотношений между сверстниками и взрослыми и особенности своей личности. В этом возрасте взрослый должен эмоционально поддерживать значимость личности ребенка, его самоценности. (внеситуативно-личностное).

Отношения со сверстниками

Собеседник, партнер по деятельности.

Открытие новой соц. позиции – позиции школьника. (Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни).

Отношения со взрослыми

Источник эмоциональной поддержки. Устанавливает правила поведения и регулярно следует 5 правилам

Решает конфликты со сверстниками, пользуясь приемами замещения, убеждения и обсуждения.

Эмоции

Развитие высших чувств: интеллектуальных, моральных, эстетических.

Речь

Развитие внутренней речи (речь «про себя»).

Ведущая потребность

Общение.

Новообразования

  • Внутренний план действий;
  • Проявление произвольности всех психических процессов;
  • Возникновение соподчинения мотивов;
  • Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе;
  • Возникновение первой целостной картины мира;
  • Появление учебно-познавательного мотива.

2.6 Направления работы по реализации программы

  1. Создание условий:
  • оформление уголков безопасности;
  • подбор литературы, фотографий по ПДД;
  • изготовление атрибутов к играм
  • оформление макетов

  1. Формы организации совместной  деятельности с воспитанниками:
  •  Экскурсии.
  •  Наблюдения.
  •  Прогулки.
  •  Встречи, беседы с инспектором ГИБДД.
  •  Продуктивные виды деятельности.
  •  Игровая деятельность.
  •  Знакомство с художественной литературой.
  •  Развлечения, досуги.
  • Проектная деятельность.

   

  1. Диагностика

  1. Взаимодействие  с родителями:
  • консультации
  • беседы
  • буклеты, памятки
  • родительские собрания
  • совместные развлечения
  • проектная деятельность
  • встречи, беседы с инспектором ГИБДД

Взаимодействие с родителями

2.7

I этап  

(средняя группа –первый год обучения 2019-2020)

Задачи:

  1. Развивать умение ориентироваться на участке детского сада и  прилегающей к  детскому саду местности.
  2. Закрепить знания о разных видах транспорта, с особенностями их внешнего вида и назначения.
  3. Продолжать знакомить с понятиями улица, проезжая часть, тротуар, перекресток, остановка общественного транспорта.
  4. Дать представление о дорожных знаках: «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».
  5. Закрепить понятие пешеход, пассажир.
  6. Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте, на дороге.

Ожидаемый результат:

ребенок, умеющий ориентироваться на участке детского сада и прилегающей к детскому саду местности; имеющий представление о понятиях: пешеход, пассажир, улица, дорога, перекресток, светофор,  дорожные знаки.

II Этап (старшая группа –второй год обучения 2021-2022)

Задачи:

  1. Учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств.
  2. Прививать правила пользования транспортным средством: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.
  3. Продолжать знакомить с основными терминами и понятиями дорожного движения: все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения.
  4. Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

Ожидаемый результат

ребенок, умеющий свободно ориентироваться  вокруг детского сада; знающий основные термины и понятия дорожного движения, имеющий представления о дорожных знаках, соблюдающий  правила безопасного поведения в транспортном средстве.

III Этап (подготовительная к школе группа  - третий год обучения 2022-2023)

Задачи:

  1. Систематизировать знания об устройстве улицы, о дорожном движении.
  2. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.
  3. Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
  4. Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД.
  5. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.

Ожидаемый результат:

ребенок, способный применять полученную информацию в практической деятельности, предвидеть опасные ситуации в дорожно -  транспортной среде, применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения.

2.8 Механизм реализации программы

        Механизм реализации программы предусматривает:

  • проведение мероприятий с воспитанниками в рамках календарного плана;
  • действий воспитанников направленных на изучение правил дорожного движения;
  • диагностика усвоения воспитанниками программы «Азбука дорожного движения» проводится 2 раза в год (октябрь, апрель).

Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения  ребенком программы «Азбука дорожного движения».

2.9Срок реализации программы: 3 года,

 первый год –для воспитанников – 4-5 лет (средняя группа), второй  год – для воспитанников – 5 -6 лет (старшая группа), третий год – для воспитанников 6-7 лет (подготовительная к школе группа);

Программное содержание тем усложняется в зависимости от возраста детей от более легкого к сложному.

2.10. Режим занятий

В программе заложен годовой цикл организованной образовательной

деятельности (1 раз в неделю по подгруппам) –для каждой возрастной

группы, по продолжительности, соответс твующей пункту 12.13 СанПиН (2.4.1.

2660-10): для детей 4- 5лет – 20 мин; 5-6 лет – 25 минут; 6-7 лет – 30 минут.

3.Содержание программы:

3.1                                                          Учебный план

Для детей 4-5 лет по изучению программы «Азбука дорожного движения»

Содержание работы

Количество мероприятий

в неделю

в месяц

в год

Мероприятия по тематическому плану

1

4

27

Учебный  план

Для детей 5-6лет по изучению программы «Азбука дорожного движения»

Содержание работы

Количество мероприятий

в неделю

в месяц

в год

Мероприятию по тематическому плану

1

4

27

Учебный  план

Для детей 6-7лет по изучению программы «Азбука дорожного движения»

Содержание работы

Количество мероприятий

в неделю

в месяц

в год

Мероприятию по тематическому плану

1

4

27

3.2  Перспективный план работы

в средней группе (I  год обучения)

Октябрь

Тема: «Знакомство с улицей»

Неделя

Тема

Цель

Мероприятия

1-2

диагностика

3

«Наша улица»

Продолжать формировать представление об окружающем пространстве. Закрепить название города;  правила движения на тротуаре: придерживаться правой стороны.

Воспитывать умение ориентироваться в пространстве

Экскурсия.

Дидактическая игра «Что мы видим вокруг».

Выставка «Мой поселок».

Режиссёрская игра «Осторожно – дорога!»

Проблемные ситуации:

«Правила движения автомобилей по проезжей части»,

Передвижение пешеходов по тротуару».

4

Макет

Закрепить знания об улице, проезжей части, тротуаре, окружающем пространстве.

