Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Русская Матрёшка»
план-конспект занятия (старшая группа)

Боровицкая Лариса Ивановна

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию

в старшей группе «Русская Матрёшка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_duhovno-nravstvennomu_razvitiyu_matreshki.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию

в старшей группе «Русские Матрёшки»

Цель:

- приобщить детей к народным традициям, закрепить понятие о значении русской печи на Руси, познакомить детей с народной игрушкой, Матрёшкой.

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить с историей русского народа; учить делать из бумаги русскую народную куклу матрёшку; формировать интерес к русскому прикладному искусству - деревянной игрушке, дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки.

Развивающие: развивать интерес детей к народному творчеству; развивать творческие способности детей; развивать эстетический вкус

Воспитательные: воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества, воспитывать любовь к народному искусству; формировать любовь к Родине, к традициям русского народа.

Методы и приемы проведения занятия:

- практические: организационный момент, игра «Матрёшки и мышь», продуктивная деятельность «Аппликация русской народной игрушки Матрешки».

- наглядные: демонстрация, использование объектов и материалов (игрушка матрешка, готовый картонный образец матрешки).

- словесные: вопросы, рассуждения, ответы детей (индивидуальные и хоровые, объяснения, рассказывание сказки).

Предварительная работа:  разучивание слов игры «Матрёшки и мышки»

Материал: бумажные заготовки матрёшек, заготовки из цветной бумаги платочков  и фартуков  для украшения матрёшки, клей карандаш, салфетки.

Ход

Под русскую народную песню «Барыня» дети входят в группу.

Воспитатель:

День добрый, детушки-касаточки!

Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло на занятие. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю. (Воспитатель с детьми прикладывает правую руку к сердцу, и со словами):

Здравствуйте гости дорогие!

Гости званные, долгожданные!

(кланяются в пояс)

Воспитатель (обращается к детям):

Проходите, не стесняйтесь.

Поудобнее располагайтесь.

(Воспитатель и дети садятся на лавки у печи.)

Воспитатель

Ребята, а почему у нас в избе так тепло? Посмотрите сюда, что это? Русская печь. Давайте вспомним, что мы знаем о русской печи. Печь в русской избе самое главное. Без печи изба - не изба. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Печь не только обогревала избу, на печи сушили одежду, обувь, на печи спали, на лежанке, чтоб тепло было, в печке пекли хлеб, готовили еду.

А вы знаете, что раньше на Руси, когда ещё не было телевизоров, компьютеров, телефонов, да что говорить даже книги были не в каждой избе. Долгими зимними вечерами люди не скучали, каждый занимался своим делом и был настоящим мастером. А детушки малые, усаживались возле взрослых у печи и слушали сказки. Сегодня я хочу тоже вам рассказать сказку.

Всем ли видно?

Всем ли слышно?

Приготовьте ушки, глазки,

Расскажу сейчас вам сказку.

В стародавние времена, когда люди еще в избах жили, и огонь в печи разводили, чтобы согреться и еду себе приготовить, жил мастер. Был он не богат, мастерил чашки, плошки, да ложки из дерева. И мечтал он сотворить что-нибудь такое, чтобы люди его запомнили, и его творением всю жизнь пользовались. Думал он, думал и ничего придумать не мог.

И была у этого мастера маленькая дочка.

У девочки всё было: и наряды, и сладости. Вот только кукол у неё не было. Играла девочка чугунками и ложками деревянными расписными, которыми мама её по хозяйству управлялась.

Вот и просит однажды девочка своего отца: «Сделай мне, пожалуйста, куколку, хоть небольшую». Не смог отец отказать в просьбе дочери своей любимой. Сделал ей куколку. (показывает матрёшку) И куколка такая ладная получилась. И надо ещё добавить, что куколка эта была непростая, а с секретом. В ней находилась ещё одна точно такая же куколка. Точь-в-точь как первая, только размером поменьше. А в ней ещё одна. А в ней ещё одна… И так их было сделано пять штук.

Девочка на свою куколку наглядеться не могла. Назвала она её Матрёшка. Матрёшка была одета в сарафан, на голове у неё был покрыт платок, сарафан подвязан фартуком. Ни на миг с ней расстаться не соглашалась. И спать с собой укладывала, и кормила-поила её, и нехитрые свои детские новости ей рассказывала. Отец нарадоваться не мог на свою дочку. И полетела весть о Матрёшке по всей Руси и за пределы её. Вот и сбылась мечта мастера.

Вот так ребята родилась матрёшка. Матрешка, старинная традиционная, народная игрушка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русских людей.

Вот и сказки конец, а кто слушал молодец.

Воспитатель: Ребята, вы, наверное, устали, давайте отдохнем и проведем физкультминутку «Матрешки».

