Конспект НОД по познавательному развитию детей подготовительной группы «Время»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Лаврова Галина Валерьевна

Консект НОД по познавательному развитию детей подготовительной группы «Время»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию детей подготовительной группы «Время»

Цель: Развитие (воспитание) основных качеств (компетенций) детей в соответствии с ФГОС, побуждающих к активной творческой деятельности (познавательно-исследовательской, коммуникативной, игровой).

Формирование у детей представлений о понятии «время», о мерах измерения времени.

Задачи:

Обучающие: познакомить детей с историей появления и развития часов, расширить знания о часах (введение понятий «часы природы», солнечные, песочные, огневые, механические, электронные часы, современные часы);

углубить и конкретизировать знания детей о календаре, представлений о временах и месяцах года, днях недели, частях суток.

Развивающие: развивать исследовательский интерес, любознательность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели.

Воспитательные: развивать социальные навыки: умение работать в паре, учитывать мнение партнера.

       Воспитатель: - Ребята, закройте на минуту глаза и прислушайтесь. (Звучит аудиозапись: крик петуха, звон будильника, бой часов Кремлёвской башни). О чём вам напомнили эти звуки? Может быть, какой-то предмет всплыл в вашем воображении? О чём идёт речь? (Ответы детей)(о часах, о времени).

Ребята, скажите, что вы знаете о времени?

Дети: - время движется в одну сторону, оно не может вернуться назад, у него нет начала и конца.

Воспитатель: - Оставляет ли время свои следы, какие? Приведите примеры.

Ответы детей: В начале лета листья на деревьях нежно зелёные, в конце лета, темно зелёные, жёлтые, красные, опадают, сохнут. Младенец, подросток, юноша, взрослый, старец и т. д.

Воспитатель: - Я предлагаю поиграть в игру «Следы времени». Перед вами картинки, нужно разложить их на группы, объясните свой выбор. Назовите следы времени.

Ответы детей: Седина, морщины, старинные вещи, характерные признаки времени года.

Воспитатель: - Время оставляет следы на объектах природного и рукотворного мира. А сейчас давайте поиграем в игру «Что было раньше, что сейчас»(бросает мяч) – раньше ходили в лаптях, а сейчас …в туфлях; - раньше писали гусиным пером, а сейчас…ручкой; - раньше строили деревянные избы, а сейчас ….кирпичные, бетонные дома; и т. д. Лошадь-машина, копья – огнестрельное оружие, корыто – стиральная машина, кольчуга – бронежилет.

Воспитатель: кто знает, для чего люди определяют времяДети: - По часам люди определяют, когда вставать, когда идти на работу, когда обедать, когда ложиться спать. 

Воспитатель: - Мы с вами тоже живём в соответствии со временем. Называется это режимом. Как вы думаете, для чего нам нужен режим? (чтобы не опоздать никуда, многое успеть и т. д.) Время движется – утро сменяет день, день сменяет вечер, вечер сменяет ночь, сутки закончились и всё повторяется. Утром гимнастика и завтрак; в полдень – обед, вечером ужинаем, ночью мы спим. А теперь посмотрите, перед вами модель – «Дни недели». Сколько частей у модели? Какого они цвета? Как вы думаете, что они обозначают? Каждый отрезок модели обозначает день недели, Их всего 7. Число 7

наши предки считали волшебным, счастливым, поэтому объединили в неделю именно семь дней, чтобы это счастливое число всегда было с нами. В каких сказках мы встречаем число 7? Ответы детей: - «Цветик-семицветик»«Волк и семеро козлят»«Белоснежка и семь гномов»«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Воспитатель: - Время, как воздух – мы не видим его, но оно регулирует нашу жизнь. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно глядя на часы. Уже сейчас необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять время, чувствовать его длительность, планировать свою деятельность во времени. Каждый человек должен беречь время. Почему, как вы думаете? (ответы детей). В старину говорили«Скучен день до вечера, коли делать не чего». Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей).

А какие вы знаете пословицы о времени(ответы детей). Объясните пословицы«Делу время, а потехе час»(Сначала нужно сделать все дела, а потом можно отдыхать)«Век живи, век учись».(человек приобретает знания и совершенствует их в течении всей жизни). Молодцы ребята!

Воспитатель: - Можно ли время посчитать(Да). Что мы считаем, говоря о времени?

Дети: - секунды, минуты, часы, дни, месяцы, года, века. Воспитатель: - правильно, всё это – частички времени (аудиозапись звука часов). Отгадайте загадку: Мы днём не спим, мы ночь не спим, И день и ночь стучим, стучим (часы)Воспитатель: - Правильно, это часы, а что такое часы? Посмотрите, из каких частей состоят часы?

Дети: - Это прибор, который показывает время, состоит из корпуса, циферблата, часового механизма, кнопок и стрелок. 

Воспитатель: - Что показывают часы?

Дети: - часы показывают секунды, минуты, часы.

-Ребята обратите внимание, что на циферблате расположены цифры от 1-12.

Зрительная гимнастика.

Детям предлагается вспомнить порядковый счет от 1-12 .

Дети выполняют задание: «Найди пропущенное число».