Режиссёрская игра «Построим улицу».

Подвижная игра «Светофор».


Ноябрь

Тема: «Транспорт»

Неделя

Тема

Цель

Методы и приемы

1

Наземный транспорт

Познакомить с видами наземного транспорта: пассажирский, грузовой, транспорт специального назначения.   Формировать активный словарь в соответствии с лексической темой «Транспорт».  

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.  

 Сюжетно-ролевая игра  «Путешествие по поселку».

 Конструирование «Грузовик».

Рассматривание иллюстраций.

2

Воздушный

транспорт

Познакомить с видами воздушного транспорта.

Закрепить приемы лепки из целого куска. Развивать моторику рук.

Беседа «Воздушный транспорт».

Лепка «Самолет», «Ракета». Пальчиковая гимнастика «Самолеты».

3

Водный транспорт

Познакомить с видами водного транспорта.

Познакомить с правилами поведения на водном транспорте.

Презентация «Водный транспорт».

Дидактическая  игра «Собери картинку».

Сюжетно-ролевая игра «Корабль».

4

«Помощники на дороге»

 Расширять знания детей о видах транспорта  и их назначении. Познакомить детей со спецтехникой. Закрепить знания о безопасном поведении на дороге и на тротуаре в зимний период. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги, закрепить правую и левую стороны.

Ситуация общения: «Транспорт, помогающий людям».

Выставка машин из бросового материала.

Упражнение  «Машина».

Декабрь

Тема: «Светофор»

Неделя

Тема

Цель

Методы и приемы

1

Светофор наш лучший друг

 Дать представление об автомобильном и пешеходном светофоре. Закрепить сигналы светофора. Закрепить знания о правильном переходе проезжей части.

Проблемная ситуация «Помоги   Торопыжке перейти дорогу».

Рисование  «Светофор».

Заучивание стихотворения «Три чудесных цвета».

2

 Дорожный знак «Пешеходный переход»

Дать представления о дорожном знаке «Пешеходный переход».

Закрепить знания о разметке на проезжей части (зебра).

Беседа «Дорожный знак».

Рассматривание дорожного знака «Пешеходный переход».

Аппликация «Зебра на дороге».

3

Светофор

Закрепить правила перехода проезжей части.

Ситуация общения «Как надо переходить улицу», «Как перейти улицу если нет светофора».

Инсценировка стихотворения «Три чудесных цвета».

Конструирование «Строим светофор».

Январь

Тема: «Мы и автомобиль»

Неделя

Тема

Цель

Методы и приемы

2

Мы и машина

Расширять знания детей о поведении в автомобиле.  

Закрепить понятие «пешеход», «пассажир».

Знакомить с правилами поведения в транспорте.

Беседа «Путешествие с семьей».

Сюжетно ролевая игра «Водители».

3

Правила в автомобиле

Расширять знания детей о поведении в автомобиле,   учить детей выдвигать гипотезу, отстаивать свое мнение.

Дидактическая игра «Правильно – неправильно».

Проблемная ситуация

 «Что случиться если…».

Ситуация общения «Детское автокресло».

4

Фотовыставка

«Ребенок в автомобиле»

Закрепить правила безопасности в автомобиле.

Рассматривание фотовыставки.

Февраль

Тема: «Пассажиры»

Неделя

Тема

Цель

Методы и приемы

1

Городской общественный транспорт

Формирование понятия «Общественный транспорт», расширение знаний о его  видах.

Рассматривание иллюстраций, плакатов.

Подвижная игра «Водители и пешеходы».

2

Транспорт нашего города

Продолжать формировать понятие «Общественный транспорт».

Просмотр мультфильма «Смешарики. Транспорт нашего города».

Дидактическая игра «Силуэт».

3

Остановка общественного транспорта

Расширять знания о дорожных знаках, правилах поведения на остановке.

Беседа «Правила поведения».

Рассматривание дорожного знака «Остановка общественного транспорта».

Экскурсия к остановке.

4

Я в автобусе

Продолжать формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.

Беседа «Правила поведения».

Сюжетно ролевая игра «Автобус».

Март

Тема: «Мы по улице идем»

Неделя

Тема

Цель

Методы и приемы

2

Мы по улице идем

Закрепить знания о тротуаре, проезжей части.

Дидактическая игра «Нужно - нельзя».

Рисование сюжетных картин на тему: «Правила дорожного движения».

3

Пешеходный переход.

Дать представление о пешеходном переходе, знаке «Пешеходный переход». Воспитывать культуру поведения на улице.

Упражнение «Перейди дорогу».

Сюжетно ролевая игра «Дорога».

Режиссёрская игра «Мы пешеходы».

4

Перекресток

Закрепить знания правил дорожного движения. Знакомить детей с пересечением дорог.

Рассматривание плакатов по правилам дорожного движения.

Экскурсия к перекрестку.

Проблемная ситуация «Дорожные происшествия».

Апрель

Тема: «Будь внимателен»

Неделя

Тема

Цель

Методы и приемы

1

Будь внимателен

Продолжать знакомить детей с правилами игры. Воспитывать умение действовать по сигналу.

Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый».

Подвижная игра «Тише едешь, дальше будешь».

2

Мы играем и правила запоминаем

Закрепить понятия «справа», «слева», «впереди», «сзади», «вверху», «внизу». Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Дидактическая игра «Назови правильно».

Дидактическая игра «Запомни правило».

Дидактическая игра «Найди ошибку».

3-4

Диагностика

Май

Тема: «Правила дорожные детям знать положено»

Неделя

Тема

Цель

Методы и приемы

3

Сказка «Азбука пешехода»

Совершенствовать представления  о безопасном поведении на улицах и дорогах. Вызвать эмоциональный отклик.

Наставничество

Развлечение

«Правила дорожного движения»

(с участием родителей).

4

«Правила дорожные детям знать положено»

Создать положительный эмоциональный настрой у детей.

Выставка макетов, рисунков.

3.3  Перспективный план работы  в старшей группе (II  год обучения)

Октябрь

Тема: «Готовы ли мы стать пешеходами?»