Хлопают в ладошки дружные матрешки (хлопают в ладошки)
На ногах сапожки, топают матрешки
(руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед; топают)
Влево, вправо наклонись, (наклоны телом влево–вправо)
Всем знакомым поклонись. (наклоны головой влево–вправо)
Друг за другом повернулись - все дружно улыбнулись.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась сказка?

Назовите героев сказки?

Что сделал отец для дочери?

Как девочка назвала куклу?

Во что была одета кукла?

У мастера была мечта прославиться, сбылась она?

Воспитатель: Смотрите дети, у меня тоже есть такие куколки. Давайте, её рассмотрим: они сделаны из дерева (даёт каждому для тактильного восприятия, значит они деревянные, расписные, красивые, яркие.

В старину любили водить хороводы и играть в разные игры.

Игра «Матрёшки и мышки»

Вот матрёшечки гуляли,        Гуляют в рассыпную

В лесу ягоды искали.

Вот так и вот так,        Собирают ягоды.

В лесу ягоды искали.

Под кусточком посидели        Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки

Вкусны ягодки поели.

Вот так и вот так,

Вкусны ягодки поели.

Как матрёшки устали -        Закрывают глаза и кладут 

Под кусточком задремали        ладошки под щечку

Во так и вот так

Под кусточком задремали.

А потом они плясали,        Выставляют ножки на пятку

Свои ножки показали.        Кружатся, топая ногами

Вот так и вот так

Свои ножки показали

Только слышат вдруг подружки:        Прикладывают поочередно руки то к        

Прямо на лесной опушке        одному, то к другому уху        

Побежали по дорожке                           (прислушиваются).

Чьи-то серенькие ножки.

- Ой, Матрёшка, берегись!

Оказалось, это мышь!

Воспитатель: А теперь сядем за столы. Давайте вспомним что о Матрёшке говорилось в сказке. (ответы детей). Я предлагаю сделать русскую народную куклу Матрёшку из бумаги. Только не деревянную, а бумажную. Как в сказке говорилось, у Матрёшки был сарафан, платок, фартук и красивое личико (показать заготовки). Вот всё с вами у нас есть, только всё по отдельности, а нам нужно собрать всё вместе.

(Перед детьми лежат силуэты матрешек из цветного картона с готовыми личиками).

Дети смотрите я возьму силуэт Матрёшки, они все разноцветные, это уже одет на ней сарафан и личико у неё уже есть.

Я раздам вам детали. (воспитатель раздаёт платочки и фартуки из цветной бумаги)

Посмотрите я беру платок и приклеиваю где голова у Матрёшки. Затем я беру фартук, намазываю клеем и приклеиваю ниже платка примерно посередине. (всё сопровождается показом)

(Детям предлагается приклеить на заготовки детали.)

Всё у вас получилось? Возьмите влажные салфетки и вытрите руки, а затем стол. (Готовые работы выставляются на доске)

Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек получилось у нас.

Матрёшки мы подарим тем, кто заботится о нас и кого мы очень любим, своим мамам.

Вам было интересно?

- Что нового и интересного вы узнали? О чём вы дома расскажете родителям?

Давайте вспомним, как восхваляли на Руси печь.

(Воспитатель начинает говорить, а дети подхватывают:)

Ой, ты, печка-сударыня,

Помоги нам барыня.

Ты свари, испеки, обогрей,

Освети, полечи и спаси.

В дом богатства неси.

Ай, качи-качи-качи!

Глянь, баранки-калачи!

Глянь, баранки-калачи

С пылу, с жару из печи. (воспитатель со словами достаёт баранки  и угощает всех)

А на прощание у нас есть для гостей пожелания:

1 ребёнок: -Будьте здоровы, живите богато.

2 ребёнок: -Будьте в дому, как оладышек в меду.

3 ребёнок: -Дай Бог вам удачи.

4 ребёнок: -Житья вам, бытья и здоровья.

(Дети кланяются, прижав руку к сердцу.)

+ В Мои закладки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников старшей группы Тема: «Пришло Рождество, начинаем торжество»

дать понятие о духовно – нравственном воспитании- познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовым.- формировать знания об обрядах, традициях, стихах и песнопении....

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе: Чудо рождества

Данная разработка направлена на формирование представления детей о празднике Рождества Христова, об истории рождения Иисуса Христа....

Конспект занятия по духовно нравственному воспитанию в старшей группе "Моя семья. Генеологическое древо"

Цель: расширение представлений детей о семье.Задачи:Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; о некоторых родственных отношениях; закреплять умение называть свое  отче...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе "Если добрый ты..."

Занятие направлено на формирование культуры на основе традиционных духовных и нравственных ценностей...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей старшей группы на тему:"Ноев ковчег"

Данное занятие можно использовать для ознакомления детей старшей группы дошкольного учреждения  с библейской историей про всемирный потоп. Конспект содержит  описание практического занятия с...

Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию в старшей группе на тему «Толерантность-дорога к миру»

Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию в старшей группе на тему «Толерантность-дорога к миру»...