Динамическая пауза:  “Ходят стрелочки по кругу”

(На полу разложены карточки с цифрами от 1 до 12, по кругу. Дети встают

около карточек. Педагог встает в центре и произносит с детьми слова) .

Мы – часы, наш точен ход,

Водят стрелки хоровод.

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга.

(Дети ходят по кругу, взявшись за руки.)

Стрелки, стрелки, не спешите,

Вы нам время подскажите!

(Дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой.)

Воспитатель.

Часы пробили ровно пять часов! (Встают дети,

сидящие с цифрой 5 и 12.)

(Игра повторяется) .

Дети проходят на свои места .

Воспитатель: Часы бывают разные. Дид. игра – пазлы «Виды часов»(Дети делятся на группы собирают пазлы и называют часы, которые собрали:настенны,напольные,настольные,наручные,карманные,будильник,электронные,песочные.

-Чем отличаются часы друг от друга? (Формой, величиной, цветом, местом расположения циферблата, разными по длине стрелками.)

-Чем похожи? (На всех часах есть цифры, стрелки, все они показывают время.)

Воспитатель: Ребята, у меня для вас необычная загадка: выполнив правильно графический диктант, вы узнаете часы, которыми пользовались люди более 1ооо лет назад, и сегодня, в наши дни они тоже подсказывают нам время. Слайд18 картинка

Графический диктант «Петух» (работа в тетрадях)

Проверьте себя! (Петух)

Воспитатель:. Мы знаем, что по часам можно определить который час. А можно узнать по часам, какой день недели? Месяц? Год? Чтобы всё это знать, люди придумали календарь. Какие вы знаете календари? (настенные, настольные, перекидные, маленькие, отрывные и т. д. Послушайте, я расскажу, как появился календарь. . Это было давным – давно. Люди ещё не знали, что Земля вращается вокруг себя и вокруг солнца, но заметили, что смена времён года происходит всё время одинаково. Тогда человек стал составлять календарь – таблицу на месяц и даже на год. Он делал насечки на камне, на дощечке. Потом учёные придумали таблицы, по которым можно узнать каким днём недели будет любое число любого месяца. Итак, календарь – это счёт больших промежутков времени. Посмотрите, перед вами календарь, определите какой сегодня день, месяц, день недели. Воспитатель: Время можно измерить, а можно ли время увидеть?

Дети: мы можем увидеть, только, как двигается секундная стрелка, пересыпается песок в песочных часах.

Воспитатель: А услышать время можно?

Дети: часы «говорят»«Тик-так».

Воспитатель: А почувствовать? (холодно, горячо, больно).

Воспитатель: А можно время взять и поиграть с ним, как с игрушкой.

Дети: Со временем нельзя совершать какие-либо действия. Его нельзя взять и положить. Его можно только сберечь.

Воспитатель: У меня есть одна мечта: вернуть время назад и стать таким же ребенком как вы. Получится?

Дети: нет.

Воспитатель: Почему нет? (не вернуть, не ускорить.)

Дети: Нельзя вернуть то, что уже прошло.

Воспитатель: Прошедшее, настоящее и будущее не могут поменяться местами.

Идет время своим чередом, в одном темпе, ни быстрее, ни медленнее.

И мы видим только, как движется секундная стрелка на часах.

Воспитатель: Посмотрите на картинки (на мольберте).

Как вы думаете: это модель чего? (Сутки). Почему? (Круг разделен на 4 части, а в сутках тоже 4 части: утро, день, вечер, ночь).

Следующая модель: неделя. Почему вы так думаете? Назовите дни недели.

Модель года. Сколько времен года? Назовите. Сколько месяцев в каждом времени года? Назовите осенние, зимние, весенние, летние месяцы. Сколько месяцев в году?

Воспитатель: У меня модель года. Согласны? Чего не хватает? Что можно добавить, чтобы модель года была завершена (картинки, соответствующие каждому месяцу года).

Уверена, что вы справитесь с таким заданием. А выполнять его вы будете в парах. Найдите себе партнера по принципу противоположной картинки на ваших бейджиках (весна-осень, зима-лето, день-ночь, утро-вечер).

Мини-проекты рассказы об истории возникновения первых часов.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей подготовительной группы Тема: «Путешествие в королевство шашек».

Задачи :1) формировать элементарные математические представления; учить ориентироваться на ограниченной территории, располагать предметы и их изображения в указанном направлении; учить распознавать фи...

Конспект НОД по познавательному развитию детей подготовительной группы к школе по теме: «Почему я люблю город Красноярск?»

Совместная образовательная деятельность направлена на систематизацию представления детей о родном городе с помощью ментальной карты....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Цель: создать условия для познавательного развития дошкольников.Задачи:совершенствовать умения различать геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат, многоугольник)...

Конспекты ООД Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе "Время. Часы – прибор, отсчитывающий время"

Цель: развитие временных отношений у детей старшего дошкольного возраста с целью использования времени рационально и точно. Задачи:...

Конспект занятия по познавательному развитию детей подготовительной группы «Поможем Нолику»

Обобщать и закреплять математические представления детей 6-7 лет....

Конспект занятия по познавательному развитию детей подготовительной группы на тему :День Республики Крым.

Конспект занятия дя детей подготовительной руппы на тему : День Республики Крым....