Неделя

Тема

Цель

Методы и приемы

1

«Дом, в котором я живу»

Закрепить  домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей. Учить воспитанников свободно ориентироваться на плане микрорайона.

Беседа «Дом, в котором я живу».

Словесная игра «Доскажи словечко».

Дидактическая игра «Мой адрес»

Проблемная ситуация «Как найти свой дом».

2

Правила поведения пешеходов

Расширять представления воспитанников по правилам поведения пешеходов. Учить воспитанников адекватно реагировать на дорожные ситуации, прогнозировать свое поведение в разных ситуациях.

 Рассматривание сюжетных картинок.

Физминутка «Машины».

Дидактическая игра «Запомни правило».

Проблемная ситуация «Что делать, если ты потерялся».

3-4

Диагностика

Ноябрь

Тема: «Транспорт»

Неделя

Тема

Цель

Методы и приемы

1

«Транспорт прошлого, настоящего, будущего»

Через информативно-поисковую деятельность познакомить детей с возникновением различных видов транспорта.

 

Беседа «Машины прошлого, настоящего,  будущего».

Рассматривание иллюстраций.

Проблемная ситуация «Чем заправить транспорт».

Продуктивная деятельность «Автомобиль будущего».

2

Транспорт помогает людям

Закрепить понятие грузовой транспорт, воздушный, водный.

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

Дидактическая игра «Ездит, плавает, летает».

Дидактическая игра «Что? Где?

Когда».

Дидактическая игра «Гараж».

: 

Вечер загадок о транспорте.

3

Профессии

Расширять представления воспитанников о профессиях. Закрепить виды транспорта. Познакомить детей с нужными и  смелыми профессиями  

Презентация:  «Все работы хороши выбирай на вкус».

Словесная игра:  «Кто, чем управляет».

Беседа «Кем ты будешь».

4

Виды транспорта

Формировать у детей навыки исследовательской и творческой деятельности.

Презентация детьми «Виды транспорта».

Выставка исследовательских работ воспитанников.

Декабрь

Тема: «Светофор и его помощники»

Неделя

Тема

Цель

Методы и приемы

1

Дорожные знаки  - помогающие людям

Расширять представления воспитанников о назначении дорожных знаков. Познакомить с запрещающими дорожными знаками.

Беседа «Помощники светофора».

Дидактическая игра «Собери знак».

Четверг: Дидактическая игра «Назови знак».

Беседа «Запрещающие дорожные знаки».

2

Дорожные знаки  - помогающие людям

Расширять представления воспитанников о назначении дорожных знаков. Познакомить с предупреждающими дорожными знаками.

 

Беседа «Знаки предупреждающие».

Режиссёрская игра «Расставь знаки и объясни».

  Продуктивная деятельность  «Раскрась и расскажи».

3

Путешествие по городу дорожных знаков

Уточнить и закрепить представления воспитанников о дорожных знаках.

Развлечение «Путешествие по городу дорожных знаков» с участием родителей.

Январь

Тема: «Мы пассажиры»

Неделя

Тема

Цель

Методы и приемы

3

«Я примерный пассажир»

Закрепить правила поведения в транспорте, на остановке.  Учить реагировать на дорожные ситуации, прогнозировать поведение в разных ситуациях.

Экскурсия к автобусной остановке.

Проблемные ситуации

«Что случится если…».

Выставка детских работ

«Я пассажир».

4

Спортивный праздник «Правила дорожные детям знать положено»

Закрепить  знания о правилах  дорожного движения,  развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту в эстафетах.

Вторник:

Подготовка к спортивному празднику.

Дидактическая игра «Знаешь ли ты?»

Дидактическая игра: «Да или нет».

Четверг:

Соревнование команд «Светофорики» и  «Пешеходы».

Февраль

Тема: «Пусть дорога станет безопасной»

Неделя

Тема

Цель

Методы и приемы

1

Безопасный путь

Закрепить правила дорожного движения.

Формировать осознанное отношение к правилам дорожного движения.

Ситуация общения «Как мы с мамой шли в детский сад».

Режиссёрская игра «Помоги Домовёнку дойти до дома».

Ситуация общения «Для чего нужны правила движения».

Дидактическая игра «Пройди лабиринт».

2

Велосипед за и против

Познакомить детей с правилами велосипедиста.

Проблемная ситуация «Велосипед - за и против».

Фотовыставка «Мой велосипед».

Соревнование в спортивном зале

«Полоса препятствий».

3

«Пусть дорога станет безопасной»

Закрепить правила передвижения пешеходов и велосипедистов.

Наставничество

Развлечение «Дорожная азбука»

(с участием детей  подготовительной к школе группы).

Март

Тема: «Я примерный пассажир»

Неделя

Тема

Цель

Методы и приемы

1

Я и другие пассажиры и пешеходы

Закрепить правила поведения на автобусной остановке, в транспорте.

Проблемные ситуации «Что делать», «Как поступил бы ты».

2

Я в машине

Закрепить правила поведения в автомобиле.

Чтение  А. Усачева «Правила дорожного движения для будущих водителей и их родителей».

3

Знаю сам – научу и друга

Формировать умение добывать информацию из разных источников.

Ситуация общения «Что я знаю по ПДД».

«Что хочу еще узнать».

4

Выполни верно

Закрепить представления воспитанников о различных видах транспорта, правилах поведения в транспорте. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

Практическая работа по картам «Найди ошибку и исправь».

Дидактическая игра «Разрезные картинки».

Апрель

Тема: «Знаешь сам – научи товарища»

Неделя

Тема

Цель

Методы и приемы

1

В гости к малышам

Создать у детей положительный эмоциональный настрой.

Закрепить правила дорожного движения.

Наставничество

Инсценировка «Котик Васька»

(для детей второй младшей группы).

2

У нас гости

Создать у детей положительный эмоциональный настрой. Закрепить правила дорожного движения.

Наставничество

Инсценировка сказки «Веселые гуси»

детьми подготовительной к школе группы

3-4

Диагностика

Май

Тема: «Правила дорожные детям знать положено»

Неделя

Тема

Цель

Методы и приемы

3

Правила дорожного движения

Закрепить знания детей по правилам дорожного движения.

Подвижные игры по желанию детей.

Катание на трехколесном велосипеде.

Дидактическая игра «Не нарушай!».

4

Мы пешеходы

Закрепить знания детей по правилам дорожного движения.

Проблемные ситуации «Что делать?», «Как поступил бы ты?».

Ситуация общения: «Правила дорожные надо соблюдать  и никогда не нарушать».

3.4 Перспективный план работы в  подготовительной к школе группе (III  год обучения)

Октябрь

Тема: Улица полна неожиданностей

Проектная деятельность «Безопасность на дороге» (октябрь)

Неделя

Неделя

Цель

Методы и приемы

1-2

диагностика

3

Наша улица

Систематизировать знания об устройстве улицы, дорожном движении. Закрепить правила дорожного движения.

Беседа: «Улица полна неожиданностей».

Дидактическая игра «Правильно – неправильно».

Литературный вечер (чтение стихотворений о ПДД).

4

Знай и выполняй правила уличного движения

Закреплять знания и умения воспитанников по использованию правил дорожного движения в игровых и проблемных ситуациях. Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.
Систематизировать знания детей о дорожных знаках.

Ситуация общения «Как безопасно себя вести на дороге». Подвижная игра «Цветные автомобили».

Экскурсия по улице микрорайона. «Какие дорожные знаки в нашем микрорайоне?»

Вечер  развлечений «Улица полна неожиданностей».

Ноябрь

Тема: Транспорт

Неделя

Тема

Цель

Методы и приемы

1

История транспорта

Расширять знания об истории транспорта, развивать умение находить сходство и различие старинного и современного транспорта.

Ситуация общения «Транспорт будущего».

Рисование «Транспорт прошлого, настоящего, будущего».

2

Кто больше знает

Формировать умение соблюдать элементарные правила поведения на дороге.

Дидактическая игра «Почемучка?»

«Кто больше знает».

3

Велосипед

Знакомить с историей создания велосипеда, расширять представления о средствах передвижения. Уточнить правила безопасности велосипедиста.

Загадка про велосипед.

Ситуация общения «Правила велосипедиста»

Дидактическая игра «Дорожные знаки для велосипедиста».

Дидактическая игра «Экзамен Светофор Светофоровича».

4

Перекресток

Расширять знания о перекрестке. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях.

Ситуация общения «Как перейти перекресток».

Игра «Перекресток».

Сюжетно-ролевая игра «Светофор у перекрестка».

Декабрь

Тема: Помощники на дороге

Неделя

Тема

Цель

Методы и приемы

1

Работа сотрудника ГИБДД

Уточнить представления воспитанников о работе сотрудника ГИБДД, объяснить значение его жестов.

Ситуация общения «Сотрудник ГИБДД и его обязанности».

Встреча  с сотрудником ГИБДД.

2

Дорожные знаки

Расширять знания о дорожных знаках, систематизировать знания о видах знаков запрещающие, предупреждающие, информационные.

Дидактическая игра «Узнай и назови».

Дидактическая игра «Какой это знак».

Дидактическая игра «Почини машину».

Дидактическая игра «Объяснялки».

Продуктивная деятельность «Придумай свой знак и объясни».

3

Безопасное поведение на улице в зимний период

Систематизировать представления воспитанников о правилах поведения на улице.

Целевая прогулка по микрорайону.

Январь

Тема: Поведение в автомобиле

Неделя

Тема

Цель

Методы и приемы

3

Автомобиль не для игры

Знакомить детей с произведениями по правилам дорожного движения, умение адекватно оценивать поступки героев.

Чтение произведения

Н. Носова «Автомобиль».

Ситуация общения «Для чего нужны правила».

4

Мы пассажиры

Продолжать знакомить воспитанников с правилами поведения в транспорте.

Ситуация общения «Правила поведения в транспорте».

Дидактическая игра «Автомобиль».

Проблемная ситуация «Что случится, если…»

Февраль

Тема: Пусть дорога станет безопасней

Неделя

Тема

Цель

Методы и приемы

1

Безопасное движение

Учить составлять индивидуальный маршрут от  дома до детского сада. Формировать умение определять местоположение по маршруту.

Ситуация общения «Как дойти до детского сада».

Совместная работа с родителями составление маршрута от дома до детского сада.

Режиссёрская игра «Помоги Незнайке».

2

Пассажиры, пешеходы будьте внимательны

Систематизировать правила поведения на автобусной остановке, в  транспорте.

Учить действовать в сложной дорожной ситуации.

Дидактическая игра «Автобус».

Чтение стихотворения  

А. Усачева «Правила для пассажиров».

Подготовка к развлечению.

Ситуация общения «Правила дорожного движения».

Обыгрывание ситуации «Я пешеход», «Я пассажир».

4

Пусть дорога станет безопасной

Систематизировать правила поведения на автобусной остановке, в  транспорте, на улице.

Формировать умение читать индивидуальный маршрут.

Ситуация общения «Пешеходам быть наука».

«Как мне дойти до школы».

Индивидуальные маршруты от дома до школы

Развлечение «Пусть дорога станет безопасной»

(с детьми старшей группы).

Март

Тема: Дорожные знаки

Неделя

Тема

Цель

Методы и приемы

2

Запрещающие

Закрепить знания о дорожных знаках «Движение пешеходов запрещено».

Дидактическая игра «Найди запрещающий знак».

Ситуация общения «Что обозначают запрещающие знаки».

Кроссворд дорожные знаки.

3

Предупреждающие

Закрепить знания о предупреждающих дорожных знаках.

Дидактическая игра «Найди предупреждающий знак».

 Ситуация общения «Что обозначают предупреждающие дорожные знаки».

Дидактическая игра «Найди знак».

4

Информирующие

Закрепить знания об информирующих дорожных знаках.

Дидактическая игра «Найди информирующий знак».

Ситуация общения «Что обозначают информирующие знаки».

Игра «Брейн-Ринг».

Апрель

Тема: Мы водители

Неделя

Тема

Цель

Методы и приемы

1

Твой велосипед

Знакомить с правилами перехода проезжей части на велосипеде. Закрепить знания о дорожных знаках для велосипедистов.

Ситуация общения «Твой транспорт».

Дидактическая игра «Собери картинку».

Чтение произведения

А. Усачева.

2

Идем в гости

Создать у детей положительный эмоциональный настрой. Закрепить правила дорожного движения.

Наставничество

Спектакль

«Веселые гуси»

(для детей старшей группы).

3-4

Диагностика

Май

Тема: «Правила дорожные детям знать положено»

Неделя

Тема

Цель

Методы и приемы

3

Грамотный пешеход

Совершенствовать представления  о безопасном поведении на улицах и дорогах.

Наставничество

Развлечение

«Правила дорожного движения»

(с участием родителей и первоклассников СОШ № 9).

4

«Правила дорожные детям знать положено»

Воспитывать культуру поведения на улице, в транспорте.

Выставка макетов, рисунков.

3.5 Перспективный план работы с родителями  по правилам дорожного движения

Средняя группа

                Месяц

Мероприятие

Сентябрь

Групповое родительское собрание «Безопасность детей – забота взрослых»

Цель: ознакомление родителей с планом работы по ПДД

Папка передвижка  для родителей «Внимание - дорога»

Памятка для родителей  «В этом возрасте ребенок должен усвоить…»

Консультация для родителей

«Родителям о правилах дорожного движения»

Октябрь

Анкетирование родителей

Фото конкурс «Мой поселок»

Привлечение родителей к оформлению выставки и альбома

Консультация для родителей «Как использовать движение родителей за руку с ребенком в детский сад для обучения его безопасности?»

Индивидуальная работа  (привлечь родителей  к изготовлению атрибутов к сюжетно – ролевой игре) Макет дороги

Ноябрь

Памятка для родителей «Как вести себя на дороге»

Конкурс «Мой поселок»

Беседа «Родители – пример для подражания»

Прогулка к проезжей части

Привлечь  родителей к помощи в организации совместной прогулки.

Декабрь

Консультация «Как выработать навыки безопасного поведения на улице»

Беседа «Светофор – автомобильный и пешеходный»

Январь

Конкурс рисунков

Беседа «Путешествие с семьей»

Памятка «ПЕРЕВОЗКА ДЕТЕЙ  В АВТОМОБИЛЕ»

Консультация «Безопасность в автомобиле»

«Фотовыставка «Ребенок в автомобиле»

Февраль

Памятка «Правила пользования трамваем, троллейбусом, автобусом»

Март

Привлечь родителей к организации прогулки

Папка передвижка «Мы и улица»

Апрель

Памятка «Осторожно, на дороге дети»

Прогулка на автобусную остановку

Привлечь родителей к организации прогулки

Май

Совместно с родителями праздник ПДД

 Консультация «Отдых и ПДД»

Перспективный план работы с родителями по правилам дорожного движения

Старшая группа

                Месяц

Мероприятие

Сентябрь

Групповое родительское собрание «Безопасность детей – забота взрослых»

Цель: ознакомление родителей с планом работы по ПДД

Папка передвижка  для родителей «Внимание - дорога»

Памятка для родителей  «В этом возрасте ребенок должен усвоить…»

Консультация для родителей «Родителям о правилах дорожного движения»

Октябрь

Анкетирование родителей

Фотоконкурс «Мой поселок»

Привлечение родителей к оформлению индивидуального маршрута ребенка от дома до детского сада

Консультация для родителей «Как составить индивидуальный маршрут»

Индивидуальная работа  (привлечь родителей  к изготовлению атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Мы пешеходы»)

Ноябрь

Памятка для родителей «Как вести себя на дороге»

Консультация «Поиграем дома» (игры по правилам дорожного движения)

Беседа «Спрашивайте  - отвечаем»

Презентации «Все работы хороши -  выбирай на вкус»

Привлечь родителей к помощи детям в оформлении презентаций.

Прогулка к проезжей части

Привлечь  родителей к помощи в организации совместной прогулки.

Декабрь

Консультация «Зимой бег через дорогу опасен вдвойне!»        

Беседа «Дорожные знаки»

Совместный досуг развлечение «Путешествие по городу дорожных знаков»

Встреча с сотрудником ГИБДД

Январь

Конкурс рисунков

Февраль

Консультация « Велосипед это тоже транспорт»

 Фотовыставка «Мой велосипед»

Март

Привлечь родителей к организации прогулки

Памятка «Все начинается с малого»

Апрель

Консультация  «Как воспитать  грамотного пассажира»

Прогулка на автобусную остановку

Привлечь родителей к организации прогулки

Май

Совместно с родителями праздник ПДД

 Консультация «Отдых и ПДД»

Перспективный план работы с родителями по правилам дорожного движения

Подготовительная к  школе  группа

                Месяц

Мероприятие

Сентябрь

Групповое родительское собрание «Безопасность детей – забота взрослых»

Цель: ознакомление родителей с планом работы по ПДД

Папка передвижка  для родителей «Скоро в школу»

Памятка для родителей  «В этом возрасте ребенок должен усвоить…»

Консультация для родителей «Учите ребенка самостоятельности»

Октябрь

Анкетирование родителей

Фотоконкурс «Мой поселок»

Привлечение родителей к оформлению выставки и альбома

Консультация для родителей

Индивидуальная работа воспитанников  

Презентация «Правила дорожные надо соблюдать  и летом их не нарушать»

Ноябрь

Памятка для родителей «Ребенок на дороге»

Прогулка к проезжей части

Привлечь  родителей к помощи в организации совместной прогулки.

Декабрь

Встреча с сотрудником ГИБДД

Январь

Конкурс рисунков

Февраль

Консультация «Индивидуальный маршрут будущего первоклассника»        

Март

Папка передвижка «Ребенок на улице»

Апрель

Родительское собрание «Наши достижения»

4.Оценочные материалы:

Диагностика

Каждый ответ оценивается по трех бальной системе

3 балла  - ребенок самостоятельно выполняет диагностическое задание

2 балла – ребенок понимает инструкцию воспитателя, результат появляется при незначительной помощи воспитателя

1 балл - ребенок не понимает или не выполняет  задание.

Средняя группа

Вопросы к детям

1. Какие ты знаешь автомобили?

2. Какие автомобили называют грузовыми?

3. Назови части грузового, легкового автомобиля.

4. Что такое светофор?

5. Что обозначают сигналы светофора?

6. Как называется место, где ходят люди?

7. Как называется место, где ездят машины?

8. Что такое пассажирский транспорт?

9. Назови виды транспорта.

10. Где можно играть?

11. Почему нельзя играть на проезжей части?

12. Почему нельзя играть на тротуаре?

Ф. И. ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Итог

1.

2.

3.

Старшая группа

Вопросы к детям

1. Какой транспорт перевозит грузы и какие?

2. Какой транспорт перевозит пассажиров?

3. Чем отличается автобус от троллейбуса?

4. Назови правила поведения в автобусе.

5. Назови машины специального назначения

6. Что означают сигналы светофора?

7. Что такое улица?

8. Кто является пешеходом?

9. Назови правила поведения пешеходов.

10. Что такое переход?

11. Что такое проезжая часть?

12. Двустороннее, одностороннее движение – это что?

13. Покажи дорожные знаки «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Дети»,

14. «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

Ф.И. ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

11

12

13

14

Итог

Подготовительная к школе группа

Вопросы к детям

1. Какой вид транспорта ты знаешь?

2. Для чего нужен пассажирский транспорт?

3. Где его ожидают люди?

4. Как  называют людей, едущих в транспорте?

5. Правила поведения в автобусе.

6. Правила поведения в автомобиле.

7. Что такое перекресток?

8. Что такое «»зебра»?

9. Кто контролирует движение?

10. Расскажи о работе водителя и сотрудника ГИБДД

11. На какие части делится дорога?

12. Правила перехода улицы.

13. Как узнать, куда поворачивает автомобиль?

13. Где разрешается ездить на велосипеде?

14. Какие бывают знаки?

15. Покажи дорожные знаки: «Осторожно, дети», «Пешеходный переход», «Велосипедное движение», «Место остановки автобуса», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

Ф.И. ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Итог

5.Условия реализации программы

  1. Участники программы

 Старший воспитатель, воспитатель, музыкальный руководитель, родители, представители ГИБДД .

Старший воспитатель 

  • осуществляет методическое руководство по внедрению программных задач  в образовательную деятельность;
  • систематизирует методический материал по ПДД в методическом кабинете: составляет картотеку методических изданий, демонстрационных пособий, детской художественной литературы;
  • отбирает необходимый материал, пособия по изучению правил дорожного движения в соответствии с изучаемой темой в помощь воспитателям для использования в работе с детьми;
  • выявляет  интересный опыт работы воспитателей (эффективные методы и приемы, формы работы), помогает распространить лучший опыт работы в педагогическом коллективе для повышения профессиональной компетентности педагогов и других  участников образовательной деятельности (сотрудники ДОО, родители воспитанников);
  • планирует мониторинговые мероприятия (карты обследования, вопросы для интервьирования, критерии для диагностирования детей по правилам дорожного движения);
  • оказывает помощь воспитателям в составлении конспектов занятий, консультаций;
  • подбирает информационный материал для оформления стенгазет, папок – передвижек по правилам дорожного движения.

Воспитатели

  • разрабатывают конспекты  занятий по ПДД;
  •  организуют и проводят экскурсии по улицам города;
  • участвуют в создании предметно – развивающей среды в группах;
  •  изготавливают атрибуты, дидактический материал для игр  (сюжетно –  ролевых, творческих);
  •  выпускают стенгазеты для родителей, пополняют папки –  передвижки информационным материалом;
  • организуют  выставки детских работ.

Музыкальный руководитель:

  • осуществляют подготовку к утренникам, развлечениям в детском саду и городских мероприятиях;
  • проводят с детьми музыкально- театрализованные представления

Родители:

  • оказывают помощь в организации выставок;
  • изготавливают атрибуты, пособия для  игр по ПДД;
  • оказывают помощь в проведении экскурсий.
  • участвуют в детсадовских мероприятиях, досугах, «Встречах с интересными людьми»

5.2   Характеристика условий, обеспечивающих реализацию

программы:

Материально - техническая база ДОУ по ПДДД:

1. Разметка на асфальте на территории ДОУ;

2. Дидактические столы с дорожной разметкой;

3. Наглядные пособия;

4. Настольные игры;

5. Дидактический материал;

6. Сюжетные картинки «Осторожно – дорога», «Улица», «Как избежать

неприятностей» ;

7. Альбомы «Транспорт», «Улицы нашего города», «Азбука безопасности».

8. Наборы специализированных машин;

9.Накидки «Дорожные знаки», «ДПС», жезл, рули, переносные дорожные

знаки

10. Литературный материал для чтения и заучивания наизусть и др.

11. Наборы «Транспорт»

12. Коллекции автомобилей

13. Папки – передвижки для родителей «В стране Светофории», «Ребенок и

дорога»

14.Энциклопедии «Транспорт»

15. Методическая литература.

16.Комплекты дорожных знаков

17. Информационные стенды для детей и родителей

18. Светофоры

19. Педагогическая копилка «Азбука дорожного движения»

20. Коврики дорожного движения, макеты, панно

21. Дидактические игры «Дорожные знаки», «Большая прогулка», «Светофор»

и др.

22. Плакаты «Правила поведения на дороге», «Безопасность на дороге»,

«Специализированные машины»

6.Методические материалы

6.1 Дидактические материалы

В группах центр безопасности дорожного движения должен

определяться содержанием совместной образовательной деятельности по

изучению правил дорожного движения с той или иной возрастной категорией

детей.

 Так, в средней группе дети знакомятся с транспортными

средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным

транспортом. Определяют, из каких частей состоят машины.

Обучаться различать красный и зелёный цвета. Следовательно, в

игровом уголке должны быть:

- Набор транспортных средств

-Иллюстрации с изображением транспортных средств

- Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.

-Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные

рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с

изображением того или иного вида транспорта и т.д.)

-Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь

машину в гараж», «Светофор».

-Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут

пассажиры», «Найти такую же картинку».

-Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены

тротуар и проезжая часть

-Макет транспортного светофора (плоскостной).

-Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от

батарейки

-Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»

-На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.

В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового.

Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и

сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки». Следовательно, в

уголке безопасности дорожного движения должны появиться:

-Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать

сложные логические задачи по безопасности дорожного движения,

отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на

перекрёстке. Желательно, чтобы этот макет был со съёмными

предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу.

-Также, необходим набор дорожных знаков, в который обязательно

входят такие дорожные знаки как: информационно-указательные –

«Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход»,

«Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;

предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки –

«Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах

запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка»,

«Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога»,

«Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт

питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с

макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих,

ролевых игр.

-Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где

спрятался знак?», «Перекрёс ток», «Наша улица»

-Кроме того, для детей старшей группы знакомят с работой

регулировщика. Значит, в уголке БДД должны быть схемы жестов

регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?»,

атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными

ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания

детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются. Содержание

уголка более усложняется:

- Собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно

сделать импровизированный телевизор, или компьютер)

-Организовывается окно выдачи водительских удостоверений ,

сдавшим экзамен по ПДД.

Во всех группах хорошо иметь фланелеграф – для моделирования

ситуаций на дороге, а также набор диапозитивов по различным темам.

Уголок может быть оформлен так:

Единый стенд (размеры зависят от наличия свободной площади и

количества помещаемой информации, но не менее 30*65 см).

-Набор составных частей, каждая из которых предназначена для

размещения отдельной информации

-Книжка-раскладушка

Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам

дорожного движения, уголок для родителей должен содержать:

-Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в

Городе и поселке

-Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей

-Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному

поведению на дороге.

-Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей

уже имеющихся знаний по Правилам дорожного движения

-Рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад

и обратно с родителями

Таким образом, обучение детей правилам безопасности дорожного

движения — это систематический и целенаправленный процесс, в ходе

которого обучаемые получают знания, умения и навыки, необходимые для

безопасного движения.

6.2 Использование современных педагогических технологий по

формированию основ безопасного поведения у воспитанников на

дорогах

В работе с детьми наряду с такими традиционными формами работы,

как беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, экскурсии

используются современные ИКТ:

- Презентации

-слайд-шоу

-компьютерные игры

-тест-игры

-мультимедийные альбомы

-просмотр и анализ мультипликационных фильмов

Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал

поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить

предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах,

вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов

способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

Компьютерные игры;

Использование готовых обучающих дисков из серии «Смешарики»,

«Большая детская энциклопедия», «Уроки Тетушки Совы» дают возможность

дошкольникам получать знания о правилах поведения в опасных ситуациях.

Следующим видом обучения, способствующих развитию ребенка,

который способен менять самого себя, осмысленно относиться к учению, быть

субъектом деятельности является технология проблемного обучения.

Технология проблемного обучения - это ориентация учебного процесса на

потенциальные возможности ребенка и их реализацию. Суть проблемного

обучения заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не

предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить

которую с помощью только имеющихся знаний, ребенок не может.

Для этого он должен «переворошить» свой опыт, установить в нем иные

связи, овладеть новыми знаниями и умениями. В проблемном обучении

осознать проблемную ситуацию, разрешить ее дети могут в диалоге друг с

другом и педагогом, который направляет поиск в нужное русло, в совместном

мышлении. Коллективно-поисковая деятельность- это цепочка мысли и

действия, идущая от педагога к детям. От одного ребенка - к другому.

Решение проблемной ситуации - итог коллективной работы. Технология

проблемного обучения побуждает детей выдвигать гипотезы, делать

предварительные выводы и обобщения. Противоречия в данном случае

возникают в результате столкновения различных мнений, выдвинутого

предположения и результатов его опытной проверки. Учить самостоятельному

поиску, открытию нового облегчает овладение научных знаний, способствует

развитию творческой личности.

Для реализации технологии проблемного обучения нужно научить ребенка:

-Наблюдать и изучать факты и явления.

-интеграции содержания образовательных областей,

обеспечивающей связанность, взаимопроникновение и

взаимодействие отдельных образовательных областей,

целостность образовательного процесса по реализации

задач формирования у детей дошкольного возраста

навыков безопасного поведения в дорожно-транспортных

ситуациях;

-Выявлять непонятные явления (ставить проблему).

-Строить план исследования.

-Осуществлять план, выяснять связи изучаемого явления с

другими явлениями.

-Выдвигать гипотезы.

-Делать выводы, обобщать

-Проверять решение

-Делать практические выводы о возможном и необходимом

применении полученных знаний.

6.3 Взаимодействие с семьями воспитанников

На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ и семьи по

вопросам безопасности детей — одна из самых актуальных. Семье нужны

поддержка и сопровождение. Мероприятия, направленные на повышение

активности родителей, являются задачей первостепенной важности.

В семье и детском саду должен соблюдаться принцип единства

требований. Педагогам очень важно помнить, прежде чем начинать работу с

детьми по обучению их безопасному поведению, необходимо определить

готовность к сотрудничеству с детским садом, а также уровень

осведомленности родителей в этом вопросе. Для этого было проведено

анкетирование и на основании полученных результатов выстроена работа с

родителями.

Результаты анкетирования родителей:

- 64 % опрошенных родителей редко проводят с детьми дома беседы по ПДД;

-70% опрошенных родителей выразили желание самим получить квалифицированную консультацию по воспитанию культуры поведения в общественных местах и на улице в нашем ДОУ;

-82.6% родителей выразили желание, чтобы ребенок получил знания по ПДД в нашем ДОУ.

Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от

ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда

ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том,

чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.

Этот вопрос можно решить на родительском собрании, посвященном

проблеме безопасности, совместными усилиями разработать план работы, затем

стимулировать активное участие этих родителей в работе по профилактике

безопасности через беседы, консультации, проекты, участие в досуговых

мероприятиях по теме, участие в выставках рисунков, фотовыставках.

Своевременно информировать родителей о тех или иных мероприятиях в

группе, ДОУ, городских мероприятиях.

Чтобы родитель помог ребенку усвоить правила дорожного движения, он

и сам должен быть грамотным в этих вопросах; знать и соблюдать правила

безопасного движения, быть личным примером, так как за жизнь ребенка несет

ответственнос ть взрослый.

Для того чтобы еще раз напомнить родителям о некоторых правилах

поведения на дороге, разработаны рекомендации.

Кроме информационных листов, памяток и рекомендаций с родителями

можно взаимодействовать и через он-лайн переписку, размещение на

персональном сайте материала по решению проблемных ситуаций в игровой

форме, через семинары- практикумы, участие родителей в вечерах досуга с

детьми по ПДД. Очень хорошо, если в работе по изучению с дошкольниками

правил дорожного движения предусмотрены мероприятия для родителей,

например, организуются на базе детского сада встречи с инспектором ГИБДД,

школа для родителей по безопасности, на которых родители могут повышать

уровень своих компетенций по данной проблеме.

Среди многих методов взаимодействия с родителями на сегодняшний

день выделяется проектная деятельность. Это очень эффективный метод

взаимодействия с детьми, который позволяет дошкольникам быть активными

субъектами образовательного процесса.

Обучение детей правилам дорожного движения будет иметь очень

хорошие результаты только тогда, когда дошкольник совместно со своими

родителями сможет пройти все круги информационного обеспечения. Главное

для воспитателей и родителей в приобщении дошкольников к правилам

дорожного движения - донести до детей смысл, необходимость знаний и

навыков по данной проблеме. И всегда необходимо помнить, что ребенок

учится законам дорог, беря пример с членов семьи, других взрослых.

Итак, можно сказать, что вопрос формирования основ безопасности

жизнедеятельнос ти является актуальным. Это, прежде всего, связано с

потребнос тью общества в социально адаптированной личности.

Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую

активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения.

Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Важно не

только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с

возможными трудностями, формировать предс тавление о наиболее опасных

ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожнос ти, прививать

ему навыки безопасного поведения на дорогах города совместно с

родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения, будь то

родители или педагоги дошкольных учебных заведений, важно помнить, что

самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет

соответс твующее поведение взрослых. Ведь мало, просто прочитать,

рассказать, научить ребенка, нужно своим примером показать ему как нужно

правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение

теряет смысл.

Знания правил дорожного движения и правильного поведения на улице

для современных детей должны с тать основным ориентиром для взрослых.

Ведь от них зависит жизнь подрастающего поколения. Чем раньше малыши

усвоят эти правила, тем спокойнее будет их родителям и воспитателям.

7. Используемая  литература:

1.Авдеева Н.Н. , Князева О.Л. Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебно-методическое пособие по основам  безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.-СПб.: ООО« Издательство «Детство-пресс» 2017 -144с.

2.Лыкова И.А. ,Шипунова В.А. Дорожная азбука: Учебно-методическое пособие к парциальной образовательной программе Мир Без Опасности.- М.: Издательский дом «Цветной мир»,2017-96с. 3-е изд-е,перераб и доп.

 3.Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. Для занятий с детьми 3-7лет.- М.: МОЗАИКА–СИНТЕЗ ,2018.-112с.: цв.вкл.

 4.Иванова Н.В., Арсенина Е.Н. Правила дорожного движения в стихах, сказках, загадках. Ростов –на- Дону Феникс 2018-77с.

5.Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет М.:ТЦ Сфера,2019-80 с.(Вместе с детьми)

6.Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014.-64.с:ил.-(Серия «Начальная школа»).

7.Белая К.Ю. Формирование ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ у дошкольников. Издательство « МОЗАИКА –СИНТЕЗ».2012

8.Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников. Волгоград: Учитель,2008.-207с.

9.Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011.-64с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении стоит отметить, что изучение ПДД так же необходимо, как и изучение основных предметов (математики, русского языка). Ведь безопасность жизни наших детей важна не менее показателя их интеллектуального развития, и даже намного значительнее.

Безопасность жизни наших детей – главная и первостепенная задача окружающих взрослых. В современной ситуации становится особо опасно маленькому пешеходу находиться на дороге, количество транспортных средств увеличивается изо дня в день, и их владельцы не осознают всей ответственности за то, что происходит на дороге. Пешеходу в этом случае остаётся рассчитывать только на свои силы и быть особо внимательным, выходя на дорогу. Мы – пешеходы должны быть подготовлены к ситуациям различного рода. Поэтому вырабатывать навыки безопасного поведения на дороге необходимо с детства!

Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях. Поэтому следует не только заранее проанализировать свой жизненный опыт, но и изучить необходимую литературу по теме «Азбука дорожного движения».                                         .

То, чему и, главное, как хорошо мы научим ребенка, какие навыки безопасного поведения на улице привьем ему, и будет оберегать его всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально - педагогического направления "Школа юного пешехода"

Данная  программа  является модифицированной, реализует социально-педагогическую направленность, предусматривает дополнительное обучение и воспитание  детей с ОВЗ во внеурочное  вр...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Развивай-ка"

Дополнительная образовательная программа "Развивай-ка", созданная на основе уникальной методики раннего развития детей Марии Монтессори, призвана оказать помощь педагогу в организации игровы...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально - педагогической направленности Азбука безопасности

Обеспечение здоровья детей - основная цель. Главная задача цивилизованного общества. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых .К сожалению, они написаны «взрослым» я...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юный математик»

Программа «Юный математик» является модифицированной, содержательной основой для ее создания послужила программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комар...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Азбука экономики для дошколят»

Данная программа комплексно направлена на изучения специального предмета. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы: дошкольники получают элементарные сведения из области э...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Веселая азбука"

Необходимость создания данной программы обусловлена тем, что в 5 лет уже возможно осознанное отношение к языку. Снижение возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективно...